Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

Главные цели денежно-кредитной политики- регулирование хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения, создание условий достижения и устойчивого роста производства, стабильного уровня цен. Высокого уровня занятости и баланса внешне-экономической деятельности.

В странах с  переходной экономикой кредитно-денежная политика прежде всего имеет антиинфляционную направленность. Денежно-кредитная  политика тесно взаимосвязана с динамикой производства и основными макро-экономическими показателями.

 

5.Функции Национального Банка  Казахстана по проведению монетарной  политики.

В статье 8 "Функции, полномочия и права Национального  Банка Казахстана" отмечается, что  Национальный Банк Казахстана:

а) проводит государственную  денежно-кредитную политику в Республике Казахстан путем регулирования  объема денежной массы в обращении, является единственным эмитентом банкнот  и монет на территории Республики Казахстан:

б) участвует  в обслуживании внутреннего и внешнего долга Республики Казахстан, гарантом которого является правительство Республики Казахстан;

в) выдает разрешения на открытие банков, дочерних банков на территории Республики Казахстан и  дает согласие на открытие филиалов и  представительств банков как на территории Республики Казахстан, так и за ее пределами, а также выдает лицензии на осуществление банковских операций;

г) в установленном  им порядке проводит обязательную экспертизу проспектов эмиссии ценных бумаг  банков до их регистрации;

д) вправе предоставлять  банкам кредит, вести надзор за открытой позицией банков на рынке ссудного капитала. Является кредитором последней  инстанции для банков, организует систему рефинансирования;

е) осуществляет контроль и надзор за деятельностью  банков, а также организаций, осуществляющих операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты, и устанавливает им пруденциальные нормативы;

ж) осуществляет регулирование уровня банковских процентных ставок в Республике Казахстан путем  изменения официальных ставок. В случаях невозможности приостановления инфляционных процессов в Республике Казахстан методами денежно-кредитного регулирования Национальному Банку Казахстан предоставляются право по ограничению кредитных вложений и изменению процентных ставок по операциям банков;

з) определяет порядок, систему и форму расчетов в  Республике Казахстан, организует функционирование платежной системы, обеспечивающей своевременное и бесперебойное  проведение межбанковских расчетов в казахстанских тенге;

и) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в Республике Казахстан и вправе проводить все виды валютных операций;

к) издает обязательные для исполнения всеми банками, а  также организациями, осуществляющими  операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты  и их клиентами нормативные акты по вопросам банковской деятельности, учета, расчетов,  осуществлению валютных операций в пределах полномочий, определенных законодательством, а также осуществляет надзор за их соблюдением;

л) устанавливает  перечень, формы, сроки представления бухгалтерской, статистической и иной отчетности банками, а также организациями, осуществляющими операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты, для обеспечения контрольных и надзорных функций;

м) в целях  упорядочения расчетов вправе устанавливать по согласованию с правительством Республики Казахстан, очередность платежей с расчетных, текущих, бюджетных и иных счетов, осуществляемых банками и всеми хозяйствующими субъектами, если иное не предусмотрено законодательными актами;

н) вправе участвовать в создании и деятельности организаций, способствующих осуществлению Национальным Банком Казахстана возложенных на него функций;

о) устанавливает  правила учет, хранения, перевозки  и инкассации наличных банкнот и  монет, участвует в обеспечении перевозки, хранении и инкассации банкнот и монет, создает резервные государственные фонды банкнот и монет;

п) составляет и  регулярно публикует сводный  баланс банков Республики Казахстан  и собственный баланс;

р) разрабатывает  прогнозные расчеты по внутренним и внешним активам;

с) имеет право  бесспорного списания денежных средств  со счетов клиентов и банков при  установлении факта ошибочности  из зачисления или средств, зачисленных  на оснований платежных документов с явными признаками подделки;

т) участвует в осуществлении подготовки кадров для системы банков в Республике Казахстан;

у) в исключительных случаях осуществляет операции, связанные  с кредитно-расчетным и кассовым обслуживанием организаций, финансируемых  за счет государственного бюджета;

ф) осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

 

6.Классические монетарные инструменты:  операции на открытом рынке,  политика процентной ставки, регулирование  обязательных минимальных резервов

Процент, периодически изменяемый центральным банком, называют официальной учетной ставкой или учетной ставкой центрального банка. Ставка эта выражается в дисконте, т.е. проценте, взимаемом при переучете векселей, передаваемых коммерческими банками центральному банку (коммерческие банки получили их в виде обеспечения кредитов от юридических и физических лиц), проценте, взимаемом с частных банков при выдаче им кредита под залог ценных бумаг. Все остальные ставки по иммобильным, контокоррентным, потребительским и другим видам займов - производные от названных выше ставок.Центральный банк является главным кредитором всех остальных финансовых институтов. Процент по полученным от центрального банка кредитам ложится в основу калькуляции ставок коммерческих банков, под которые они выдают полученные средства вместе с собственными и привлеченными в виде вкладов.

В соответствии с Указом в нашей республике основными  инструментами денежно-кредитной  политики являются:

- процентные  ставки по операциям Национального  Банка Казахстан с банками;

-норматив минимальных  обязательных резервов, депонируемых  в Национальном Банке Казахстана, в том числе с возможной  дифференциацией по срокам, объемам  и видам привлеченных средств  (резервные требования);

- операции на  открытом рынке по покупке  и продаже государственных ценных бумаг;

- кредиты банкам  и правительству;- интервенции на  валютном рынке;

- введение в  исключительных случаях прямых  количественных ограничений на  уровень и объемы кредитных  операций отдельных видов. 

Национальный  Банк Казахстана устанавливает единую официальную процентную ставку рефинансирования, вправе вводить одну или несколько более высоких ставок по особым видам операций (ломбардный кредит, кредит на покрытие дебетового сальдо и другие) и может проводить процентную политику без фиксации официальной процентной ставки. Официальная процентная ставка рефинансирования устанавливается в зависимости от общего состояния денежного рынка, спроса и предложений по кредитам, уровня инфляции и инфляционных ожиданий.

Официально установленные  ставки Национального Банка Казахстана представляют собой минимальные ставки, по которым Национальный Банк Казахстана может выступать в операциях на определенных условиях. Национальный Банк Казахстана использует свою процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки для реализации целей государственной денежно-кредитной политики.

В соответствии с целями ГРЭ центральный банк (в Казахстане Национальный Банк) меняет ставки, изменяя таким образом  соотношение спроса и предложения  ссудного капитала. Кроме непосредственного воздействия на хозяйственную активность, изменения учетной ставки центрального банка оказывают сильное влияние на состояние экономики. Изменение официальной учетной ставки осуществляется небольшими шагами, чаще всего 0,25% реже по 0.5%.

Велика роль учетной ставки центрального банка  и как фактора, оказывающего влияние  на издержки производства и уровень  национальной конкурентоспособности. Капитал является фактором производства, процент на капитал - это цена его  использования и составная часть издержек производства товаров и услуг. Процент на капитал калькулируется в издержках независимо от его происхождения: взят ли этот капитал в долг в центральном банке, в других финансовых институтах, внесен ли вкладчиками в банки или принадлежат собственникам. Как "цена" одного из факторов производства процент на заемный капитал входит в цену товаров и услуг, поскольку повышения учетной ставки ведет к повышению издержек. Особенно наглядно эти последствия проявляются в условиях недостаточной насыщенности внутреннего рынка и относительной защищенности его от иностранной конкуренции (количественные и таможенные барьеры). В этих условиях предпринимателям легко перекладывать возрастающие издержки на потребителя через цены. Изменение официальной учетной ставки имеет далеко идущие последствия для внешнеэкономических позиций страны, состояния ее платежного баланса и устойчивости национальной валюты.

 В условиях  всеобщей либерализации международного  движения краткосрочного капитала, т.е. "горячих денег", потоки этого капитала чутко реагируют на три индикатора: учетную ставку центрального банка, уровень налогообложения доходов на банковские вклады и перспективы изменения курса национальной валюты. При неизменности двух последних индикаторов определяющее воздействие на направление потока отечественного и иностранного краткосрочного капитала (в страну или из страны) оказывает изменение учетной ставки. А это, в свою очередь, отражается на состоянии платежного баланса и национальной валюты.

Количественные  ограничения кредита преследуют те же цели, что и изменение учетной ставки центральным банком, но проводится частично административными средствами. Как отмечается в Указе, под прямыми количественными ограничениями Национального Банка Казахстана понимаются максимальные уровни ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание процентных ставок прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей. Национальный Банк Казахстана вправе применять прямые количественные ограничения в случае невозможности приостановления инфляционных процессов методами денежно-кредиторного регулирования.

 Регулирование обязательных минимальных резервов Государство обязывает банковские учреждения держать определенную часть собственных и депонированных у них средств на счетах центрального банка. Центральный банк в зависимости от состояния конъюнктуры и целей ГРЭ периодически изменяет нормы минимальных резервов. Это средство денежно-кредитного регулирования призвано решить четыре задачи:

1. Экономическая задача; в условиях свободы принятия решений и возможности рискованных операций обеспечить минимальную устойчивость банков, не допустить, чтобы из-за полного краха одного или нескольких банков кризис неплатежей и банкротство распространились по народному хозяйству, как волны от камня. брошенного в воду. Задача обеспечения минимальной гарантированной стабильности банковской системы решается установлением размера минимальных резервов. Они должны быть достаточными, чтобы обеспечить работу каждого банка на срок один месяц или более.

2. Социальная задача: обязательные минимальные резервы представляют собой гарантию от полного разорения вкладчиков. Какое бы банкротство банк ни потерпел, у него равно останется какая-то собственность и требования. Вместе с минимальными резервами в центральном банке их будет достаточно, чтобы компенсировать вклады, в первую очередь мелкие и средние, если не полностью, то хотя бы частично.

3. Задача создания и поддержания резервов центрального банка: обязательные резервы хранятся в центральном банке в бессрочных счетах. По решению руководства центрального банка они могут увеличиваться и уменьшаться, но всегда на счетах остается какой-то минимум, который по мере развития банковского кредита, роста суммы срочных обязательств постепенно увеличивается.

4. Задача  обеспечения центрального банка  мощным инструментом ГРЭ: если центральный банк снижает норму обязательных минимальных резервов, то размеры реального капитала в распоряжении банков увеличиваются, а так как капитал не может существовать без обращения, он вливается в экономику и стимулирует деловую активность. Повышение нормы минимальных резервов сокращает финансовую базу оперативной деятельности частных банков, сокращает прилив ссудного капитала в народное хозяйство.

Изменение нормы  обязательных минимальных резервов как средство ГРЭ используется в  развитых странах с рыночной экономикой более 60 лет. Как правило, оно применяется  не в одиночку, а в сочетании  с другими инструментами. Ограничители эффективности этого средства ГРЭ те же, что и изменения учетной ставки: инфляция, растущая независимость крупных фирм от кредита, возможность использования дешевых иностранных источников кредита.

 

7.Специфика денежно-кредитной политики  в РК на разных этапах развития

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан (имеющим силу закона) "О Национальном Банке Республики Казахстан" наша республика имеет двухуровневую  банковскую систему.

Национальный  Банк Республики Казахстан (в дальнейшем Национальный Банк Казахстана) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Основной задачей Национального Банка Казахстана является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты Республики Казахстан.

На Национальный Банк Казахстана также возлагаются:

- разработка  и проведение политики государства  в области денежного обращения,  кредита организации банковских  расчетов и валютных отношений,  способствующих достижению целей экономического развития Казахстана и его интеграции в мировую экономику;

- содействие  обеспечению стабильной денежной, кредитной и банковской системы;

- защита интересов  кредиторов и вкладчиков банка,  а также клиентов организаций,  осуществляющих операции по купле, продаже и обмену иностранной валюты путем принятия актов, регулирующих деятельность банковских и иных организаций, и осуществления контроля за их исполнением.

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"