Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

Носители хозяйственных  интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, лица свободных профессий, государственные служащие, текстильщики и рабочие военно-промышленного комплекса, крестьяне и т.д. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности. Представители этих групп индивидуально выражают свои интересы в средствах массовой информации, на митингах и обращаясь с просьбами, протестами, пожеланиями в государственные учреждения, ответственные за экономическую и социальную политику.

Выразители  хозяйственных интересов  Носители экономических интересов объединены в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, маклеров, аптекарей и т.д. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов. Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на ГЭП. Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов являются политические партии. В отличие от выразителей экономических интересов, которые заявляют, от чьего имени они выступают, политические партии часто действуют под знаменем общенациональных интересов, например, демократическая и республиканская партия в США. 
Партии тесно связаны с выразителями и носителями экономических интересов. Во всем мире социал-демократические партии тесно связаны с профсоюзами, а союзы предпринимателей поддерживают консервативные, христианско-демократические, либеральные партии.

    С точки  зрения оценки перспектив  государственной  экономической политики важнейшее  значение имеет изучение социально-  экономических разделов программ партий, реально претендующих на победу на следующих парламентских выборах. Тогда эти партийные программы  могут стать основой  или составной частью ГЭП.

 Проводить в жизнь программу государственной экономической политики будут субъекты ГРЭ - исполнители хозяйственных интересов. Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами ГРЭ - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Эти органы не избираются и не всегда назначаются парламентом, а формируются чаще всего центральными и местными властями вместе с заинтересованными союзами - выразителями экономических интересов. Часто они непосредственно проводят в жизнь, а иногда и принимают решения по мерам экономического и социального регулирования. Другая группа государственно-частных органов хозяйственного регулирования - это советы по сферам деятельности, например, научно-технический, военно-технический, по региональной политике, по внутренним водным путям сообщений, по профессиональному образованию. Существуют многочисленные возможности воздействия носителей и выразителей хозяйственных интересов на ГЭП: через органы массовой информации, демонстрации и манифестации, сбор подписей, обращения в суды ~ от местных до международных, кампании гражданского неповиновения и т.д.

 Объекты  ГРЭ. Объекты государственного регулирования - это условия, процессы, отношения, элементы и сектора народного хозяйства, функционирование которых рыночный механизм обеспечивает неудовлетворительно или не обеспечивает вообще. Объекты ГРЭ представляют собой как бы осознанные болевые точки рыночной экономики, проблемы, трудности, кризисы, по которым необходимо постоянное наблюдение и заблаговременная диагностика, подбор и дозирование средств снятия напряженности, ликвидации узких мест, разрешения кризисов, принятие мер оперативных или профилактических, постоянно или в экстренных ситуациях. Объекты ГРЭ различаются по уровню решаемых задач -  фирмы, отрасли, регионы, сектора экономики (промышленность, услуги, инфраструктура, сельское хозяйство); общехозяйственные процессы и отношения (экономический цикл, денежное обращение, занятость, цены, НИОКР), глобальные процессы (социальные отношения, экология), внешнеэкономические связи, наднациональные и мирохозяйственные отношения (интеграционные процессы, участие в международных экономических организациях, экономико-политические связи).    Объектами ГРЭ являются и отношения между субъектами - объединениями предпринимателей и профсоюзами, условия конкуренции положение мелких и средних фирм, крестьянства, внешнеэкономические связи.

Основная литература:1,2,5

Дополнительная  литература:1,3,4,8,9,10

 

Тема 2. Понятие  методологии ГРЭ и ее основные элементы

1.Разработка концепции  ГРЭ и ее основные элементы

2 Целеполагание,  конкурирующие и поддерживающие цели.

3.Определение важнейших  приоритетов социально экономического  развития

4.Разработка принципов  формирования системы ГРЭ

5. Выбор инструментария  для реализации поставленных  целей

 

1.Разработка  концепции ГРЭ и ее основные  элементы

Государствениое регулирование  невозможно без научно обоснованной концепции.Концепция должна базироваться на политике, целях и приоритетах  экономики 

Концепция ГРЭ - это разработка практических и эффектив-ных направлений по осуществлению макроэкономической, струк-турно-инвестииионной и внешнеэкономической политики при оптимальном ислользовании преимушеств плаиовой и рыночной моделей координации хозяйственной деятельности общества.

При реализаиии данной концеппии  необходимо определить:

—  приоритетные вопросы;набор инструментов. соответствующий характеру и уровню задач госрегулирования

 

2 Целеполагание,  конкурирующие и поддерживающие  цели

Наиболее значимой и  сложной задачей формирования концепции  социально-экономического развития страны является целеполагание, то есть описание желаемого состояния национальной экономики и общества в целом      к определенному сроку с учетом важнейших аспектов их функционирования. Главная задача разработки этой концепции состоит в обеспечении комплексности развития национальной экономики и сбалансированности ее основных элементов.

В национальной экономике  должна соблюдаться сбалансированность макропотоков по конечным целям развития и ресурсам. В противном случае возникают определенные диспропорции в функционировании и развитии этой экономики, что приводит к снижению ее эффективности и повышению в вероятности возникновения  социальных конфликтов.

Многофункциональность национальной экономики предполагает многоуровневую систему целей, которую целесообразно оформлять в виде «дерева целей». Каждая из целей должна указываться с количественными показателями деятельности соответствующих объектов национальной экономики, которые позволяют ее количественно измерить.

Цели социально-экономического развития страны могут выражаться с помощью совокупности качественных и количественных характеристик- целевых установок (ориентиров), целевых показателей и нормативов. Количественная определенность цели может обеспечиваться разработки целевых показателей –количественных характеристик объекта целепологания на определенный момент времени и целевых нормативов, то есть значений целевых показателей, которые соответствуют требуемому научно обоснованному  уровню конечного (желаемого) состояния социально-экономического развития страны.

На основе системы  национальных прогнозов и концепции разрабатывается собственно стратегия социально-экономического развития страны, или государственный стратегический план, который выступает важнейшим инструментом в системе государственного регулирования экономики.

Самой главной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Чаще всего одна цель не может быть достигнута вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твердого топлива и улучшения топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели и взаимодействуют между собой. Цели ГРЭ по их характеру можно разделить на следующие типы: направленные на сохранение существующего положения, стимулирующие прогрессивные процессы, направленные на внедрение в экономику новых форм деятельности или новых, нейтральные, краткосрочно неадекватные существующему строю. Допустимость таких мер зависит от устойчивости и эластичности социально-экономического строя в конкретной стране в конкретный исторический период. Конкретные цели не только подчинены генеральной, но и находятся в тесной взаимосвязи между собой.

Цели могут частично перекрывать друг друга. Часто одна цель не может быть достигнута, пока не будет выполнена другая, т.е. одна цель будет предварительной по отношению к другой.Конкретные частные цели могут служить опосредствующими для достижения других, более высоких с точки зрения текущего момента целей. Одна цель может оказаться временно более важной и подчинить себе другие в зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровней осознания этой ситуации субъектами ГРЭ и установленной правительственными органами на данный отрезок времени системы приоритетов целей. Любая из вышеназванных целей может служить, содействовать или препятствовать достижению другой цели. Положение отдельных целей в дереве целей государственной экономической политики нестабильно. Оно постоянно изменяется в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации, экономических задач, встающих перед страной, выступающих на передний план. В условиях кризиса первичной целью становится выход из кризиса, в узком конкретном смысле - оживление конъюнктуры. Все остальные цели отступают и подчиняются ей. При длительном дефиците платежного баланса, росте внешней задолженности и уменьшения валютных резервов на первый план выступает цель - оздоровление платежного баланса и починенные ей цели - привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках. Отдельные цели ГРЭ не только частично перекрывают друг друга или играют одна по отношению к другой опосредствующую роль, но и вступают в другие отношения. Они могут быть гармоничными, т.е. взаимоспособствующими, автономными, т.е. независимыми друг от друга: противоречивыми и взаимоисключающими. Отношения целей носят гармоничный характер, если успехи в достижении одной цели способствуют осуществлению другой. Конфликт целей возникает, когда успехи осуществления одной цели могут быть только в ущерб другой.

 

3.Определение  важнейших приоритетов социально  экономического развития

Государственная стратегия  стимулирования экономического роста  в развитых странах на разных этапах имела свою специфику и брала  на вооружение различные концепции, умело сочетая рецепты неоклассического, кейнсианского и неокейнсианского направлений. Сложившаяся в США после «великой депрессии» 1929 — 1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом главным образом денежно-кредитными инструментами. Так, стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение — путем их повышения. В 80-х гг. в США была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, перспективные технологии.

Сторонники экономики  предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия государства на экономический рост:

•  стимулирование НТП и развитие научных исследований;

•  увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;

•  глубокая перестройка налоговой системы. Главной целью этой политики стали высокие темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов. В 90-е гг. наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.

Другое направление  государственной политики, стимулирующее  экономический рост, — поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок

 

4.Разработка  принципов формирования системы  ГРЭ

Создавая систему государственного регулирования экономики  важно так же следовать определенным принципам:

1-Принцип эффективности.  Государственное регулирование  должно предусматривать конечный  экономический эффект.

2-Принцип справедливости - через прогрессивное налогообложение, внедрение политики поддержки доходов (помощь людям преклонного возраста, неработоспособным, многодетным), страхование безработных и т. д.

3-Принцип стабильности. Обеспечивает необходимое влияние  на экономику с целью выравнивания  подъемов и нивелировки спадов делового цикла, сдерживание безработицы, поддержки экономического развития.

4-Принцип системности  государственного влияния. Предусматривает  комплексный, системный подход  к решению экономических, социальных, экологических, внешнеэкономических и других проблем.

5-Принцип адекватности. Требует, чтобы система государственных  регуляторов экономики и средства  их применения отражали реалии  современного этапа социально-экономического  развития и политической надстройки  Украины как независимого государства, а также оценку общей политической и экономической ситуации.

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"