Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция
1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.
5.Методы и инструменты ГРЭ
Государством применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.
К методам прямого государственного воздействия относятся:
- определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
- государственные заказы
и контракты на поставки опреде
- государственная поддержка
программ, заказов и контрактов;
нормативные требования к
- правовые и административные
ограничения и запреты по
- лицензирование операций
по экспорту и импорту товаров,
Прямые методы государственного
регулирования экономики не связаны
с созданием дополнительного
материального стимула или
Методы косвенного государственного
регулирования экономических
- налогообложение, уровень обложения налогами и систему налоговых льгот;
- регулирование цен, их уровня и соотношений;
- платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
- таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.
Сфера применения косвенного
регулирования по мере развития рыночной
экономики значительно
Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Достигается это с помощью развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в рыночной экономике увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или иные решения (государственные предприятия и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия своих решений.
6.Система государственной экономической власти в РК
В Конституции нашего государства отмечено: «Республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления и утверждает себя светским, правовым и социальным государством».
Конституция Республики Казахстан как Основной Закон государства закрепляет фундаментальные положения, касающиеся:
• государстственности республики.
• формы правления;
• способов взаимоотношений
государства и
• прав и обязанностей человека и гражданина.
Можно отметить, что в структуре государственного устройства существует разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст.З Конституции РК)
Конституцией четко
разделены компетенции
Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент страны избирается в соответствии с конституционным законом совершеннолетними гражданами РК на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права сроком на 7 лет.
Государственное устройство Республики Казахстан
Высшим представителъным органом, осуществляющим законодательные функции, является парламент. состоящий из сената VI мажилиса.
Законодательная власть вырабатывает и принимает законодательные акты. являющиеся основой механизма управления эко-номикой.
Правительство оеуществляет
исполнительную власть в республике,
возглавляет систему
В обязанности премьер-министра входят управление и координация деятельности отраслевых министерств и ведомств.
Судебная властъ призвана следить за строгим соблюдением законов, принятых экономического розвития; разрабатывает и представляет парламенту власти. Она осуществляется Верховным судом и Конституционным Советом органы государствениого управления, подотчетные непосредственно президенту, условно можно разделить на две категории: группу министерств и ведомств, отвечающих за национадьную безопасность страны. и группу ведомств. ответственных за развитие национальной экономики.
По мере развития рыночных отношений и увеличения форм хозяйствования возникает необходимость совершенствования организационной структуры управления.
Это осушествляется за счет:
1. Упрощения структуры.
2. Устранения дублирующих функций.
3. Сокращения штатных излишеств.
4. Четкого разграничения
функций, прав и
5. Координации и взаимодействия органов управления при решении общих задач в республиканском. региональном и программном разрезах.
В настоящее время в Казахстане дейсгвует семнадцать Министерств, государствеиные комитеты, а также другие ведомства.
К числу важнейших органов, ответственных за экономическую ситуацию в стране, относятся: Министерсвоо финансов, Министерство экономики и бюджегною планирования, Национальный банк страны.
На Министерство экономики и бюджетного планирования возложена функция по разработке документов, обосновывающих экономическое развитие страны, таких как прогноз, индикативный план (комплексная народнохозяйственная программа развития). целевые программы по развитию отделных важнейшнх направлений экономики.
Министерство финансов отвечает за разработку и реализацию государственного бюджета страны в различных ею видах. В Минфине существует Казначейство, которое аккумулирует и фактически распределяет бюджетные средства государства, осуществляет контроль кассового исполнения бюджета.
Национальный банк страны несет ответственность за состояние денежно-кредитной системы в стране, за курс тенге, его устойчивость, осуществляет валютное регулироваиие и валютный контроль. Проблема инфляции гакже иаходигся в компетенции Националыюго баика и Минфина.
Важное значение имеют органы местного самоуправлеиия —органы местной представигельной (маслихаты) и исполнительной власти(акиматы),которые ответственны за состояние дел на соответствующей территории .
Первые выіражают волю населения и с учетом общегосударственных интересов. дытьвынесены н,: рассмотрсшіе лишь определяют меры для их реализации. Вторые обесцечивают прове-дение общегосударственной политики исполнительной власти.
государственной поддержки предпринимательства и бизнеса
В странах с рыночной экономикой на государственном уровне не ставилась задача создания и развития малого бизнеса, поскольку он сложился естественным путем, за сотни лет. В Казахстане этот сектор экономики сформирован практически за считанные годы.
Реализация двух государственных программ поддержки и развития предпринимательства в период с 1992 по 1996 годы позволила заложить основу становления и развития частного предпринимательства в Казахстане и сделала эту тенденцию необратимым процессом.
В последующий период новый импульс развитию малого бизнеса придали Указы Президента Республики Казахстан от 14 июня 1996 года № 3036 «О дополнительных мерах по реализации государственных гарантий свободы предпринимательской деятельности», от 6 марта 1997 года № 3398 «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» и от 27 апреля 1998 года № 3928 «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности».
Программа нацелена на обеспечение устойчивого развития малого бизнеса, увеличение его доли в приоритетных отраслях экономики. В результате практической реализации основных мероприятий Программы предусматривается значительный рост числа новых рабочих мест, создание реальной конкурентной среды и формирование массового слоя собственников, как основы среднего класса общества.
2.Цели и задачи программы.
1. Обеспечение устойчивого
развития малого
2. Увеличение доли малого бизнеса в приоритетных отраслях экономики
3. Рост числа новых рабочих мест
4. Создание реальной конкурентной среды
5. Формирование массового
слоя собственников, как
Для реализации целей
программы предусматривается
- формирование и развитие
эффективных институтов
- отработка механизмов доступа частного сектора к кредитным ресурсам; неиспользуемым государственным производственным помещениям, оборудованию и др.;
- организация системы
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров малого
- совершенствование правовых норм защиты и развития малого предпринимательства;
- поддержка и развитие
малого бизнеса в
- усиление роли
Системообразующие компании должны образовать основу индустрии казахстанской экономики. Вокруг этой компаний должны образовываться и по их заказам работать малые и средние предприятия. Поэтому будет способствовать целенаправленное содействие этим процессам государства как одного из главных учредителей или акционеров этих компаний.
В перспективе они
должны трансформироваться в транснациональные
корпорации. Для обеспечения стратегических
и экономических интересов
предпринимательства
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все большее значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих государству, производится от одной пятой до трети валового национального продукта.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как:
· обеспечение необходимых темпов роста,
· сглаживание циклических колебаний,
· поддержание занятости,
· стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.
Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.
Но не только это: государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования.
Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.
К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также
предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,
помощь жизненно важным науко- и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,
проведение региональной политики создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,
увеличение числа рабочих мест,
охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
строительство очистных сооружений,
развитие фундаментальных научных исследований,
производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.
Государственное предприятие,
пусть даже наделенное самыми широкими
правами и ответственностью, всегда
отстает от частного в степени
хозяйственной
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должны разрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим:
1. Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
2. Стратегическое
Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"