Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

Группу формализованных  методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних и др. Ко второй подгруппе относятся методы математического моделирования, регрессионного и корреляционного анализа и др.

Кроме того, широко используются в процессе экономического прогнозирования  нормативный и балансовый методы. Особое место в классификации  методов экономического прогнозирования  занимают комбинированные методы, которые  объединяют различные методы. Например, коллективные экспертные оценки и методы моделирования или статистические методы и опрос экспертов.

 

5.Сущность  и основные цели народно-хозяйственного  планирования

Концепция социально-экономического развития страны (концепция развития национальной экономики) является одним из важнейших государственных документов стратегического характера. Ее основное назначение-выражение общего замысла, то есть определение стратегических целей развития национальной экономики и средств их реализации исходя из учета и обеспечения сочетания государственных, региональных и местных интересов.

Главная цель формирования концепции- определение стратегических ориентиров и целей развития национальной экономики, основных направлений и механизмов их реализации.

Разработка  концепции социально-экономического развития страны базируется на следующих  важнейших принципах:

  • Целенаправленности;
  • Комплексности;
  • Вариантности;
  • Эффективности;
  • Демократичности.

Структура концепции  социально-экономического развития страны определяется ее сущностью и назначением, общими требованиями, предъявляемыми к документам прогнозно-аналитического характера.

В целях установления четкой взаимосвязи стратегического, экономического и бюджетного планирования предлагается внедрить новую модель государственного планирования.

Новая модель государственного планирования (приведена в приложении к Концепции) будет включать следующие  элементы:

1) стратегические программные  документы – Стратегия «Казахстан  – 2030». «Процветание, безопасность  и улучшение благосостояния всех казахстанцев» (далее – Стратегия «Казахстан – 2030»), ежегодные послания Главы государства народу Казахстана, государственные программы и стратегические документы;

2) макроэкономический  прогноз и основные параметры  фискальной политики;

3) стратегический план развития государственного органа;

4) меморандум между  Премьер-министром Республики Казахстан  или акимом области (столицы,  города республиканского значения), района и государственным органом;

5) республиканский (местный)  бюджет;

6) целевые программы государственного органа;

7) операционный план  государственного органа;

8) отчет государственного  органа.

Макроэкономический  прогноз и основные параметры  фискальной политики (далее – Макроэкономический прогноз) – это документ, содержащий анализ текущего состояния экономики в различных ее срезах и прогноз социально-экономического развития страны с учетом принятых на момент составления стратегических программных документов, а также направления налогово-бюджетной и социальной политики.

Макроэкономический прогноз разрабатывается ежегодно сроком на пять лет на республиканском уровне центральным уполномоченным органом по экономическому планированию, на местном уровне – местными уполномоченными органами по экономическому планированию.

Макроэкономический прогноз должен содержать параметры бюджета и лимиты расходов бюджета в разрезе администраторов бюджетных программ, параметры консолидированного бюджета и Национального фонда Республики Казахстан на три года.

Стратегический  план развития государственного органа (далее – Стратегический план) – это документ, содержащий основные стратегические направления и цели деятельности государственного органа на среднесрочный период во взаимосвязи с выделяемыми ему бюджетными лимитами.

Стратегический план разрабатывается ежегодно сроком на три года центральными и местными государственными органами и утверждается Правительством Республики Казахстан и местным исполнительным органом соответственно после принятия бюджета Парламентом Республики Казахстан или местным представительным органом.

6 Виды планирования  директивное, индикативное

Директивное (административно-командное) планирование

В данном случае собственником  средств производства является государство, а план воплощает государственную  стратегию и приоритеты в распределении ресурсов и доходов, определении темпов экономического роста (в плане также отражаются административные указания, служащие средствами его реализации). Центральное планирование довлеет над рынком, а макроэкономическая перспектива – над микроэкономическим подходом.

Соответственно отсутствует  автономия предприятий, что исключает  при принятии решений учет и анализ микроэкономических точек зрения.

 Индикативное планирование

Индикативное планирование- это процесс формирования системы  параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов.

В качестве индикаторов  социально-экологического развития можно  использовать показатели, характеризующие  динамику, структуру и эффективность  экономики, состояние финансов, денежного  обращения, рынка товаров и ценных бумаг, движение цен, занятости, уровень  жизни населения, внешнеэкономические  сферы и т.п.

Взаимоувязанное внутрение  сбалансированная система этих показателей  призвана давать количественную характеристику социально-экономической политики государства.

В числе мер государственного воздействия на социально-экономические процессы предполагается использовать централизованные финансовые и валютные средства и кредиты, налоговые рычаги, систему амортизации, таможенные пошлины, лицензии  и квоты, объемы поставок продукции   для государственных нужд, определение условий функционирование государственных предприятий.

Учитывая опыт реализации индикативного планирования в различных  странах (Франция, Великобритания, Япония, Германия и другие) можно определить следующиее:

Индикативное планирование – это макропланирование при самостоятельном предприятий, ориентирование частных предприятий на выполнение задач, формулируемых государством. То есть, государственные программы , ориентирующие и мобилизующие отдельные  звенье экономической структуры на выполнение этих программ  в общенациональных интересах.

Индикативное планирование  содержит  обязательные  задания  для государства и госсектора. Частные предприятия ориентируются  на индикативное планирование, подстраиваясь  под планы самого мощного «игрока» в рыночной системе-государства, даже если это необязательно.

Индикативное планирование- механизм координации действии и  интересов государства  и других субъектов экономики. Помимо информационного  значения такое планирование выполняет  координационную роль, то есть предполагает согласование деятельности «центра», отраслей и предприятий в процессе  самостоятельной  разработки последними их производственно-хозяйственных программ.

Главной задачей индекативного  плана является координация использования  главным образом государственных ресурсов, не претендующаяя на прямое определение решений  хозяйствущих субъектов частного сектора экономики. Вместе  с тем основные  параметры развития национальной экономики и основные  параметры деятельности государственных органов управления   и госпредприятий, содержащиеся в индекативном плане, призваны способствовать формированию экономической среды, влияющей на действия предприятий частного сектора экономики.

В современных условиях индикативное планирование   предполагает согласование  следующих процессов:

1) макропланирования,  предстваленного   в прогнозах,  бюджетных планах и прогаммах,  разрабатываемых и осуществляемых  государством;

2) территориального (регионального)  планирования, которе воплщается  в прогнозах, бюджетных планах  и программах, разрабатываемых региональнымии и местными органами управления;

3) мезопланирования  (планирования  развития  отраслей, подотраслей,  территориально-производственных  комплексов и т.п.), осуществляемого  главным образом метакорпорациями (межотраслевые, межрегиональные и международные  финансово-промышленные группы);

4) микропланирования,  реализуемого в планах  предприятий. 

 

7.Понятие  планирования

Планирование - это функция, связанная с определением целей  и задач организации, а также  ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Понятие "планирование" имеет 2 смысла:

1. Общеэкономический  с точки зрения общей теории  фирмы

2.Управленческий (одна  из функций менеджмента, которая  представляет собой процесс определения  целей и путей достижения этих  целей).

Непрерывность означает, что планирование должно охватывать все этапы работы и распространяться как на длительную перспективу, так и на более короткие сроки. Бессистемность, на каком-либо одном этапе, способна разрушить даже хорошо продуманный план, и устранение ее последствий зачастую требует немалых усилий.

Научность означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. опираться на достоверную информацию, выполняться научно обоснованными методами. В современном планировании для этого широко применяются математические модели, компьютерная техника. При этом в природоохранном обустройстве территорий должны использоваться результаты экологических и экономических прогнозов, экологического мониторинга, положений целевых природоохранных программ.

Приоритетность означает необходимость правильного выбора ведущих (приоритетных) звеньев, от реализации которых зависит общий успех дела. Именно умение выбирать такие приоритеты отличает сильного менеджера от более слабого.

Взаимная увязка и координация означает необходимость охвата всех производственных подразделений предприятия с целью обеспечения сбалансированности совместной работы.

 

 Принципы  планирования

К основным принципам  планирования можно отнести следующие:

1. Принцип единства. Поскольку организация это целостная система, то составные её части должны развиваться в едином направлении. Это означает, что планы каждого подразделения должны быть связаны с планами всей организации.

2. Принцип участия. Означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от занимаемой должности, т.е. процесс планирования должен привлекать всех тех, кого он затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия называется "парситипативным".

3. Принцип непрерывности. Означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это необходимо в силу того, что внешняя среда организации неопределенна и изменчива, поэтому фирма должна корректировать и уточнять планы с учетом этих изменений.

4. Принцип гибкости. Он заключается в обеспечении возможности изменять направленности планов, в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

5. Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности какая только возможна.

 

8.Экономическое  программирование

Важнейшим элементом  экономического программирования являются разработка и составление экономических  программ. Государственная экономическая программа – это комплекс иерархически соподчиненных целей, важных для развития народного хозяйства, средств их достижения, органов, ответственных за их исполнение в установленные сроки, и за контроль, обеспеченный достаточным целевым финансированием и правовой базой. Разработка и осуществление таких программ называется государственным экономическим программированием. Первыми на путь экономического программирования после второй мировой войны встали Франция, ФРГ, Италия, Голландия, Швеция, Бельгия, Норвегия, так как использовавшиеся ранее традиционные кейнсианские методы государственного регулирования, широко применявшиеся в большинстве других капиталистических стран после экономического кризиса 1929 – 1933 гг., не могли решить проблемы послевоенного восстановления экономики. Экономическое программирование в этих странах возникло прежде всего в связи с научно-техническим прогрессом, необходимостью структурой перестройки экономики, а также оценки национальных ресурсов, отсутствием информации о перспективах экономического роста, преодолением валютно-финансовых трудностей, модернизацией топливно-энергетической базы.

Основная литература:1

Дополнительная  литература:1,5,7,10

 

Тема5. Финансово-бюджетные методы государственного регулирования

1Фискальная политика  как основа финансово-бюджетного  регулирования: цели, основные инструменты

2. Госбюджет-основа финансового  регулирования государством экономики

3 Принципы построения  бюджетной системы: прозрачность, научность, полнота, адресность

4 Функции госбюджета

5 Налоговая система  как метод  государственной  экономической политики

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"