Лекции по "Государственному регулированию экономики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:44, лекция

Описание

1.Типология основных общественно-экономических систем и основные модели хозяйствования
Для решения экономических проблем общество может использовать множество институциональных структур и координационных механизмов. Рассмотрим подробнее существующие на сегодняшний день типы экономических систем и роль в них государства.

Работа состоит из  1 файл

лекций ГРЭ.doc

— 868.00 Кб (Скачать документ)

Благодаря слиянию компьютерной и  телекоммуникационной революций появилась  возможность создавать информационные сети огромных масштабов, вплоть до глобальных. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.

 

3.Влияние  информационных технологий на  человеческий фактор экономики

Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука.

Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций.

Основной формой собственности  становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор - уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику  информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.

Появляются новые критерии оценки уровня развития общества - количество компьютеров, количество подключений  к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д.

Вырабатываются правовые основы информационного общества. Формируется  единая интегрированная информационная система на основе технологической  конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники).

Создаются единые национальные информационные системы (в США - в 80-е  годы, в Западной Европе - в 90-е годы).

Информационное общество формируется как глобальное и  включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему.

В информационном обществе деловая активность перетекает в  информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и тому подобное, что ставит важнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.

 

  1. Формирование НТ инновационной политики

На современном этапе  важное значение приобретают меры, которые позволят задействовать научно-технический фактор в интересах повышения конкурентоспособности товаропроизводителя, отрасли, региона, страны. Государством предпринимаются широкие меры для развития науки и инновационной деятельности.

Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана направлена на проведение активной научной и инновационной политики с целью стимулирования предпринимательства на организацию конкурентоспособных и экспортированных производств. При этом система управления конкурентоспособности хозяйствующих субъектов с позиции инновационного подхода должна обеспечить трансформацию технико-технологических возможностей в конкурентные преимущества

 

5. Индустриально-инновационная  стратегия РК на 2003-2015гг.

Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы разработана в соответствии с поручениями Президента Республики Казахстан, данными в Послании народу Казахстана "О положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики на 2002 год" и на десятом Форуме предпринимателей Казахстана.

Стратегия формирует  государственную экономическую  политику Казахстана на период до 2015 года и нацелена на достижение устойчивого  развития страны путем диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития.

Производство конкурентоспособных  и экспортоориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг  является главным предметом государственной  индустриально-инновационной политики.

Стратегия предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. На начальном этапе реализации Программы необходимо преодолеть технологическую отсталость, модернизировать базовые отрасли. Это предполагает разработку и внедрение высоких технологий, повышающих отдачу важных секторов экономики. При этом требуется увеличить глубину переработки минерального, углеводородного и сельскохозяйственного сырья, освоить производство конечной продукции в металлургии, утилизацию вторичного сырья.  Затем можно будет заложить ядро наукоемких, высокотехнологичных производств на базе имеющихся мощностей по выпуску приборов, средств автоматизации, радиотехники, начать формировать индустрию информатики, новых материалов на основе композитов, керамики и пластмасс.

 

6. Роль  фундаментальных и прикладных  научных исследований в становлении  общества постиндустриального типа

Роль фундаментальных  и прикладных научных исследований в становлении общества постиндустриального типа имеет  очень большое значение. Благодаря фундаментальным и прикладным научным исследованиям в мире произошли научно-технические и технологические революции. В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций. Первая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям. Вторая революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру. Третья революция (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию. Четвертая революция (70-е годы XX века) связана с изобретением персонального компьютера (ПК).Создание персональных компьютеров было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки. Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического прогресса (НТП). Стали говорить об "информационном взрыве", называя так бурный рост потоков и объемов информации. В результате в качестве средства для хранения, обработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер. Постиндустриальное общество (Postindustrial society) в свою очередь являет собой общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты. Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество. Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.

 

7.Роль  институтов развития РК в реализации  Индустриально-инновационной стратегии

В Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 гг. была обозначена основная логика экономической политики Правительства ориентированная на структурно-технологические преобразования экономики.  В качестве механизма и инструмента реализации Стратегии было предложено создание институтов развития, которые за счет привлечения государственных финансовых ресурсов должны были обеспечить финансирование новых производств в обрабатывающей промышленности. Вместе с тем, по итогам трехлетнего опыта реализации Стратегии (2003-2006) год, можно констатировать, что существенного перелома в структуре промышленности не произошло.   Этому есть ряд объективных причин. Во-первых, невозможно было спрогнозировать столь существенный рост цен на основные статьи сырьевого экспорта Республики Казахстан – нефть и газ, металлы и другое минеральное сырье. Во-вторых,  рост экспорта сырья и в первую очередь за счет ценового фактора, кардинально изменил структуру экономики Казахстана. За 2003-2006 годы, а Стратегия разрабатывалась еще в 2002 году, в структуре экономики в основном развивались сервисные сектора экономики: строительство, финансовые услуги, транспортные и телекоммуникационные услуги. В-третьих, развитие сырьевого направления в экономике, а также сферы услуг, привело к тому, что они начали оттягивать ресурсы из других сфер. В-четвертых, показатели эффективности обрабатывающей промышленности, несмотря на тенденцию к росту, все еще остаются недостаточными для обеспечения устойчивого роста данной отрасли.

Следовательно, для реализации стратегии развития экономики необходимо разработать  долговременные программы структурных  преобразований в реальном секторе, рассчитанные на 10 – 15 лет, составной частью которых должна быть программа повышения конкурентоспособности промышленной продукции с учетом спецификации отраслей.

 

8.Стимулирование  организации и развития венчурного  предпринимательства

Как и многие развивающиеся  страны, Казахстан осуществляет существенные объемы инвестиций для создания необходимой  среды бизнеса. Один путь заключается  в создании организаций, предоставляющих  капитал для поддержки процесса выхода экономики их нищеты. Созданы организации, оказывающие поддержку как уже существующим, так и вновь создающимся предприятиям. Многие из этих организаций акцентируют свою помощь на определенных группах, областях или секторах. Сущность венчурного капитала

США — безусловный  лидер в области венчурного бизнеса. Эта страна сосредоточила половину всего объема венчурных инвестиций в мире.

Венчурный бизнес является сегодня сегментом (и не самым большим) отрасли прямых инвестиций в акционерный капитал однако значение его трудно переоценить, ибо рисковый капитал -практически единственный источник финансовой поддержки малых инновационных предприятий на самых ранних стадиях существования — от идеи до выхода и закрепления их продукции на рынке. Именно поэтому венчурный капитал стал центром формирования в США современной мощной индустрии прямых инвестиций. Капитал для инвестиций предоставляется корпоративными (коллективными) и индивидуальными венчурными инвесторами.

Основную  часть корпоративного сектора составляют независимые венчурные фонды (компании, фирмы), обычно представляющие собой партнерства. Участниками таких партнерств могут быть как юридические, так и физические лица. Основной объем капитала партнерств образуется из вкладов государственных и частных пенсионных фондов США: в 1998 г. доля пенсионных фондов в мобилизованном венчурном капитале составляла 47%, в 2000 г. - около 59%. Помимо пенсионных фондов активное участие в венчурных фондах принимают коммерческие и инвестиционные банки, страховые компании, государственные и благотворительные фонды, корпорации, частные лица. Часто венчурные фонды создаются как дочерние структуры отдельными банками и страховыми компаниями. Такие фонды осуществляют инвестиции в интересах внешних инвесторов либо клиентов материнской компании.

Помимо венчурных фондов в корпоративном секторе представлены венчурные фирмы, образованные нефинансовыми промышленными корпорациями как филиалы, осуществляющие инвестиции в интересах материнской компании. Такие фирмы получили название прямые инвесторы, или корпоративные венчурные инвесторы.

В ряде венчурных  фондов размещены средства государственных программ поддержки бизнеса, обычно направленные на развитие малых предприятий на этапе становления. В частности администрацией малого бизнеса США финансируется программа инвестиций в малый бизнес , в рамках которой венчурные фонды могут объединить собственные средства с государственными для увеличения инвестиций в компанию реципиента.

Индивидуальный  сектор венчурного бизнеса представляют частные инвесторы, так называемые «бизнес-ангелы». Наиболее важна роль «бизнес-ангелов» на самых ранних стадиях зарождения и формирования компаний — стадиях «посева» и «старта», т.е. когда компания готовится к выводу своего продукта на рынок.

Доминирующая  роль в мобилизации венчурного капитала, несомненно, принадлежит независимым венчурным фондам.

Венчурный бизнес в США сформировался как отрасль  предпринимательства в период бурного развития компьютерных технологий и дал мощный импульс для успешного развития этого направления. Мировые лидеры компьютерной отрасли заняли свое сегодняшнее положение во многом благодаря венчурным инвестициям на ранних стадиях своего развития.

Основная литература:1

Дополнительная  литература:1,5,7,10

 

Тема 9. Формирование и механизмы осуществления структурной, промышленной и инвестиционной политики государства

1.Структура экономики  постиндустриального типа

2 Структурная политика  государства и ее основные  параметры

3Необходимость формирования  активной промышленной политики  на долгосрочную перспективу

4 Виды промышленной политики

5.Роль инвестиционной  сферы в структурной и промышленной  политике.

6,Основные источники  инвестиций.

7.Формы государственного  регулирования инвестиционной деятельности: инвестиционные программы, прямое  управление государственными инвестициями

 

1.Структура  экономики постиндустриального  типа 

Постиндустриальными  странами называют, как правило, те, в которых на сферу услуг приходится значительно более половины ВВП. Сейчас к постиндустриальным  странам относят США (на сферу услуг приходится 80 % ВВП США, 2002 год), страны Евросоюза (сфера услуг — 69,4 % ВВП, 2004 год), Японию (67,7 % ВВП, 2001 год).

Близкими к  постиндустриальной  теории являются концепции информационного общества, постэкономического общества, постмодернизма, «третьей волны», «общества четвёртой формации», «научно-информационного этапа принципа производства». Некоторые футурологи считают, что постиндустриализм — это лишь пролог перехода к «постчеловеческой» фазе развития земной цивилизации.

Термин «постиндустриализм»  был введен в научный оборот в  начале XX века ученым А.Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применен в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция  постиндустриального  общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 г. его книги «Грядущее  постиндустриальное  общество». 

Информация о работе Лекции по "Государственному регулированию экономики"