Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:07, курс лекций
Тема 1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина
Тема 2. Региональная политика
Нечто подобное происходит в настоящее время и в России. Растет дефицит бюджета, увеличивается финансовый кризис муниципальных образований. Разрушение инфраструктуры городов, проблемы с финансированием образования, здравоохранения, проблемы занятости населения являются следствием финансовых кризисов.
Как видно из вышеизложенного, финансовый кризис городов (муниципальных образований) характерен не только для России. А определение финансового кризиса можно сформулировать как «несоответствие собственных финансовых возможностей и имеющихся потребностей». Пределы такого несоответствия в своем количественном измерении могут (и очевидно должны) привести к качественно иной ситуации, при которой муниципальное образование уже не может считаться финансово самостоятельным (даже при определенной помощи «сверху»), финансово состоятельным и следовательно к нему могут быть применены процедуры, соответствующие его состоянию.
Проведение дальнейших аналогий между предприятиями и территориями выявляет существенные различия не только в трактовке их финансового кризиса, но и его последствий.
Финансовый кризис предприятия в конечном его итоге завершается банкротством самого предприятия, что означает либо ликвидацию самого предприятия как такового, либо смену его собственника. Ни то, ни другое невозможно применительно к территории.
Финансовый кризис территории и ее экономический кризис – это две существенно разные вещи, а совсем не одно и то же. Расстройство территориальных финансов еще не означает, что промышленность останавливается, сельское хозяйство перестает выращивать хлеб, а система образования – готовить кадры для экономики и т.д. Финансовый крах не означает, что регион (государство) можно вычеркнуть из национальной (мировой) системы координат полезных ископаемых, рынков труда, потребительских рынков и т.д.
Очень характерный в связи с этим пример в отношении России приводит в своем аналитическом материале для «Французских новостей» Дмитрий Де Кошко /64/. – «Ни до, ни после 17 августа (дата фактической девальвации рубля и объявления одностороннего моратория, введенного российскими властями на погашение внешней задолженности государства и банков) потребление электроэнергии в промышленных районах России абсолютно не снизилось. Что это, если не подтверждение того, что экономика остается в работоспособном состоянии. Кризис не затронул конъюнктурообразующих факторов страны».
В связи с этим возможные аналогии между предприятиями и территориями при анализе их кризисного состояния заканчиваются после определения этого состояния. В обоих случаях финансовый кризис определяется как неспособность отвечать по своим обязательствам. Последействие же этого состояния для обоих субъектов принципиально различные.
На межгосударственном уровне вопрос урегулирования дефолта достаточно сложен. Западная судебная практика считает иск к другому государству о невозврате кредита нарушением суверенитета. После дефолта 1917 года Советская Россия 60 лет строила коммунизм на собственные деньги. Германия после объявления дефолта вступила в войну с бывшими кредиторами.
На внутригосударственном уровне один из основных принципов управления кризисными территориями состоит в следующем. Система перераспределения дотационных средств и поддержки территорий не должна любой ценой сохранять экономически нежизнеспособные места обитания. Если на это пойти, это лишит перспектив экономического развития весь регион.
Инвестиции и инновации. Инвестиционная деятельность. Инвесторы. Инвестиции прямые и портфельные. Инвестиционный проект, классификация инвестиционных проектов. Инвестиционная программа.
Инвестиционный климат и его составляющие. Инвестиционный потенциал. Инвестиционные риски. Формы и особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности. Бюджет развития. Инвестиционное законодательство. Региональные целевые программы Рязанской области. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в г. Рязани.
Инвестиции и инновации. Инвестиционная деятельность. Инвесторы. Инвестиции прямые и портфельные. Инвестиционный проект, классификация инвестиционных проектов. Инвестиционная программа.
Одной из важнейших частей социально – экономической политики региона является инвестиционная деятельность. Она имеет свои особенности, особые характеристики и следовательно особенности в управлении, но в целом ее предназначение – укрепление экономики региона, формирование благоприятных условий для функционирования всего экономического комплекса. Эффективность инвестиционной политики во многом обеспечивает результативность всей региональной политики. Результат инвестиционной деятельности – следствие объективных и субъективных причин.
Объективные – закономерности воспроизводства капитала;
Субъективные – деятельность управления и властных структур.
Инвестиции – денежные средства, целевые вклады, паи, акции, технологии, машины, оборудование, интеллектуальная собственность, другое имущество или имущественные права, вкладываемые в объекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли или достижения положительного социального эффекта.
Инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.
Инвесторы – субъекты, осуществляющие вложения.
Портфельные инвестиции связаны с приобретением ценных бумаг, прямые – приобретение например станков и оборудования без акций.
Инвестиционный проект – бизнес план, комплексный план.
Инвестиционная программа – совокупность инвестиционных проектов.
Классификация инвестиционных проектов:
1. по ресурсам (масштабам) проекта в денежном выражении
малые (до 10 млн. $);
средние;
крупные;
мегапроекты (выше 1 млрд. $): Сахалин 1,2
2. по отраслям (характеру)
освоение нового;
освоение новой технологии;
освоение деятельности;
кадровые инвестиции;
просто расширение деятельности
3. по длительности
4. по собственникам (государственная, частная)
по степени организации проекта, его подготовки и исполнения.
Инвестиционный климат и его составляющие. Инвестиционный потенциал. Инвестиционные риски. Формы и особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности. Бюджет развития. Инвестиционное законодательство. Региональные целевые программы Рязанской области. Нормативно-правовое регулирование инвестиционной деятельности в г. Рязани.
Инвестиционный климат включает в себя инвестиционные состояния и инвестиционные процессы, это комплексное понятие, состоящее из нескольких процессов:
1. инвестиционный потенциал – совокупность имеющихся в регионе возможностей права и сфер приложения капитала, это некоторая насыщенность территории определенными возможностями, например природными ресурсами, рабочей силой, ОФ, состояние инфраструктуры, наличие финансовых институтов, в том числе потребительский спрос.
2. инвестиционный риск – характеристика, оценивающая вероятность потерь.
Виды рисков:
экономический – тенденции в экономике развитии региона;
финансовый – степень сбалансированности региональных бюджетов;
политический – настроения в обществе, авторитетность местной / региональной власти, политические пристрастия;
социальный – уровень социальной напряженности;
экологический;
криминальный;
3. законодательные условия – совокупность НПА, обеспечивающих какую-то стабильность деятельности инвесторов.
Дифференциация регионов по структуре благоприятности инвестиционного климата весьма существенна, но не устойчива из – за значительных либо изменения самих факторов, либо степени влияния этих факторов.
Таким образом климат региона представляет собой некоторую систему отношений, формирующуюся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов, эти процессы подразделяются на региональные, федеральные и местные. Эти процессы имеют характер политический, социально-психологический, финансово-экономический, законодательный, экологический, криминальный, ресурсно-сырьевого, потребительского и институционального воздействия.
Факторы инвестиционного климата подвержены изменению. По степени подвижности:
1. факторы, неизменные во времени (ГП);
2. факторы, изменяются во времени
В федеративном государстве инвестиционная политика региона испытывает влияние общегосударственной инвестиционной политики, и в то же время федеральная инвестиционная политика не является суммой или простым объединением региональной политики. Федеральная политика, хотя и реализуется на территории регионов, но по своему содержанию, целям, механизмам реализации она является более масштабным понятием и направлена на достижение общегосударственных целей в первую очередь. У регионов общегосударственных целей быть не может. Однако это не означает, что регионы и федеральная политики не зависят друг от друга. Они взаимозависимы и взаимодополняют друг друга.
При формулировке целей, постановке задач федеральной инвестиционной деятельности осуществляется привязка к местности. В связи с этим возникает вопрос о разграничении полном и следовательно разграничении ответственности за практические результаты в вопросе регулирования и стимулирования инвестиционных процессов.
Поэтому сама инвестиционная деятельность является одним из наиболее сложных в законотворческой деятельности, так как требует координации управления всех уровней власти.
Региональная политика руководствуется общегосударственными приоритетами, и с учетом этого строит свою региональную политику. В связи с этим важным является вопрос о формах и методах государственного регулирования инвестиционной деятельности, которая должна осуществляться принятием уровнем власти и как правило осуществляется в 2-ух формах:
1. органы власти федерации или субъекта создают условия для инвестиционной деятельности;
2. прямое участие органов власти в инвестиционной деятельности.
В рамках каждой из форм используются различные методы регулирования:
- механизм начисления амортизации отчислений;
- использование амортизационных отчислений (средства амортизации, вложенные в производство, освобождаются от налогов);
- предоставление преференциальных (льготных) условий пользования землей и другими природными ресурсами;
- создание условий для расширения использования средств населения и других внебюджетных источников;
- расширение возможностей и использование налогов при кредитовании (прочие освобождаются от налогов при инвестиционном кредитовании);
- финансовый лизинг.
- разработка инвестиционных проектов, осуществляемых за счет соответствующих бюджетов;
- осуществление экспертирование инвестиционного проекта;
- осуществление эмиссий займов;
- бюджетный кредит;
Органы власти могут оказать поддержку регионам в форме предоставления бюджетных проектов на конкурсной основе. Аналогично они могут предоставить не сами кредиты, а поручительства. Бюджетный кодекс содержит определенные статьи и нормы, регулирующие инвестиционную деятельность территории, в частности в составе бюджета могут быть выделены капитальные расходы, они идут на инвестиционную и инновационную деятельность. Решение об осуществлении инвестиций принимается органами власти при условии, что эти расходы предусмотрены в в целевых программах развития (федеральных / региональных). Сама программа территории состоит из комплекса инвестиционных проектов.
Источники финансирования инвестиционной деятельности:
1. бюджетные;
2. внебюджетные.
Бюджетные (собственные ресурсы):
долгосрочные (среднесрочные) кредиты банков;
иностранные кредиты или иностранный капитал;
собственные средства предприятий за счет чистой прибыли, амортизационные отчисления, эмиссия ценных бумаг;
механизм лизинга;
Бюджет развития – некоторая самостоятельная часть бюджета, не обязательно выделенная формально.
Формальное выделение – соответствующий закон о бюджете развития. Неформальное – отдельный пункт.
Информация о работе Лекции по «Региональная экономика и управление»