Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:07, курс лекций
Тема 1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина
Тема 2. Региональная политика
В частности, в США в годы Великой депрессии (1929-1933) основная масса абсолютного падения производства была сосредоточена в штатах, концентрировавших значительную часть мощности промышленности с интенсивными межотраслевыми и производственными связями. Эта проблема вновь обострилась в 50-е годы. Причем даже такие крупные страны, как США, многие годы и десятилетия вырабатывали подходы к решению наиболее острых проблем депрессивности.
Значительный вклад в изучение проблемы отечественной депрессивности внесли В.Н. Лексин и А.Н. Щвецов, которые предложили определять депрессивные территории как объекты государственной поддержки, а не некие абстракции. По мнению авторов, ими могут оказаться «такие территориальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития; эти территориальные образования не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально организованной поддержки извне».
В начале этого столетия в Государственной Думе РФ рассматривался ряд проектов Федеральных законов о депрессивных территориях. В одном из законопроектов использовалось такое понятие как «депрессивный регион», под которым понимались административные единицы или совокупность сопредельных административных единиц в границах одного или нескольких субъектов РФ, имеющих однородную структуру экономики, оказавшиеся в результате острого кризиса в основных отраслях экономики в состоянии крайнего экономического упадка. В другом законопроекте финансово-проблемные регионы были поделены на депрессивные и отсталые (слаборазвитые). При этом первая группа территорий ранее являлась социально и экономически развитой и лишь на протяжении последних лет находится в состоянии экономического кризиса. Ко второй группе были отнесены регионы, показатели социально-экономического развития которых хронически на протяжении длительного времени (как минимум в течение нескольких десятилетий) были ниже средних по России.
Стоит обратить внимание, что в приведенных выше примерах определения даются исключительно в качественных категориях, что сказывается на объективности оценок. Естественно, что отсутствие количественных показателей затрудняет (либо делает невозможным) точную идентификацию территорий. Подобная ситуация наблюдается и в зарубежной практике.
Одна из первых отечественных методик [63] с помощью оценки текущего финансового положения, перспектив его изменения и оценки качества управления бюджетом определяла бюджетный потенциал регионов и муниципалитетов (методика определения налогово-бюджетной кредитоспособности региона).
В ней финансовое положение характеризуется:
1) соотношением между накопленной задолженностью бюджета и текущими доходами;
2) сбалансированностью бюджета (соотношением доходов и расходов).
Рассчитать обеспеченность обязательств доходами предлагается авторами следующим образом:
m = (K+S+C)/T,
где: K – кредиторская задолженность бюджета региона на заданную дату;
S – сумма превышений привлечения средств от размещения ценных бумаг над погашением за последние 3 года;
C – сумма превышений привлечения прочих кредитов над их погашением за последние 3 года;
T – среднемесячные бюджетные доходы региона за отчетный период.
Что касается сбалансированности бюджета, то в данной методике базовым показателем его оценки является уровень «расширенного» дефицита:
D = 100*(P+A+S1+C1+K)/(R+S2+C2+K
где: P – доходы бюджета от продажи государственной (муниципальной) собственности;
A – изменение остатков средств на бюджетных счетах;
S1 – объем средств, привлеченных за счет выпуска ценных бумаг;
C1 – объем средств, привлеченных из других источников (в основном – банковские кредиты);
K – прирост кредиторской задолженности всех видов;
R – фактические бюджетные расходы;
S2 – объем средств, направленный на погашение ценных бумаг;
C2 – объем средств, направленный на погашение прочих кредитов.
Две другие составляющие оценки бюджетного потенциала территории (перспективы изменения финансового положения и качество управления бюджетом) по мнению авторов методики «оценить количественно довольно сложно или невозможно в принципе». Лишь для оценки качества управления бюджетом рекомендуется использовать показатели, характеризующие исполнение региональных или местных бюджетов и долю дефицита (без указания источников покрытия), как индикаторы качества финансового менеджмента.
В приказе Минфина от 18.02.2003 года № 41 «О порядке оценки кредитоспособности и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предложенные критерии оценки муниципальных образований поделены на две части:
1) Показатели кредитоспособности и соблюдения требований Бюджетного кодекса.
2) Показатели качества управления бюджетом.
Первая часть состоит из следующих показателей:
Таблица 2
Показатели кредитоспособности и соблюдения требований Бюджетного кодекса
Показатели | Нормативные значения |
Показатель 1.Отношение объема долга МО к объему доходов бюджета МО без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней | 1 |
Показатель 2. Отношение расходов на обслуживание долга МО к расходам МО | 0.15 |
Показатель 3.Отношение дефицита бюджета МО к объему доходов бюджета МО без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней | 0.10 |
Показатель 4. Отношение текущих расходов бюджета МО к доходам МО | 1 |
Показатель 5.Сумма просроченной (неурегулирован –ной) задолженности по долговым обязательствам МО | 0 |
Показатель 6.Доля налоговых и неналоговых доходов бюджета МО в доходах бюджета МО | 0.60 |
Показатель 7. Доля бюджетных кредитов юридическим лицам в расходах бюджета МО (только для МО – получателей финансовой помощи из вышестоящих бюджетов на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности) | 0.03 |
Показатель 8.Отношение величины муниципальных гарантий МО к расходам бюджета МО (только для МО – получателей финансовой помощи из вышестоящих бюджетов на выравнивание уровня МБО) | 0.05 |
Вторая часть состоит из следующих показателей:
Таблица 3
Показатели качества управления бюджетом
Показатели | Нормативные значения |
Показатель 1. Исполнение бюджета по налоговым доходам в процентах от первоначально утвержденного значения налоговых доходов | >90% |
Показатель 2. Кредиторская задолженность по оплате труда и начислениям по оплате труда, мес. | <1 |
Показатель 3. Кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг, мес. | <1 |
Показатель 4. Доля оплаты коммунальных услуг населением, процентов от себестоимости. | >70% |
Показатель 5. Максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в % | >20% |
В дальнейшем приведенная выше методика трансформировалась в методику комплексной оценки финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которая была утверждена приказом Министерства Финансов РФ № 223 от 02.08.2004 г. В основе методики лежит система индикаторов (показателей), отражающих отдельные факторы финансового положения или качества управления бюджетом. В частности определяется экономическое состояние территории, ее финансовая гибкость, долговая нагрузка, выполнение требований законодательства, осуществляемая финансовая политика, качество управления расходами, а также прозрачность учета и отчетности. При этом набор показателей для субъектов РФ и муниципальных образований по составу и качеству отличается. Так для муниципального образования предложено сорок индикаторов, а для субъекта РФ пятьдесят, и для последних территорий дополнительно вводится ряд показателей отражающих, межбюджетные отношения.
Существенным моментом, отличающим данную методику от предыдущей, является установление весов относительной значимости для каждого индикатора. При этом различия в величинах весов обусловлены разной степенью влияния отражаемых индикаторов на общий уровень финансового положения и качество управления финансами. Кроме того, в данном документе установлены критические значения практически для каждого индикатора, отражающие предельно допустимые значения. При этом стоит отметить, что нормативные значения указаны для верхней и нижней границ индикатора. Данное обстоятельство позволяет менее жестко подходить к определению финансового положения территории и в тоже время отследить тенденцию к ухудшению. По индикаторам, для которых выявить вообще какие либо цифровые границы затруднительно описаны требования, которые необходимо в обязательном порядке соблюдать. Так, например, для индикатора «выполнение минимальных требований к составу годовой финансовой отчетности» прописан состав документов, из которых она должна состоять, а также срок их утверждения.
Кроме того, в данной методике рассчитывается итоговая оценка финансового положения (качества управления финансами), которая определяется суммой произведений оценок по всем индикаторам на соответствующие им веса относительной значимости индикаторов (W) по следующей формуле:
P = Σ (Mi*Wi),
где
P – комплексная оценка финансового положения (качества управления финансами) субъекта Российской Федерации (муниципального образования);
Mi – оценка по индикатору i;
Wi – удельный вес i-го индикатора.
Информация о работе Лекции по «Региональная экономика и управление»