Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:07, курс лекций
Тема 1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина
Тема 2. Региональная политика
В Федеральном бюджете РФ, субъектов РФ, муниципалитетов всегда существовали статьи о расходах как на текущие нужды (управление, заработная плата, связь), так и на цели развития отдельных отраслей экономики и отдельных территорий.
В условиях экономического спада потребности текущего бюджета были главенствующими, задачи инвестирования отодвигались далеко на задний план. Они были рассчитаны на перспективу, а в тех условиях важно было сохранить хотя бы текущее состояние.
В связи с этим по прошествии определенного времени возникла необходимость в специально организационной поддержке инвестиционных программ путем либо выделения им непосредственно средств на условиях возвратности, срочности, платности, либо предоставление инвесторам государственных гарантий. Впервые в современной России термин «бюджет развития» был употреблен в ФЗ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ». Однако реально (этот закон был принят в 1992 г.) этот бюджет появился только в 1996 г., на тот момент он преимущественно состоял только из государственных гарантий. Государство предоставляло гарантии не более чем на 5 лет, для их подкрепления был создан специальный резервный фонд бюджета развития. Получателей средств и гарантий бюджета развития определяло Министерство экономики. Главным критерием при отборе являлась бюджетная эффективность, под которой понималась сумма налогов, получаемых федеральным бюджетом после реализации инвестиционного проекта. В основном это были проекты, нацеленные на развитие экспорта, так как они обеспечивал довольно быструю и высокую возвратность вложенных средств.
В тот же период (2 половина 90-х гг.) начинает появляться множество различных программ инвестиционного характера, они имели различные наименования (федеральные, президентские, целевые государственные программы, региональные, отраслевые). Но как правило на тот период разработка программ и финансирование исполнения этих программ между собой связаны не были, поэтому подавляющее большинство этих программ исполнено не было.
На конец 90-х гг. на 1 россиянина приходилось в среднем ≈3$ инвестиций в год. В Польше в тот же период 19$, в Китае 30$. В 1998 г. принят специальный закон РФ «О бюджете развития РФ». В тот же период субъекты РФ начали активно создавать законодательную базу по данному проекту аналогичную федеральной. В бюджетах территорий стал выделяться бюджет развития.
Целью создания такой нормативной базы было:
1. создание стимулов и условий для инвестиционной деятельности, привлечения инвестиций в регион.
2. реализация собственных инвестиционных программ и инициатив.
Чуть позже (1998 г.) появляется бюджетный кодекс, который устанавливает, что в составе капитальных бюджетных расходов может быть сформирован бюджет развития. При этом бюджетный кодекс описывает, что относится к капитальным расходам:
1. расходы на инновационную и инвестиционную деятельность, которая осуществляется в соответствии с установленной инвестиционной программой;
2. средства, предоставляемые в качестве кредита на инвестиционные цели;
3. расходы на проведение капитального ремонта;
4. расходы, при осуществлении которых создается / увеличивается имущество, находящееся в собственности субъекта РФ.
У бюджета развития (инвестиционного бюджета) есть особенный статус в отличие от других инвестиционных инструментов. Он является следствием того, что механизм находится в руках органов государственной власти, поэтому эффект от этих инвестиций должен быть не только экономический, но и социальный – создание рабочих мест, улучшение экологической обстановки, решения и инвестиции направленные на структурные преобразования, прекращение спада.
В современных рыночных условиях всегда существует конкуренция между предприятиями и между территориями. Это означает, что в бюджетных инвестициях должен быть экономический (коммерческий эффект). В связи с этим среди направлений регионального развития выделяют 2 самостоятельных направления в поддержке регионов:
1. кризисное (неблагополучие экономическое или социальное) (врем. фин. администрация, где главное – план развития, оживление экономики).
2. перспективные «точки роста» (главное – развитие перспективных направлений, с социальным эффектом во главе). Здесь использование инвестиций может принести ощутимо большую окупаемость и высокую эффективность вложений.
Инвестиционные предложения Рязанской области:
Сборник «Инвестиционные инициативы Рязанской области» 2003 г.
Части:
1. общая характеристика области;
2. предложения инвестирования;
3. инновационные предложения;
4. свободные индустриальные площади.
I. Инвестиционные предложения (56) разделены на 10 отраслей:
машиностроение и металлообработка;
черная и цветная металлургия;
энергетика и топливные ресурсы;
топливная и химическая промышленность;
радиоэлектроника, вычислительная техника, приборостроение;
горнодобывающая промышленность;
строительство, стройматериалы;
здравоохранение, медицинские приборы и оборудование;
сельскохозяйственное производство, пищевая и перерабатывающая промышленность;
прочие.
Структура предложения:
Объем инвестиции 17000-150 млн. $
Ср. 7000000 $
Проекты:
- малые (17000- 800000 $) – 36;
- средние (1 млн. – 10000000 $) – 17;
- крупные (56 млн. – 150 млн. $) – 3 (Рязань).
Общая сумма инвестиционных проектов 400 млн. $
Наибольшие проекты в отраслях:
- радиоэлектроника;
- энергетика;
- топливная промышленность.
Это и есть мегапроекты.
Срок окупаемости:
0,5-2 года (9 предложений, 66000 $);
2-3 (7 предложений, 188000 $);
3-5 (13 предложений, 2000000 $);
5-7 (6 предложений, 10000000 $);
самые крупные проекты не ограничены в сроках.
Показатели рентабельности:
- СХПК «Шиловский» - рентабельность 70%;
- 30% здравоохранение, медицинские приборы;
- 17% строительство;
- 10% строительство.
Инновационные предложения.
Структура:
- инициатор;
- описание проекта;
- предложения по проекту.
Предложения по покупке Т и У (31% всех предложений)
1. электротехника (145000 $);
2. производство и переработка сельскохозяйственной продукции (68000 $);
-инвестирование 7 млн. $;
- инновации 70 тыс. $.
Нормативно – законодательная база Рязанской области по инвестиционной деятельности.
РФ:
1. закон «Об инвестиционной деятельности РФ»;
2. закон «Об иностранных инвестициях в РФ»;
3. закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»Ж
4. закон «О бюджете развития РФ»;
5. бюджетный кодекс;
6. бюджеты на очередной финансовый год.
Нормативно – законодательная база Рязанской области:
1. закон «Об инвестиционной деятельности на территории Рязанской области»;
2. закон о государственной собственности Рязанской области,
акта о бюджетном развитии бюджетного устройства нет (статьи расходов есть);
3. бюджет Рязанской области на очередной финансовый год;
4. закон «О налоговых льготах» (налоговое законодательство по налогу имеет свой акт, в нем описываются все параметры);
5. региональные целевые программы;
6. концепции развития (промышленные политики в Рязанской области на период 2002-2004 гг., АПК 2002-2004 гг., образования в Рязанской области 2002-2004 гг.), но регулируемые нормы не содержат и правовой силы не имеют.
Закон «Об инвестиционной деятельности на территории Рязанской области» (1998 г.)
Цель – регуляция инвестиционной деятельности на основании актов федерации, которые записаны выше;
Источники инвестиций;
Формы государственной поддержки;
Конкурс инвесторов
п.1 Конкурс проводится с целью отбора проектов и инвесторов;
п. 2 Положение «О конкурсном отборе»
Раздел «Льготы инвесторам и гарантии защиты инвестиций». Льготы в сфере налогов.
Инвестиционная программа Рязанской области (порядок ее формирования, формирование целевых проектов, экспертиза проектов, законности и целесообразности и эффективности, контроль исполнения инвестиционных программ, прекращение поддержки инвестиционной деятельности, заключительные положения (порядок вступления в силу).
Региональные целевые программы.
Существует несколько федеральных программ, в которых Рязанская область участвует на условиях софинансирования («Свой дом», создание земельного кадастра, реструктуризация и конверсии оборонной промышленности).
Количество программ ≈40.
3 региональной программы:
1. развитие газификации Рязанской области в 2002-2004 гг.
2. социальное развитие населенных пунктов 2002-2004 гг.
3. развитие ипотечного кредитования в сфере жилищного строительства до 2010 г.
Ипотечное кредитование.
Осуществляется перевод системы из финансирования в категорию самофинансирования. Срок возврата – 10 – 15 лет, 30-40% - сумма первоначального взноса.
Процентная ставка кредитования банка 0,5%. Программа для тех, кто имеет работу со средним достатком; наличие старого жилья.
Программа газификации.
В области действуют 4 магистральных газопровода федерального значения (газопроводы – отводы, их протяженность > 500 км, газопроводы межпоселковые и уличные > 5000 км). Магистральные газопроводы – высокое давление. Газопроводы низкого давления – у нас. Газификация области не связана с газификацией тяжелого давления.
Программа направлена на газификацию населенных пунктов путем прокладки газопровода (можно ставить свои баллоны – не газификация). Есть дома, а рядом есть хранилище жидкого газа – берут его с нефтезавода.
Кадом и Ермишь – не газифицированы. Цель – перевод котельных на газовое топливо.
Программой предусматриваются следующие параметры:
Строительство газопроводов средней и низкой (уличные) Рязань – 1350 км.
Подавляющая часть > 1000 км – сельская местность. Газифицированность ≈25000 квартир.
Финансирование:
1. целевое финансирование из областного бюджета;
2. финансирование из бюджетов муниципальных образований при условии, что результаты ведутся на его территории;
3. за счет средств граждан;
4. финансирование путем долевого участия хозяйствующих субъектов.
Как правило, бюджетные средства используются в строительстве межпоселковых газовых сетей среднего давления, для перевода котельных на газовое топливо.
Население участвует в финансировании уличных сетей низкого давления. Объем финансирования ≈630 млн. руб. по всем источникам.
Объем ассигнований утверждается в областном бюджете на очередной финансовый год. Перечень обществ, которое получает деньги, утверждается каждый год в рамках программы, которые являются приложением к областному бюджету на каждый год.
Источники финансирования:
целевое финансирование из областного бюджета;
целевое финансирование из бюджетов муниципальных образований;
совместное финансирование отдельных бюджетов из Федерального бюджета;
Объем финансирований по всем источникам ≈750 млн. руб.
Понятие ресурса. Роль ресурсов в формировании регионального потенциала.
Ресурсный потенциал региона: теоретический и методический аспект.
Классификация ресурсов.
Богатство как экономическая категория. Понятие «национальное богатство региона», его содержание и взаимосвязь с понятием «ресурсы». Основные элементы национального богатства: его вещественные и невещественные элементы. Измерение национального богатства, измерение ресурсов.
Природные ресурсы Рязанской области
Понятие ресурса. Роль ресурсов в формировании регионального потенциала. Ресурсный потенциал региона: теоретический и методический аспект.
Информация о работе Лекции по «Региональная экономика и управление»