Лекции по «Региональная экономика и управление»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:07, курс лекций

Описание

Тема 1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина
Тема 2. Региональная политика

Работа состоит из  1 файл

Regionalnaya_ekonomika_lekcii.doc

— 772.50 Кб (Скачать документ)

В Федеральном бюджете РФ, субъектов РФ, муниципалитетов всегда существовали статьи о расходах как на текущие нужды (управление, заработная плата, связь), так и на цели развития отдельных отраслей экономики и отдельных территорий.

В условиях экономического спада потребности текущего бюджета были главенствующими, задачи инвестирования отодвигались далеко на задний план. Они были рассчитаны на перспективу, а в тех условиях важно было сохранить хотя бы текущее состояние.

В связи с этим по прошествии определенного времени возникла необходимость в специально организационной поддержке инвестиционных программ путем либо выделения им непосредственно средств на условиях возвратности, срочности, платности, либо предоставление инвесторам государственных гарантий. Впервые в современной России термин «бюджет развития» был употреблен в ФЗ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ». Однако реально (этот закон был принят в 1992 г.) этот бюджет появился только в 1996 г., на тот момент он преимущественно состоял только из государственных гарантий. Государство предоставляло гарантии не более чем на 5 лет, для их подкрепления был создан специальный резервный фонд бюджета развития. Получателей средств и гарантий бюджета развития определяло Министерство экономики. Главным критерием при отборе являлась бюджетная эффективность, под которой понималась сумма налогов, получаемых федеральным бюджетом после реализации инвестиционного проекта. В основном это были проекты, нацеленные на развитие экспорта, так как они обеспечивал довольно быструю и высокую возвратность вложенных средств.

В тот же период (2 половина 90-х гг.) начинает появляться множество различных программ инвестиционного характера, они имели различные наименования (федеральные, президентские, целевые государственные программы, региональные, отраслевые). Но как правило на тот период разработка программ и финансирование исполнения этих программ между собой связаны не были, поэтому подавляющее большинство этих программ исполнено не было.

На конец 90-х гг. на 1 россиянина приходилось в среднем ≈3$ инвестиций в год. В Польше в тот же период 19$, в Китае 30$. В 1998 г. принят специальный закон РФ «О бюджете развития РФ». В тот же период субъекты РФ начали активно создавать законодательную базу по данному проекту аналогичную федеральной. В бюджетах территорий стал выделяться бюджет развития.

Целью создания такой нормативной базы было:

1. создание стимулов и условий для инвестиционной деятельности, привлечения инвестиций в регион.

2. реализация собственных инвестиционных программ и инициатив.

Чуть позже (1998 г.) появляется бюджетный кодекс, который устанавливает, что в составе капитальных бюджетных расходов может быть сформирован бюджет развития. При этом бюджетный кодекс описывает, что относится к капитальным расходам:

1. расходы на инновационную и инвестиционную деятельность, которая осуществляется в соответствии с установленной инвестиционной программой;

2. средства, предоставляемые в качестве кредита на инвестиционные цели;

3. расходы на проведение капитального ремонта;

4. расходы, при осуществлении которых создается / увеличивается имущество, находящееся в собственности субъекта РФ.

У бюджета развития (инвестиционного бюджета) есть особенный статус в отличие от других инвестиционных инструментов. Он является следствием того, что механизм находится в руках органов государственной власти, поэтому эффект от этих инвестиций должен быть не только экономический, но и социальный – создание рабочих мест, улучшение экологической обстановки, решения и инвестиции направленные на структурные преобразования, прекращение спада.

В современных рыночных условиях всегда существует конкуренция между предприятиями и между территориями. Это означает, что в бюджетных инвестициях должен быть экономический (коммерческий эффект). В связи с этим среди направлений регионального развития выделяют 2 самостоятельных направления в поддержке регионов:

1. кризисное (неблагополучие экономическое или социальное) (врем. фин. администрация, где главное – план развития, оживление экономики).

2. перспективные «точки роста» (главное – развитие перспективных направлений, с социальным эффектом во главе). Здесь использование инвестиций может принести ощутимо большую окупаемость и высокую эффективность вложений.

Инвестиционные предложения Рязанской области:

Сборник «Инвестиционные инициативы Рязанской области» 2003 г.

Части:

1. общая характеристика области;

2. предложения инвестирования;

3. инновационные предложения;

4. свободные индустриальные площади.

I. Инвестиционные предложения (56) разделены на 10 отраслей:

 машиностроение и металлообработка;

 черная и цветная металлургия;

 энергетика и топливные ресурсы;

 топливная и химическая промышленность;

 радиоэлектроника, вычислительная техника, приборостроение;

 горнодобывающая промышленность;

 строительство, стройматериалы;

 здравоохранение, медицинские приборы и оборудование;

 сельскохозяйственное производство, пищевая и перерабатывающая промышленность;

 прочие.

Структура предложения:

        1. инициатор (адрес предприятия, ответственное лицо);
        2. содержание проекта;
        3. форма сотрудничества;
        4. объем инвестирования и эффективность проекта.

Объем инвестиции 17000-150 млн. $

                            Ср. 7000000 $

Проекты:

- малые (17000- 800000 $) – 36;

- средние (1 млн. – 10000000 $) – 17;

- крупные (56 млн. – 150 млн. $) – 3 (Рязань).

Общая сумма инвестиционных проектов 400 млн. $

Наибольшие проекты в отраслях:

- радиоэлектроника;

- энергетика;

- топливная промышленность.

Это и есть мегапроекты.

Срок окупаемости:

 0,5-2 года (9 предложений, 66000 $);

 2-3 (7 предложений, 188000 $);

 3-5 (13 предложений, 2000000 $);

 5-7 (6 предложений, 10000000 $);

 самые крупные проекты не ограничены в сроках.

Показатели рентабельности:

- СХПК «Шиловский» - рентабельность 70%;

- 30% здравоохранение, медицинские приборы;

- 17% строительство;

- 10% строительство.

Инновационные предложения.

Структура:

- инициатор;

- описание проекта;

- предложения по проекту.

Предложения по покупке Т и У (31% всех предложений)

1. электротехника (145000 $);

2. производство и переработка сельскохозяйственной продукции (68000 $);

-инвестирование 7 млн. $;

- инновации 70 тыс. $.

Нормативно – законодательная база Рязанской области по инвестиционной деятельности.

РФ:

1. закон «Об инвестиционной деятельности РФ»;

2. закон «Об иностранных инвестициях в РФ»;

3. закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»Ж

4. закон «О бюджете развития РФ»;

5. бюджетный кодекс;

6. бюджеты на очередной финансовый год.

Нормативно – законодательная база Рязанской области:

1. закон «Об инвестиционной деятельности на территории Рязанской области»;

2. закон  о государственной собственности Рязанской области,

акта о бюджетном развитии бюджетного устройства нет (статьи расходов есть);

3. бюджет Рязанской области на очередной финансовый год;

4. закон «О налоговых льготах» (налоговое законодательство по налогу имеет свой акт, в нем описываются все параметры);

5. региональные целевые программы;

6. концепции развития (промышленные политики в Рязанской области на период 2002-2004 гг., АПК 2002-2004 гг., образования в Рязанской области 2002-2004 гг.), но регулируемые нормы не содержат и правовой силы не имеют.

Закон «Об инвестиционной деятельности на территории Рязанской области» (1998 г.)

 Цель – регуляция инвестиционной деятельности на основании актов федерации, которые записаны выше;

 Источники инвестиций;

 Формы государственной поддержки;

 Конкурс инвесторов

п.1 Конкурс проводится с целью отбора проектов и инвесторов;

п. 2 Положение «О конкурсном отборе»

 Раздел «Льготы инвесторам и гарантии защиты инвестиций». Льготы в сфере налогов.

 Инвестиционная программа Рязанской области (порядок ее формирования, формирование целевых проектов, экспертиза проектов, законности и целесообразности и эффективности, контроль исполнения инвестиционных программ, прекращение поддержки инвестиционной деятельности, заключительные положения (порядок вступления в силу).

 Региональные целевые программы.

Существует несколько федеральных программ, в которых Рязанская область участвует на условиях софинансирования («Свой дом», создание земельного кадастра, реструктуризация и конверсии оборонной промышленности).

Количество программ ≈40.

3 региональной программы:

1. развитие газификации Рязанской области в 2002-2004 гг.

2. социальное развитие населенных пунктов 2002-2004 гг.

3. развитие ипотечного кредитования в сфере жилищного строительства до 2010 г.

Ипотечное кредитование.

Осуществляется перевод системы из финансирования в категорию самофинансирования. Срок возврата – 10 – 15 лет, 30-40% - сумма первоначального взноса.

Процентная ставка кредитования банка 0,5%. Программа для тех, кто имеет работу со средним достатком; наличие старого жилья.

Программа газификации.

В области действуют 4 магистральных газопровода федерального значения (газопроводы – отводы, их протяженность > 500 км, газопроводы межпоселковые и уличные > 5000 км). Магистральные газопроводы – высокое давление. Газопроводы низкого давления – у нас. Газификация области не связана с газификацией тяжелого давления.

Программа направлена на газификацию населенных пунктов путем прокладки газопровода (можно ставить свои баллоны – не газификация). Есть дома, а рядом есть хранилище жидкого газа – берут его с нефтезавода.

Кадом и Ермишь – не газифицированы. Цель – перевод котельных на газовое топливо.

Программой предусматриваются следующие параметры:

Строительство газопроводов средней и низкой (уличные) Рязань – 1350 км.

Подавляющая часть > 1000 км – сельская местность. Газифицированность ≈25000 квартир.

Финансирование:

1.     целевое финансирование из областного бюджета;

2.     финансирование  из бюджетов муниципальных образований при условии, что результаты ведутся на его территории;

3.     за счет средств граждан;

4.     финансирование путем долевого участия хозяйствующих субъектов.

Как правило, бюджетные средства используются в строительстве межпоселковых газовых сетей среднего давления, для перевода котельных на газовое топливо.

Население участвует в финансировании уличных сетей низкого давления. Объем финансирования ≈630 млн. руб. по всем источникам.

Объем ассигнований утверждается в областном бюджете на очередной финансовый год. Перечень обществ, которое получает деньги, утверждается каждый год в рамках программы, которые являются приложением к областному бюджету на каждый год.

Источники финансирования:

 целевое финансирование из областного бюджета;

 целевое финансирование из бюджетов муниципальных образований;

 совместное финансирование отдельных бюджетов из Федерального бюджета;

Объем финансирований по всем источникам ≈750 млн. руб.

 

 

Тема 9. Региональные ресурсы.

 

Понятие ресурса. Роль ресурсов в формировании регионального потенциала.

Ресурсный потенциал региона: теоретический и методический аспект.

Классификация ресурсов.

Богатство как экономическая категория. Понятие «национальное богатство региона», его содержание и взаимосвязь с понятием «ресурсы». Основные элементы национального богатства: его вещественные и невещественные элементы. Измерение национального богатства, измерение ресурсов.

Природные ресурсы Рязанской области

Оценка эффективности использования ресурсов и ее оценка.

 

 

Понятие ресурса. Роль ресурсов в формировании регионального потенциала. Ресурсный потенциал региона: теоретический и методический аспект.

Информация о работе Лекции по «Региональная экономика и управление»