Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:07, курс лекций
Тема 1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина
Тема 2. Региональная политика
Территориальное неравенство – это разновидность социального неравенства. Социальное неравенство в территориальном аспекте. Задачи управления неравенства очень сложны. Оценка социального неравенства многокритична.
В социологии существует 2 точки зрения:
неравенство справедливо (так как люди равны в правах);
неравенство несправедливо (так как позволяет дифференцировано и адресно компенсировать социальные затраты разных людей);
Функции неравенства:
экономическое стимулирование (тот, кто лучше работает, больше получает);
сохранение и обеспечение социальной стабильности в обществе;
уравниловка;
неравенство превосходящее дополнительные нормы.
Измерение территориального неравенства.
В измерении территориального неравенства может выделяться несколько самостоятельных вопросов:
a) поиск и выбор показателя измерения;
b) выбор из математического аппарата индикатора разброса изменения;
c) оценка степени разброса полученных результатов.
1. Выделяют абсолютные и относительные показатели, чаще используют относительный показатель.
2. Показатель может быть статическим, по городам и территориям. Коэффициент фондов (размах вариации) – так называемое соотношение «лучшего» и «худшего» в разах.
Коэффициент Джинни (по доходам населения) – тоже по обеспеченности территории.
3. Оценка полученных результатов – это наиболее тяжелый анализ, так как надо делать заключение хорошо или плохо это и почему.
Регулирование территориальной асимметрии: отечественный и зарубежный опыт.
Пределов равенства и неравенства как таковых не существует. Само развитие неравенства изучается во временном аспекте. Уровень неравенства может быть измерен по различным показателям различными коэффициентами. Но существуют максимальные и минимальные уровни.
При нормальном развитии ситуации, по мере приближения к max, темп развития замедляется. Также и по мере приближения к минимуму, по затухающей, но без выхода из границ.
Неравенство рассматривается во взаимосвязи с социально – экономическим положением страны в целом. Эта зависимость обратна, т.е. чем лучше социально – экономическое положение, тем ниже неравенство, чем хуже положение, тем выше неравенство. Существует такой уровень неравенства, при достижении которого социальная напряженность уходит, т.е. существует эмпирический естественный уровень неравенства (Восточная и Западная Германия, подъем в России в конце 90-х), после спада неравенство достигает определенного уровня, затем останавливается).
Процессы территориальной поляризации во многом является следствием деятельности управления. Но и состояние территориального неравенства во многом оказывает влияние на процесс территориальной асимметрии. В зависимости от стратегии руководства будут меняться конкретные механизмы регулирования неравенства. Здесь возможно 2 подхода к управлению регионом:
1. подход ставит целью максимально возможные высокие темпы экономического развития региона в целом. Но этот подход предполагает дальнейшее развитие территориального неравенства (Рязань – Касимов);
2. стремление к выравниванию (развитие производственной базы там, где она плохо развита).
Существуют и другие механизмы – налоговые, фонды. Эти механизмы являются в том числе результатом той модели (теории), которая принята в развитие территории (теории моделей построения федерализма):
1. теория унитарного федерализма (основные права принадлежат лишь центру);
2. сепаративная теория (наделение правами преимущественно только регионов);
3. кооперативная теория (взаимодействие регионов между собой и с центром не носит конкурирующий характер, соблюдается некоторое равновесие федерального и регионального уровней властей).
Основываясь на этих теориях и подходах в теории управления территориями выделяют 2 модели построения финансовых взаимоотношений регионов между собой и регионов с центром (конкурирующего и сотрудничающего фед-ма). При конкурирующем фед-ме регионы вступают между собой в борьбу за лучшую реализацию и т.д. (США).
Сотрудничество – социальная поддержка более слабых регионов, смягчает конкурирующие преимущества отдельных регионов (Германия).
Еще один тип развития территориального неравенства: асимметричный (дисгармоничный тип, конвергенция) – при этом неравенство территорий при развитии увеличивается. Противопоставить этому – гармоничный (дивергенция) – разрыв в уровне социально – экономических показателей отдельных территорий сокращается.
Эти 2 категории нельзя назвать плоим или хорошим, т.к. если разрыв по отдельным показателям растет, но это на фоне всеобщего роста; или же регионы сближаются, но к падению.
Селективная поддержка отдельных регионов
Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (СЭЗ). В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны.
Бурное развитие свободных экономических зон во многих странах обусловлено следующими факторами:
со стороны государства политикой стимулирования внешней торговли, иностранных инвестиций и технологического обмена, использованием новых форм экономического партнерства;
со стороны местных властей стремлением развить инфраструктуру и решить проблему занятости;
со стороны международных компаний (т.е. нерезидентов) стремлением к наиболее льготным условиям для собственной деятельности и получению прибылей в данной стране;
со стороны национального капитала (т.е. резидентов) намерением завязать деловые контакты с зарубежными партнерами и выйти на мировые рынки со своей продукцией.
СЭЗ, как правило, создаются с использованием выгод экономико-географического положения территории: на пересечении важных транспортных магистралей, вблизи морских и речных портов, международных аэропортов, туристических центров, в отдельных промышленных районах. При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста: определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности, концентрации ресурсов с использованием благоприятных факторов. Это позволяет решать взаимосвязанные экономические, социальные и научно-технические цели.
В мировой практике создания СЭЗ существуют два пути. В первом случае во главу угла ставят «территориальный подход», т. е. рассматривают СЭЗ как конкретную, определенную территорию, на которую распространяется соответствующий льготный порядок существования. Другой подход «режимный»: зону рассматривают как конкретное комплексное предприятие, которому предоставлены определенные преимущества при соблюдении определенных условий.
Большое значение для развития СЭЗ имело учреждение в 1991 г. Международной ассоциации развития СЭЗ (МАРСЭЗ) с целью поддержки инициативы разработки методов управления зонами, создания законодательно-нормативной базы и финансово-хозяйственной инфраструктуры, ускорения реализации проектов. По мнению руководителей МАРСЭЗ, для создания и нормального функционирования свободных экономических зон необходимо обеспечение определенных предварительных условий, а именно:
наличие крупных акционерных обществ, располагающих солидным капиталом, берущих на себя полную материальную ответственность за выполнение программы создания зон;
создание специального залогово-страхового инвестиционного фонда (страховое общество), который обеспечивал бы привлечение валютных поступлений в объемах, необходимых для решения задач по развитию зоны;
создание центрального банка зоны, который обеспечивал бы формирование бюджета зоны, контролировал использование бюджетных и кредитных средств, координировал взаимоотношения с федеральным бюджетом;
разработка специальных зональных законодательств на региональном и федеральном уровнях; эти законодательные акты должны регулировать вопросы зонального налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового права, предоставления концессий, трудового и социального порядка;
разграничение функций между руководством зоны (например, советом зоны) и местными (региональными) органами власти, установление договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставление различных льгот;
утверждение федеральными органами программ развития конкретных экономических зон; в этих программах предусматриваются задачи, решаемые СЭЗ с позиции интересов государства, определяются размеры государственных капиталовложений и субсидий, устанавливаются размеры льгот и сроки их получения;
делегирование властным структурам регионального и местного уровня органами управления свободных экономических зон, а также отдельными производствами, предприятиями, фирмами, расположенными в зонах, определенных прав, которыми обладают вышестоящие органы управления, в первую очередь в сфере финансово-экономической деятельности.
Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Специалисты насчитывают до 25 их разновидностей. Но в настоящее время еще не разработана универсальная классификация типов СЭЗ. В данной работе я приведу лишь одну из возможных классификаций СЭЗ по признаку хозяйственной специализации – профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм (см. схему 1).
Схема 1
Разновидности СЭЗ в соответствии с хозяйственной специализацией
Торговые (зоны первого поколения) | Промышленно-производственные (зоны второго поколения) | Технико-внедренческие (зоны третьего поколения) | Сервисные (зоны четвертого поколения) | |||||
1. Зоны свободной торговли «duty free» 2. Свободные (беспошлинные) таможенные зоны 3. Бондовые склады 4. Свободные порты 5. Торгово-производственные (предпродажная подготовка ввезенного товара) | 1. Импортозамещающие 2. Экспортно-ориентированные 3. Промышленные парки 4. Научно-промышленные парки
| Зоны развития новых и высоких технологий: 1. Технополисы 2. Технопарки 3. Инновационные центры 4. «Инкубаторы» бизнеса 5. Наукограды | 1. Оффшорные зоны 2. Налоговые гавани 3. Банковских и страховых услуг 4. Туристических услуг | |||||
Комплексные СЭЗ | Международные СЭЗ | |||||||
1. Зоны свободного предпринимательства (Западная Европа, Канада) 2. Специальные экономические зоны КНР 3. Территории особого режима (Бразилия, Аргентина) 4. Особые экономические зоны (Россия) | 1. Приграничные СЭЗ 2. «Еврорегионы» | |||||||
Разновидности СЭЗ в соответствии с размером и способом организации | ||||||||
Территориальные | Функциональные (режимные) | |||||||
Административно- | Промышленные и научные парки | Торгово-складские комплексы | Оффшорные финансовые центры | «Точки» (предприятия) |
Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, но, по существу они, как правило, сходны.
Выделяют четыре основные группы льгот:
Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Однако льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др.
Главным является то, что смысл СЭЗ определяется совокупностью решаемых задач, названных выше, а не преференциальным, льготным механизмом функционирования, что нередко выдвигается как основной аргумент необходимости их создания. Последнее – это лишь средство, а не цель.
Понятие депрессивной территории и критерии оценки депрессивности
Характеристика «депрессивный» впервые получила хождение в 20-30-е годы 20 века в период крупномасштабного экономического кризиса.
Информация о работе Лекции по «Региональная экономика и управление»