Лекции по «Региональная экономика и управление»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:07, курс лекций

Описание

Тема 1. Региональная экономика как наука и учебная дисциплина
Тема 2. Региональная политика

Работа состоит из  1 файл

Regionalnaya_ekonomika_lekcii.doc

— 772.50 Кб (Скачать документ)

Территориальное неравенство – это разновидность социального неравенства. Социальное неравенство в территориальном аспекте. Задачи управления неравенства очень сложны. Оценка социального неравенства многокритична.

В социологии существует 2 точки зрения:

 неравенство справедливо (так как люди равны в правах);

 неравенство несправедливо (так как позволяет дифференцировано и адресно компенсировать социальные затраты разных людей);

Функции неравенства:

 экономическое стимулирование (тот, кто лучше работает, больше получает);

 сохранение и обеспечение социальной стабильности в обществе;

 уравниловка;

 неравенство превосходящее дополнительные нормы.

 

Измерение территориального неравенства.

В измерении территориального неравенства может выделяться несколько самостоятельных вопросов:

a)            поиск и выбор показателя измерения;

b)           выбор из математического аппарата индикатора разброса изменения;

c)            оценка степени разброса полученных результатов.

1. Выделяют абсолютные и относительные показатели, чаще используют относительный показатель.

2. Показатель может быть статическим, по городам и территориям. Коэффициент фондов (размах вариации) – так называемое соотношение «лучшего» и «худшего» в разах.

Коэффициент Джинни (по доходам населения) – тоже по обеспеченности территории.

3. Оценка полученных результатов – это наиболее тяжелый анализ, так как надо делать заключение хорошо или плохо это и почему.

 

Регулирование территориальной асимметрии: отечественный и зарубежный опыт.

Пределов равенства и неравенства как таковых не существует. Само развитие неравенства изучается во временном аспекте. Уровень неравенства может быть измерен по различным показателям различными коэффициентами. Но существуют максимальные и минимальные уровни.

 

При нормальном развитии ситуации, по мере приближения  к max, темп развития замедляется. Также и по мере приближения к минимуму, по затухающей, но без выхода из границ.

Неравенство рассматривается во взаимосвязи с социально – экономическим положением страны в целом. Эта зависимость обратна, т.е. чем лучше социально – экономическое положение, тем ниже неравенство, чем хуже положение, тем выше неравенство. Существует такой уровень неравенства, при достижении которого социальная напряженность уходит, т.е. существует эмпирический естественный уровень неравенства (Восточная и Западная Германия, подъем в России в конце 90-х), после спада неравенство достигает определенного уровня, затем останавливается).

Процессы территориальной поляризации во многом является следствием деятельности управления. Но и состояние территориального неравенства во многом оказывает влияние на процесс территориальной асимметрии. В зависимости от стратегии руководства будут меняться конкретные механизмы регулирования неравенства. Здесь возможно 2 подхода к управлению регионом:

1.                         подход ставит целью максимально возможные высокие темпы экономического развития региона в целом. Но этот подход предполагает дальнейшее развитие территориального неравенства (Рязань – Касимов);

2.                         стремление к выравниванию (развитие производственной базы там, где она плохо развита).

Существуют и другие механизмы – налоговые, фонды. Эти механизмы являются в том числе результатом той модели (теории), которая принята в развитие территории (теории моделей построения федерализма):

1. теория унитарного федерализма (основные права принадлежат лишь центру);

2. сепаративная теория (наделение правами преимущественно только регионов);

3. кооперативная теория (взаимодействие регионов между собой и с центром не носит конкурирующий характер, соблюдается некоторое равновесие федерального  и регионального уровней властей).

Основываясь на этих теориях и подходах в теории управления территориями выделяют 2 модели построения финансовых взаимоотношений регионов между собой и регионов с центром (конкурирующего и сотрудничающего фед-ма). При конкурирующем фед-ме регионы вступают между собой в борьбу за лучшую реализацию и т.д. (США).

Сотрудничество – социальная поддержка более слабых регионов, смягчает конкурирующие преимущества отдельных регионов (Германия).

Еще один тип развития территориального неравенства: асимметричный (дисгармоничный тип, конвергенция) – при этом неравенство территорий при развитии увеличивается. Противопоставить этому – гармоничный (дивергенция) – разрыв в уровне социально – экономических показателей отдельных территорий сокращается.

Эти 2 категории нельзя назвать плоим или хорошим, т.к. если разрыв по отдельным показателям растет, но это на фоне всеобщего роста; или же регионы сближаются, но к падению.

 

Селективная поддержка отдельных регионов

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не ут­вердилась единая трактовка и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (СЭЗ). В самой общей фор­ме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавли­вается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны.

Бурное развитие свободных экономических зон во многих странах обусловлено следующими факторами:

          со стороны государства  политикой стимулирова­ния внешней торговли, иностранных инвестиций и техно­логического обмена, использованием новых форм экономи­ческого партнерства;

          со стороны местных властей  стремлением развить инфраструктуру и решить проблему занятости;

          со стороны международных компаний (т.е. нерези­дентов)  стремлением к наиболее льготным условиям для собственной деятельности и получению прибылей в данной стране;

          со стороны национального капитала (т.е. резиден­тов)  намерением завязать деловые контакты с зарубеж­ными партнерами и выйти на мировые рынки со своей про­дукцией.

СЭЗ, как правило, создаются с использованием выгод экономико-географического положения территории: на пересечении важных транспортных магистралей, вблизи морских и речных портов, международных аэропортов, туристических центров, в отдельных промышленных районах. При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста: определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности, концентрации ресурсов с использованием благоприятных факторов. Это позволяет решать взаимосвязанные экономические, социальные и научно-технические цели.

В мировой практике создания СЭЗ существуют два пути. В пер­вом случае во главу угла ставят «территориальный подход», т. е. рассматривают СЭЗ как конкретную, определенную территорию, на которую распространяется соответствующий льготный порядок существования. Другой подход  «режимный»: зону рассматрива­ют как конкретное комплексное предприятие, которому предостав­лены определенные преимущества при соблюдении определенных условий.

Большое значение для развития СЭЗ имело учреждение в 1991 г. Международной ассоциации развития СЭЗ (МАРСЭЗ) с целью поддержки инициативы разработки методов управления зонами, создания законода­тельно-нормативной базы и финансово-хозяйственной инфра­структуры, ускорения реализации проектов. По мнению руководителей МАРСЭЗ, для создания и нормаль­ного функционирования свободных экономических зон необходи­мо обеспечение определенных предварительных условий, а именно:

          наличие крупных акционерных обществ, располагающих солидным капиталом, берущих на себя полную материальную ответственность за выполнение про­граммы создания зон;

          создание специального залогово-страхового инвестиционно­го фонда (страховое общество), который обеспечивал бы при­влечение валютных поступлений в объемах, не­обходимых для решения задач по развитию зоны;

          создание центрального банка зоны, который обеспечивал бы формирование бюджета зоны, контролировал использование бюджетных и кредитных средств, координировал взаимоот­ношения с федеральным бюджетом;

          разработка специальных зональных законодательств на реги­ональном и федеральном уровнях; эти законодательные акты должны регулировать вопросы зонального налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового пра­ва, предоставления концессий, трудового и социального по­рядка;

          разграничение функций между руководством зоны (напри­мер, советом зоны) и местными (региональными) органами власти, установление договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения соб­ственности, процедуры и порядка решения вопросов цено­образования, налогообложения, лицензирования, предостав­ление различных льгот;

          утверждение федеральными органами программ развития конкретных экономических зон; в этих программах преду­сматриваются задачи, решаемые СЭЗ с позиции интересов государства, определяются размеры государственных капиталовложений и субсидий, устанавливаются размеры льгот и сроки их получения;

делегирование властным структурам регионального и мест­ного уровня органами управления свободных экономических зон, а также отдельными производствами, предприятиями, фирмами, расположенными в зонах, определенных прав, которыми обладают вышестоящие органы управления, в первую очередь в сфере финансово-экономической деятельно­сти.

Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Специалисты насчитывают до 25 их разновидностей. Но в настоящее время еще не разработана универсальная классификация типов СЭЗ. В данной работе я приведу лишь одну из возможных классификаций СЭЗ по признаку хозяйственной специализации – профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм (см. схему 1).

Схема 1

Разновидности СЭЗ в соответствии с хозяйственной специализацией

Торговые

(зоны первого поколения)

Промышленно-производственные

(зоны второго поколения)

Технико-внедренческие

(зоны третьего поколения)

Сервисные

(зоны четвертого поколения)

1. Зоны свободной торговли «duty free»

2. Свободные (беспошлинные) таможенные зоны

3. Бондовые склады

4. Свободные порты

5. Торгово-производственные (предпродажная подготовка ввезенного товара)

1. Импортозамещающие

2. Экспортно-ориентированные

3. Промышленные парки

4. Научно-промышленные парки

 

Зоны развития новых и высоких технологий:

1. Технополисы

2. Технопарки

3. Инновационные центры

4. «Инкубаторы» бизнеса

5. Наукограды

1. Оффшорные зоны

2. Налоговые гавани

3. Банковских и страховых услуг

4. Туристических услуг

Комплексные СЭЗ

Международные СЭЗ

1. Зоны свободного предпринимательства (Западная Европа, Канада)

2. Специальные экономические зоны КНР

3. Территории особого режима (Бразилия, Аргентина)

4. Особые экономические зоны (Россия)

1. Приграничные СЭЗ

2. «Еврорегионы»

Разновидности СЭЗ в соответствии с размером и способом организации

Территориальные

Функциональные (режимные)

Административно-территориальные образования

Промышленные и научные парки

Торгово-складские комплексы

Оффшорные финансовые центры

«Точки» (предприятия)

 

Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравне­нию с общим режимом для предпринимателей, существую­щим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам раз­ных стран, но, по существу они, как правило, сходны.

Выделяют четыре основные группы льгот:

  1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введе­ние особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного по­рядка осуществления внешнеторговых операций.
  2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут зат­рагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уро­вень налоговых ставок, вопросы постоянного или времен­ного освобождения от налогообложения.
  3. Финансовые льготы включают различные формы суб­сидий. Они предоставляются прямым путем (за счет бюджетных средств) или косвенным путем (в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями и др.).
  4. Административные льготы предоставляются админи­страцией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граж­дан, а также оказания различных услуг.

Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Однако льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существен­ными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др.

Главным является то, что смысл СЭЗ определяется совокупностью решаемых задач, названных выше, а не преференциальным, льготным механизмом функционирования, что нередко выдвигается как основной аргумент необходимости их создания. Последнее – это лишь средство, а не цель.

 

Понятие депрессивной территории и критерии оценки депрессивности

Характеристика «депрессивный»  впервые получила хождение в 20-30-е годы 20 века в период крупномасштабного экономического кризиса.

Информация о работе Лекции по «Региональная экономика и управление»