Малый и средний бизнес в России в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:01, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения малых предприятий определяется, прежде всего, той ролью, которую они играют в современной экономике. Достаточно сказать, что их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) таких стран, как США, Великобритания, Германия, Япония и других, составляет более 50%. К сожалению, в России она пока не превышает 10-12%, поэтому, для достижения успехов в экономике, необходимо развивать малый бизнес. Это отражено и в стратегии развития России на период до 2020 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 7
1.1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике 7
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в российской экономике 13
1.3. Состояние малого бизнеса в РФ и основные проблемы его развития 17
Выводы 22
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 24
2.1. Место малых предприятий России во внешнеэкономических связях 24
2.2. Повышение эффективности малого предпринимательства во внешнеэкономических связях 35
2.3. Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых предприятий 42
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа2.docx

— 107.68 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 7

1.1. Понятие  и роль малого предпринимательства  в экономике 7

1.2. Этапы становления малого предпринимательства в российской экономике 13

1.3. Состояние  малого бизнеса в РФ и основные  проблемы его развития 17

Выводы 22

2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 24

2.1. Место  малых предприятий России во  внешнеэкономических связях 24

2.2. Повышение эффективности малого предпринимательства во внешнеэкономических связях 35

2.3. Тенденции  и перспективы развития внешнеэкономической  деятельности российских малых предприятий 42

Выводы 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  изучения малых  предприятий  определяется, прежде всего, той ролью, которую они  играют в современной экономике. Достаточно сказать, что их доля в  валовом внутреннем продукте (ВВП) таких  стран, как США, Великобритания, Германия, Япония и других, составляет более 50%. К сожалению, в России она пока не превышает 10-12%, поэтому, для достижения успехов в экономике, необходимо развивать малый бизнес. Это отражено и в стратегии развития России на период до 2020 г.

В последнее время все  большее количество малых предприятий  России начинает рассматривать внешнеэкономическую  деятельность как стратегическую альтернативу развития бизнеса, которая поможет  им стать еще более конкурентоспособными и устойчивыми.

Основной целью работы является определить роль малого предпринимательства  в экономике России, выяснить возможность малых предприятий России стать эффективными участниками международных рынков и проанализировать достаточно ли у них потенциала и ресурсов для этого.

Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России;
  2. Рассмотреть потенциал малых предприятий в плане оценки эффективности и возможности их участия во внешнеэкономической деятельности;
  3. Определить перспективы участия российских малых предприятий во внешнеэкономической деятельности.

 

Объектом исследования являются предприятия малого бизнеса, ведущие  внешнеэкономическую деятельность, как субъекты регионального, национального  и мирового хозяйства.

Предметом исследования является организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления деятельностью малых предприятий, осуществляющих внешнеэкономические  и внешнеторговые операции.

В процессе работы были использованы и изучены работы отечественных авторов: О.Ю. Акимова, Е.П. Губина, М.Г. Лапусты, Г.Б. Поляка, Л.Е. Стровской, и др.

В качестве информационной базы были использованы материалы зарубежных и отечественных статистических справочников и ежегодных изданий, сайты Интернет, Российский статистический ежегодник, Евростат, Информационно-издательский центр "Статистика России".

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

В первой главе рассматривается  понятие и роль малого предпринимательства, этапы его становления в России, состояние этого сектора экономики  и его основные проблемы на современном  этапе развития.

Во второй главе анализируется внешнеэкономическая деятельность малых предприятий России в условия глобализации, рассматриваются сильные и слабые стороны малого бизнеса, выявляются особенности экспортного потенциала малого и среднего бизнеса в России и оцениваются перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых предприятий.

 

1. ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В  РФ

1.1. Понятие  и роль малого предпринимательства  в экономике

Мировая история свидетельствует, что эффективное развитие рыночных отношений невозможно без предпринимательства, которое является неотъемлемой, необходимой  составляющей развитой системы хозяйствования. Именно здесь создается национальный доход. От успеха отдельных предприятий  зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое  развитие общества, степень удовлетворенности  в материальных и духовных благах населения страны.

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической  деятельности, в Законе Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской  деятельности" сказано, что предпринимательство  — это инициативная самостоятельная  деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли. В России, в отличие от многих других стран, для ведения предпринимательской  деятельности физическому лицу требуется  регистрироваться в качестве индивидуального  предпринимателя.

Понятия "предпринимательство" и "малое предпринимательство" не являются синонимами. Если в научной  литературе есть довольно стройная экономическая  теория "предпринимательства", то понятие "малое предпринимательство" еще находится в стадии изучения и систематизации1.

Для характеристики малого предпринимательства как социально-экономической  категории требуется установление его субъектов и объектов. В этом аспекте "малое предпринимательство" и "предпринимательство" во многом тождественны, так как в обоих случаях субъектами являются предприниматели, а объектами продукт (товар или услуги). Но особенностью МП является то, что, как правило, функции предпринимателя и собственника соединены. Таким образом, малое предпринимательство как социально-экономическая категория - это специфическая деятельность, преимущественно предпринимателя-собственника, по осуществлению наиболее эффективной комбинации экономических ресурсов на инновационной, рисковой основе, на полной экономической ответственности, с целью получения предпринимательского дохода.

Под формой хозяйствования следует понимать совокупность организационных, управленческих, финансовых и других структур предприятия, функционирующих  на основе той или иной формы собственности. В мировой практике существует большое  разнообразие критериев выделения  малого предприятия как особой формы  хозяйствования. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых  субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, являются: численность  персонала, размер уставного капитала, величина актива, объем оборота (прибыли, дохода).

Во многих странах с  развитой рыночной экономикой используются различные критерии классификации  фирм по размерам. Среди них выделены три основных подхода к этой проблеме: качественный, количественный и комбинированный.

Самыми распространенными  количественными критериями (показателями) являются число занятых на предприятии, оборот, т.е. продажа, активы и прибыль.

К качественным критериям  малого бизнеса принято относить следующие: относительно небольшое  число производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау); сравнительно ограниченные ресурсы и мощности (капитал, трудовые ресурсы); менее развитые системы  управления; несистематичность менеджмента, главные рычаги управления должны удерживаться основателями предприятия. К малому бизнесу относятся те предприятия, которые отвечают хотя бы двум из приведенных ниже характеристик:

  • независимое управление;
  • собственный капитал;
  • локальный район действия;
  • относительно небольшой размер по отношению к отрасли в целом.

Комбинированный подход к  определению границ малого и среднего бизнеса обладает рядом недостатков, а именно: наличие разных числовых параметров изменения критериев  для разных отраслей, затрудняющих использование такого подхода.

В России малые предприятия  могут создаваться в любой  организационно-правовой форме и  почти во всех основных сферах предпринимательства.

Малое предприятие может  быть создано и частным лицом (поскольку этот вид деятельности требует от гражданина самостоятельно, своими действиями приобретать и  осуществлять гражданские права, создавать  для себя обязанности и исполнять  их) и предприятием, организацией как  государственной, так и общественной.2

В западной экономике различают  три основные юридические или  правовые формы собственности: индивидуальную, партнерство и акционерную.

Большинство малых предприятий в развитых странах находится в индивидуальной форме собственности. С юридической точки зрения индивидуальная, или единоличная, форма собственности представляет собой неограниченную ответственность владельца за деятельность своего предприятия. Это значит, что владелец за свои или заемные средства, на свой страх и риск организует производство, а в случае его банкротства все его имущество, включая и личное может быть конфисковано по суду в пользу кредиторов для оплаты долгов.

Второй юридической формой предприятий является партнерство, когда объединяются два или несколько  человек.

В США партнерства занимают достаточно скромное место в общей  численности предприятий; их насчитывалось  около 1,5 млн. или 6,8%, но на их долю приходилось 5% делового оборота и 10% чистого дохода.

Господствующей формой предприятий  в экономике развитых стран является акционерная форма. Большинство  средних, часть малых и почти все крупные предприятия являются акционерными обществами. От индивидуальных предприятий и партнерств акционерные общества отличаются ограниченной ответственностью акционеров, которые в случае банкротства фирмы теряют лишь свой первоначальный взнос, но не свое имущество.

В РФ к категории малого предпринимательства относятся  коммерческие предприятия в основном частной формы собственности, где  доля государственной собственности  не должна превышать 25%. Они могут  выступать в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы.3

Хозяйственные общества могут  существовать в трех формах: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью и акционерное общество.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) согласно ст. 87-94 ГК РФ – это общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных размеров, указанных в учредительских документах.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) отличается от ООО тем, что его участники  солидарно несут ответственность  по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами.

Акционерное общество (АО) как  форма хозяйственной деятельности получила распространение в России в условиях перехода к рынку при  приватизации государственных и  муниципальных предприятий. Акционерное  общество - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций. Участники  АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Производственный кооператив (артель) — добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Таковы организационные  формы российского малого предпринимательства.

В зависимости от того, какой  вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике развитых стран выделяют малые предприятия - коммутанты, патиенты, эксплеренты.

Малые предприятия - коммутанты, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Они тесно взаимодействуют с  крупными предприятиями через системы  кооперационных связей и субподряда. Малые предприятия этой группы находятся  в непосредственной зависимости  от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

Предприятия-патиенты специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, а иногда могут составить им серьезную конкуренцию высоким качеством выпускаемого продукта.

Эксплеренты, или рисковые фирмы, или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России в условиях глобализации