Малый и средний бизнес в России в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:01, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения малых предприятий определяется, прежде всего, той ролью, которую они играют в современной экономике. Достаточно сказать, что их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) таких стран, как США, Великобритания, Германия, Япония и других, составляет более 50%. К сожалению, в России она пока не превышает 10-12%, поэтому, для достижения успехов в экономике, необходимо развивать малый бизнес. Это отражено и в стратегии развития России на период до 2020 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 7
1.1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике 7
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в российской экономике 13
1.3. Состояние малого бизнеса в РФ и основные проблемы его развития 17
Выводы 22
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 24
2.1. Место малых предприятий России во внешнеэкономических связях 24
2.2. Повышение эффективности малого предпринимательства во внешнеэкономических связях 35
2.3. Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых предприятий 42
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа2.docx

— 107.68 Кб (Скачать документ)

Доля малого предпринимательства  в экспорте РФ приблизительно составляет 5%. Эта доля невелика по сырью, но значительна  в экспорте машин, транспортных средств, сельскохозяйственного сырья, текстильных  изделий, обуви. Очень часто наши малые предприятия успешно конкурируют по этим отраслям на международном рынке. Также заметно участие российского малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности в кооперации с крупными предприятиями по запасным частям и деталям.

Основными причинами столь  малого объема экспорта продукции малых  предприятий являются следующие: повышенные требования к сертификации; высокие  требования к сервису (послепродажное обслуживание, наличие специализированных подразделений); отсутствие специалистов по маркетингу и техобслуживанию; жесткие  условия по срокам поставки. Зачастую малые предприятия “привязаны”  к одному крупному изготовителю, созданному администрацией этого предприятия, целью которого является укрытие  части экспортной выручки и личное обогащение. Нередко создаются фирмы-однодневки, аферы которых подрывают престиж  страны. Часто внешняя экономическая  деятельность малых предприятий  носит эпизодический характер, т.к. для устойчивой деятельности таких  предприятий нужны инвестиции.

На сегодняшний день инновационным  методом ведения бизнеса стала интернет-торговля. Она помогает малому предпринимательству устранить посредников в ведении бизнеса, увеличивает роль малых предприятий в системе внешнеэкономической деятельности крупных предприятий за счет их оперативности, а также частично компенсирует сложности малых предприятий отдаленных рынков. Преимуществами интернет-торговли являются оперативность и низкие издержки обращения, которые в бумажном обороте составляют 10%. Недостатки интернет-торговли связаны с нормативно-правовой базой электронной торговли, т.к. требуются еще и бумажные документы.

Российский малый бизнес мог бы занимать более широкую  арену в международной торговле, если бы отечественная экономика  была бы стабильнее, механизмы формирования и развития которой отстают от адекватных аналогов западноевропейского типа, т.е. от того уровня, к которому наша экономика стремится. 18

Российское государство  пытается оздоровить механизмы формирования совокупной экономики, упрочить их, сделать  их более эластичными для применения в современных условиях и нацелить не только на увеличение ВВП, но и на развитие предпринимательства за счет поиска и изыскания резервных  возможностей и нетронутых до сих  финансово-инвестиционных арсеналов. И в этой плоскости всей системы  рыночной экономики государство  старается вывести малое предпринимательство  на совершенно новую траекторию маркетингового развития по направлению совершенствования  рыночной стратегии, создавая дополнительные возможности выхода малого бизнеса  на мировую арену.

Основой подобного экономического рывка является формирование уникальной национальной инвестиционной программы, модели такого становления российской системы развития малого бизнеса, которая бы явилась основой для дальнейшего роста экономического потенциала страны, для расширения диапазона его влияния не только внутри страны, но и далеко за ее пределами, в том числе и на западноевропейском уровне.

Таблица 4

Основные слабые и сильные  стороны малого предпринимательства

Преимущества МП

Недостатки МП

Гибкая реакция на быстро меняющийся спрос

Чрезмерная зависимость от внешней  среды

Независимость действий

Отсутствуют страховка и поддержка  при неудачах, которые головная компания оказывает дочерним фирмам

Гибкость и оперативность в  принятии и выполнении принимаемых  решений

Недостаток ресурсов

Более высокая скорость прохождения  информации

Форма распространения "теневой" экономики

Относительно невысокие расходы  при осуществлении деятельности

Ограниченные возможности получить кредит

Большая возможность индивида реализовать  свои идеи

Скромные масштабы производства - неспособность на равных конкурировать  с крупным производством

Более низкая потребность в первоначальном капитале

Низкая возможность накопления капитала

Прямой контроль над всеми сторонами  деятельности фирмы / Совмещение нескольких профессий

Проигрыш в управленческих возможностях по сравнению с крупными предприятиями  или слабая компетентность руководителей

Определенные налоговые льготы и льготный режим регистрации

Риск набора неквалифицированного персонала

Способность быстро вводить изменения  в продукцию

-

Социальная значимость

 

Относительно более высокая  оборачиваемость собственного капитала

-

Симпатии к малому бизнесу

-

Детальное знание своей клиентуры  и близость к рынку

-


 

Анализируя преимущества и недостатки МП, нужно выделить самые сильные стороны как залог успешного развития предпринимательства и экономики в целом, и слабые стороны, требующие поддержки со стороны государства и других институтов.

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике, так  как ему свойственны определенные преимущества. В Федеральном законе "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации" говорится, что он направлен  на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное  использование своих способностей и имущества для осуществления  предпринимательской деятельности. Этим положением установлена экономическая  и социальная роль малого предпринимательства.

Анализируя зарубежный и  отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать  на его следующие преимущества: более  быстрая адаптация к местным  условиям хозяйствования; большая независимость  действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и  выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении  деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность  индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

В докладе Международной организации труда отмечается, что малые предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.19

Собственники малых предприятий  более склонны к сбережению и  инвестированию, у них всегда высокий  уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается  в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы  об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному  числу наемных работников. Малые  предприятия способствуют росту  занятости безработного населения  по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению  практических знаний. Малые предприятия  по сравнению с крупными в отдельных  странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Следует выделить основные положительные стороны малого бизнеса  и охарактеризовать их:

  • Независимость действий. Предприниматель сам себе хозяин, никому не подчиняется. В большинстве малых фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному и инициативному предпринимателю;
  • Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению с крупными предприятиями в малом бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений, что дает возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, легче адаптироваться к неожиданным обстоятельствам (при условии наличия достаточных финансовых и других возможностей);
  • Адаптация к особенностям местных условий. Малый предприниматель идеально организован и приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка;
  • Более низкие операционные расходы. По сравнению с крупными предприятиями малые фирмы несут относительно более низкие расходы на содержание и обслуживание;
  • Шансы на быстрый материальный успех. Одновременно получение зарплаты и всех дивидендов от бизнеса;
  • Долгосрочные выгоды. Вкладывая средства в дела своей фирмы, предприниматель может рассчитывать, что если дела идут успешно, он всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости;
  • Преимущества на специфическом или персональном рынке. Более крупные конкуренты, часто ограничены в своих действиях из-за процедур, разработанных головными органами. Малый бизнес в этом отношении более маневрен, особенно тогда, когда рынок имеет ярко выраженный сезонный характер или специфические условия.

Главным же преимуществом  малого бизнеса в условиях современного рынка является более гибкая, чем  у крупного предприятия, реакция  на быстро меняющийся спрос: умение уловить  возникающую потребность и отреагировать  немедленной мобилизацией своих  ресурсов и возможностей. проще манипулировать ценами на свою продукцию.

Продолжением преимуществ  малого бизнеса являются его недостатки. У малых предприятий есть несколько  слабых мест, в том числе в условиях их функционирования в рыночной экономике. Эти слабые места определяются как  раз тем, что этот бизнес является малым.

Первое среди них –  низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширение производства владельцы малого бизнеса могут  выделить незначительную часть капитала. Существенные сложности они испытывают, занимая капитал на стороне.

Второе из слабых мест малого бизнеса, его проигрыш в управленческих возможностях по сравнению с крупными предприятиями.

Третья слабая позиция  малого бизнеса, несмотря на всю его  изворотливость, близость к потребителю, поставщикам, творчество в организации  производства, огромную роль в финансировании и поддержании конкурентной среды  в экономике – именно в конкурентной борьбе. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы, ставят в невыгодное положение представителя  малого бизнеса, делают его неспособным  на равных конкурировать с крупным  производством.

Четвертая слабая позиция  малого бизнеса – особенности  его кредитования, ограниченность возможностей получить кредит, поскольку частные  финансовые институты редко решаются кредитовать малый бизнес.

Пятая слабая позиция малого бизнеса – начало его деятельности. Дело не только в том, что нужен  первоначальный капитал, а его нет, но и в том, что малый бизнес – это часто новые рабочие  места, в том числе и для  безработных, не всегда обладающих соответствующими навыками, у которых эффективным  бизнес становится далеко не сразу, а  иногда и не с первого раза.

Недостатком в деятельности малого предпринимательства является их "уход в тень", что не позволяет  объективно оценить результат деятельности в первую очередь малых предприятий. Следовательно, для сферы малого предпринимательства свойственно  наличие теневой экономики.20

Так, для примера, экспертные оценки доли сделок, не оформленных  документально малыми предприятиями  и индивидуальными предпринимателями  по трем субъектам РФ, приведены  в таблице 5

 

Таблица 5

Доли сделок, не оформляемых документально (в % от общего числа сделок)21

Регион

Малые предприятия

Индивидуальные предприниматели

Представители структур поддержки

Псковская область

31,3

30,6

37,8

Тверская область

38,2

45,3

48,0

Пермская область

39,3

37,1

56,0

В среднем по трем регионам

36,3

37,7

47,6


 

Малый бизнес — это то, что будет иметь смысл всегда, так как людям нужны услуги, штучные товары, питание, развлечения  и многое другое. Развитие малого бизнеса  — важная проблема, которая актуальна  в любом государстве, в России же его становление имеет свои особенности и сложности, но и  преимущества для владельца малого предприятия тоже.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России в условиях глобализации