Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:01, курсовая работа
Актуальность изучения малых предприятий определяется, прежде всего, той ролью, которую они играют в современной экономике. Достаточно сказать, что их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) таких стран, как США, Великобритания, Германия, Япония и других, составляет более 50%. К сожалению, в России она пока не превышает 10-12%, поэтому, для достижения успехов в экономике, необходимо развивать малый бизнес. Это отражено и в стратегии развития России на период до 2020 г.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 7
1.1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике 7
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в российской экономике 13
1.3. Состояние малого бизнеса в РФ и основные проблемы его развития 17
Выводы 22
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 24
2.1. Место малых предприятий России во внешнеэкономических связях 24
2.2. Повышение эффективности малого предпринимательства во внешнеэкономических связях 35
2.3. Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых предприятий 42
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
Доля малого предпринимательства в экспорте РФ приблизительно составляет 5%. Эта доля невелика по сырью, но значительна в экспорте машин, транспортных средств, сельскохозяйственного сырья, текстильных изделий, обуви. Очень часто наши малые предприятия успешно конкурируют по этим отраслям на международном рынке. Также заметно участие российского малого предпринимательства во внешнеэкономической деятельности в кооперации с крупными предприятиями по запасным частям и деталям.
Основными причинами столь
малого объема экспорта продукции малых
предприятий являются следующие: повышенные
требования к сертификации; высокие
требования к сервису (послепродажное
обслуживание, наличие специализированных
подразделений); отсутствие специалистов
по маркетингу и техобслуживанию; жесткие
условия по срокам поставки. Зачастую
малые предприятия “привязаны”
к одному крупному изготовителю, созданному
администрацией этого предприятия,
целью которого является укрытие
части экспортной выручки и личное
обогащение. Нередко создаются фирмы-
На сегодняшний день инновационным методом ведения бизнеса стала интернет-торговля. Она помогает малому предпринимательству устранить посредников в ведении бизнеса, увеличивает роль малых предприятий в системе внешнеэкономической деятельности крупных предприятий за счет их оперативности, а также частично компенсирует сложности малых предприятий отдаленных рынков. Преимуществами интернет-торговли являются оперативность и низкие издержки обращения, которые в бумажном обороте составляют 10%. Недостатки интернет-торговли связаны с нормативно-правовой базой электронной торговли, т.к. требуются еще и бумажные документы.
Российский малый бизнес
мог бы занимать более широкую
арену в международной
Российское государство
пытается оздоровить механизмы формирования
совокупной экономики, упрочить их, сделать
их более эластичными для
Основой подобного экономического рывка является формирование уникальной национальной инвестиционной программы, модели такого становления российской системы развития малого бизнеса, которая бы явилась основой для дальнейшего роста экономического потенциала страны, для расширения диапазона его влияния не только внутри страны, но и далеко за ее пределами, в том числе и на западноевропейском уровне.
Таблица 4
Основные слабые и сильные стороны малого предпринимательства
Преимущества МП |
Недостатки МП |
Гибкая реакция на быстро меняющийся спрос |
Чрезмерная зависимость от внешней среды |
Независимость действий |
Отсутствуют страховка и поддержка при неудачах, которые головная компания оказывает дочерним фирмам |
Гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений |
Недостаток ресурсов |
Более высокая скорость прохождения информации |
Форма распространения "теневой" экономики |
Относительно невысокие |
Ограниченные возможности |
Большая возможность индивида реализовать свои идеи |
Скромные масштабы производства - неспособность на равных конкурировать с крупным производством |
Более низкая потребность в первоначальном капитале |
Низкая возможность накопления капитала |
Прямой контроль над всеми сторонами деятельности фирмы / Совмещение нескольких профессий |
Проигрыш в управленческих возможностях по сравнению с крупными предприятиями или слабая компетентность руководителей |
Определенные налоговые льготы и льготный режим регистрации |
Риск набора неквалифицированного персонала |
Способность быстро вводить изменения в продукцию |
- |
Социальная значимость |
|
Относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала |
- |
Симпатии к малому бизнесу |
- |
Детальное знание своей клиентуры и близость к рынку |
- |
Анализируя преимущества и недостатки МП, нужно выделить самые сильные стороны как залог успешного развития предпринимательства и экономики в целом, и слабые стороны, требующие поддержки со стороны государства и других институтов.
Как показывает мировая практика,
малое предпринимательство
Анализируя зарубежный и
отечественный опыт развития малого
предпринимательства, можно указать
на его следующие преимущества: более
быстрая адаптация к местным
условиям хозяйствования; большая независимость
действий малых предприятий, гибкость
и оперативность в принятии и
выполнении принимаемых решений; относительно
невысокие расходы при
В докладе Международной организации труда отмечается, что малые предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.19
Собственники малых
Следует выделить основные положительные стороны малого бизнеса и охарактеризовать их:
Главным же преимуществом
малого бизнеса в условиях современного
рынка является более гибкая, чем
у крупного предприятия, реакция
на быстро меняющийся спрос: умение уловить
возникающую потребность и
Продолжением преимуществ малого бизнеса являются его недостатки. У малых предприятий есть несколько слабых мест, в том числе в условиях их функционирования в рыночной экономике. Эти слабые места определяются как раз тем, что этот бизнес является малым.
Первое среди них – низкая возможность накопления капитала. Как правило, в расширение производства владельцы малого бизнеса могут выделить незначительную часть капитала. Существенные сложности они испытывают, занимая капитал на стороне.
Второе из слабых мест малого бизнеса, его проигрыш в управленческих возможностях по сравнению с крупными предприятиями.
Третья слабая позиция малого бизнеса, несмотря на всю его изворотливость, близость к потребителю, поставщикам, творчество в организации производства, огромную роль в финансировании и поддержании конкурентной среды в экономике – именно в конкурентной борьбе. Относительно скромные масштабы производства и ограниченные ресурсы, ставят в невыгодное положение представителя малого бизнеса, делают его неспособным на равных конкурировать с крупным производством.
Четвертая слабая позиция малого бизнеса – особенности его кредитования, ограниченность возможностей получить кредит, поскольку частные финансовые институты редко решаются кредитовать малый бизнес.
Пятая слабая позиция малого бизнеса – начало его деятельности. Дело не только в том, что нужен первоначальный капитал, а его нет, но и в том, что малый бизнес – это часто новые рабочие места, в том числе и для безработных, не всегда обладающих соответствующими навыками, у которых эффективным бизнес становится далеко не сразу, а иногда и не с первого раза.
Недостатком в деятельности
малого предпринимательства является
их "уход в тень", что не позволяет
объективно оценить результат деятельности
в первую очередь малых предприятий.
Следовательно, для сферы малого
предпринимательства
Так, для примера, экспертные
оценки доли сделок, не оформленных
документально малыми предприятиями
и индивидуальными
Таблица 5
Доли сделок, не оформляемых документально (в % от общего числа сделок)21
Регион |
Малые предприятия |
Индивидуальные предприниматели |
Представители структур поддержки |
Псковская область |
31,3 |
30,6 |
37,8 |
Тверская область |
38,2 |
45,3 |
48,0 |
Пермская область |
39,3 |
37,1 |
56,0 |
В среднем по трем регионам |
36,3 |
37,7 |
47,6 |
Малый бизнес — это то, что будет иметь смысл всегда, так как людям нужны услуги, штучные товары, питание, развлечения и многое другое. Развитие малого бизнеса — важная проблема, которая актуальна в любом государстве, в России же его становление имеет свои особенности и сложности, но и преимущества для владельца малого предприятия тоже.
Информация о работе Малый и средний бизнес в России в условиях глобализации