Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:01, курсовая работа
Актуальность изучения малых предприятий определяется, прежде всего, той ролью, которую они играют в современной экономике. Достаточно сказать, что их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) таких стран, как США, Великобритания, Германия, Япония и других, составляет более 50%. К сожалению, в России она пока не превышает 10-12%, поэтому, для достижения успехов в экономике, необходимо развивать малый бизнес. Это отражено и в стратегии развития России на период до 2020 г.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 7
1.1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике 7
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в российской экономике 13
1.3. Состояние малого бизнеса в РФ и основные проблемы его развития 17
Выводы 22
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 24
2.1. Место малых предприятий России во внешнеэкономических связях 24
2.2. Повышение эффективности малого предпринимательства во внешнеэкономических связях 35
2.3. Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых предприятий 42
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
Таким образом, проанализировав слабые и сильные стороны малого бизнеса, можно представить сводные данные в таблице 5.
Количество преимуществ малого и среднего бизнеса превосходит количество недостатков (это видно из таблицы 5). Однако первые не оказывают должного влияния на экономику страны ввиду наличия многих проблем, препятствующих развитию МП в РФ. Некоторые преимущества одновременно являются недостатками, как например "начало деятельности", характеризуемое и упрощенной системой регистрации, и огромным риском, связанным, например, с набором неквалифицированного персонала.
Можно предположить, что недостатки МП в России являются именно проблемами, вызванными недостаточной государственной поддержкой и слабой нормативной и законодательной базой. Основная же проблема банальна – вечный поиск и недостаток денег для открытия собственного дела. Следовательно, инвестирование в малый бизнес всегда затруднено. Как бы ни поддерживало государство его развитие, какие бы программы ни принимались, структуры, которые имеют средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка.
ВЭС – совокупность видов экономической деятельности, отличительным признаком которой является межстрановое перемещение товаров, услуг, технологий, управленческого опыта, а также иностранный туризм. Другими словами, это выход на мировой рынок и взаимодействие с его участниками, что невозможно без наличия экспортного потенциала.
МП обладает внутренним потенциалом, позволяющим преодолевать различного рода затруднения. Подобный потенциал базируется, в первую очередь, на объективных преимуществах: оперативное реагирование на изменение внешней среды, быстрое приспособление к рыночной конъюнктуре, гибкость внутренней структуры.
Кроме того, отечественное
малое предпринимательство
При этом по экспертным оценкам,
64,8% МП в России не имеет внутренних
возможностей для самостоятельного
выхода на внешние рынки. 24,2% имеют
достаточные внутренние адаптационные
ресурсы для преодоления
Такой большой процент предприятий, не имеющих внутренних ресурсов для выхода на мировой рынок обусловлен особенностями возможностей реализации экспортного потенциала МП в России. Но всё же, возможности МП для ведения внешнеэкономической деятельности не так малы, как это принято считать. По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), за последний год количество компаний, зарегистрированных в России, увеличилось почти на четверть, и эксперты объясняют такой стремительный рост числа фирм активизацией процесса реструктуризации существующих компании и дроблением бизнеса. Что связано, прежде всего, со стремлением уменьшить налоги. Проще юридически разделить компании, чем платить налоги по обычной схеме. Это же касается МП, ориентирующихся в своей деятельности на экспорт.
Продвижение МП на внешний рынок, в сложившихся условиях, наиболее эффективно при объединении малых предприятий в интегрированные бизнес-группы на договорной основе между собой и на договорных началах каждого МП с крупной компанией для продвижения продукции.
Возможен также вариант, когда в центре - среднее предприятие, а вокруг множество мелких, которые будут пользоваться его трейдмаркой, совместно - на единых стендах - участвовать в выставках. Это позволит обеспечить уплату минимального количества налогов, а также только выступление "единым фронтом" позволяет МП выйти на международный уровень.
Во-вторых, выход МП на внешние рынки сопровождается высоким уровнем транзакционных издержек.
В-третьих, выход МП на внешний рынок затрудняется отсутствием адекватной действительности информации о рынке и его конъюнктуре. МП чаще всего из-за ограниченности финансовых средств не имеют возможности осуществлять полномасштабные маркетинговые исследования зарубежного рынка, анализ продукции конкурентов также проблематичен. Все это приводит к тому, что МП продвигают свою продукцию практически "вслепую".23
Теперь необходимо проследить специфику тех ресурсов, с которыми МП предполагает выходить на рынок.
Говоря о
Говоря о спросе на продукцию российского МП, можно отметить, что самый большой барьер связан с проблемой доверия: насколько устойчива российская фирма, как долго продержится на рынке. Это связано с застарелым отношением ко всему российскому, как к некачественному, неудобному в эксплуатации.
Даже если покупатель найден на этом проблемы МП не заканчиваются - поставка продукции за рубеж зачастую становиться хлопотной. К примеру, оформление на таможне занимает две недели. От времени заключения контракта до поставки продукции уходит больше 2 месяцев.
Таким образом, исходя из особенностей ресурсного обеспечения экспортного потенциала МП, можно сделать вывод, что в конечном итоге, все проблемы опять сводятся к возможностям его реализации, которые в современной России крайне малы. Российский малый бизнес, безусловно, обладает экспортным потенциалом. Экспортный потенциал МП в других отраслях реализуется не полностью и, прежде всего потому, что эта работа ведется не системно. МП сами ищут себе партнеров и ниши на внешних рынках и пытаются там, в силу своих возможностей конкурировать с зарубежными производителями аналогичной продукции.
Реализовав продукцию на внешних рынках, МП зачастую не уделяют внимания организации послепродажного сервиса, т.к. это требует весьма значительных средств. Прежде чем выходить на внешний рынок, надо добиться полной нормализации всех процессов внутри своего предприятия. Решить проблемы с производственной программой, исполнительской дисциплиной, с качеством продукции, чтобы выход на международный рынок не стал лишь периодическим явлением.
В этих условиях немаловажную роль должно играть государство. В западных странах существуют государственные программы поддержки экспорта малых предприятий. И государство несет большую долю экспортных расходов, понимая, что самим малым предприятиям это не под силу. У нас же этого не существует, тем более на системной основе. В связи с этим необходима системная работа по общему развитию экспортного потенциала в форме целевых проектов, обязательно включающих в себя и малый бизнес. Такие целевые проекты должны предусматривать поддержку экспортеров на всех этапах, начиная с финансирования, приобретения ими оборудования и заканчивая продвижением их продукции, поставок ее и последующего технического обслуживания.24
Существенную поддержку экспортному потенциалу отечественной продукции оказывает ЕС в рамках деятельности проекта “Тасис”. С момента его запуска в 1991 г. и по 2005 г. в 58 регионах России осуществлено свыше 1500 проектов на общую сумму более 2,7 млрд. евро.25
Малые предприятия, ориентирующиеся на производство инновационной продукции России, обладают реальным потенциалом для развития экспорта. Эти предприятия вполне конкурентоспособны на внешних рынках. К сожалению, необходимо отметить, что в современных российских условиях малое предприятие получает реальную возможность выйти на международный рынок только в составе кластера, который берет на себя целый ряд функций в этом сложном процессе.
Основная проблема лежит в отсутствии условий реализации экспортного потенциала, и государство должно взять на себя содействие выходу МП на экспортные рынки. Необходимо разработать экспортную стратегию и программу содействия экспорту, с реальными целями, задачами и финансированием. В рамках данной стратегии, необходимо определить специальные меры по поддержке экспорта содействию объединении предприятий в группы для выхода на внешний рынок.
В мировой практике известен и используется достаточно широкий набор методов и инструментов поддержки экспорта МП. Однако далеко не все они могут быть применены по отношению к российским экспортерам из числа МП. Причинами этого являются:
Для реализации программы государственного регулирования экспортной деятельности МП в России необходимо создать специализированный государственный орган. Например, при Министерстве экономического развития и торговли РФ необходимо выделить специальный комитет или агентство по содействию развития внешнеэкономической деятельности малого бизнеса в РФ. Подобное агентство, обладая необходимыми исполнительными полномочиями и законодательной инициативой, сможет стать эффективным проводником предлагаемых преобразований, способствующих развитию экспортной деятельности МП в России.
Наряду с Агентством в стране по-прежнему останутся действовать ряд других общественных и частных организации, поддерживающих развитие МП и уделяющих особое внимание развитию экспорта, в их числе:
При этом подразумевается
активное сотрудничество предлагаемого
Агентства с ТПП в
Таким образом, Агентство
и ТПП будут дополнять друг
друга в едином направлении - содействие
предпринимательству, с тем различием
- что Агентство будет
Анализ эффективности текущей государственной политики поддержки МП в России однозначно свидетельствует о ее недостаточной результативности для развития экспортно-ориентированных предприятий.
Существующие методы развития внешнеторговой деятельности, такие как: кредитование участников внешнеторговой деятельности; функционирование систем гарантий и страхования экспортных кредитов; организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участие в них; проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки - практически не доступны предприятиям МП, т.к. механизм реализации данных мер предоставляет преимущество крупным экспортерам.
По моему мнению, государственная поддержка предприятий МП в России должна осуществляться по двум перспективным направлениям - поддержка на внутреннем и на внешнем рынках. К числу первоочередных мер в этой области следует отнести сокращение налоговой нагрузки и упрощение отчетности, содействие в расширении доступа к финансово-кредитным ресурсам и содействие внедрению новых технологий производства и управления. Государственная политика должна быть направлена на повышение защищенности российского малого бизнеса на мировых рынках, оказание поддержки во внешнеэкономической деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – это инвестиционная, предпринимательская и другая деятельность в области обмена товарами, услугами, работами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности.
ВЭД российских малых предприятий
осуществляется в совершенно иных формах
и объемах, чем таких же предприятий
в развитых странах. В области
внешней торговли такие компании
более заметны в импортных
поставках, поскольку экспорт, на 80%
состоящий из топливно-сырьевой продукции,
осуществляется, главным образом, крупными
российскими предприятиями. Зарубежная
инвестиционная деятельность небольшими
фирмами практически не ведется.
Участие в международном
Информация о работе Малый и средний бизнес в России в условиях глобализации