Малый и средний бизнес в России в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:01, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения малых предприятий определяется, прежде всего, той ролью, которую они играют в современной экономике. Достаточно сказать, что их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) таких стран, как США, Великобритания, Германия, Япония и других, составляет более 50%. К сожалению, в России она пока не превышает 10-12%, поэтому, для достижения успехов в экономике, необходимо развивать малый бизнес. Это отражено и в стратегии развития России на период до 2020 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 7
1.1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике 7
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в российской экономике 13
1.3. Состояние малого бизнеса в РФ и основные проблемы его развития 17
Выводы 22
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 24
2.1. Место малых предприятий России во внешнеэкономических связях 24
2.2. Повышение эффективности малого предпринимательства во внешнеэкономических связях 35
2.3. Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых предприятий 42
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа2.docx

— 107.68 Кб (Скачать документ)

Развитие мелого производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

По моему мнению невозможно представить современную экономику без хорошо развитого малого бизнеса. С одной стороны, он в какой-то мере противостоит крупному бизнесу, и с этой точки зрения делает экономику более гибкой, помогает ей быстрее приспособиться к изменениям, к меняющейся моде и вкусам потребителей, к структурной перестройке экономики. С другой стороны значительная часть малых предприятий сотрудничает с крупным бизнесом, дополняя и укрепляя его.

Особенно наглядно можно  проследить роль малого бизнеса в  период становления этого сектора  в нашей стране, при переходе от административно-командной экономики  к рыночному хозяйству. Развитие малых предприятий способствовало насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального  монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно-технического прогресса, повышению экспортного  потенциала. Малые предприятия позволяют  расширить сферу приложения труда, создать новые возможности для  трудоустройства незанятого населения  и высвобождаемых работников с неэффективно действующих предприятий.

Таким образом, малое предпринимательство  – это инициативная самостоятельная  деятельность, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную  ответственность для получения  прибыли, субъекты которой определяются такими критериями, как численность  персонала, размер уставного капитала, величина актива, объем оборота и  др. Я полагаю, что роль малого и  среднего бизнеса трудно переоценить: эта та форма, в которой легче  всего начинать самостоятельный  бизнес.

Малый бизнес хорош уже  хотя бы потому, что дает многим людям  возможность организации своего дела, получения чувства уверенности  в завтрашнем дне, а для государства  означает сокращение безработицы и  социальной нестабильности.4

 

1.2. Этапы  становления малого предпринимательства  в российской экономике

 

В новейшей российской истории  становления малого предпринимательства  условно можно выделить 3 этапа.

Этап I - 1987-1994 годы - период быстрого роста количества предприятий малых  форм, отличительной особенностью которого являлась стихийность, обусловленная отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства, как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов. Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из невозможности сохранения ставшей неэффективной системы управления экономикой, фактическое восприятие предпринимателей - как неизбежного зла, которое помогает в значительной мере решить проблему безработицы и насыщения рынка потребительскими товарами и услугами, но остается чуждым по уровню свободы, непривычным в советский и начальный постсоветский периоды.

Этап II - 1995 год - август 1998 года - период перехода малого предпринимательства  к осуществлению деятельности в  соответствии с жестким государственным  регламентированием в условиях стабилизации экономического роста и макроэкономической либерализации. Отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из осознания того, что малый бизнес стал достаточно серьезной экономической силой, энергию которой необходимо активно использовать для достижения максимальной бюджетной эффективности, для чего можно даже облегчить доступ к государственным ресурсам - как официальным путем (через приватизацию, отказ от государственной монополии на пользование природными ресурсами и т.д.), так и через коррупционные каналы (использование посреднических схем при выполнении государственных закупок и реализации государственных заказов, предоставление необоснованных индивидуальных преференций и т.п.).

Этап III - август 1998 года - 2000 год - период изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства  в посткризисный период. Одновременно именно в этот период государство  начинает испытывать дискомфорт от жесткой  зависимости финансово-экономической  независимости страны от ситуаций на мировых сырьевых рынках - на нефть, газ, золото, цветные металлы - то есть в тех отраслях, где традиционно  работают исключительно крупные  предприятия. Наименее зависимое от этих факторов малое предпринимательство  наиболее быстро восстанавливается  после финансового кризиса и  становится главным гарантом социальной стабильности в обществе. Государство  осознает необходимость укрепления сектора малого предпринимательства  в целях поддержания этой стабильности - принимаются, безусловно, прогрессивные  федеральные законы "О едином налоге на вмененный доход", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О лизинге". 5

IV этап – 2000 год по  настоящее время, который характеризуется  выделением в 2007 году критериев  среднего предпринимательства и  началом в 2008 году мирового  финансового кризиса. В этот  период государство надеется  на малое предпринимательство  и оказывает помощь этому сектору  экономики.

Проведенное исследование развития малого бизнеса в России показывает, что общие темпы его роста остаются незначительными, а структура бизнеса постепенно смещается в сторону производственной деятельности, главным образом, промышленности и строительства.

Однако по-прежнему доминирующей для малых предприятий остается торгово-посредническая деятельность, оказание услуг по обслуживанию разнообразных  рыночных структур. В значительной мере это связано с нерешенными  вопросами улучшения экономической  сферы функционирования малого предпринимательства, а также с кризисным состоянием экономики в целом.

Важным направлением развития малого предпринимательства в России является укрепление его устойчивых связей с крупным бизнесом. Мировая  практика свидетельствует, что успешно  развивающаяся рыночная экономика  является "многоярусной", а ее эффективность зиждется во многом на устойчивом научно-технологическом, финансовом и информационном взаимодействии между  гигантскими концернами, средними предприятиями  и малыми фирмами. В переходной экономике  России ситуация выглядит иначе: крупный, средний бизнес и малое предпринимательство  развиваются в значительной мере обособленно, без взаимовыгодного  взаимодействия. Формирование устойчивого  сотрудничества между ними, особенно важно на региональном уровне, где  в силу многих причин они переживают наибольшие финансово-экономические трудности. В этих условиях взаимовыгодные партнерские отношения могли бы послужить решению целого ряда задач и содействовать экономическому росту во всей России.

Главным направлением развития российского бизнеса должна стать  одновременная активизация двух процессов: всестороннего развития кооперации малого и среднего бизнеса  с крупным, а также кооперации малых предприятий между собой и создание на этой основе производственных объединений.

В целом ожидаемое широкомасштабное развитие малого бизнеса в России не состоялось. Причиной являются возникновение  экономических барьеров на пути входа  на рынок, с одной стороны, и неудавшийся  попытки уменьшить административные барьеры - с другой. Необходимость  уменьшить количество органов контроля, занятых лицензированием экономической  деятельности, и более равноправно  распределить управленческую ответственность  среди различных государственных  исполнительных органов, была признана президентским указом. Но на практике ситуация лишь немного улучшилась. Как следствие этого владельцы  малых предприятий продолжают жаловаться на уровень налогообложения, сложность  и нестабильность налоговой системы, пробелы и противоречия в законодательстве, нехватку финансовых ресурсов и бюрократическое  давление, что по их мнению является основными барьерами, с которыми они сталкиваются при создании и развитии своих предприятий.

Отличительной особенностью российского малого предпринимательства  продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального  оборота субъектов малого предпринимательства. Значительная часть потенциальных  ресурсов не задействована в решении  общегосударственных задач.6

Методически необеспеченной остается задача качественной оценки малого предпринимательства, и сегодня  это можно сделать лишь на основании  экспертных оценок. В целом произошла  сегментация рынков; стало больше предприятий, ориентированных на производственный сектор и сферу услуг. Возрос профессионализм  многих предпринимателей и управленцев. Существенно выросло качество продукции  пищевой и легкой промышленности. То же самое можно сказать и  о сфере услуг в крупных  городах. Однако чрезвычайно мала доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально  новой продукции.

Подавляющее большинство  малых предприятий выпускает  продукцию, неконкурентоспособную  не только на внешних, но и на внутренних рынках. Растет число предприятий, работающих на "грани" либо переходящих в  сферу теневой экономики.

Одна из причин успешного  развития малого бизнеса состоит  в том, что в странах рыночной экономики крупное производство не противопоставляется малому. Малые  предприятия зачастую создаются  при крупных компаниях или сотрудничают с ними. Таким образом сформировалось принципиально новая структура экономики. Для крупного бизнеса необходимы и выгодны: емкий рынок со стабильным и продолжительным спросом, продукция массового производства, соответствующая требуемым стандартам, аккумулирование значительных финансовых средств, дешевая рабочая сила. Малые предприятия имеют ряд преимуществ в управлении - отсутствие жесткой иерархии, простота коммуникаций, возможность быстрой корректировки целей. Поэтому себестоимость производства продукции в малом бизнесе ниже, чем в крупном при высоком качестве производимой продукции и услуг.

 

 

1.3. Состояние  малого бизнеса в РФ и основные  проблемы его развития

 

Малое предпринимательство  в России по сравнению с развитыми  странами Западной Европы, США и  Японии развито недостаточно. Так, число малых предприятий на 2009 г. во Франции составляет около 2,0 млн., в Германии - 2,3 млн., в Великобритании - около 3,0 млн., в Италии - около 4,0 млн., в Японии их число составляет 6,5 млн., а в США - около 20 млн., что намного больше, чем в России – около 1,7 млн. Доля малых предприятий в этих странах в общей численности занятых составляет от 45 до 80% (для сравнения: в России за 2009 г. - 13%), а в валовом внутреннем продукте - от 50 до 70% (в России за 2009 г. – 12%).7 8До настоящего времени сохраняется неравномерность распределения малых предприятий по территории России. Так, порядка 30% всех действующих МП расположены в Центральном районе. Среди городов сохраняют лидерство по числу МП Москва и Санкт-Петербург. В них сосредоточено соответственно 20% и 12% всех российских малых предприятий. В целом, уровень развития малого предпринимательств в России, измеряемый по общепринятым в промышленно развитых странах показателям, явно недостаточный. Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь 8 МП (см. таблицу 1), тогда как в странах – членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург по плотности распространения малого предпринимательства приблизились к уровню Западной Европы. На 1000 их жителей приходится 20 МП и 23 МП соответственно.

Очень  высок разрыв в  уровнях развития малого бизнеса, измеряемых другими показателями. В России доля МП в общем числе предприятий  составляет 29%. В странах ЕС только микропредприятия составляют более 90% от общего числа предприятий. Доля российских МП в обеспечении занятости – лишь 10% от общего числа работающих постоянно на всех предприятиях. В странах ЕС данный показатель для сектора МСП – порядка 65%.9

В целом, уровень развития сектора МП в России явно недостаточен с точки зрения требований рациональной структуры рыночной экономики, потребностей переходного периода в РФ.

Проблемами дальнейшего развития МП в России являются:

  • недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
  • трудности с получением банковских кредитов;
  • сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
  • ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
  • отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.
  • сложная финансовая и экономическая обстановка в стране;
  • низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, культуры хозяйствования как в бизнесе, так и в государственном секторе;
  • слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства;
  • в результате финансового кризиса 2008 г., резкое повышение цен на факторы производства, снижение покупательной способности потребителей.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых  предприятий (МП) в различных странах, 2009г.10 11

 

Страны

Кол-во МП (тыс.)

Кол-во МП на 1000 жителей

Занято в МСП (млн.чел)

Доля МП в общей численности занятых (%)

Доля МП в ВВП (%)

Великобритания

2630

46

13,6

49

50-53

Германия

2290

37

18,5

46

50-52

Италия

3920

68

16,8

73

57-60

Франция

1980

35

15,2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74,2

70,2

54

50-52

Япония

6450

49,6

39,5

78

52-55

Россия

1602

8

8,3

13

11-12

Информация о работе Малый и средний бизнес в России в условиях глобализации