Малый и средний бизнес в России в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:01, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения малых предприятий определяется, прежде всего, той ролью, которую они играют в современной экономике. Достаточно сказать, что их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) таких стран, как США, Великобритания, Германия, Япония и других, составляет более 50%. К сожалению, в России она пока не превышает 10-12%, поэтому, для достижения успехов в экономике, необходимо развивать малый бизнес. Это отражено и в стратегии развития России на период до 2020 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 7
1.1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике 7
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в российской экономике 13
1.3. Состояние малого бизнеса в РФ и основные проблемы его развития 17
Выводы 22
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 24
2.1. Место малых предприятий России во внешнеэкономических связях 24
2.2. Повышение эффективности малого предпринимательства во внешнеэкономических связях 35
2.3. Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых предприятий 42
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа2.docx

— 107.68 Кб (Скачать документ)

Сегодня начинают развиваться  прогрессивные формы ВЭД малых  и средних предприятий. Этому  способствует начавшаяся масштабная реструктуризация машиностроительного комплекса  по технологическому признаку: создаются  новые технологически ориентированные  малые и средние предприятия, которые специализируются на конкретных производственных процессах.

В последние время европейские  производители проявляют повышенный интерес к производствам с  более низкими ставками оплаты труда. Западные механообрабатывающие предприятия  с их впечатляющими достижениями в социальной сфере уже не могут  предложить конкурентоспособную продукцию  по ценовым критериям. И здесь  у российских производителей могут  быть очень выгодные позиции.

Наибольшую жизнеспособность могут в данном случае продемонстрировать малые предприятия на арендованных площадях и оборудовании, взятом в  лизинг. Только малыми накладными расходами  можно противостоять натиску  производителей из Юго-Восточной Азии и стран бывшего соц. лагеря. Кстати, последние демонстрируют изрядное рвение на международных выставках. Крупнейшая ежегодная выставка MIDEST - лишнее тому подтверждение. Россия пока что там никаким образом не представлена, в то время как предприятия из Венгрии, Румынии и Болгарии уже успели освоиться на этом ежегодном форуме. В основной массе участники выставки стараются не столько показать себя и свои возможности, сколько приобщиться к новейшим технологиям, исследовать конъюнктуру рынка и собрать как можно больше полезных контактов.

Посещение таких мероприятий  может дать отечественным компаниям  всеобъемлющую информацию о современном  этапе развития субконтрактации в Европе, необходимо и активное участие в подобных мероприятиях. Затраты на такое участие быстро окупятся за счет новых контрактов, освоения европейской субконтрактации и сокращения технологического разрыва за счет приобщения к предлагаемым современным технологиям.

К сожалению, в нашей стране не существует узкоспециализированных и высокорентабельных производств  подобно тем, что существуют на Западе. Так, в Лос-Анджелесе десятки километров вдоль шоссе огромные площади  занимают одноэтажные цеха узкоспециализированных производств, начиная от производства трансмиссий для спортивных автомобилей, ремонта бамперов, и заканчивая промышленной типографией, упаковкой, есть литейное производство, цех механообработки. Такими специализированными фирмами усеяна большая территория вокруг Лос-Анджелеса. Территории этих предприятии даже не огорожены – погрузчик въезжает, забирает готовые изделия и везет в следующий цех. Нигде оборудование не простаивает, а наоборот, загружено по полной программе. То же самое можно встретить и на Тайване. География разная, однако принципы построения эффективного производства одни и те же.

Большинство деталей и  узлов у нас изготавливается  за счет собственных ресурсов. Вполне естественно, что загрузка оборудования на таких производствах неравномерна, а зачастую многие станки простаивают, так как заказы небольшие, а собственное  управление продажами не развито. Здесь  и необходимо развивать субконтрактацию. Активная организация производственной и производственно-технологической кооперации в уже подготовленных условиях необходима и в других областях, например, в отечественной мебельной промышленности.

Для того чтобы система  субподрядов в России вне зависимости  от вида производства начала развиваться, необходимо несколько условий. Первое из них - появление рыночных ниш со сложившимся стабильным спросом, то есть оживление всего товарного  рынка в стране.

Другим условием является наличие на рынке предприятий, способных  выполнить заказ с необходимым  качеством, в кратчайшие сроки и  по более выгодной цене, чем та, которую  мог бы получить контрактор, организуй он свое производство. При этом субконтрактор, оценивший выгоду товара, не должен получить возможность его продажи конкурентам или на его основе организовать собственное производство изделия целиком. То есть получается, что должен быть товар, который купят в большом количестве, но который еще никто не поставляет и его нужно изготовить самому, и есть те, кто может быстро и качественно изготовить основные составные части этого товара уже сейчас. При этом субконтрактору остается только организовать размещение заказов, сборку частей с минимальным их дополнением и распределить готовое изделие среди покупателей.

Российские малые предприятия  внешнеэкономической ориентации помимо названных и других известных  недостатков (низкая производительность труда, слабые финансовые возможности, отсутствие бизнес-культуры) имеют  и ряд конкурентных преимуществ  по сравнению с зарубежными аналогичными фирмами, что существенно повлияет в дальнейшем на процесс интернационализации: низкая стоимость рабочей силы, хотя с ростом экономики этот фактор утрачивает свою актуальность; небольшая доля амортизации в себестоимости, что является и позитивным и негативным фактором одновременно.

Вместе с тем, некоторые  производства в России уже находятся  на уровне или даже дороже, чем в  развитых странах Запада. Это объясняется  не только использованием многими российскими  компаниями старых и неэффективных  технологий. К сожалению, к этому  же результату приводит обновление производства дорогим импортным оборудованием  и другими сторонами цивилизованного  бизнеса по западным стандартам.27

Руководством страны (Президентом РФ и отраслевыми министерствами) были сформулированы ряд Федеральных Целевых программ, например: "Электронная Россия" на 2002-2010 года; Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (разработана Минэкономразвития); Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

К сожалению, в большинстве  этих документов в качестве практической реализации в основном предлагаются такие решения, как привлечение  иностранных инвестиций и создание совместных предприятий по лицензионному  выпуску продукции и совершенно не упоминаются такие современные методы интеграции и международного разделения труда, как аутсорсинг и контрактное производство. Несомненна также необходимость в изменении структуры экспорта и переориентировании его с сырьевой составляющей на экспорт продукции переработки и высокотехнологичных изделий.

Этому мешает ряд факторов:

  • Давно не обновлявшаяся технологическая база (на большинстве предприятий давно устарели основные фонды);
  • Практически полное отсутствие отечественной промышленности производства компонентов;
  • Отсутствие опыта крупносерийного производства изделий высоких технологий;
  • Слабое проникновение современных индустриальных стандартов, производственных процессов и систем качества;
  • Экономическая и управленческая косность многих руководителей предприятий;
  • Заведомо усложненные вопросы финансового, таможенного и налогового регулирования, что при водит к низкой инвестиционной привлекательности.

Фактически, сильными сторонами  являются только - имевшиеся ранее  и ведущиеся сейчас в меньших  масштабах разработки, высокий образовательный  уровень населения в сочетании  со сравнительно невысоким уровнем  оплаты. Главными же проблемами всегда были - переход от разработок и изобретений  к освоению их промышленностью и  организация серийного производства.

В то же время основой  деятельности контрактных производителей электроники является как раз  организация серийного производства (переход от опытных образцов к  массовому производству) по заказам  разработчиков и производителей, которые в данной модели разделения ресурсов смогут больше времени и  средств направлять в разработки и укрепление продаж.

Таким образом, возможен следующий  механизм эффективного развития ВЭД  российских малых предприятий.

На микроуровне:

  • расширение практики создания малых дочерних фирм крупных российских компаний с их стратегическими партерами за рубежом в форме совместных предприятий для осуществления международных связей. Такие малые предприятия действуют в интересах обеих сторон, связывая российское и зарубежное производства, замыкая на себе кооперационные связи, финансовые и информационные потоки, сокращая соответствующие транзакционные издержки компаний.
  • более глубокая интеграция малого и крупного бизнеса на основе субконтрактных отношений, распространение франчайзинговых и лизинговых схем кооперации, развитие аутсорсинга, масштабно развивающегося в современной мировой экономике.
  • развитие кластерных схем сотрудничества малых предприятий с научно-исследовательскими институтами в России и за рубежом с целью внедрения в малый бизнес передовых технологий, в том числе информационных, расширения электронной торговли в Интернет

На макроуровне:

  • пересмотр правил лицензирования сертификации и контроля производственной деятельности малых предприятий в целях устранения параллельных структур проверки качества продукции, ужесточения требований в вопросах соблюдения прав интеллектуальной собственности и качества продукции;
  • более широкое привлечение технической помощи международных экономических организаций, таких как Всемирный банк, ОЭСР, ПРООН, уделяющим особое внимание участию малых предприятий в электронной коммерции и иным аспектам их развития.

Выводы

 Российский малый бизнес мог бы занимать более широкую арену в международной торговле, если бы отечественная экономика была бы стабильнее, механизмы формирования и развития которой отстают от адекватных аналогов западноевропейского типа, т.е. от того уровня, к которому наша экономика стремится.

Российское государство  пытается оздоровить механизмы формирования совокупной экономики, упрочить их, сделать  их более эластичными для применения в современных условиях и нацелить не только на увеличение ВВП, но и на развитие предпринимательства за счет поиска и изыскания резервных  возможностей и нетронутых до сих  финансово-инвестиционных арсеналов. И в этой плоскости всей системы  рыночной экономики государство  старается вывести малое предпринимательство  на совершенно новую траекторию маркетингового развития по направлению совершенствования  рыночной стратегии, создавая дополнительные возможности выхода малого бизнеса  на мировую арену.

Количество преимуществ  малого и среднего бизнеса превосходит  количество недостатков. Однако первые не оказывают должного влияния на экономику страны ввиду наличия многих проблем, препятствующих развитию МСП в РФ. Некоторые преимущества одновременно являются недостатками, как например "начало деятельности", характеризуемое и упрощенной системой регистрации, и огромным риском, связанным, например, с набором неквалифицированного персонала.

Можно предположить, что  недостатки МСП в России являются именно проблемами, вызванными недостаточной  государственной поддержкой и слабой нормативной и законодательной  базой. Основная же проблема банальна – вечный поиск и недостаток денег  для открытия собственного дела. Следовательно, инвестирование в малый бизнес всегда затруднено. Как бы ни поддерживало государство его развитие, какие  бы программы ни принимались, структуры, которые имеют средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка.

Возможен следующий механизм эффективного развития ВЭД российских малых предприятий.

На микроуровне:

  • расширение практики создания малых дочерних фирм крупных российских компаний с их стратегическими партерами за рубежом в форме совместных предприятий для осуществления международных связей. Такие малые предприятия действуют в интересах обеих сторон, связывая российское и зарубежное производства, замыкая на себе кооперационные связи, финансовые и информационные потоки, сокращая соответствующие транзакционные издержки компаний.
  • более глубокая интеграция малого и крупного бизнеса на основе субконтрактных отношений, распространение франчайзинговых и лизинговых схем кооперации, развитие аутсорсинга, масштабно развивающегося в современной мировой экономике.
  • развитие кластерных схем сотрудничества малых предприятий с научно-исследовательскими институтами в России и за рубежом с целью внедрения в малый бизнес передовых технологий, в том числе информационных, расширения электронной торговли в Интернет

На макроуровне:

  • пересмотр правил лицензирования, сертификации и контроля производственной деятельности малых предприятий в целях устранения параллельных структур проверки качества продукции, ужесточения требований в вопросах соблюдения прав интеллектуальной собственности и качества продукции;

более широкое привлечение  технической помощи международных  экономических организаций, таких  как Всемирный банк, ОЭСР, ПРООН, уделяющим особое внимание участию  малых предприятий в электронной  коммерции и иным аспектам их развития

Информация о работе Малый и средний бизнес в России в условиях глобализации