Малый и средний бизнес в России в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:01, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения малых предприятий определяется, прежде всего, той ролью, которую они играют в современной экономике. Достаточно сказать, что их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) таких стран, как США, Великобритания, Германия, Япония и других, составляет более 50%. К сожалению, в России она пока не превышает 10-12%, поэтому, для достижения успехов в экономике, необходимо развивать малый бизнес. Это отражено и в стратегии развития России на период до 2020 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 7
1.1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике 7
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в российской экономике 13
1.3. Состояние малого бизнеса в РФ и основные проблемы его развития 17
Выводы 22
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 24
2.1. Место малых предприятий России во внешнеэкономических связях 24
2.2. Повышение эффективности малого предпринимательства во внешнеэкономических связях 35
2.3. Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых предприятий 42
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа2.docx

— 107.68 Кб (Скачать документ)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Малое предпринимательство  – это инициативная самостоятельная  деятельность, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную  ответственность для получения  прибыли, субъекты которой определяются такими критериями, как численность  персонала, размер уставного капитала, величина актива, объем оборота и  др. Я полагаю, что роль малого и  среднего бизнеса трудно переоценить: эта та форма, в которой легче  всего начинать самостоятельный  бизнес. Малый и средний бизнес хорош уже хотя бы потому, что дает многим людям возможность организации своего дела, получения чувства уверенности в завтрашнем дне, а для государства означает сокращение безработицы и социальной нестабильности.

В истории малого предпринимательства  выделяют 3 этапа: 1987-1994 годы - быстрый  рост количества предприятий малых  форм, характеризуемый стихийностью, отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки; 1995 год - август 1998 года - жесткое  государственное регламентирование  деятельности МСП, которое достигло уровня серьезной экономической  силы; август 1998 года - 2000 год - период изменения  приоритетов, отраслевой структуры  и механизмов развития малого предпринимательства, осознание роли МСП как главного гаранта социальной стабильности в  обществе и, следовательно, необходимости  укрепления сектора малого предпринимательства.

В настоящее время малый  бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет  надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчетность по тем показателям, которые  дают право этим предприятиям воспользоваться  льготами по налогообложению.

Материально-техническое  обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном  объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких  предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен  для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует  значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна проблема заключается  в том, что квалифицированных  предпринимателей, к сожалению, гораздо  меньше, чем реально нужно экономике.

Российский малый бизнес мог бы занимать более широкую  арену в международной торговле, если бы отечественная экономика  была бы стабильнее, механизмы формирования и развития которой отстают от адекватных аналогов западноевропейского  типа, т.е. от того уровня, к которому наша экономика стремится.

Российское государство  пытается оздоровить механизмы формирования совокупной экономики, упрочить их, сделать  их более эластичными для применения в современных условиях и нацелить не только на увеличение ВВП, но и на развитие предпринимательства за счет поиска и изыскания резервных  возможностей и нетронутых до сих  финансово-инвестиционных арсеналов. И в этой плоскости всей системы  рыночной экономики государство  старается вывести малое предпринимательство  на совершенно новую траекторию маркетингового развития по направлению совершенствования  рыночной стратегии, создавая дополнительные возможности выхода малого бизнеса  на мировую арену.

Количество преимуществ  малого и среднего бизнеса превосходит  количество недостатков. Однако первые не оказывают должного влияния на экономику страны ввиду наличия многих проблем, препятствующих развитию МСП в РФ. Некоторые преимущества одновременно являются недостатками, как например "начало деятельности", характеризуемое и упрощенной системой регистрации, и огромным риском, связанным, например, с набором неквалифицированного персонала.

Можно предположить, что  недостатки МСП в России являются именно проблемами, вызванными недостаточной  государственной поддержкой и слабой нормативной и законодательной  базой. Основная же проблема банальна – вечный поиск и недостаток денег  для открытия собственного дела. Следовательно, инвестирование в малый бизнес всегда затруднено. Как бы ни поддерживало государство его развитие, какие  бы программы ни принимались, структуры, которые имеют средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка.

Возможен следующий механизм эффективного развития ВЭД российских малых предприятий.

На микроуровне:

  • расширение практики создания малых дочерних фирм крупных российских компаний с их стратегическими партерами за рубежом в форме совместных предприятий для осуществления международных связей. Такие малые предприятия действуют в интересах обеих сторон, связывая российское и зарубежное производства, замыкая на себе кооперационные связи, финансовые и информационные потоки, сокращая соответствующие транзакционные издержки компаний.
  • более глубокая интеграция малого и крупного бизнеса на основе субконтрактных отношений, распространение франчайзинговых и лизинговых схем кооперации, развитие аутсорсинга, масштабно развивающегося в современной мировой экономике.
  • развитие кластерных схем сотрудничества малых предприятий с научно-исследовательскими институтами в России и за рубежом с целью внедрения в малый бизнес передовых технологий, в том числе информационных, расширения электронной торговли в Интернет

На макроуровне:

  • пересмотр правил лицензирования, сертификации и контроля производственной деятельности малых предприятий в целях устранения параллельных структур проверки качества продукции, ужесточения требований в вопросах соблюдения прав интеллектуальной собственности и качества продукции;

более широкое привлечение  технической помощи международных  экономических организаций, таких  как Всемирный банк, ОЭСР, ПРООН, уделяющим особое внимание участию  малых предприятий в электронной  коммерции и иным аспектам их развития.

Таким образом, фактическое  состояние малого и среднего предпринимательства  оценивается как неудовлетворительное и для того, чтобы этот сектор экономики эффективно участвовал во внешнеэкономической деятельности страны, необходима его всесторонняя поддержка для укрепления положения  МСП в экономике России.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно - правовые акты:

 

1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ "О развитии  малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации"

2. Федеральный закон от 29.12.1995 г. №222-ФЗ "Об упрощенной  системе налогообложения, учета  и отчетности для субъектов  малого предпринимательства" (с  изменениями от 19 июня 2003 года)

3. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации" (с  изменениями от 22 августа 2004 года)

4. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ "Об особенностях  участия субъектов малого предпринимательства  в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества"

5. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №134-ФЗ "О защите  прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при проведении  государственного контроля (надзора)" (с изменениями от 30 октября 2002 г., 10 января и 1 октября 2003 г.)

6. Федеральный закон от 08.02.1998 г. №14-ФЗ "Об обществах  с ограниченной ответственностью" (с изменениями от 27.10.2008 г. №  175-ФЗ, от 22.12.2008 г. № 272-ФЗ)

7. Гражданский Кодекс  Российской Федерации по состоянию  на 1 ноября 2008 года. – М: Эксмо, 2008.

Источники статистических данных:

8. Российский статистический ежегодник. 2010: Статистический сборник / Госткомстат России. – М., 2010.

9. Россия в цифрах: Краткий  статистический сборник / Росстат. – М., 2011.

Литература

 

10.  Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. Москва: Финансы и статистика, 2011.

11.  Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России.//Вопросы экономики. М: 2010 – № 7.

12. Горфинкель В.Я., Поляк  Г.Б. Предпринимательство. Москва: ЮНИТИ, 2009.

13. Губин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право Российской Федерации. Юристъ, 2008.

14. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л.. Малое предпринимательство. Москва: ИНФРА-М, 2011.

15. Стровской Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Москва: ЮНИТИ, 2008.

16. Шеремет А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление. Мосвка: ИНФРА-М, 2009.

 

Интернет-источники:

 

17.Федеральная служба государственной статистики. Малое предпринимательство в России / Ресурсы интернет: - 2010 г.- http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_13/Main.htm

18. Экономический лабиринт. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации / Ресурсы интернет - http://www.economer.khv.ru/

19. Аналитика малого предпринимательства / Ресурсы интернет - http://www.giac.ru/

20.Управление экономическими системами. Электронный научный журналhttp://uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=categories&op=newindex&catid=11

21. Президент России. Официальный сайт - http://www.kremlin.ru/text/appears/2001/12/30134.shtml

22.Общественное объединение предпринимателей / Ресурсы интернет - http://www.vdcr.ru/content/view/105/156

23. Малый бизнес: кредитование малого бизнеса / Ресурсы интернет - http://www.kreditbusiness.ru/

24. Эволюция современного бизнеса / Ресурсы интернет - http://www.bizschool.ru/?page_id=33

25. Малый бизнес в России и за Рубежом / Ресурсы интернет - http://smallbiznes.net/Business.php

26. Малый бизнес Москвы // Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы / Ресурсы интернет – http://mbm.ru/

 

 

1 Губин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право Российской Федерации. Юристъ, 2008. С. 345

2 Плотникова О.А. Малое предпринимательство как фактор экономического роста в России. – 2011. С. 15

3 Губин Е.П., Лахно П.Г. Предпринимательское право Российской Федерации. Юристъ, 2008.С.67

4 Шеремет А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление. Мосвка: ИНФРА-М, 2009.С.78

5 Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России.//Вопросы экономики. М: 2010 – № 7.С.132

6 Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России.//Вопросы экономики. М: 2010 – № 7.С.154

7 Малый бизнес в России и за Рубежом / Ресурсы интернет - http://smallbiznes.net/Business.php

8 Федеральная служба государственной статистики. Малое предпринимательство в России / Ресурсы интернет: - 2010 г.- http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_13/Main.htm

9 Аналитика малого предпринимательства / Ресурсы интернет - http://www.giac.ru/

10 Малый бизнес в России и за Рубежом / Ресурсы интернет - http://smallbiznes.net/StatisticsBusiness.php

11 Федеральная служба государственной статистики. Малое предпринимательство в России / Ресурсы интернет: - 2010 г.- http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_13/Main.htm

12 Российский статистический ежегодник. 2010: Статистический сборник / Госткомстат России. – М., 2010.

13 Экономический лабиринт. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации / Ресурсы интернет - http://www.economer.khv.ru/

14 Эволюция современного бизнеса / Ресурсы интернет - http://www.bizschool.ru/?page_id=33

15 Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л.. Малое предпринимательство. Москва: ИНФРА-М, 2011.С.64

16 Федеральная служба государственной статистики. Малое предпринимательство в России / Ресурсы интернет: - 2010 г.- http://www. gks.ru/bgd/regl/b10_13/Main.htm

17 Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России.//Вопросы экономики. М: 2010 – № 7.С.174

18 Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. Москва: Финансы и статистика, 2011.С.97

19 International labor organization. Assessing the influence of the business environment on small enterprise employment – An assessment guide - SEED Working Paper No.71E/ Ресурсы интернет: - 2005 г.- http://www.ilo.org/empent/publications/wcms_093631/lang--en/index.htm

20 Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б. Предпринимательство. Москва: ЮНИТИ, 2009.С.53

21 Аналитика малого предпринимательства / Ресурсы интернет - http://www.giac.ru/

22 Экономический лабиринт. Государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации / Ресурсы интернет - http://www.economer.khv.ru

23 Стровской Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Москва: ЮНИТИ, 2008.

24 Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б. Предпринимательство. Москва: ЮНИТИ, 2009.С.136

25 Поддержка экспортно-ориентированных инновационных малых и средних предприятий. / Ресурсы интернет - http://www.tacisinfo.ru/ru/

26 Стровской Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Москва: ЮНИТИ, 2008.

27 Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. Москва: Финансы и статистика, 2011.С.114


Информация о работе Малый и средний бизнес в России в условиях глобализации