Малый и средний бизнес в России в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 06:01, курсовая работа

Описание

Актуальность изучения малых предприятий определяется, прежде всего, той ролью, которую они играют в современной экономике. Достаточно сказать, что их доля в валовом внутреннем продукте (ВВП) таких стран, как США, Великобритания, Германия, Япония и других, составляет более 50%. К сожалению, в России она пока не превышает 10-12%, поэтому, для достижения успехов в экономике, необходимо развивать малый бизнес. Это отражено и в стратегии развития России на период до 2020 г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 7
1.1. Понятие и роль малого предпринимательства в экономике 7
1.2. Этапы становления малого предпринимательства в российской экономике 13
1.3. Состояние малого бизнеса в РФ и основные проблемы его развития 17
Выводы 22
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 24
2.1. Место малых предприятий России во внешнеэкономических связях 24
2.2. Повышение эффективности малого предпринимательства во внешнеэкономических связях 35
2.3. Тенденции и перспективы развития внешнеэкономической деятельности российских малых предприятий 42
Выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа2.docx

— 107.68 Кб (Скачать документ)

 

Дело в том, что среди  проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, играют важную роль чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитию предпринимательства, но и создают другую государственную  проблему, вынуждая предприятия малого бизнеса уходить в теневую  экономику.

Специалисты, анализирующие  оборот теневой экономики, оценивают  его не менее чем в 40% валового национального продукта. Речь идет прежде всего о малом бизнесе в России. Называются главные причины такого положения: сохраняющиеся высокие ставки налогов, прежде всего единого социального налога, не позволяющие осуществлять эффективную капитализацию предприятия; недоверие к власти, неуверенность в стабильности экономического и общественного положения; боязнь криминальных структур.

Между тем об эффективности  инвестиций в основной капитал предприятий  малого бизнеса свидетельствуют  данные единовременного обследования по результатам их работы в 2011 г. (см. таблицу 2).

 

Таблица 2

Структура инвестиций в основной капитал малых предприятий по видам основных фондов, % к итогу12

Показатель

Инвестиции в основной капитал  малых предприятий

Все инвестиции в основной капитал (справочно)

Инвестиции – всего

100

100

В том числе:

 

в жилища

9,4

10,7

в здания и сооружения

26,5

43,6

в машины, оборудование, инструмент, инвентарь

59,2

35,7

Прочие

4,9

10,0


 

Как видно из таблицы, предприятия  малого бизнеса почти 60% (59,2) инвестиций в основной капитал вкладывают в  активную часть основных фондов - машины, оборудование, инструмент и инвентарь, в то время как по всем инвестициям  в основной капитал на этот вид  основных фондов приходится лишь 35,7%.

В то же время в пассивную  часть основных фондов - здания и  сооружения - эти предприятия направляют 26,5% инвестиций, тогда как по всем инвестициям в основной капитал  на данный вид основных фондов приходится 43,6%. Это говорит о том, что на предприятиях малого бизнеса имеются  равные условия лучшего, более эффективного использования инвестиций, так как  именно машины и оборудование, а  не здания создают реальную продукцию (табл. 3).

Между тем удельный вес  инвестиций в основной капитал предприятий  малого бизнеса в общих инвестициях  в основной капитал из года в год падает.

 

Таблица 3

Инвестиции в основной капитал малых предприятий, млрд руб.13

 

Показатель

1996

1998

2006

2007

2008

2009

Общие инвестиции в основной капитал

376,0

407,1

1165,2

2186,4

3611,1

4580,5

В том числе в основной капитал  малых предприятий

25,7

19,3

29,8

59,7

120,5

171,3

В процентах к общим инвестициям

6,8

4,7

2,6

3,2

3,3

3,7


 

Как видно из таблицы 3, если удельный вес инвестиций в основной капитал предприятий малого бизнеса в общем объеме инвестиций в 1996 г. составлял 6,8%, в 1997 - 5,4, 1998 - 4,7, то в 2006 г. он упал до 2,6. Если учесть, что доля предприятий малого бизнеса в общем выпуске продукции составляла в эти годы 10-12%, то ясно, что при увеличении инвестиций в основной капитал этих предприятий они могли бы существенно увеличить свои объемы производства продукции. Эти данные свидетельствуют также о том, что при относительно низких инвестициях предприятия малого бизнеса приносят большую отдачу, нежели крупные компании.

В настоящее время малый  бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет  надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчетность по тем показателям, которые  дают право этим предприятиям воспользоваться  льготами по налогообложению.

Материально-техническое  обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном  объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких  предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Следующая проблема заключается  в том, что квалифицированных  предпринимателей, к сожалению, гораздо  меньше, чем реально нужно экономике.

Выводы

 

Малое предпринимательство  – это инициативная самостоятельная  деятельность, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную  ответственность для получения  прибыли, субъекты которой определяются такими критериями, как численность  персонала, размер уставного капитала, величина актива, объем оборота и  др. Я полагаю, что роль малого бизнеса  трудно переоценить: эта та форма, в  которой легче всего начинать самостоятельный бизнес.

Малый бизнес хорош уже  хотя бы потому, что дает многим людям  возможность организации своего дела, получения чувства уверенности  в завтрашнем дне, а для государства  означает сокращение безработицы и  социальной нестабильности.14

В истории малого предпринимательства  выделяют 3 этапа: 1987-1994 годы - быстрый  рост количества предприятий малых  форм, характеризуемый стихийностью, отсутствием системной нормативно-правовой базы и какой бы то ни было инфраструктуры поддержки; 1995 год - август 1998 года - жесткое  государственное регламентирование  деятельности МСП, которое достигло уровня серьезной экономической  силы; август 1998 года - 2000 год - период изменения  приоритетов, отраслевой структуры  и механизмов развития малого предпринимательства, осознание роли МСП как главного гаранта социальной стабильности в обществе и, следовательно, необходимости укрепления сектора малого предпринимательства.

В настоящее время малый  бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям.

Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет  надлежащего учета результатов  их работы, практически отсутствует  отчетность по тем показателям, которые  дают право этим предприятиям воспользоваться  льготами по налогообложению.

Материально-техническое  обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном  объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких  предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен  для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует  значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна проблема заключается  в том, что квалифицированных  предпринимателей, к сожалению, гораздо  меньше, чем реально нужно экономике.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭФФЕКТИВНОСТИ  МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

2.1. Место малых предприятий России во внешнеэкономических связях

 

В малом бизнесе всех без  исключения стран мира все больше проявляются черты глобализации, выражающейся в росте внешнеэкономической  активности, широком использовании  глобальных информационных технологий, унификации форм и деловых стандартов предпринимательской деятельности. Однако степень воздействия данного  процесса и включения в него малых  предприятий страны зависит от национальных особенностей, государственной политики в области внешнеэкономической  деятельности малого бизнеса, готовности и способности противостоять  вызовам глобализации на основе национальных конкурентных преимуществ и использовании  передового опыта малых фирм зарубежных стран. Во многих научных исследованиях  слабые и сильные стороны малого предпринимательства в национальной экономике России достаточно подробно изучены и определены. Однако внешнеэкономические аспекты деятельности данных бизнес-структур ни в отечественных, ни в зарубежных работах до сих пор не были подвергнуты комплексному и глубокому анализу. Причиной тому является до сих пор преимущественно национальная специфика малого бизнеса, отсутствие достаточных средств, ресурсов для выхода за рубеж.15

Наряду с крупными корпорациями, в том числе транснациональными корпорациями, одним из активных субъектов  международного бизнеса являются малые  предприятия, деятельность которых  составляет малый международный  бизнес.

Во многих странах мира малые предприятия в большинстве случаев работают на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, а крупные – на внешние рынки. В условиях глобализации мировой экономики в последние годы малые предприятия, освоившие новые формы и методы международного сотрудничества и внедрившие инновационные подходы в производстве и управлении, также начали доказывать свое право на участие в системе внешнеэкономической деятельности. В связи с этим все большее количество малых предприятий России уже чаще и чаще задумывается о ведении внешнеэкономической деятельности как о стратегической альтернативе развития бизнеса, которая поможет им стать более конкурентоспособными (в том числе на внутренних рынках) и устойчивыми с долгосрочной точки зрения. Это выдвигает на первый план задачу поиска инструментов и способов борьбы с негативными проявлениями процесса глобализации, способствующей росту спекулятивной экономики, монополизации производства и сбыта товаров, перераспределению богатства в пользу ТНК и ТНБ. В этом плане приобретает большое значение эффективная внешнеэкономическая деятельность малых предприятий, претендующих на часть прибыли ТНК, которую они направляют в экономику своей страны, а также способных в кратчайшие сроки изменить свою производственную специализацию, подстраиваясь под ускоряющиеся изменения мировой конъюнктуры рынков, что не всегда входит в круг интересов крупных национальных компаний.

С каждым годом сокращается  “теневой” сектор экономической  деятельности в стране. Малые предприятия осваивают законные пути торговой деятельности (используя гибкую систему налогообложения малых предприятий), осуществление внешнеэкономических операций. Сокрытие и увод капитала за рубеж постепенно сменяются легальными и менее рисковыми формами инвестирования. Международный лизинг и франчайзинг сменяют контрафакцию и “челночную” торговлю, доминировавшую еще недавно в малом российском предпринимательстве. Настало время проанализировать эти изменения и, исходя из мирового опыта развития внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, скорректировать возможные ошибки в осуществлении международных торговых операций малых предприятий России.

Основными проблемами российских предпринимателей во внешнеэкономической  деятельности являются: блокирование ценовой конкуренции антидемпинговым  законодательством и расследованием; сложность кредитования и страхования  экспорта; низкое качество продукции; согласованность действий партнеров  разных стран в отношении российских товаров, например, со стороны Европейского Союза; компенсационные пошлины  на субсидируемый товар; количественные ограничения, действующие в ЕС.

Общее число участников внешнеэкономической  деятельности в РФ составляет 670 тыс. – по записи о сфере деятельности организации (по учёту федеральной  службы по валютному и экспортному  контролю), но экспортируют “свою” продукцию  лишь около 10%. Значительное место во внешнеэкономической деятельности принадлежит индивидуальным предпринимателям, которые специализируются только на внешней торговле (челноки).

На конец 2009г. в РФ было 1602,5 тыс. малых предприятий. Число занятых в малом предпринимательстве и индивидуальном предпринимательстве – около 12 млн. человек, что примерно составляет 17% экономически активного населения.16

Девальвация рубля, отсутствие должного таможенного контроля, отмена административных барьеров и диспаритет цен на старте перестройки создали благоприятные условия внешней экономической деятельности, в том числе и для малого предпринимательства. Недоступность инвестиционных ресурсов, государственный и криминальный рэкет, налоговый пресс – эти проблемы столкнули малое предпринимательство в “тень”. Доля теневого сектора по разным оценкам составляет приблизительно 30-50% реального оборота российских малых предприятий. Не все стороны деятельности малого предпринимательства находят отражение в официальной отчетности, поэтому данные не могут претендовать на достоверность. Подавляющая часть использует “двойную бухгалтерию”.17

Для развития внешнеэкономической  деятельности российского малого предпринимательства  следует улучшить взаимодействие государства  и малого бизнеса; вести статистическую отчетность внешней экономической  деятельности отдельно по малому предпринимательству; стимулировать внешнюю экономическую  деятельность (законодательно); содействовать  новым формам ведения бизнеса, таким  как лизинг, франчайзинг, интернет-торговля; оказывать финансовую, информационную и административную поддержку малому предпринимательству.

Некоторые исследователи-экономисты утверждают, что именно экспорт является сегодня тем "мотором", который  вносит наибольший вклад в развитие мировой экономики. В наши дни  на экспорт приходится свыше 20% мирового ВНП, и эта доля постоянно растет в связи с опережающим ростом мировой торговли по сравнению с  мировым производством. С точки  зрения государства увеличение экспорта способствует росту занятости и  объемов национального производства, стимулирует экономический рост. С точки зрения предприятий экспорт  помогает увеличить объемы сбыта, оптимально использовать производственные мощности, уменьшить риски колебаний конъюнктуры  на внутреннем рынке и улучшить финансовую стабильность.

Информация о работе Малый и средний бизнес в России в условиях глобализации