Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:36, курсовая работа
За последние несколько лет Российская экономика изменилась в корне. Разрушена командно-административная система, строится новая экономическая система. Ее можно определить как многоукладную экономику с преимущественно рыночным типом производственных отношений. В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает.
Введение 5
1 Теоретические основы деятельности предприятия 7
1.1 Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельностью
предприятий 7
1.2 Организация маркетинга на предприятии 11
1.3 Методика планирования маркетинговой деятельности на
предприятии 19
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Изолайн» 26
2.1 Общие сведения о деятельности предприятия ООО «Изолайн» 26
2.2Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы
ООО «Изолайн» 28
2.3Оценка эффективности маркетинговой деятельности предприятия 31
3 Разработка предложений по совершенствованию управления маркетинговой
деятельностью предприятия ООО «Изолайн» 35
3.1 Совершенствование системы управления маркетингом 35
Заключение 42
Список использованных источников 44
По срокам маркетинговые программы могут быть краткосрочные,
среднесрочные, долгосрочные.
В зависимости от круга охватываемых задач программы делятся на
обычные и целевые. Обычные предусматривают решение вопросов по всем направлениям маркетинговой деятельности фирмы. Целевые программы направлены на реализацию отдельно выделенной, особой задачи (например, разработку нового товара или освоения нового сегмента рынка). Маркетинговая программа составляется после завершения серьезного научно-практического исследования: анализ маркетинговой среды, комплексного изучения рынка, требований потребителей к товару, конъюнктуры рынка, его емкости и рыночного спроса, системы ценообразования, уровня и динамики цен, фирм-конкурентов, контрагентов и нейтралов, форм и методов сбыта, особенностей поведения покупателей и мотивов принятия решения при покупке, оценки производственных ресурсов и сбытовых возможностей предприятия.
Система маркетингового контроля.
Деятельность любого предприятия направлена на достижение стоящих перед ним целей. Эти цели являются исходным моментом при разработке планов и программ маркетинга, процесс выполнения которых должен обеспечить точное продвижение к намеченным рубежам. Оценка же степени выполнения намеченных целей и программ обеспечивается при помощи системы маркетингового контроля. Контроль маркетинга – постоянная, систематическая и непредвзятая проверка и оценка положения и процессов в области маркетинга. Процесс контроля обычно протекает в 4 стадии:
- установление плановых величин и стандартов – цели и нормы;
- выяснение реальных значений показателей;
- сравнение;
- анализ результатов сравнения.
Этапы процесса маркетингового контроля направлены на своевременное
выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к
поставленным целям, а также на соответствующую корректировку деятельности предприятий, чтобы имеющиеся проблемы не переросли в кризис. Конкретными же его задачами и целями могут быть: установление степени достижения цели, выяснение возможностей улучшения, проверка того, насколько приспособляемость предприятия к изменениям условий окружающие среды соответствует требуемой.
Система маркетингового
видов контроля, предназначенных для наблюдения и оценки эффективности
деятельности фирмы, выявление всех недостатков и принятия соответствующих мер.
Контроль результатов направлен на установление совпадения или несовпадения основных запланированных показателей реально достигнутым
результатам по экономическим (сбыт, доля рынка) и неэкономическим (отношение потребителей) критериям. Контроль может быть направлен как на комплекс маркетинга в целом, так и на отдельные составляющие его элементы.
Динамичность рынка, структурные изменения в экономике, новые
общественные ориентиры, например, на повышение качества жизни, социально – этические нормы производства и потребления товаров, экологические аспекты-все эти и многие другие важные для предприятия факторы могут привести к отказу от ранее намеченных целей, смене моделей развития, к существенной корректировке ранее намеченных планов. Каждое предприятие должно периодически проводить оценку своего подхода к маркетинговой деятельности и его соответствия меняющимся условиям внешней среды. Этот вид контроля называется ревизией маркетинга. Это комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы, ее задач, стратегии и оперативно – коммерческой деятельности. Цель этого контроля – выявление возникающих проблем и открывающихся возможностей для выработки рекомендаций по усовершенствованию маркетинговой деятельности фирмы. В рамках ревизии маркетинга проводится детальный анализ информационной базы планирования, контроль цели и стратегии, мероприятий маркетинга, организационных процессов и структур.
Аудит текущих конкурентов – одна из форм маркетингового контроля.
Большинство компаний не в состоянии предпринять всесторонний анализ своих конкурентов, их преимуществ и недостатков. Но отдельные конкуренты заслуживают пристального внимания, поскольку становится очевидным, что именно они претендуют на захват существующей рыночной доли компании. Выявление наиболее активных конкурентов требует предварительного определения тех соперников, за счет кого вы выигрываете, или тех конкурентов, за счет кого проигрываете. Этот анализ покажет вам тех непосредственных конкурентов, которые, возможно, используют аналогичную вашей технологию. Создавая новое предприятие, полезно изучить опыт типичной преуспевающей крупной компании, а также опыт небольшой, но быстро растущей компании. Время, усилия и средства, вложенные в аудит конкурента, могут дорого обойтись компании, но все это должно рассматриваться как капиталовложение. В результате на исследуемого конкурента будет заведено досье и создаваемые на его основе письменные отчеты будут из года в год пополняться новыми подробностями.
Анализ конкурента следует начать с общей оценки позиционирования
выпускаемого конкурентом товара, его текущих задач, стратегий, главных
достоинств и недостатков и предположительных последующих шагов. Наиболее уязвимые места конкурентов, проявляющиеся в период планирования стратегии, а также возможные причины, препятствующие росту конкурента и снижающие его способности реагировать на изменения, также должны быть приняты во внимание. Собранная информация даст возможность предсказать поведение будущего конкурента и его реакцию.
В сферу контроля включаются действия фирмы по оценке ее собственной
деятельности и при необходимости изменения стратегического курса фирмы. Помимо указанных выше видов контроля предприятие должно осуществлять контроль экономического стимулирования, контроль за производственной деятельностью и входной контроль. Рассмотрим ситуационный анализ как инструмент самоконтроля и самоанализа.
Объектами ситуационного анализа являются рынок, предприятие, покупатели (физические и юридические лица), конкуренты. Как правильно провести анализ предприятия мы рассмотрели в 1.2.
Анализ конкурентов и
> Существующие прямые конкуренты – фирмы, производящие изделия, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, а также товары-заменители».
> Потенциальные конкуренты – это 1). Существующие предприятия, которые
расширяют ассортимент или применяют новую технологию, совершенствуют
продукцию,
чтобы лучше удовлетворять потребности
покупателя и в результате стать
прямыми конкурентами; 2). Новые фирмы,
вступающие в конкурентную борьбу.
Работу по данным о фирмах
– конкурентах следует
проводить систематически. При этом на
практике необходимо использовать
следующие методы: опрос отдельных лиц,
вырезки из печатных источников,
оформление специальных формуляров по
конкурентам, сведение информации в доклады.
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия ООО «Изолайн».
2.1 Общие сведения о деятельности предприятия.
Адрес: ООО "Изолайн"431902, Республика Мордовия, Кадошкинский р-н, с. Паево, ул. Школьная, тел/факс:+7-83448-2-30-63 тел.: +7-83448-2-38-67, e-mail: info@izolain.ru, сайт: www.izolain.ru
Генеральный директор: Палаев Григорий Григорьевич
Сфера деятельности: производство утеплителей и изоляционных материалов
Форма собственности: общество с ограниченной ответственностью
Организационная структура предприятия : эта информация является
секретной.
Общая численность работающих: она составляет 256 человек. Из них
менеджеры, служащие, рабочие.
Первоначально на предприятии функционировало только производство одного вида утеплителей. Затем, предприятие стало набирать темпы роста и расширять ассортимент производства. На данный момент ведутся работы по открытию дополнительных цехов как по производству, так и переработке бракованной продукции.
Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
предприятия
Таблица 2.1– Исходные данные для анализа финансового состояния, млн. р.
Статья | На 01.01.08 | На 01.01.09 | На 01.01.10 |
Актив | |||
I. Оборотные средства | |||
2.Денежные средства и их эквиваленты | 63,102 | 117,755 | 89,667 |
3. Расчеты с дебиторами | 61,371 | 0,298 | 44,34 |
Запасы и прочие оборотные активы | - | - | - |
итого по разделу 1 | 124,473 | 118,053 | 134,007 |
II. Внеоборотные активы | |||
Основные средства | 30,067 | 31,792 | 29,09 |
Прочие внеоборотные активы | - | - | - |
Продолжение таблицы 2.1
Итого по разделу 2 | 30,067 | 31,792 | 29,09 |
Всего активов | 1374,536 | 1095,502 | 1464, 315 |
Пассив | |||
1.Привелеченный капитал | |||
Краткосрочные пассивы | 857,160 | 721,769 | 786,341 |
Долгосрочные пассивы | - | - | - |
Итого по разделу 1 | 857,160 | 721,769 | 786,341 |
2.Собственный капитал | |||
Уставной капитал | 55,970 | 55,970 | 55,970 |
Фонды и резервы | - | - | - |
Итого по разделу 2 | 55,970 | 55,970 | 55,970 |
Всего источников | 1374,536 | 1095,502 | 1464, 315 |
Данная таблица является основой для расчета ряда аналитических показателей – коэффициентов ликвидности и платежеспособности. Основными коэффициентами ликвидности являются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности: Экономическую результативность управленческой деятельности предприятия "Изолайн" показывает коэффициент КЭР, рассчитываемый как отношение дохода Д к общей сумме издержек на производство и реализацию продукции за год ЗПР:
КЭР2008
= Д / ЗПР = 10 303 / 326 = 31,6
КЭР2009=
Д / ЗПР = 15 839/ 402 = 39,4