Международные экономические организации и проблемы регулирования мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:02, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление проблем регулирования мировых торговых рынков современными международными экономическими организациями.
Объектом исследования выступают современные международные экономические организации, так или иначе влияющие на процессы происходящие на мировых товарных рынках.
Предметом исследования являются мировые товарные рынки в свете глобализации национальных рынков.

Работа состоит из  1 файл

DIPLOM.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

 

      Введение

       Исследование  регулирования мировых торговых рынков международными организациями  является актуальным в связи с процессами глобализации1. В силу ряда процессов, имеющих характер совершающейся на наших глазах истории, причем беспрецедентной, научное осмысление современной институциональной системы международной экономики началось лишь недавно.  Среди этих процессов: интеграция в систему мировой экономики бывших так называемых социалистических стран с их абсолютно новой ролью в международном разделении труда; возникновение крупного надгосударственного образования, играющего одну из первых ролей в мировой экономике – Европейского Союза; выход процесса глобализации мировой экономики на уровень идеологического осознания и появление политических противников у этого объективного и потому нейтрального явления. В связи с этим осмысление одного из аспектов институциональных основ современной мировой экономики, а именно роли международных организаций в регулировании мировых торговых рынков является актуальным.

       Тенденции глобализации и антиглобализации тесно  связаны с проблемами неравенства между бедными и богатыми странами, с теорией «золотого миллиарда», с перенесением в современном мире центра тяжести с противостояния по оси «капиталистический Запад / коммунистический Восток» на противостояние по линии «богатый Север / бедный Юг». Данные проблемы в настоящий момент осмысливаются разными научными дисциплинами, в том числе и экономическими. История международного регулирования мировых торговых рынков строилась во многом на противостоянии между развитыми и развивающимися странами, и с этой точки зрения тема настоящей работы также является актуальной.

       Актуальность  вопроса о причинах и тенденциях современного международного разделения труда, которое на 90 % определяется международным  регулированием мировых торговых рынков, результирующим борьбу между протекционизмом и фритредерством, имеет значение еще и по той причине, что наша страна находится в состоянии поиска своего места в системе международного разделения труда, и чтобы занять в этой системе достойное место, ей предстоит выдержать определенную борьбу с противоборствующими тенденциями. Согласно общей теории природно-хозяйственных комплексов, с точки зрения глобальной рыночной экономики, национальные государства мешают оптимизации экономических процессов.  В этих терминах мобилизация воли граждан любого национального государства на построение такой системы жизнеобеспечения, которая не противоречит государственной целостности, является искусственным приемом, противоречащим принципу саморегулирующегося рынка. Другими словами, если бы процессам функционирования мировой экономики была дана свобода развиваться естественным образом,  без оглядки на границы и интересы национальных государств, система мировых природно-хозяйственных комплексов  была бы иной, чем она есть, и была бы оптимальной.

       В данном контексте заслуживает внимания вопрос, действительно ли нация (национальное государство), защищающее свои интересы с помощью реализации принципа протекционизма, усиленно изгоняемого в системе международного экономического правопорядка, как явление мешает гомогенным производственным процессам. И если мешает, не выполняет ли она роль защиты социальных слоев, наименее приспособленных к рынку? Согласно Ф. А фон Хайеку, лауреату Нобелевской премии по экономике за теоретические работы по функциональной эффективности различных экономических систем, в рынке нет места солидарности и состраданию, поэтому одной из функций (национального) государства является именно защита населения от саморегулирующегося, если можно так выразиться, самооптимизирующегося  рынка.

       Ответ на вопрос, какова роль национального  государства в современном международном  разделении труда, и может ли национальное государство сознательно повлиять на структуру этого разделения, усиливая или ослабляя политику протекционизма при интеграции в международный правопорядок в области торговли, является лишь одной из задач настоящего исследования,  на которой мы здесь остановились более подробно лишь с целью привлечь внимание к актуальности темы исследования.

       Целью работы является выявление проблем регулирования мировых торговых рынков современными международными экономическими организациями.

       Объектом  исследования выступают современные  международные экономические организации, так или иначе влияющие на процессы происходящие на мировых товарных рынках.

       Предметом исследования являются мировые товарные рынки в свете глобализации национальных рынков.

       Задачами  работы являются:

    1. Описание международных экономических организаций, играющих ведущую роль в регулирования мировых торговых рынков как то ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ.
    2. Представление процесса регулирования этими организациями мирового рынка товаров, услуг и золота как специфического товара.
    3. Определение международного правопорядка в области международной торговли; формулировка его принципов, изложение основных документов.
    4. Выявление источников проблем регулирования мировых торговых рынков и описание самих проблем.

ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ: ВТО КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИРОВЫХ ТОРГОВЫХ РЫНКОВ

     1.1 Регулирование торговли товарами

       Всемирная торговая организация была создана  в результате многосторонних торговых переговоров, проводившихся в период 1986-1994 гг. в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (General Agreement on Tariffs and Trade) и получивших название Уругвайского раунда. В переговорах принимали участие более 120 государств2.

       По  завершении переговоров 15 апреля 1994 г. в Марокко был подписан заключительный акт, воплотивший результаты Уругвайского раунда международных торговых переговоров. Этим актом было открыто для подписания Соглашение об учреждении ВТО.

       ВТО начала официально действовать с 1 января 1995 г.

       Основные  функции ВТО:

    • организация выполнения и применения всех соглашений Уругвайского раунда, а также и других документов, переговоры по которым и подписание которых состоится в будущем;
    • организация переговоров между членами ВТО по вопросам, относящимся к уже подписанным соглашениям, а также и по более широкому кругу проблем, по которым Конференцией на уровне министров будут приняты соответствующие решения;
    • обеспечение составления периодических обзоров торговой политики стран-членов ВТО;
    • обеспечение рассмотрения споров и конфликтных ситуаций между членами ВТО.

       Главным органом ВТО является Конференция  на уровне министров, заседания которой проводятся не реже одного раза в 2 года. В Конференции участвуют представители всех стран – членов ВТО. Конференция может рассматривать любые вопросы, входящие в компетентность ВТО, принимает решения о принятии в члены ВТО.

       Генеральный совет, который состоит из представителей всех членов ВТО, осуществляет функции Конференции на уровне министров в перерывах между ее сессиями.

       Созданные в рамках ВТО:

    • Совет по торговле товарами (Council for Trade in Goods) (действует на основе ГАТТ, 1994);
    • Совет по торговле услугами (Council for Trade in Services), действующий на основе Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС) (General Agreement on Trade in Services – GATS);
    • Совет по торговым аспектам прав на объекты интеллектуальной собственности (Council for Trade-Relayed Aspects of Intellectual Property Rights), - действующий на основе соглашения по торговым аспектам прав на объекты интеллектуальной собственности – Соглашения по ТРИПС (Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights – Agreement on Trips)

осуществляют  наблюдение за действиями соответствующих  соглашений и функционируют под  общим руководством Генерального совета.

       Кроме того, создан ряд комитетов по конкретным вопросам, например, Комитет по торговле и развитию и другие.

       Соглашением об учреждении ВТО предусматривается  создание Секретариата ВТО во главе  с Генеральным директором, который  назначается Конференцией на уровне министров.

       ВТО размещается в Женеве.

       Структуру ВТО можно представить следующим  образом. Высшим органом во всей организационной структуре ВТО является Конференция министров, на которой представлены все члены ВТО. Конференция должна созываться не реже, чем раз в два года, и правомочна принимать решения по всем вопросам, которые являются предметом какого-либо из многосторонних торговых соглашений.

       Повседневная  работа ВТО выполняется рядом  вспомогательных органов, главным  образом Генеральным советом, в  который также входят представители  всех членов ВТО. Генеральный совет  подотчетен Конференции министров  и обязан представлять ей отчеты о своей деятельности. Помимо выполнения регулярной работы от имени Конференции министров, Генеральный совет также действует в двух особых формах: в качестве Органа разрешения споров, который контролирует применение процедур урегулирования споров (см. ниже), а также в форме Органа обзора торговой политики для подготовки регулярных обзоров торговой политики отдельных членов ВТО (см. ниже).

       Генеральный совет делегирует полномочия трем другим основным органам, а именно Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами осуществляет контроль за выполнением и функционированием всех соглашений, которые охватывают торговлю товарами (Приложение 1А к Соглашению об учреждении ВТО), хотя многие из этих соглашений предусматривают наличие собственных контролирующих органов. Два других совета отвечают за те соглашения ВТО, которые входят в сферу их компетенции (Приложения 1B и 1C), и могут создавать собственные вспомогательные органы по мере необходимости.

       Конференция министров создает еще три  органа, которые подотчетны Генеральному совету. Комитет по торговле и развитию занимается вопросами, касающимися  развивающихся стран, прежде всего  тех из них, которые относятся к категории "наименее развитых". Комитет по платежным балансам отвечает за проведение консультаций между членами ВТО и странами, которые применяют ограничительные меры в торговле, в соответствии с положениями статей XII и XVIII ГАТТ для того, чтобы решать проблемы в случае сложностей с платежным балансом. Наконец, вопросы, касающиеся финансирования и бюджета ВТО, решаются Комитетом по бюджетным, финансовым и административным вопросам.

       Каждое  из четырех соглашений ВТО с ограниченным кругом участников, участие в которых носит добровольный характер, а именно по гражданской авиатехнике, правительственным закупкам, молочной продукции и говядине, создает свои собственные органы управления, которые подотчетны Генеральному совету.

       Регулированием  финансовых услуг и валютных операций занимается Совет по торговле услугами. Ему подотчетны два комитета – Комитет по финансовым услугам и Комитет по конкретным обязательствам.

       Собственно, в рамках ВТО действует еще  одно соглашение, связанное с международным  движением финансов – Соглашение о связанных с торговлей инвестиционных мерах – ТРИМС (TRIMS – The Agreement on Trade Related Investment Measures). Но это соглашение достаточно ограниченной области. Круг вопросов, рассматриваемых в данном соглашении, ограничивается инвестиционными мерами, связанными только с торговлей товарами.

       Членами ВТО являются страны и отдельные  таможенные территории, на которые  приходится 95 % мировой торговли.

       В ВТО имеются наблюдатели. Статус наблюдателя, получаемого страной  или таможенной территорией, предполагает, что в течение 5 лет с момента получения статуса наблюдателя последний должен начать переговоры о присоединении к ВТО.

       Статус  наблюдателя при Генеральном  совете ВТО имеют такие международные  организации, как ООН, ЮНКТАД, МВФ, ОЭСР, Всемирная  организация интеллектуальной собственности и другие.

       Правовая  основа ВТО состоит в следующем. ВТО не имеет устава в обычном  понимании. Правовую основу составляют соглашения и связанные с ними правовые документы.

       При этом различают:

    • многосторонние торговые соглашения, которые являются неотъемлемой частью Соглашения об учреждении ВТО и обязательны для всех членов ВТО. Весь пакет многосторонних соглашений рассматривается как единое целое, и это означает, что страна, присоединившаяся к ВТО, должна принять их без каких-либо исключений. Все члены ВТО обязуются ввести в национальное законодательство и регулирование правила, вытекающие из этих соглашений. Для различных групп стран предусмотрены различные сроки вступления этих соглашений в силу в полном объеме. Эти сроки являются более короткими для развитых стран, более длительными для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. К основным многосторонним соглашениям относятся ГАТТ 1994 г. и связанные с ним правовые документы, ГАТС, соглашение по ТРИПС.
    • торговые соглашения с ограниченным числом участников, которые являются неотъемлемой частью Соглашения об учреждении ВТО только для тех ее членов, которые их подписали и обязательны для них. Это, например, Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, Соглашение о государственных закупках.

Информация о работе Международные экономические организации и проблемы регулирования мировой торговли