Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:02, курсовая работа
Целью работы является выявление проблем регулирования мировых торговых рынков современными международными экономическими организациями.
Объектом исследования выступают современные международные экономические организации, так или иначе влияющие на процессы происходящие на мировых товарных рынках.
Предметом исследования являются мировые товарные рынки в свете глобализации национальных рынков.
Так, ЮНСИТРАЛ подготовила Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (вступила в силу 01.01.88 г., более 40 стран-участниц), в которой государства-участники согласовали вопросы, касающиеся порядка заключения и формы внешнеторговых контрактов, содержания прав и обязанностей продавца/покупателя, ответственности сторон контракта и др. Принятие единообразных норм по этим вопросам должно, по замыслу государств участников, способствовать устранению правовых барьеров в международной торговле. Meждународная торговая палата, являющаяся международной неправительственной организацией, обобщила и унифицировала торговые обычаи и обыкновения, применявшиеся в ряде стран в том, что касается правовых условий поставки товаров. В результате были созданы факультативные Международные правила по толкованию торговых терминов - Инкотермс, широко применяющиеся в коммерческой практике. В настоящее время действует Инкотермс в редакции 1990 года.
Можно сделать вывод, что в регулировании международной торговой системы принимают участие правовые комплексы, состоящие из норм международного права / международного экономического права и норм внутригосударственного права, в том числе соответствующих обычаев, обыкновений, а также из судебных решений и решений международных организаций/международных экономических организаций.
Правовой режим международной торговой системы основан на следующих, в частности, специфических международно-правовых принципах.
Принцип развития торговли («свободы торговли).
Обязанность международного экономического сотрудничества закреплена Уставом ООН. При этом роль международной торговли подчеркивается рядом резолюций ГА ООН: № 1421 (XIV) от 25.12.59 г. (мировая торговля как фактор развития мирных отношений между государствами), № 1519 (XV) от 15.12.60 г. (расширение международной торговли способствует укреплению мира); №№ 1785 (XVII), 2205 (XXII) от 28.12.66 г. (сотрудничество в области международной торговли как фактор, способствующий установлению дружественных отношений). Право «свободно торговать с другими странами» зафиксировано в «Принципах» ЮНКТАД 1964 года. Многие положения, развивающие этот принцип, содержатся в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года.
Данный принцип означает;
-
право на участие в
-
право свободно заключать
-
право объединяться в
- право пользоваться выгодами от международной торговли;
- обязанность государств развивать взаимную торговлю, не наносить ущерба торговым интересам других стран, учитывать растущую взаимозависимость государств в Международной торговой системе, укреплять принцип универсальности в международном праве;
- обязанность не устанавливать норм внутреннего права, препятствующих торговле;
- обязанность воздерживаться от любых форм демпинга;
-
обязанность укреплять
- право государств, не имеющих выхода к морю, на свободный доступ к морю в целях международной торговли.
Принцип либерализации торговли.
Данный принцип вытекает из положений текста ГАТТ, последующих решений, соглашений в системе ВТО/ГАТТ и означает:
- обязанность государств устранять препятствия в международной торговле, не устанавливать запрещений и ограничений на импорт или экспорт иных, кроме таможенных пошлин, налогов, сборов; не применять ограничения, несовместимые с правилами ГАТТ (standstill), и устранять ограничения, противоречащие правилам ГАТГ (rollback);
-
обязанность снижать уровень
таможенного обложения
- право государств на встречное понижение ставок таможенных пошлин;
-
право требовать устранения
-
право на участие в выработке
мер в целях устранения
Принцип защиты национального рынка.
Данный
принцип вытекает из положений текста
ГАТТ, последующих решений и
-
право и обязанность
-
право государств на
-
право государств на
-
обязанность не применять
-
обязанность не осуществлять
целенаправленное
Принцип свободы транзита.
Данный принцип вытекает из положений текста ГАТТ, «Принципов» ЮНКТАД 1964 года, Конвенции 1965 года о транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю, и означает:
-
право на свободу транзита
через территорию государства-
- право не имеющего выхода к морю государства на свободный доступ к морю в целях осуществления международной торговли;
-
обязанность прибрежных
Принцип предоставления национального режима.
Данный
принцип вытекает из положений текста
ГАТТ/ последующих решений и
-
обязанность государств
-
обязанность государств
Нормы внутреннего права в том, что касается отечественных и иностранных товаров на национальном рынке, во все более глубокой степени становятся предметом правового регулирования в рамках международного торгового права. С учетом происходящей конвергенции и интеграции экономик значение принципа предоставления национального режима возрастает.
Принцип взаимности.
Применительно к международной торговле данный принцип международного права понимается двояко, а именно:
1)
как равенство в правах и
обязанностях государств-
2)
как равенство (симметрия,
Принцип материальной взаимности применяется, в частности, при согласовании таможенных уступок в системе ВТО/ГАТТ. Согласно этой процедуре, государства-партнеры в рамках многосторонних переговоров согласовывают размеры снижения уровней таможенные пошлин на группы товаров, представляющие взаимный интерес, или договариваются не повышать тарифные ставки на них. Применялся также метод «линейного» снижения ставок на согласованный процент по широкой гамме товаров. Согласованные ставки фиксируются в списках тарифных уступок и в силу принципа наибольшего благоприятствования распространяются на все другие государства, Списки тарифных уступок становятся неотъемлемой частью текста ГАТТ. При необходимости поднять согласованный уровень таможенной ставки соответствующее государство должно вновь вступить в переговоры с прежними партнерами, с главными поставщиками данного товара/группы товаров и предложить им равноценную уступку по другому товару/группе товаров. При присоединении к ГАТТ государство приобретает право на все уступки, содержащиеся в приложенных к тексту ГАТТ перечнях, однако взамен должно предложить снижение ставок собственного тарифа. Такая процедура рассчитана на государства, в которых таможенные тарифы играют роль основного регулятора объемов доступа товаров на национальные рынки. Поэтому при присоединении в свое время к ГАТТ государств с планово-централизованной экономикой (Польша-1967 г.; Румыния - 1971 г.; Венгрия - 1973 г.) каждый раз вставала проблема адаптировать принцип взаимности к рынку, где роль основного регулятора импорта играет директивный план, а не таможенный тариф. Очевидно, что страна с планово-централизованной экономикой, в отношении которой должны были при присоединении к ГАТТ вступить в действие зафиксированные в перечнях ставки таможенных пошлин, получала реальное расширение доступа своих товаров на рынки других стран-членов ГАТТ. В то же время предоставляемые ею ответные тарифные уступки не расширяли фактический доступ иностранных товаров на её рынок; для этого требовалось воздействовать на систему планирования, например возложить на планово-централизованное государство в качестве компенсации обязательство ежегодного увеличения импорта в определенном размере. Эта разновидность материальной взаимности получила название «эффективной взаимности» и внедрялась развитыми государствами с рыночной экономикой в качестве основного «принципа» торговых взаимоотношениях с государствами плановой экономики.
В
Заключительном акте СБСЕ 1975 года (в
преамбулу раздела «
Вне ГАТТ государства с рыночной экономикой в качестве противовеса директивно-плановому импорту вводили контингентирование импорта из государств с планово-централизованной экономикой и применяли другие меры, которые рассматривались последними как дискриминационные.
Принцип материальной взаимности утверждается и в сфере международной торговли услугами - транспортными, информационными, финансовыми и др. Так, согласно Директиве ЕС от 15.12.89 г. (ст.9). Комиссия ЕС должна контролировать, чтобы эффективность доступа на рынки третьих стран кредитным учреждениям ЕС была сопоставима с эффективностью режима, предоставляемого кредитным учреждениям третьих стран на рынке ЕС и чтобы национальные режимы для иностранных кредитных учреждений обеспечивали бы одинаковые конкурентные условия по сравнению с национальными кредитными учреждениями.
Принцип взаимной выгоды.
Международно-правовой принцип взаимной выгоды применительно к международной торговле зафиксирован в ряде документов: резолюции ЮНКТАД-11 №15 (11) (расширение экономических отношений между Востоком и Западом на основе взаимности); «Принципах» ЮНКТАД 1964 года (международная торговля должна быть взаимовыгодной) и др.
Данный принцип означает:
-
право государств на учет их
интересов при решении
- право пользоваться выгодами от международной торговли, самостоятельно оценивать степень выгодности;
-
обязанность государств