Международные экономические организации и проблемы регулирования мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:02, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление проблем регулирования мировых торговых рынков современными международными экономическими организациями.
Объектом исследования выступают современные международные экономические организации, так или иначе влияющие на процессы происходящие на мировых товарных рынках.
Предметом исследования являются мировые товарные рынки в свете глобализации национальных рынков.

Работа состоит из  1 файл

DIPLOM.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

       Золото  является своеобразным товаром, поэтому  регулирование торговли им на международном  уровне рассмотрим отдельно.

       В перечне финансовых услуг ГАТСа  говорится о торговле активами, включая слитки (драгоценных металлов).

       До  последнего времени рынка золота у нас не существовало. Все золото скупали Гохран, Банк России, Министерство финансов.

       Переход к рыночной экономике в последнюю  очередь затронул сферу обращения драгоценных металлов, хотя теневой оборот был значительным и раньше. Лишь в 1993 г. было принято постановление. № 248 «О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в РФ», где государство провозгласило намерение отказаться от монополии на проведение операций с золотом.

       В 1994 г. было утверждено положение № 756 «О проведении сделок с драгоценными металлами на территории РФ», в котором определялся порядок сделок с минеральным и вторичным сырьем, содержащим золото; с золотом в слитках; с изделиями, содержащими золото и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям; с полуфабрикатами, содержащими золото и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и иные бытовые изделия); с драгоценными металлами, содержащимися в монете.

       С этого момента стал формироваться  рынок золота, субъектами которого стали:

       — Центральный банк РФ;

       — специально уполномоченные банки;

       — пользователи недр — предприятия, а  также граждане — индивидуальные предприниматели, которые прошли регистрацию и имеют лицензию и квоту на добычу минерального сырья;

       — скупочные предприятия — предприятия, покупающие у граждан золото в  виде ювелирных и бытовых изделий  и лома;

       — предприятия-заготовители — предприятия, производящие переработку сырья с получением промежуточного продукта, подлежащего последующей переработке для получения аффинированного золота в виде слитков;

       — аффинажные заводы — государственные  предприятия, производящие слитки с  содержанием основного металла  не менее 99,5%;

       — промышленные потребители — предприятия, использующие золото для изготовления своей продукции (включая полуфабрикаты);

       — инвесторы — хозяйствующие субъекты, не относящиеся к указанным выше субъектам, вкладывающие свои средства в приобретение слитков золота и  монеты.

       Банковская  система должна была стать важнейшим  оператором и организатором этого  рынка. В этой связи следует подчеркнуть, что коммерческим банкам была разрешена  распродажа золота, минуя Гохран и экспортные операции их с золотом. Договора при этом заключаются по двум схемам.

       По  первой — в договор включается экспортная цена золота по цене лондонского  фиксинга минус проценты, которые  идут банку.

       По  второй — цена золота определяется по курсу Банка России. В этом случае золотодобытчики получают цену ЦБ минус процент банковской прибыли. Под покупку золота банки кредитуют золотодобытчиков под 20-25% годовых.

       Этими мерами был предотвращен кризис золотодобывающей промышленности России в период падения цен на металл и были сохранены собственные источники тезаврации золота.

       В настоящее время в составе  золотовалютных резервов России на долю золота приходится примерно 30%, в США — 54%, правда, золотые запасы Великобритании составляют 18%, но уровень золотовалютных резервов значительно выше, чем в России11. Хотя, и в России с золотовалютными резервами ситуация складывается вполне благоприятная. Значительное увеличение объема валютных интервенций в декабре 2003 г. обусловило рост золотовалютных резервов РФ за месяц более чем на 8,5 млрд долларов12. По состоянию на 1 января 2004 г. их объем составил 76,9 млрд долларов США13. В целом по итогам 2003 г. прирост золотовалютных резервов РФ составил 29,1 млрд долларов США (прирост аналогичного показателя за 2002 г. составил 13,3 млрд долл. США)14. Тем не менее, в Великобритании уровень золотовалютных резервов традиционно выше, чем в России, и составляющая золота там, хоть и невелика, риск, связанный с этим, представляется меньшим. Хотя, вопрос о риске представляется достаточно спорным: цена на золото также слишком подвержена неустойчивому воздействию мировой конъюнктуры.

       Интересное  положение складывается в Японии — здесь золото в золотовалютных резервах составляет всего 3%. Это одна из причин неустойчивости японских банков. Но в последнее время Япония стала наращивать свои золотые авуары.

       Накапливать золотой запас вовсе не значит скупать его по любой цене.

       Целесообразно использовать фактор колебания цен  на этот металл, ориентируясь на фьючерские цены лондонской биржи. Определение текущей мировой цены на золото проводится дважды в день в Лондоне на межбанковском рынке в 10.30 (утренний, или первый фиксинг) и в 15.00 (дневной, или второй фиксинг) в офисе «Н. М. Ротшильд и сыновья, LTD».

       Они определяются стоимостью золота, спросом  и предложением.

       Колебания цен на золото, пожалуй, более существенны, чем даже изменения цен на нефть и более предсказуемы. Вполне возможно составление методики, весьма точно определяющей движение цен на золото в краткосрочном и среднесрочном периоде.

       Себестоимость добычи золота в настоящее время  колеблется от 185 долларов за унцию в США до 245 в ЮАР15. В мире ежегодно потребляется 3,8 тыс. тонн золота, из них 3 тыс. - на ювелирные изделия, 0,230 — электронная промышленность, 0,04 — стоматология16.

       Практические  рекомендации специалистов обычно сводятся к тому, что при падении цен на золото до уровня 200-250 долларов за тройскую унцию его следует приобретать, так как это самый низкий предел его рыночной стоимости, за которым начнется повышение его цены и соответственно ценных бумаг, в обеспечение которых положено золото (золотые сертификаты и др.).

       В условиях ВТО должны быть унифицированы  специфические нормы, условия поставки, сертификаты на драгметаллы.

       Например, до недавнего времени Россия продавала  слитки золота 999,9 пробы, а международным  стандартом является проба 99,517.

       Ситуация  на мировом рынке золота должна постоянно  находиться в поле зрения компаний, которые связаны с золотодобычей и дальнейшим использованием драгоценного металла в производственных целях, под пристальным вниманием банков, покупающих и продающих золото как платежное средство, а также, фирм и частных лиц, видящих в желтом металле ликвидный актив и предмет спекуляций. Следует помнить и то, что прогнозирование цен на золото, оценка этого специфического рынка требуют в настоящее время обязательного учета движения монетарного золота с макроэкономических позиций.    

       В условиях ВТО, обострениях конкурентной борьбы — необходимо иметь не только значительный золотовалютный запас, но и структуру его, адекватную экономической ситуации в мире, развивать торговлю слитками как важнейшую часть банковских услуг, специально оговоренную ГАТС.                    

       Таковы  некоторые моменты адаптации  предоставления финансовых услуг и  проведения валютных операций отдельных  стран под требования ВТО.

       В качестве вывода можно сказать, что важнейшую роль в регулировании мировых торговых рынков играют следующие экономические организации: ВТО, Конференция ООН по торговле и развитию, Международная таможенная организация и Международная торговая палата. Международными органами с правом принятия обязательных и рекомендательных решений по вопросам экономического сотрудничества являются ООН, Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), ОЭСР. Международное сотрудничество по вопросам формирования нового права международной торговли обеспечивают такие институты, как ЮНСИТРАЛ и УНИДРУА.  

 

     ГЛАВА II. ПРАВОПОРЯДОК В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

     2.1. Понятие международного  правопорядка в области международной  торговли

       Юридически  правопорядок в области международной  торговли строится на основе принципов и норм, закрепленных в системе двусторонних и многосторонних договоров, а также в международно-правовых обычаях. Фактический правопорядок как реальное состояние отношений, закрепленное международным торговым правом, зачастую определяют понятием «режим» (например, режим наибольшего благоприятствования, режим Ломейских конвенций, режим Общей системы преференций и т.п.).

       Источники международного торгового права  отличаются многообразием. Как правило, в международной торговой системе государства применяют два основных метода международно-правового регулирования:

       - метод двустороннего регулирования;

       - метод многостороннего регулирования.

       Во  второй половине XX в. акцент постепенно перемещался в сторону многостороннего  регулирования международной торговли.

       Многие  принципы международного торгового  права получили свое закрепление  и развитие в основополагающих двусторонних договорах - договорах о мире, дружбе, сотрудничестве, торговле, мореплавании и т.п.

       В содержании «политических» и «общеэкономических» договоров вопросы торговли составляют лишь часть общей проблематики. Наиболее детально правовой режим торговых отношений определяется в торговых договорах. Именно торговые договоры создают правовую базу для всего комплекса торгово-экономических связей. В них определяется правовое положение юридических и физических лиц одной страны на территории другой, устанавливаются принципы торговых отношений, в том числе применения тарифных и нетарифных мер регулирования, защитных и ограничительных мер, порядок торговых расчетов, вопросы транзита товаров, судоходства, разрешения споров; предусматриваются меры по контролю за реализацией договора (например, создание совместных комиссий) и т.п.

       В практике СССР, преимущественно во взаимоотношениях между государствами-членами СЭВ, в которых существовала планово-централизованная экономика и государственная монополия на внешнюю торговлю, широкое распространение получили соглашения о товарообороте и платежах, заключавшиеся обычно на 5-летний срок. В этих соглашениях устанавливались перечни конкретных товаров, подлежавших поставке, с указанием их объемов. Товарные контингенту и объемы уточнялись ежегодными протоколами и включались в государственные планы соответствующих стран18.

       Помимо  «общенормативных» договоров, в международной торговой системе широко используются договоры, содержащие конкретные обязательства (иногда их называют «договоры-сделки», «договоры-контракты», «самоисполнимые договоры» и т.п.), например, договоры о поставках отдельных согласованных товаров по какому-либо случаю, а именно: в связи с совместным строительством объекта, в рамках научно-технического сотрудничества, на условиях взаимосвязанных поставок и т.д.»19

       Рассмотрим  историю формирования международного правопорядка в области торговли.

     2.2. История международного регулирования мировой торговли в свете борьбы развивающихся стран за свои права: ЮНКТАД как альтернатива ВТО

       Переход к многостороннему регулированию  международной торговли обозначился  сразу после второй мировой войны  параллельно с созданием Бреттонвудской валютно-финансовой системы. Уже в 1945 году США вышли с предложением создать для этих целей Международную торговую организацию (МТО). В дальнейшем работа по созданию МТО сконцентрировалась под эгидой ЭКОСОС ООН. Разработка Устава (Хартии) МТО осуществлялась на Лондонской конференции в октябре 1946 года. Женевской конференции в августе 1947 года и завершилась на конференции в Гаване (ноябрь 1947 г. - март 1948 г.). Устав МТО, получивший название Гаванской Хартии, был подписан более чем 50 государствами и должен был вступить в силу после ратификации большинством подписавших стран. Однако Хартия не была ратифицирована ими (из-за изменившейся позиции США) и не вступила в силу20. СССР не принимал участия в создании МТО.

       Гаванская Хартия, помимо положений о создании и порядке функционирования МТО в качестве специализированной организации ООН, содержала нормы, регулировавшие ограничительную торговую практику, использование международных товарных соглашений как формы стабилизации сырьевых рынков, закрепляла принцип наибольшего благоприятствования и принцип недискриминации при установлении запрещений и ограничений в торговле. Государственная торговля трактовалась в Уставе как некое исключение, а государственные внешнеторговые предприятия стран с планово-централизованной экономикой приравнивались к картельным монополиям, в отношении которых также предусматривались определенные ограничительные меры.

Информация о работе Международные экономические организации и проблемы регулирования мировой торговли