Международные экономические организации и проблемы регулирования мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:02, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление проблем регулирования мировых торговых рынков современными международными экономическими организациями.
Объектом исследования выступают современные международные экономические организации, так или иначе влияющие на процессы происходящие на мировых товарных рынках.
Предметом исследования являются мировые товарные рынки в свете глобализации национальных рынков.

Работа состоит из  1 файл

DIPLOM.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

       Китай цепко торговался на переговорах. Однако по их итогам был все-таки вынужден пойти на большие уступки, чем предполагалось изначально, и принять ряд завышенных по сравнению со стандартными условиями требований. Речь идет о принятии близких к уровню развитых стран обязательств по доступу на рынок услуг.

       Вместе  с тем, при вхождении в ВТО  Китаю удалось по большинству  вопросов фактически добиться получения  статуса развивающейся страны. В  сфере услуг Китай обеспечил  себе такое правомочие, как право  на сохранение ограничений при открытии сферы услуг иностранному капиталу.

       История вступления Китая в ВТО свидетельствует  о том, что вступление в ВТО  являлось для Китая потребностью товарной сферы его экономики, но не сферы финансовых услуг. Финансовые учреждения Китая не были заинтересованы во внешнеэкономической экспансии. Это иностранные экономические субъекты были заинтересованы в доступе на финансовые рынки Китая с их гигантским потенциалом, обусловленным огромным населением Китая и рекордными темпами роста его экономики.

       Таким образом, открытие финансовых рынков Китая  было жертвой другим сферам его экономики. Идеальным вариантом для Китая  было бы вступить в ВТО, не открывая своих финансовых рынков иностранцам, но это было невозможно, и жертва была принесена.

       При этом руководство КНР сделало все, чтобы жертва не оказалась слишком большой: оно добилось не полного открытия рынка финансовых услуг для иностранного капитала.

       Китай боролся за статус развивающейся  страны в рамках ВТО, что предполагало более мягкие условия требований по открытию национальных рынков. Формально Китаю это не удалось, но в сфере услуг Китай обеспечил себе такое правомочие, как право на сохранение ограничений при открытии сферы услуг иностранному капиталу.

       Китай сумел широко воспользоваться данным правом в своих интересах. В сфере банковского и страхового бизнеса проводилась политика географических и клиентских ограничений, а также ограничений режима правового регулирования.

       Под нажимом ВТО эти ограничения  подвергались либерализации, но сроки  этой либерализации постоянно переносились и допускались в той мере, в которой это согласовывалось с интересами национальных банковских и страховых институтов Китая. Не зря вступлению Китая в ВТО предшествовали подробнейшие исследования всех преимуществ и рисков этого вступления для всех китайских экономических субъектов.

       Заметное  место в международной торговой системе занимают нормы так называемого  «мягкого права». Данный термин используется для обозначения:

       1) особого вида международно-правовых  норм, не порождающих четких, твердых прав и обязанностей, а устанавливающих лишь общие направления взаимодействия государств (для таких норм характерны формулировки: «принять меры», «стремиться», «добиваться» и т.п.);

       2) морально-политических норм резолюций  международных организаций, совместных заявлений и др.

       В последнее десятилетие заметным явлением в международной торговой системе стало применение рядом  государств защитных мер, формально  не входивших в круг ведения ГАТТ и не запрещенных им; например, соглашений об упорядочении рынков; о добровольных ограничениях экспорта и др. Эти меры получили название «серой зоны». По результатам Уругвайского раунда МТП ГАТТ нетарифные меры «серой зоны» объявлены незаконными и подлежат устранению в течение 5 лет после вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО.

       Делая выводы можно сказать, что глобализация национальных рынков – неизбежный и прогрессивный процесс, международный  контроль над национальными торговыми  рынками снижает риски мировой  торговой системы и национальных фондовых рынков. Поэтому вступление в ВТО, присоединение страны к международному правопорядку в области мировой торговли является благом и для вступающей страны, и для мирового сообщества.

       Однако, как мы видели на примере Китая, страна может стремиться к вступлению в ВТО, но при этом иметь какие-то слабые стороны, что заставляет ее страшиться конкуренции в этих уязвимых сферах ее экономики и не желать открытия национальных рынков в этих областях.

       Но, опять-таки, как показывает пример Китая, эти трудности преодолимы. Постепенное открытие национальных финансовых рынков – сначала в тех областях, которые к этому готовы – способствует выгоде этих областей и стимулирует национальные финансовые институты тех областей, которые к этому еще не готовы, к преодолению своей конкурентной уязвимости.

     3.3 Тарифные и нетарифные  методы регулирования мировой  торговли

 

       Особую  роль в участии государства в  мировой торговле играют тарифные и  нетарифные меры регулирования доступа  товаров на национальные рынки.

       В международной торговой системе в том, что касается доступа иностранных товаров на национальные рынки взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм. Соответственно этим тенденциям в международном торговом праве закреплены принцип либерализации торговли и принцип защиты национального рынка. Во внешнеторговой политике государств используются для этого тарифные и нетарифные меры как в актах внутригосударственного права, так и в международно-правовой позиции государств при решении проблем международной торговли, в том числе в рамках ВТО/ГАТТ.

       Идея  создания глобального единого экономического пространства, из которой исходит  современный международный экономический  порядок, реализуется через принцип  свободы торговли, устранение нетарифных барьеров, согласованное снижение ставок таможенных пошлин до их полной ликвидации. С учетом этого, регулирование импорта путем прямого установления количественных объемов ввоза практически во всех основных государствах-участниках международной торговли заменено или заменяется на таможенно-тарифное регулирование товаропотоков. Таможенно-тарифное регулирование несет фискальные и/или защитные функции. Практика знает применение следующих видов таможенных пошлин:

       - импортные;

       - экспортные (используются редко);

       - транзитные (в настоящее время  практически не применяются).

       В зависимости от методики установления уровня таможенных пошлин различают  пошлины:

       - специфические, т.е. в виде фиксированной  суммы с единицы измерения;

       - адвалорные, т.е. в виде процента  от декларируемой пpoдaвцoм стоимости  товара;

       - альтернативные (комбинированные), когда таможенные органы самостоятельно выбирают между специализированной и адвалорной в сторону более высокой.

       Обычно  таможенные тарифы содержат несколько  уровней ставок:

       - общие ставки (или, иначе, максимальные, генеральные, автономные);

       - наиболее благоприятные (минимальные);

       - преференциальные.

       Однако  поскольку почти все государства, задействованные в международную  торговую систему, связаны через  ВТО/ГАТТ или двусторонние торговые договоры обязательством о предоставлении режима наибольшего благоприятствования, применение «общих», максимальных, ставок в отношении товаров какого-либо государства фактически означает дискриминацию этого государства в международной торговле.

       Структура таможенных тарифов крупных развитых государств, как правило, содержит 2-3 колонки с соответствующими ставками пошлин. В ряде государств тарифы более дифференцированы: в тарифе Венесуэлы 7 колонок, Сенегала – 9, Мали - 1725.

       Структура таможенных тарифов по мере развития международной торговли усложнилась. При первоначально одноколонном тарифе единая ставка применялась ко всем импортировавшимся товарам независимо от страны происхождения, что не позволяло гибко решать торгово-политические задачи. Современные тарифы распределяют товары по группам в соответствии с производственными признаками. Для развитых государств характерно, что уровень ставок импортных пошлин, как правило,, прямо пропорционален степени обработки ввозимого товара, что стимулирует ввоз сырья и обеспечивает защиту национальной промышленности. В свою очередь, такая практика не соответствует объективным групповым интересам развивающихся стран, основным поставщикам сырьевых ресурсов, которые в целях развития национальной экономики стремятся к повышению степени обработки вывозимого сырья.

       Действующий в настоящее время таможенный тариф России в качестве базовых предусматривает ставки режима наибольшего благоприятствования. В отношении товаров из стран, не являющихя наиболее благоприятствуемыми нациями, базовые ставки увеличиваются вдвое. В отношении товаров из развивающихся стран базовые ставки уменьшаются вдвое. Товары, происходящие из 46 наименее развитых государств, ввозятся беспошлинно. Товары из стран СНГ также ввозятся беспошлинно. Непродолжительный период (1992-1995 гг.) в России применялись экспортные пошлины на некоторые сырьевые, продовольственные, фармацевтические товары, химическую продукцию в целях устранения ценовых диспропорций на внутреннем и внешнем рынках. В 1999 году в связи с финансовым кризисом в России произошел частичный возврат к системе экспортных пошлин (на энергоносители и т. п.)

       В связи с тем, что процесс оценки товаров в целях таможенного  обложения может превратиться в  дополнительный барьер импорту, еще  в ст. VII ГАТТ был установлен принцип: таможенная стоимость должна основываться на фактической стоимости товара. По итогам Токио-раунда было принято Соглашение о применении статьи VII ГАТТ («Кодекс по таможенной оценке товаров»), уточненное и дополненное в ходе Уругвайского раунда. В настоящее время оно является частью пакета документов ВТО/ГАТТ. обязательных для всех государств-участников ВТО.

       В основу таможенной оценки товара, согласно Соглашению, должна быть положена «цена  сделки», т. е. реально уплаченная или  подлежащая уплате сумма. Дополнительные расходы покупателя (комиссионные расходы, стоимость упаковки, фрахта, страховки и т.д.) могут включаться в эту цену по усмотрению стран-участниц Соглашения.

       Что касается цен, которые образуются при  обращении товаров между предприятиями, входящими в одну ТНК -«трансфертных  цен», - то они сами по себе не могут считаться неприемлемой основой для таможенной оценки. Однако таможенное учреждение вправе усомниться в обоснованности таких цен, и в этом случае бремя доказывания обоснованности лежит на импортере.

       Усложнение  номенклатуры международной торговли потребовало унифицированного подхода к классификации товаров, чтобы обеспечить сопоставимость статистических данных и контроль за правовыми режимами. Ранее построение национальных тарифов осуществлялось на основе Брюссельской товарной номенклатуры Совета таможенного сотрудничества (СТС). Начиная с 1988 года, развитые государства перешли на тарифы, которые основаны на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), также разработанной СТС на основе Международной стандартной товарной классификации ООН. В настоящее время осуществляется переход на ГС и других стран. Россия перешла на ГС в 1991 году.

       Линия на сокращение уровня таможенного обложения  товаров с последующей ликвидацией  пошлин является одним из важнейших  направлений деятельности ВТО/ГАТТ. Решения о снижении уровня таможенного обложения принимались в рамках ГАТТ на следующих многосторонних торговых переговорах:

       1. Женева (Швейцария) - 1947 г.

       2. Аннеси (Франция) - 1949 г.

       3. Торки (Великобритания) - 1950 г.

       4. Женева - 1956 г.

       5. «Диллон - раунд», Женева - I960 - 1961 гг.

       6. «Кеннеди - раунд», Женева - 1964 - 1967 гг.

       7. «Токио - раунд», Токио - Женева - 1973 - 1979 гг.,

       8. «Уругвайский раунд», г. Пунта-дель-Эсте (Уругвай) - Женева - 1986 - 1994 гг.

       Результатом деятельности ГАТТ стало снижение средней величины таможенных пошлин, примерно, с 60% в 1947 году до 40% в середине 50-х годов, около 10% - в 70-х годах, 5 - 7% - в 90-х годах26. В соответствии с решениями Уругвайского раунда МТП ГАТТ (после «четырехстороннего соглашения» 1993 года между США, ЕС Японией и Канадой) подлежат полной отмене пошлины на ряд товаров (строительное, медицинское оборудование, фармацевтическая продукция, цемент, офисную мебель и др.). Одновременно должно быть проведено снижение пошлин на некоторые другие товары, в том числе товары развивающихся стран, проведена гармонизация пошлин. В результате общая величина таможенного обложения снизится до 3%.

Информация о работе Международные экономические организации и проблемы регулирования мировой торговли