Международные экономические организации и проблемы регулирования мировой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:02, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление проблем регулирования мировых торговых рынков современными международными экономическими организациями.
Объектом исследования выступают современные международные экономические организации, так или иначе влияющие на процессы происходящие на мировых товарных рынках.
Предметом исследования являются мировые товарные рынки в свете глобализации национальных рынков.

Работа состоит из  1 файл

DIPLOM.doc

— 280.00 Кб (Скачать документ)

       Основные  правила ГАТТ (собственно, они экстраполируются и на ГАТС) состоят в следующем.

       Каждый  член ВТО обязан предоставить всем другим членам ВТО режим наиболее благоприятствуемой нации в торговле товарами, по которому любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной – членом ВТО любому товару, происходящему из / или предназначенному для любой другой страны – члена ВТО, немедленно и безусловно распространяется на аналогичный товар, происходящий из / или предназначенный для территории других стран – членов ВТО.

       Это означает, что члены ВТО обязаны  осуществлять взаимную торговлю без  какой-либо дискриминации в отношении  стран, откуда импортируется или  куда экспортируется товар.

       Исключением из режима являются региональные и  преференциальные договоренности, национальный режим, защита национальной промышленности с помощью тарифов, закрепление  тарифов.

       Национальный  режим заключается в том, что  товарам, происходящим из других стран, предоставляется такой же режим, что и товарам внутреннего производства в части внутреннего налогообложения и регулирования внутренней торговли. Он также касается правил, регулирующих применение обязательных стандартов, в том числе и в торговле.

       Защита  национальной промышленности с помощью тарифов означает, что член ВТО придерживается общего правила отмены количественных ограничений, из которого имеется ряд исключений. Ограничения на импорт член ВТО может вводить в случае затруднений с платежным балансом, в области сельского хозяйства, в торговле текстильными товарами и одеждой и другие.

       Закрепление тарифов означает следующее. Страна, ведущая переговоры о присоединении  к ВТО, представляет членам ВТО предложения  по снижению ставок тарифов и, если возможно, их отмене. Эти переговоры ведутся на взаимной основе с предоставлением взаимных уступок. Ставки тарифов, согласованные в ходе переговоров, а также зафиксированные в других обязательствах страны, указываются (закрепляются) в национальном Перечне тарифных уступок, и член ВТО обязуется в дальнейшем не вводить тарифы, превышающие те, что указаны в его Перечне.

       Таковы  основные смыслы существования ВТО, первоначально действовавшей в  рамках ГАТТ, регулирующем торговлю товарами.  Перейдем теперь к рассмотрению ГАТС, регулирующего торговлю услугами.

     1.2 Регулирование торговли услугами

       Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) значительно моложе, чем ГАТТ и  родилось в ходе Уругвайского раунда.  Появление его, так же как и  ГАТТ, вполне закономерно и объясняется объективными фактами.

       Торговля  услугами достигла в конце восьмидесятых  — начале девяностых годов прошлого столетия — т. е. в период проведения продолжительного Уругвайского раунда, почти 30% мирового экспорта3.

       Показательно, что за годы проведения этого раунда (6 лет) экспорта услуг увеличился почти вдвое (табл. 1).

       При этом если торговля товарами росла  более быстрыми темпами, чем рост их производства, то торговля услугами обгоняла и торговлю товарами.

       Причина столь стремительного увеличения экспорта-импорта услуг не только обусловлена совершенствованием средств связи и сообщений, но и процессом глобализации самой мировой системы экономики, созданием экономических союзов, увеличением количества потребителей услуг за счет развивающихся стран. 

Таблица 14

Рост мирового экспорта услуг к моменту принятия ГАТСа (млрд долл.)

 
 
1988 1990 1994
Все виды услуг 653,2 853,0 1100
Транспорт 167,4 209,2 250,4
в т. ч. пассажирский 36,2 49,6 56,9
фрахт 83,6 103,3 125
др. виды транспорта 47,7 56,3 68,1
Путешествия 190,1 246,9 321,1
Правительственные услуги 43,4 47,0 49,5
Другие виды услуг 252,4 349,9 479,1
 
 

       Естественно, что мировая экономическая элита, собравшаяся в Пунте-дель-Эсте и Женеве (Уругвайский раунд) не могла пройти мимо столь значительного явления в мировой экономике. В частности, на раунде отмечалась сложившаяся ассиметрия в торговле этим специфическим видом мировой торговли.

       ГАТС  направлен на регулирование этих потоков. Генеральное Соглашение по торговле услугами по структуре напоминает ГАТТ, но услуги весьма специфичны, ГАТС состоит из 6 частей — XXIX статей и ряда приложений:

       часть 1 — сфера применения и определения;

       часть 2 — общие обязательства и правила;

       часть 3 — специфические обязательства;

       часть 4 — постепенная либерализация;

       часть 5 — институциальные положения;

       часть 6 — заключительные положения. Принципы ГАТС также схожи с принципами, касающимися торговли товарами (ГАТТ):

       —режим  наибольшего благоприятствования (ст. II);

       — гласность (ст. III);

       — возрастающее участие развивающихся  стран (ст. IV);

       — интеграция;

       — принятие защитных мер (ст. X).

       Торговля  услугами понимается как их поставка. Отсюда возникают понятие «поставщик услуг» и «монопольный поставщик услуг», «потребитель услуг».

       В связи с тем, что юридическая  терминология требует однозначного измерения и трактования, приведем эти определения в редакции Соглашения (ст. XXVIII).

       «Услуги»  включают любой вид услуг в  любом секторе, за исключением услуг, поставляемых при исполнении функций  правительственной власти. Это просто услуга. Но может быть и «услуга, поставляемая при исполнении функций правительственной власти», которая означает любую «услугу, которая поставляется на некоммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими поставщиками услуг».

       «Мера»  означает любую меру члена ВТО в форме закона либо постановления, правила, процедуры, решения, административного действия, либо в любой другой форме.

       «Поставка услуги» включает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуги.

       «Меры членов ВТО влияющие на торговлю услугами» включают меры в отношении:

       — покупки, оплаты или использования  услуги;

       —доступа  или использования в связи  с поставкой услуги, услуг, в которых  нуждаются члены ВТО для предложения  их населению;

       — присутствия, включая коммерческое присутствие, лиц члена ВТО с целью поставки услуги на территории другого члена ВТО.

       «Коммерческое присутствие» означает любой тип  предпринимательской или профессиональней деятельности, включая посредничество.             

       «Юридическое  лицо»5 означает любое предприятие, имеющее правовой статус, должным образом учрежденное или иным образом организованное, согласно применяемым законам как для получения прибыли, так и для иной цели в соответствии с применяемым законом, и являющееся либо частной либо государственной собственностью, включая любую корпорацию, трест, товарищество, совместное предприятие, единоличную собственность или объединение лиц;

       «Юридическое  лицо другой страны-члена ВТО» означает юридическое лицо, которое является либо

       — учрежденным или иным образом организованным в соответствии с законом другого члена ВТО и вовлеченным в значительные деловые операции на территории этого члена ВТО или другого члена ВТО;

       или

       — принадлежащим или контролируемым в случае поставки услуги посредством  коммерческого присутствия:

       а) физическим лицом такого члена ВТО; или

       б) юридическими лицами такого члена ВТО.         

         «Прямые налоги» представляют  собой все налоги с общего  дохода со всего капитала или  с элементов дохода или капитала, включая налоги на выручку от отчуждения собственности, налоги на недвижимость наследство и дары, налоги на общую сумму жалования или заработной платы, выплаченной предприятиями, а также налоги на возрастание капитала.

       В отличие от внешней торговли товарами, когда товары обязательно пересекают границы, торговля услугами лишь в редких случаях сязана с перемещением через границы. В большинстве случаев не представляется возможным разделить время и место оказания услуг.

       В Соглашении зафиксированы четыре способа  поставки услуг:

    • трансграничная поставка;
    • перемещение иностранного потребителя услуг в страну, где оказываются услуги;
    • коммерческое присутствие иностранного поставщика услуг в стране, где оказываются услуги;
    • перемещение поставщиком услуг из одного члена ВТО физических лиц этого же члена ВТО в другую страну для оказания там услуг.

       Секретариатом ВТО все услуги сгруппированы  по 12 секторам. Среди них и выделяется сектор финансовых (страховых и банковских) услуг.

       Основные  обязательства членов ВТО по ГАТС касаются:

    • предоставления режима наибольшего благоприятствования (распространяется как на поставщиков услуг, так и на услуги);
    • предоставления национального режима (распространяется как на поставщиков услуг, так и на услуги);
    • гласности: члены ВТО должны публиковать документы, регулирующие торговлю услугами;
    • взаимного признания квалификации (членам ВТО рекомендуется подписывать двусторонние или многосторонние соглашения по взаимному признанию квалификационных документов для получения соответствующих разрешений на оказание услуг);
    • либерализации торговли услугами (предусматриваются дальнейшие переговоры в этом направлении);
    • правил регулирования деятельности монопольных поставщиков услуг и поставщиков услуг, получивших исключительные права.

       Каждый  член ВТО в отношении отдельных  видов услуг согласовывает с другими членами ВТО Перечень конкретных обязательств, которые он принимает на себя. Этот перечень составляет неотъемлемую часть ГАТС.

       Это – то, что можно сказать о  регулировании ВТО сферы услуг. Перейдем теперь к рассмотрению регулирования  ВТО таких  специфических услуг, как финансовые. 

       Следуя  ГАТС, понятие «услуги» можно трактовать очень широко, и ГАТС не перечисляет  все виды их осуществления. Но некоторые  виды услуг поименованы весьма конкретно  и даны в Приложении к ГАТСу. Это  —Приложение о перемещении физических лиц; Приложение по автотранспортным услугам; Приложение о переговорах и услугах морского транспорта; Приложение по телекоммуникациям; Приложение по финансовым услугам.

Информация о работе Международные экономические организации и проблемы регулирования мировой торговли