Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 07:02, курсовая работа
Целью работы является выявление проблем регулирования мировых торговых рынков современными международными экономическими организациями.
Объектом исследования выступают современные международные экономические организации, так или иначе влияющие на процессы происходящие на мировых товарных рынках.
Предметом исследования являются мировые товарные рынки в свете глобализации национальных рынков.
Согласно Приложению по финансовым услугам, финансовой услугой является любая услуга финансового характера предлагаемая поставщиком финансовых услуг любой страны-члена ВТО. Финансовые услуги включают все страховые и относящиеся к страховым услуги, а также все банковские и другие финансовые услуги (помимо страхования).
Финансовые услуги включают следующие виды услуг.
Прямое страхование включает совместное страхование:
А) жизни,
Б) кроме страхования жизни.
Перестрахование и ретроцессию (передачу части операций;
Страховое посредничество, такое как брокерское и агентское.
Вспомогательные услуги по страхованию, такие как консультационные, актуарные услуги, оценка риска и услуги по урегулированию претензий.
Банковские и другие финансовые услуги (исключая страхование)
Прием от населения депозитов и других подлежащих выплате денежных средств.
Выдача ссуд всех видов, включая потребительский кредит, залоговый кредит, факторинг и финансирование коммерческих операций.
Финансовый лизинг.
Все виды услуг по платежам и денежным переводам, включая кредитование, платежные и дебетовые карточки, дорожные чеки и банковские векселя.
Гарантии и обязательства.
Торговля за свой счет и за счет клиентов на валютной бирже и вне биржи, либо иным образом:
— инструментами денежного рынка (включая чеки, переводные векселя, депозитные сертификаты);
— иностранной валютой;
— производными продуктами, в том числе, но не исключительно, фьючерсами и опционами;
— инструментами, касающимися валютных курсов и процентных ставок, включая такие, как сделки «своп» (одновременная покупка или продажа иностранной валюты за наличные и продажа или покупка ее на срок) и форвардные сделки (соглашение о срочных курсах);
— переводными ценными бумагами (ценными бумагами о переуступке прав);
— прочими оборотными инструментами и финансовыми активами, включая золото и серебро в слитках.
Участие в выпусках всех видов ценных бумаг, включая гарантирование и размещение, в качестве агента (государственного или частного), и предоставление услуг, относящихся к таким эмиссиям.
Брокерские операции на денежном рынке.
Управление активами, такими как наличность или ценные бумаги, все виды управления коллективными инвестициями, управление пенсионным фондом, попечительство, услуги по хранению и трастовые услуги.
Услуги по осуществлению платежей, ликвидационные и клиринговые услуги по финансовым активам, включая ценные бумаги, производные финансовые инструменты и другие оборотные инструменты.
Предоставление и передача финансовой информации и обработка финансовых данных и соответствующего программного обеспечения поставщиками других финансовых услуг.
Консультативные, посреднические и другие вспомогательные финансовые услуги по всем видам деятельности, включая сведения о заемщиках, справочные и аналитические материалы по кредитным вопросам и анализ но кредитным вопросам, исследования и рекомендации по прямым и портфельным инвестициям, рекомендации по вопросам приобретения, реорганизации и стратегии корпораций.
Рассматривая перечень, нетрудно заметить, что практически под банковскими услугами ГАТС понимаются банковские операции, где доход банка выступает в форме ссудного процента или учетной ставки (депозиты, кредит, лизинг) и собственно услуги (гарантии, обязательства, переводы, траст и др.), где доход выступает в форме комиссионных (непроцентные доходы).
Таким образом, понятие «банковские услуги» по ГАТСу более широкое, чем в отечественной практике, и охватывает все виды банковской деятельности.
Поставщик финансовых услуг означает любое физическое или юридическое лицо члена ВТО, заинтересованное поставлять или поставляющее финансовые услуги, но понятие «поставщик финансовых услуг» не включает государственную структуру.
Вопросы, связанные с валютным регулированием и контролем, имеют существенное значение для международной торговли услугами, регулируемой ГАТС. «Меры валютного контроля влияют на торговлю услугами намного больше, чем на торговлю товарами»6. Свободное движение капиталов и платежей является необходимым условием нормальной торговли услугами. От условий перевода капитала в страну и из страны зависит возможность эффективного доступа на рынок услуг любым способом – через коммерческое присутствие (учреждение компании), трансгранично (консультационные услуги) и т. д.
Нормы ГАТС, определяющие обязательства в отношении движения капиталов и платежей, касаются не всех секторов услуг, а только тех, по которым Участники ВТО приняли специфические обязательства.
Согласно Статье XI ГАТС «Платежи и переводы», за исключением обстоятельств, предусмотренных в статье XII, которые мы рассмотрим ниже, член ВТО не должен применять ограничений в отношении международных переводов и платежей по текущим операциям, касающихся его обязательств.
При этом ничто в Соглашении ГАТС не должно затрагивать прав и обязательств членов Международного Валютного Фонда в соответствии со статьями Соглашения о Фонде, включая использование валютных операций, которые совместимы со статьями Соглашения, при условии, что член ВТО не будет устанавливать ограничения на какие-либо операции с капиталом, несовместимые с его конкретными обязательствами, касающимися таких операций, за исключением упомянутых в статье XII или по просьбе Фонда.
Согласно
Статья XII «Ограничения в целях, защиты
платежного баланса» в случае серьезных
затруднений с платежным
Такие ограничения, согласно Статье XII «Ограничения в целях защиты платежного баланса»:
а) не должны быть дискриминационными в отношении других членов ВТО;
б) должны соответствовать статьям Соглашения о Международном Валютном Фонде;
в) не должны наносить ущерба коммерческим, экономическим и финансовым интересам любого другого члена ВТО, выходящего за рамки необходимого;
г) не должны выходить за рамки необходимости противодействовать обстоятельствам, связанным с серьезными затруднениями с платежным балансом в условиях процесса экономического развития или в условиях переходной экономики ради сохранения необходимого уровня финансовых резервов;
д) должны быть временными и поэтапно устраняться по мере улучшения ситуации, описанной выше.
При определении сфер действия таких ограничений член ВТО может отдать предпочтение поставкам услуг, которые являются более существенными для его экономики или программ развития. Однако такие ограничения не должны устанавливаться и сохраняться с целью защиты определенного сектора услуг.
О любых ограничениях, которые установлены или сохранены согласно условиям относительно необходимости защиты платежного баланса, или о любых их изменениях должно быть немедленно сообщено Генеральному Совету.
Члены ВТО, которые вознамерятся применить ограничения в целях защиты платежного баланса, должны немедленно провести консультации с Комитетом по ограничениям в связи с платежным балансом, касательно ограничений, учрежденных в соответствии со Статьей XII «Ограничения в целях защиты платежного баланса».
Конференция Министров должна разработать процедурные механизмы7, которые она сочтет подходящими, для периодических консультаций с целью разработки таких рекомендаций члену ВТО, о котором идет речь, которые она сочтет необходимыми.
На таких консультациях должны оцениваться ситуация с платежным балансом члена ВТО, о котором идет речь, и ограничения, установленные или сохраняемые в соответствии с настоящей статьей, принимая во внимание, inter alia, такие факторы, как
— природа и масштабы трудностей с платежным балансом и внешними финансовыми отношениями;
— внешнеэкономический и торговый климат, в котором оказался консультирующийся член ВТО;
— альтернативные корректирующие меры, которые могут быть в распоряжении.
Помимо определений, изложенных нами выше, в Приложении по финансовым услугам содержится также следующая информация, важная для понимания особенностей регулирования ВТО таких услуг, как финансовые.
В том его параграфе, который определен как «Сфера действия и определение» сказано, что Приложение применяется к мерам, затрагивающим поставку финансовых услуг. Ссылки на поставку финансовых услуг в Приложении должны означать поставку услуги, как это определено в ГАТС.
ГАТС имеет также второе приложение по финансовым услугам. Оно рассматривает процедуры, необходимые для присоединения к Соглашению о финансовых услугах. В частности, в нем сказано, что член ВТО может в течение 60 дней, начинающихся спустя четыре месяца после даты вступления в силу Соглашения о ВТО, улучшить, изменить или отозвать все конкретные обязательства или их часть по финансовым услугам, включенным в его Перечень.
Рассмотрим,
какое направление получит
Отметим
некоторые услуги, которые будут
подвергнуты наибольшему
К одной из таких услуг относятся, прежде всего, операции банков с ценными бумагами.
ГАТС предусматривает обширный круг банковской деятельности с ценными бумагами.
Недостаточная активность российских банков в этой области объясняется неразвитостью фондов рынка. Достаточно сказать, что на вторичный рынок попадает только 30% выпускаемых акций8. В числе наиболее ликвидных ценных бумаг, торгуемых на ММВБ, в основном бумаги крупных корпораций, а не банков.
«Наиболее сложной проблемой является присоединение России к ГАТС – новейшей составной части ВТО.
В банковской сфере участие иностранных банков на российском рынке ограничена 12 % банковских активов (практически в 1997 г. было около 4 %). Иностранные банки имели право на открытие только одного филиала, возможность работы с физлицами была сильно затруднена. В условиях банковского кризиса 1998 г. возможно развитие тенденции к либерализации рынка банковских услуг. Иностранные банки могут пользоваться большим доверием вкладчиков, чем российские»9.
В области страхования, к слову, в российской практике картина обратная: страховой бизнес не готов к конкуренции с иностранными страховыми компаниями, и его лидеры открыто говорят о своей неготовности к либерализации. Они опасаются, что иностранные компании установят контроль над российским страховым рынком, и выступают против отмены положения, по которому доля иностранного инвестора в уставном капитале страховой организации не должна превышать 49 %10.