Международный кредит и его роль в развитии современной экономики

Автор работы: n***************@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание

Предмет: существенные свойства и условия международного кредита, познание которых необходимо для решения теоретических или практических задач.
Цель работы: теоретически изучить основные характеристики международного кредита, особенности его функционирования, проанализировать перспективы дальнейшего развития и определить пути его усовершенствования, выявить проблемы его развития в РБ.

Содержание

Реферат….………..………………………………………………………………..2
Введение 4
1 Международный кредит как финансовый инструмент 6
1.1 Сущность, принципы и функции международного кредита 6
1.2 Формы и виды международного кредитования 8
2 Международный кредит на современном этапе 17
2.1 Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита 17
2.2 Международные валютно-кредитные организации 23
2.3 Современные тенденции развития международного кредита 31
3 Место Беларуси на международном кредитном рынке 38
Заключение 47
Список использованных источников……………...………………..…………..45
Приложение А……...………………………………………

Работа состоит из  1 файл

К ПЕЧАТИ.doc

— 459.00 Кб (Скачать документ)

  Примечание  – Источник: [12,с.294].

  Внешний государственный долг Республики Беларусь начал формироваться с 1992 года. На тот период он составлял 52,1 млн. долл. США. В эту сумму входили кредиты, выданные Правительству Республики Беларусь, в сумме 22,8 млн. долл. США и кредиты, выданные под правительственные гарантии, в сумме 29,3 млн. долл.

  Как видно из таблицы 2, основными кредиторами Беларуси являлись: Россия – 35,1 % всех полученных кредитов; Германия – 18,4 %; МВФ – 13,4 %; ЕБРР – 7,7 %; МБРР – 7,1 %.

  Приоритетом при распределении иностранных кредитов является их целевое использование при реализации инвестиционных проектов в различных отраслях экономики, ориентированных на осуществление структурной перестройки промышленности, создание новых производств и технологий, укрепление экспортного потенциала белорусских предприятий, развитие транспорта, коммуникаций, решение энергетических проблем, удовлетворение первостепенных потребностей населения в продовольствии и медикаментах, улучшение системы здравоохранения и экологии. Решение о привлечении внешних государственных займов от имени Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь, а решение о привлечении таких займов для пополнения валютных резервов – совместно Правительством и Национальным банком Республики Беларусь.

  В последнем десятилетии активность нашей республики на кредитном рынке раскрывается через её членство в международных финансовых организациях, так как именно их ссуды составляют основную массу международных кредитов, используемых Беларусью.

  Республика  Беларусь с 1992 года является членом следующих  международных финансовых организаций:

  1.Международного валютного фонда (МВФ); 
    2. Группы Всемирного банка, в том числе:

  • Международного банка реконструкции и развития (МБРР);
  • Международной финансовой корпорации (МФК);
  • Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ);
  • Международного центра по урегулированию инвестиционных разногласий (МЦУИР).

  3. Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР);

  Республика  Беларусь является членом 49 международных  организаций, финансовые вопросы членства в которых обеспечиваются Министерством финансов. Наиболее приоритетные направления взаимодействия рассмотрены ниже.

  Сотрудничество  с Международным  валютным фондом. Членство в МВФ является одним из определяющих факторов международного финансово-экономического сотрудничества Республики Беларусь. В рамках координационной работы по взаимодействию с МВФ Министерство финансов обеспечивает:

  1. Координацию работы республиканских  органов государственного управления  по проведению консультаций с  персоналом МВФ.

  МВФ проводит периодические консультации со всеми странами-членами, в ходе которых получает информацию об общем экономическом положении страны и ее экономической политике. Эти консультации также дают МВФ возможность рекомендовать правительствам стран-членов приемлемую для него экономическую политику.

  Основными направлениями развития взаимоотношений  с МВФ в 2007-2008 году являлись: выработка согласованных подходов к определению параметров социально-экономического развития Республики Беларусь; учет и практическое использование рекомендаций экспертов Фонда при разработке и реализации экономической политики, в частности, привлечение технической помощи. Совместно с экспертами МВФ продолжена работа по совершенствованию подходов к проведению бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, усилению эффективности использования ее инструментов, обеспечению финансовой стабильности, разработке и внедрению международных стандартов финансовой отчетности.

  Исполнительные  Директора отметили сравнительно устойчивые макроэкономические показатели развития Беларуси за последние годы, включая сохранение устойчивого роста ВВП и снижение инфляции. С положительной стороны отмечен ряд направлений денежно-кредитной политики на 2008 год, планируемый переход к официальной жесткой фиксации курса белорусского рубля по отношению к доллару США, а также одобрен прогресс в области приватизации банков и дальнейшее укрепление Национальным банком Республики Беларусь системы надзора за финансовым сектором [20].

  Финансовые аспекты взаимодействия с МВФ: за период членства с 1992 года Республика Беларусь дважды использовала финансовые ресурсы МВФ:

  217,2 млн. долларов США по линии  фонда системных трансформаций; 

  77,4 млн. долларов США в рамках  механизма стэнд-бай. 

  В феврале 2005 года Республика Беларусь полностью  погасила указанные кредиты МВФ.

  В октябре 2008г. Правительство Республики Беларусь обратилось в МВФ с просьбой о предоставлении кредита в размере 2 млрд долл. США. До конца 2008г. проводились совместные консультации по условиям предоставления кредита. Также была организована работа по смягчению позиций США и Европейского союза при проведении голосования на Совете Исполнительных директоров МВФ за предоставление кредита Беларуси.

  2. Координацию работы по оказанию  Министерству финансов технической  помощи по различным направлениям.

  В период с 21 по 31 января 2008г. в Министерстве финансов работала техническая миссия Международного валютного фонда по вопросам управления внешним государственным долгом, доступа к международным рынкам капиталов, стресс-тестированию, отчетам по финансовой стабильности, а также тенденциям в сфере кредитования и управления кредитным риском.

    3. Координацию работы в рамках некредитных программ МВФ.

  Республика  Беларусь подписала Статью VIII Статей Соглашения МВФ (отказ от ограничений  по текущим операциям платежного баланса), присоединилась к Специальным стандартам распространения данных МВФ, активно сотрудничает по проектам по оценке соблюдения стандартов и кодексов, по оценке бюджетного и финансового секторов, по предотвращению легализации средств, полученных незаконным путем, и противодействию финансированию терроризма. Привлекается значительная техническая помощь в денежно-кредитной, валютной, бюджетно-налоговой областях, статистике.

  12 января 2009 года Исполнительный совет МВФ одобрил программу «стэнд-бай» для Республики Беларусь в объеме около 2,46 млрд. долларов США сроком на  15 месяцев (до апреля 2010 года).

  14 января Беларусь получила первый транш кредита Международного валютного фонда в размере 787,9 млн. долларов США.

  Полученные  средства зачислены в состав золотовалютных резервов страны и должны использоваться для поддержания курса национальной валюты.

  29 июня совет директоров МВФ  утвердил предоставление очередного  транша кредита в 679,2 млн. долларов США и увеличил в целом объем финансовой поддержки на 1 млрд. долларов США, до 3,52 млрд. долларов США.

  Беларусь  получила очередной транш кредита  МВФ 2 июля 2009 года $679,2 млн. [20; 23].

  Сотрудничество  с группой Всемирного банка: за период членства страны Советом исполнительных директоров Всемирного банка были одобрены 4 программы по сотрудничеству с Беларусью (1993, 1997, 1999 и 2002гг.), а также ряд кредитных соглашений по конкретным проектам, в связи с чем в республику поступили следующие кредитные ресурсы:

  • Институциональный заем;
  • Реабилитационный заем;
  • Заем на развитие лесного хозяйства;
  • Заем на проект “Модернизация инфраструктуры в социальной сфере Республики Беларусь”.

  В 2007 году сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком осуществлялось по следующим направлениям:

  • Реализация действующих и подготовка новых кредитных проектов.
  • Реализация проектов международной технической помощи.
  • Аналитическая и консультативная помощь.
  • Участие в управлении Банком.

  Основным  результатом работы стало утверждение 4 декабря 2007г. Советом исполнительных директоров Всемирного банка Стратегии сотрудничества с Республикой Беларусь на 2008-2011 годы, которая в целом соответствует национальным интересам и приоритетам социально-экономического развития Беларуси. Принятие данного документа позволит активизировать сотрудничество Республики Беларусь с Всемирным банком, а также существенно увеличить объемы финансирования проектов для страны. Принятие Стратегии станет началом качественно нового этапа сотрудничества республики с банком и позволит в полной мере реализовывать мероприятия в рамках Директивы.

  В январе-марте 2008 года продолжилась реализация следующих проектов Всемирного банка:

  • Проект модернизации объектов социальной сферы;
  • Проект по реабилитации районов, пострадавших в результате катастрофы на чернобыльской АЭС. 22 октября 2009г. состоялись переговоры белорусской стороны с представителями Всемирного банка, в ходе которых были согласованы условия займа на 200 млн. долларов США.  Также был подписан итоговый протокол. В нем определено, что заем предоставляется Беларуси сроком на 16 лет с шестилетней отсрочкой уплаты основного долга.

     Планируется, что Совет директоров ВБ рассмотрит вопрос о выделении Беларуси займа на цели развития в конце ноября текущего года (2009). После одобрения займа Советом директоров и будет подписан договор о предоставлении Беларуси этих средств.

     В 2010 году объем финансирования проектов Всемирного банка в Беларуси достигнет 260 млн. долларов. Эти средства пойдут на реализацию двух проектов. Первый проект касается обращения с бытовыми отходами, второй - займа на цели развития. «Главные цели займа - поддержка правительства в углублении структурных реформ в экономике, усилении системы социальной защиты населения, повышении роли частного бизнеса, совершенствовании финансовой дисциплины», - отметил Иван Велев. Постоянный представитель ВБ в Беларуси считает выделение этого займа значительным фактом, поскольку он «открывает новые территории для сотрудничества и предоставления в будущем финансирования на цели развития».

     Республика Беларусь является  членом ЕБРР с 1992 года. Сотрудничество с ЕБРР осуществляется на основе Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и ЕБРР от 19 февраля 1993г. и Страновой стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы, утвержденной Советом директоров ЕБРР в декабре 2006г.

  Принятая  банком Стратегия для Беларуси на 2006-2008 годы предусматривает сценарное  или ступенчатое финансирование в зависимости от выполнения республикой критериев ЕБРР.

  Одним из основных компонентов Стратегии  ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы является предоставление финансирования в размере 25 млн. долларов США в рамках Программы  поддержки микро-, малых и средних  предприятий.

  Вторым основным компонентом Стратегии ЕБРР для Беларуси на 2006-2008 годы является создание банка микрофинансирования в Республике Беларусь.

  Третьим компонентом Стратегии ЕБРР для  Беларуси на 2006-2008 годы является прямое финансирование отдельных частных  белорусских компаний, а также частных компаний с иностранным капиталом.

  Кредитные средства ЕБРР привлекались под гарантии Правительства Республики Беларусь на реализацию инвестиционных проектов:

  • Реконструкция Оршанской ТЭЦ;
  • Реконструкция магистрали М1/Е30;
  • Компания Минского оптового рынка;
  • Электросвязь Республики Беларусь.

  Все указанные проекты реализованы. В настоящее время ЕБРР сосредоточил внимание на проектах в негосударственном  секторе Республики Беларусь, предоставляя ресурсы без правительственных  гарантий.

  Однако  такое тесное сотрудничество с международными кредитными организациями способствует накоплению внешнего долга Республики Беларусь. В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РБ, внешним  государственным долгом является общая  сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени. Объем внешнего долга РБ проиллюстрирован в таблице 3.

  Показатели  кредитоспособности по внешнему государственному долгу, свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности. Это можно проследить по таблице 4.

   Таблица 3 – Внешний госдолг РБ 

Информация о работе Международный кредит и его роль в развитии современной экономики