Муниципальная собственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:25, дипломная работа

Описание

Без развитых отношений и разнообразия форм собственности невозможно существование рыночных отношений, так как на рынке развиваются взаимоотношения, прежде всего между собственниками капитала, средствами производства, имущества, рабочей силы, информационного продукта.
Проблема собственности одна из самых дискуссионных в экономической теории и социально острых в жизни общества. Собственность – это понятие, которое интуитивно ясно каждому, но, тем не менее, с трудом поддается определению, принимаемому всеми. Именно поэтому в научной литературе можно встретить самые разнообразные трактовки сущности собственности.

Содержание

Содержание


Введение
4

1
Теоретические аспекты управления муниципальной

собственностью в системе рыночных отношений
7

1.1
Муниципальная собственность как объект управления
7

1.2
Система управления муниципальной собственностью
17

1.3
Принципы и методы совершенствования системы

управления муниципальной собственностью
20

2
Анализ финансово – хозяйственной деятельности и

эффективности управления МУП «Ангарский Водоканал»
25

2.1
Организационно – экономическая характеристика МУП

«Ангарский Водоканал»
25

2.2
Анализ финансово – экономического состояния МУП

«Ангарский Водоканал»
29

2.3
Анализ эффективности управления МУП «Ангарский

Водоканал»
48

3
Пути повышения эффективности управления муниципальной

собственностью
54

4
Безопасность и экологичность проекта
66

Заключение
84

Приложение А Организационная схема
86

Приложение Б Группировка статей баланса
87

Приложение В Бухгалтерский баланс , форма 2
88

Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

диплом чистый.asd.docx

— 341.75 Кб (Скачать документ)

Субъекты, реализующие право  владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, действуют  в публичном интересе, установленном  их предметами ведения, компетенцией и  полномочиями.

Состояние объектов муниципальной  собственности и муниципальных  хозяйствующих субъектов целиком  на совести местных органов власти и управления. Поэтому, главным требованием к использованию муниципальной собственности при таком подходе является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.

Особенную актуальность данная тема приобретает в современных  условиях, когда количество муниципальной  собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных  образованиях определяется тем,

насколько правильно производится управление оставшимися объектами  муниципальной собственности. Данными  соображениями и обусловлен выбор  темы исследования.

В системе отношений муниципальной  собственности следует различать  три группы функций: экономические  функции муниципальной собственности; функции социальные; управленческие функции.

Важнейшей экономической  функцией муниципальной собственности  является воспроизводственная.

Воспроизводственная функция  муниципальной собственности охватывает три взаимосвязанных процесса: воспроизводство  материальных и нематериальных благ; воспроизводство человека и воспроизводство  отношений собственности.

Данная функция позволяет  возобновлять производство многообразных  материальных и нематериальных благ для удовлетворения потребностей индивидов, которые невозможно удовлетворить  в одиночку. Она удерживает

общественный сектор экономики  на уровне муниципального образования  в определённых экономических параметрах на базе обособившейся части национального  богатства.

 Удовлетворение ряда  потребностей отдельного индивидуума  и исторически сложившегося сообщества, в том числе экономически, обеспечивается  на базе муниципальной собственности.

Муниципальная собственность  участвует также в процессе воспроизводства  человека, как совокупного работника  данного территориального образования, создавая рекреационную среду: жилищный фонд, коммунально-бытовое обслуживание, образование, здравоохранение и  т.п.

Муниципальная собственность  обеспечивает самовоспроизводство территории, как природной, так и среды обитания человека.

Муниципальная собственность  своими инструментами обеспечивает формирование оптимальной структуры  экономики территориальных образований  и, что крайне важно для современного этапа развития России, создания инфраструктуры как промышленного, так и социального  назначения.

Кроме того, в рамках воспроизводственной  функции муниципальная собственность  способствует либерализации и координации  экономической 

жизни, развитию конкуренции  и рыночных отношений.

 Пограничное значение  имеет функция демократизации  отношений муниципальной собственности,  ибо развитие содержания, границ, структуры муниципальной собственности характеризует переход от монопольной государственной формы собственности к полифункциональным ее формам и производственным отношениям.

Это позволяет говорить, что муниципальная собственность  как экономический феномен является основой независимости и самостоятельности  местной экономики, гарантом наиболее эффективного использования местных  ресурсов.

К социальным функциям муниципальной  собственности следует отнести: удовлетворение социальных потребностей; социальную защиту населения, так как  муниципальная собственность - это  условие защищённости отдельных  членов местного сообщества при получении  ими необходимых благ; социальную адаптацию населения; объекты муниципальной  собственности способствуют выполнению экологической функции - переработки  отходов, а субъекты муниципальной  собственности следят за состоянием окружающей среды.

Муниципальные власти выступают  защитниками «права собственности» граждан на экологически чистую среду проживания, исходя

из конкретной ситуации, сложившейся в экологическом  комплексе региона, финансовых ресурсов, а также масштабов потребности  в продукции предприятий - загрязнителей.

Границы реализации экономических  и социальных функций муниципальной  собственности достаточно условны. Можно сказать, они прозрачны, так  как эти функции взаимодополняют друг друга.

Формирование муниципальной  собственности и её эффективное  использование во многом зависит, во-первых, от соотношения между её экономической  и социальной составляющей; во-вторых, от выбора её формы 

реализации по различным  группам (имущества, предприятия, ценные бумаги); в-третьих, от развития инфраструктуры муниципальных образований, обеспечивающей её воспроизводство.

Управленческая функция  муниципальной собственности дискуссионная. Существуют две основные точки зрения на логику развития этого процесса. Первая точка зрения исходит из самоуправляемой  природы муниципальной собственности, а вторая - из государственного воздействия  на управление муниципальной собственностью.

В российской действительности выделяются факторы формирования и  развития муниципальной собственности: масштабное разгосударствление объектов муниципальной собственности, приватизация; муниципальное участие в экономике  своей территории и контроль за экономическими процессами со стороны органов местного самоуправления; привлечение дополнительных источников средств для местного бюджета; расширение финансовых и материальных возможностей для обеспечения социальной защиты населения.

В реальной жизни существует множество различных экономических, социальных, экологических причин формирования и развития муниципальной собственности. Можно сказать, что совокупность всех дополнительных причин, переплетение экономических, социальных и экологических причин составляет первопричину указанных процессов муниципальной собственности [9,c.702].

Наличие взаимосвязи между  различными причинами указывает  на взаимосвязь интересов населения  и органов местной власти. В  конечном счёте, отношения муниципальной  собственности должны обеспечить условия  равновесного состояния воспроизводственной  системы территории.

Одним из главных вопросов при решении данной проблемы является создание и обеспечение функционирования соответствующей инфраструктуры, которая  с одной стороны, создаёт непосредственные материальные условия реализации эколого-социальных интересов населения.

С другой стороны, обеспечивает реализацию экономических интересов  своих субъектов, что выражается в функционировании институциональной  и рыночной инфраструктуры местных  органов самоуправления.

Следует отметить, что при  создании коммерческих хозяйствующих  субъектов муниципальные образования  до настоящего времени тяготели к  организационной форме муниципальных унитарных предприятий, создавая в

этой форме подавляющее  большинство своих предприятий.

В качестве негативного фактора, присущего унитарным предприятиям, следует расценивать единоличное  руководство предприятием со стороны  назначаемого учредителем директора.

Сам учредитель, по существу, отстранен от участия в управлении предприятием, он вправе лишь назначать  и увольнять руководителя, а также  требовать от него периодических  отчетов.

Поскольку увольнение руководителя, как правило, носит характер «последующего реагирования» на неудовлетворительное управление предприятием, оно происходит после того, как предприятию, а следовательно и муниципалитету, и жителям уже причинен определенный ущерб.

Закон не предусматривает  коллегиальных органов управления

унитарными предприятиями (в отличие от хозяйственных обществ, в которых существует целая система  органов управления, каждый из которых  обладает собственной компетенцией по решению вопросов деятельности предприятия).

Тем самым унитарные предприятия  являются, по существу, единственной организационно-правовой формой для относительно крупных  хозяйствующих субъектов, управляемых  единственным лицом и не имеющих  разделения ответственности и права  принятия решений между различными коллегиальными органами. С точки  зрения современной теории управления это, безусловно, отрицательный фактор.

С точки зрения муниципального образования недостатком организационно-правовой формы МУП является также чрезвычайная сложность изъятия у предприятия  имущества, ранее переданного ему  на праве хозяйственного ведения.

Практически невозможным  оказывается изъятие даже очевидно излишнего, неиспользуемого или  используемого не по назначению имущества. Судебные органы в спорах между муниципалитетами и муниципальными унитарными предприятиями  по вопросу изъятия имущества  последовательно стоят на стороне  последних [16,c.43].

Одним из наиболее существенных недостатков унитарных предприятий  является невозможность привлечения  сторонних инвестиций, стороннего капитала. Как известно, само слово «унитарный» означает «неделимый, единый». Уставной фонд унитарного предприятия является неделимым и не может быть разделен и частично передан обмен на капитал.

По сути, единственным инвестором может выступать только сам учредитель (собственник) унитарного предприятия  – т.е. в данном случае, муниципальное  образование.

Существуют и иные недостатки организацинно-правовой формы муниципальных унитарных предприятий, которые необходимо учитывать

при принятии решения о  создании, реорганизации, приватизации, ликвидации муниципального предприятия, и которые в совокупности свидетельствуют  о том, что данная форма не способствует достижению целей, которые ставит перед  собой учредитель – муниципальное  образование при создании предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие  путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие) [26,cт 2].

Данное ограничение было введено Федеральным законом  от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия.

 С принятием указанного  закона существовавшие дочерние  унитарные предприятия подлежали  присоединению к учредившим их  предприятиям в шестимесячный  срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны  в случаях, определенных собственником  имущества, проводить ежегодный  обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [27,ст.5].

Обычно унитарные предприятия  расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления.

Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной)

 

собственности.

В отличие от акционерных  обществ и иных коммерческих организаций  унитарные предприятия обязаны  раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности.

Последствия переходного  периода от плановой экономики к  рыночной выразились в существовании  значительного количества  унитарных предприятий в некоторых наиболее затратных отраслях, начало деятельности, в которых ограничивалось серьезными начальными инвестициями и входными барьерами.

 

    1.  Система управления муниципальной собственностью

 

Говоря о системе управления муниципальной собственностью, трудно дать единое определение этого понятия, поскольку здесь необходимо выделять следующие типы системных представлений:

а) функциональное;

б) макроскопическое;

в) иерархическое;

г) процессуальное.

Каждое из указанных представлений  системы отражает определенную группу ее характеристик. Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы [5,c.54].

Следовательно, система может быть представлена множеством внешних связей со средой.

Иерархическое представление  основано на понятии «подсистема» и

рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически.

Информация о работе Муниципальная собственность