Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:25, дипломная работа
Без развитых отношений и разнообразия форм собственности невозможно существование рыночных отношений, так как на рынке развиваются взаимоотношения, прежде всего между собственниками капитала, средствами производства, имущества, рабочей силы, информационного продукта.
Проблема собственности одна из самых дискуссионных в экономической теории и социально острых в жизни общества. Собственность – это понятие, которое интуитивно ясно каждому, но, тем не менее, с трудом поддается определению, принимаемому всеми. Именно поэтому в научной литературе можно встретить самые разнообразные трактовки сущности собственности.
Содержание
Введение
4
1
Теоретические аспекты управления муниципальной
собственностью в системе рыночных отношений
7
1.1
Муниципальная собственность как объект управления
7
1.2
Система управления муниципальной собственностью
17
1.3
Принципы и методы совершенствования системы
управления муниципальной собственностью
20
2
Анализ финансово – хозяйственной деятельности и
эффективности управления МУП «Ангарский Водоканал»
25
2.1
Организационно – экономическая характеристика МУП
«Ангарский Водоканал»
25
2.2
Анализ финансово – экономического состояния МУП
«Ангарский Водоканал»
29
2.3
Анализ эффективности управления МУП «Ангарский
Водоканал»
48
3
Пути повышения эффективности управления муниципальной
собственностью
54
4
Безопасность и экологичность проекта
66
Заключение
84
Приложение А Организационная схема
86
Приложение Б Группировка статей баланса
87
Приложение В Бухгалтерский баланс , форма 2
88
Список использованных источников
Процессуальное представление
характеризует состояние
времени.
В соответствии с рисунком 2, система управления муниципальной собственностью, являясь упорядоченным множеством взаимосвязанных элементов, согласованное функционирование которых направлено на достижение заданных целей, в частности включает:
а) механизм управления (цели, принципы, методы);
б) функциональную подсистему (функции и органы управления собственностью);
в) процессы управления собственностью;
г) подсистему обеспечения (учет, оценка, кадровое обеспечение, контроль эффективности и т. п.) [11,c.64].
Схема системы управления муниципальной собственностью представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Система управления муниципальной собственностью
Эффективное управление муниципальной собственностью оказывает позитивное воздействие на развитие экономики, способствует качественному выполнению государством своих функций.
Существуют сферы деятельности, в которых объективно необходимо
наличие муниципальной собственности как инструмента бюджетного регулирования.
Отказ государства от собственности в данной сфере снижает потенциал экономического роста в стране.
В то же время неэффективно используемая муниципальная собственность разрушает финансовый потенциал муниципального образования, способствует развитию коррупции, снижает доверие экономических субъектов к финансовой политике государства.
Выработка эффективной стратегии управления муниципальной собственностью в рамках бюджетной политики невозможна без определения ее основных особенностей.
Главной особенностью муниципальной собственности является то, что ее фактическими совладельцами являются все граждане, так как она призвана служить, прежде всего, удовлетворению их потребности в коллективных благах.
Через муниципальную собственность реализуются интересы всего населения, однако, их не всегда можно точно определить и измерить. Поэтому интересы граждан относительно объемов и структуры муниципальной собственности характеризуются высокой степенью рассогласованности.
Более того, интересы чиновников, уполномоченных от имени государства управлять собственностью, часто не совпадают с потребностями общества.
Вследствие недостаточно эффективного контроля за деятельностью управляющих у них появляются большие возможности злоупотреблять своим положением в личных интересах, нанося прямой ущерб собственнику в лице государства, кредиторам и наемным работникам.
Система управления государственной собственностью должна основываться на соблюдении ряда основополагающих принципов, с помощью которых происходит формирование реальных схем управления государственной собственностью.
а) Принцип целевого использования муниципальной собственности;
Основное отличие муниципальной собственности от иных форм собственности состоит в том, что она используется в интересах всего общества.
Поэтому управление муниципальной собственностью должно преследовать своей целью создание материальных условий для реализации функций государства, в частности, субъектов Российской Федерации.
Наличие обособленной муниципальной собственности позволяет субъекту Федерации использовать ее для реализации отдельных аспектов экономической и социальной политики.
Если для коммерческих структур основной целью деятельности является извлечение прибыли, то использование объектов муниципальной собственности в значительном числе случаев подобной цели не предусматривает.
Наделение недвижимым имуществом казенных и унитарных предприятий должно обеспечивать безопасность государства, сохранение наукоемких производств, либо убыточных, но социально и экономически необходимых производств.
б) Принцип эффективности управления;
Данный принцип заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов.
Указанный критерий должен быть обязательным при оценке деятельности муниципальных органов и управляющих по управлению муниципальным имуществом.
Управляющий должен добиваться
максимально высоких
Дело в том, что далеко не для всех объектов муниципальной собственности важным является, например, способность приносить прибыль и максимизация этой прибыли. Те объекты собственности, которые ориентированы, в основном, на удовлетворение социальных потребностей (социальное обеспечение, образование, культура), должны в качестве показателя эффективности применять не критерий максимизации прибыли, а критерий снижения издержек при повышении уровня предоставляемых социальных услуг.
в) Принцип профессионализма управления;
Данный принцип вытекает из предыдущего. Повышение активности управления невозможно без привлечения высококвалифицированных управленцев, менеджеров. Собственник заинтересован в профессиональном управлении муниципальным имуществом, в связи, с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих.
Вместе с тем необходимо также создание системы поощрения управляющих, повышения их мотивации.
г) Принцип необходимости и достаточности государственного участия в предпринимательской деятельности;
Данный принцип предусматривает оптимизацию объектов государственной собственности, включение в нее только тех объектов, которые должны существовать только в подобной форме собственности, использоваться для удовлетворения публичного интереса, поскольку излишнее присутствие государства в экономике способно только повредить.
В связи с этим должно быть оптимизировано количество государственных унитарных предприятий в соответствии с числом, необходимым для исполнения тех целей и задач, которые не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами другой организационно-правовой формы.
д) Принцип постоянного контроля за деятельностью управляющих;
Осуществление контроля за деятельностью менеджеров со стороны представителей собственника – один из важных элементов успешной реализации принципа эффективности управления.
Вместе с тем, значение
контроля и ответственности в
деятельности менеджеров
Собственник должен осуществлять постоянный мониторинг деятельности менеджера, прежде всего, путем получения регулярных отчетов. Перед менеджером должны ставиться конкретные задачи по результатам управления, и по итогам отчетного периода собственник оценивает результаты и в необходимых случаях привлекает менеджера к ответственности в различных формах: лишение бонусов (премии), прекращение контракта, передача материалов в правоохранительные органы и т.д.
Существующая система контроля за деятельностью управляющих не позволяет собственнику своевременно вмешиваться в ситуацию в случае неэффективного использования собственности.
Эта проблема должна решаться путем создания системы предоставления отчетности государственными органами и управляющими, постоянного поступления, обработки и анализа информации о работе управляющих и объектов управления. Осуществление действенного контроля позволит повысить эффективность управления муниципальной собственностью.
е) Обязательность качественного правового обеспечения процессов управления;
Этим занимаются представительные и исполнительные федеральные, региональные и муниципальные органы власти. Построение механизмов взаимодействия между ними должно преследовать две задачи: наиболее полное обеспечение потребностей в нормативно - правовых актах и своевременность появления и исполнения этих актов.
Механизм правового
Он включает в себя: правовые нормы, правовые отношения, правовую ответственность, правосознание, юридические акты и акты применения права, реализации прав и обязанностей, иные элементы.
ж) Совершенствование организационной структуры управления.
На каждом уровне управления необходимо закрепить структуры органов управления, исключающих дублирование функций управления, и закрепить ответственность за принимаемые решения [3,c.151].
Управление муниципальной
собственностью осуществляется с помощью
системы методов, основанных, наряду с
прямым директивным воздействием, на использовании
мотивации на основе материальных интересов,
экономических рычагов. На сегодняшний
день местными администрациями могут
быть использованы как организационно-
К первой группе методов можно отнести:
а) создание муниципальных предприятий;
б) контракты с руководителем муниципальных предприятий;
в) договора на передачу прав на имущество;
г) внесение доли в уставный капитал акционерных обществ;
д) передача имущества с баланса на баланс и списание;
е) аренда, лизинг;
ж) залог, ипотека;
и) доверительное управление (траст);
к) отчуждение;
л) приватизация муниципальных предприятий.
Вторая группа методов включает:
а) муниципальный заказ;
б) нормативы отчислений от прибыли муниципальных предприятий в городской бюджет;
в) дотации.
В качестве перспективного
направления можно назвать
Поскольку, собственнику принадлежат все правомочия в отношении соответствующего объекта собственности, то он в праве самостоятельно выбирать для себя такие правовые режимы ее использования, которые максимально способствуют достижению его целей.
Он вправе сам владеть
и пользоваться своим имуществом
(к примеру, зданием, в котором
расположены органы МСУ, транспортом,
бюджетными средствами и другими
объектами), а может передавать эту
собственность во владение, пользование
и распоряжение другими лицами, оставаясь
при этом собственником или
2.1 Организационно-экономическая характеристика МУП «Ангарский Водоканал»
МУП города Ангарска «Ангарский Водоканал» создан 11 февраля 1981 года в Ангарске и до 1996 г. называлось «Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства» (ПУВКХ). В настоящее время «Ангарский водоканал» - единственное предприятие в городе Ангарске, которое обслуживает и обеспечивает питьевой водой население, предприятия, организации, учреждения АМО.
Фирменное наименование Предприятия на русском языке: полное – Муниципальное унитарное предприятие «Ангарский Водоканал», сокращенное – МУП «Ангарский Водоканал». Предприятие является коммерческой организацией.
Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, реквизиты, расчетные и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп бланки, фирменные наименование. Предприятие от своего имени приобретает имущественные и личные не имущественные права и несет обязанности, выступая истцом и ответчиком в суде и арбитражном суде в соответствии с действующим Законодательством РФ.
Место нахождения и юридический адрес предприятия – Российская Федерация, 665830, Иркутская область, г. Ангарск, улица Мира, д.2а.
Предприятие приобретает право юридического лица с момента его государственной регистрации.
«Ангарский водоканал» – предприятие многофункциональное, основной деятельностью которого является обеспечение всего города водой
хозпитьевого качества, сбор и транспортировка хозфекальных стоков,
эксплуатация сетей ливневой канализации.
Главными целями деятельности предприятия является обеспечение потребностей, юридических и физических лиц питьевой и технической холодной водой (водоснабжение) оказание услуг водоотведения, а так же извлечение прибыли.