Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:28, курс лекций
Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).
В качестве количественных ориентиров денежно-кредитной политики на предстоящий период задаются определенные параметры по показателям, таким как:
При этом определяется перечень мер, посредством которых предполагается добиться достижения намеченных параметров денежно-кредитной политики, например:
Определяющее
значение в снижении инфляции и стабилизации
придается мерам по регулированию
динамики и пропорций денежно-кредитных
показателей, их привязке к реальному
приросту ВВП, индексу потребительских
цен, сальдо внешнеторгового баланса
и дефицита государственного бюджета,
недопущению необоснованного
В
качестве меры управления и контроля
за обозначенными процессами Национальный
банк устанавливает предельно
В 2006 г., как и в предшествующее ему пятилетие, в республике удалось обеспечить заданные параметры стабилизации и поддержание курса национальной валюты исключительно рыночными методами. Процентная политика была ориентирована на поддержание положительных значений реальных процентных ставок на депозитно-кредитном рынке и превышение доходности активов в национальной валюте над доходностью активов в иностранной валюте, а также на увеличение доступности кредитов банков для предприятий реального сектора экономики.
Замедление темпов инфляции создало условия для поэтапного снижения ставки рефинансирования Национального банка, которая к началу 2007 г. составила 10,5%.
Складывающаяся
экономическая ситуация и процентная
политика Национального банка
Программой социально-
Темпы наращивания денежного
2.3.3. Инфляция в экономике Беларуси. Антиинфляционная политика
Инфляция – долговременный и непрерывный рост общего уровня цен, т. е. снижение покупательной способности денег. Инфляция порождается нестабильностью денежного обращения, объясняющейся изменениями параметров в уравнении равновесия потока товаров и услуг и потока денег:
предложение денег × скорость обращения = общий уровень цен × × количество товаров и услуг.
Количественное измерение
В зависимости от темпов роста показателей инфляции различают три вида инфляции: ползучую (темп роста цен до 10% в год), галопирующую (до 500% в год) и гиперинфляцию (более 50% в месяц). Инфляция, сопровождаемая падением производства, называется стагфляцией (стагнация + инфляция).
В национальной экономике страны глубокий
системный кризис 1990-х годов, вызванный
развалом СССР и его народнохозяйственного
комплекса, обусловил высокий уровень
инфляции. Наиболее высокий уровень гиперинфляции
был в 1993–1994 гг., когда цены вырастали
в год более чем
в 20 раз (индекс потребительских цен в
1994 г. составил 2059% к декабрю 1993 г.). Реальные
процентные ставки на кредитно-депозитном
рынке были отрицательными, а обменный
курс за этот же период девальвировал
более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная
заработная плата (в пересчете на доллары)
составляла 20–25 долл. США.
В результате осуществления антиинфляционных
мер в стране была достигнута определенная
финансовая стабилизация на макроэкономическом
уровне. Темп прироста индекса потребительских
цен снизился в 1995 г. до 34,4%,
в 1996 г. – до 39,3%, в 2000 г. – до 20,7%, в 2005 г.
– до 8%, а в 2006 г. – до 6,6%.
К концу 2005 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников народного хозяйства составила 261 долл. США, а к концу 2006 г. – 306 долл. США в эквиваленте.
36. Финансы определяют как совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, или финансовых ресурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения или связи через финансовую систему – совокупность различных сфер финансовых отношений, форм и методов образования и использования фондов денежных средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы государства; денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур; прочие специальные фонды. В организационном плане финансовая система охватывает совокупность финансовых учреждений страны.
Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 132), финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.
На уровне республики управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти – Президент и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего закона о бюджете на предстоящий финансовый год.
Согласно Конституции
Республики Беларусь (ст. 133), бюджетная
система Республики Беларусь включает
республиканский и местные
Внебюджетные фонды
Динамика и структура
Доля косвенных налогов
(НДС, акцизы, таможенные пошлины и
сборы) в общих доходах
В развитых странах доля косвенных налогов (их состав обычно ограничен налогом на добавленную стоимость и акцизами) в доходах бюджета, как правило, не превышает 30%.
Государственные ресурсы (бюджетные расходы) в последние годы распределяются следующим образом:
Проводимая в республике политика государственных расходов способствует достижению достаточной сбалансированности государственного бюджета.
Программой социально-
Одними из важнейших направлений налоговой реформы станут упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
37. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. определено, что основная цель социальной политики на пятилетие – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики. В качестве ориентиров государственной политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:
Важнейшей функцией государства остается
обеспечение государственных
В области социальной защиты населения
предполагается повышение ее эффективности,
надежности, устойчивости и доступности,
базирующихся на государственных социальных
гарантиях и стандартах, дифференцированном
и адресном подходах к социальной
поддержке различных слоев
38. Развитие национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется интеграционными процессами в рамках Содружества Независимых Государств. Экономики бывших республик СССР отличались высокой степенью интегрированности даже в сравнении с Европейским Союзом. В 1990 г. в межреспубликанский оборот поступало примерно 20% ВВП, тогда как в странах ЕС – лишь 14%. Из Беларуси вывозилось около 80% всей производимой промышленной продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего СССР и стран СЭВ. Это же относится и к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводческие комплексы. Поэтому Республика Беларусь была заинтересована в создании и развитии СНГ.