Национальная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 15:28, курс лекций

Описание

Наиболее эффективным в исследовании экономических комплексов зарекомендовал себя системный подход. В рамках системного подхода национальная экономика – это система интегрированных компонентов, их наиболее значимых отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологического развития. Она может быть представлена как система институтов, их целей, функций, видов деятельности (в которой и государство, и рынок выступают как совокупность институтов).

Работа состоит из  1 файл

Ответы по национальной экономике.docx

— 195.45 Кб (Скачать документ)

В качестве количественных ориентиров денежно-кредитной политики на предстоящий  период задаются определенные параметры  по показателям, таким как:

  • ограничение прироста потребительских цен в процентах за месяц;
  • стабилизация реального курса белорусского рубля по отношению к доллару США;
  • использование для поддержания курса белорусского рубля преимущественно рыночных регуляторов и т. п.

При этом определяется перечень мер, посредством  которых предполагается добиться достижения намеченных параметров денежно-кредитной  политики, например:

  • увеличение денежной массы в национальной валюте осуществлять адекватно росту реального ВВП и целевого показателя по инфляции;
  • удержание процентных ставок денежного рынка на реальном положительном уровне осуществлять наряду со снижением их номинальной величины по мере уменьшения темпов роста цен;
  • стимулирование роста денежных сбережений агентов экономических отношений в национальной валюте;
  • сужение сферы обращения на национальном рынке иностранной валюты;
  • увеличение золотовалютных резервов поддержания ликвидности белорусского рубля;
  • обеспечение устойчивого функционирования коммерческих банков, законных интересов банков, их вкладчиков и клиентов;
  • усиление обеспеченности расчетно-платежных процессов (между субъектами хозяйствования) через применение факторинговых операций, т. е. трехсторонних договоров с участием банков.

Определяющее  значение в снижении инфляции и стабилизации придается мерам по регулированию  динамики и пропорций денежно-кредитных  показателей, их привязке к реальному  приросту ВВП, индексу потребительских  цен, сальдо внешнеторгового баланса  и дефицита государственного бюджета, недопущению необоснованного роста  денежной массы из-за увеличения чистых внутренних кредитов Национального  банка (кредитной эмиссии).

В качестве меры управления и контроля за обозначенными процессами Национальный банк устанавливает предельно допустимые объемы выдачи кредитов правительству.

В 2006 г., как и в предшествующее ему пятилетие, в республике удалось обеспечить заданные параметры стабилизации и поддержание курса национальной валюты исключительно рыночными методами. Процентная политика была ориентирована на поддержание положительных значений реальных процентных ставок на депозитно-кредитном рынке и превышение доходности активов в национальной валюте над доходностью активов в иностранной валюте, а также на увеличение доступности кредитов банков для предприятий реального сектора экономики.

Замедление  темпов инфляции создало условия  для поэтапного снижения ставки рефинансирования Национального банка, которая к  началу 2007 г. составила 10,5%.

Складывающаяся  экономическая ситуация и процентная политика Национального банка инициировали снижение процентных ставок на депозитно-кредитном  рынке.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы определено, что стратегическими  целями денежно-кредитной политики являются обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной  системы, ее содействие достижению устойчивого  экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту  инвестиций и сбережений. Денежно-кредитная  политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей  экономической политики. Предусматривается  также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе  его покупательной способности  и обменного курса по отношению  к иностранным валютам.

Темпы наращивания денежного предложения  в национальной валюте будут выдерживаться  в соответствии со спросом экономики  на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2010 г. не должен превысить 5 %. При этом кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.

 

2.3.3. Инфляция в экономике Беларуси. Антиинфляционная политика

 

Инфляция – долговременный и непрерывный рост общего уровня цен, т. е. снижение покупательной способности денег. Инфляция порождается нестабильностью денежного обращения, объясняющейся изменениями параметров в уравнении равновесия потока товаров и услуг и потока денег:

предложение денег × скорость обращения = общий  уровень цен × × количество товаров и услуг.

Количественное измерение уровня инфляции осуществляется с помощью  ряда индексов: индекса потребительских  цен; индекса цен производителей на промышленную продукцию; индекса  ВВП, позволяющего определить реальный объем ВВП (его называют дефлятором ВВП) и др.

В зависимости от темпов роста показателей  инфляции различают три вида инфляции: ползучую (темп роста цен до 10% в год), галопирующую (до 500% в год) и гиперинфляцию (более 50% в месяц). Инфляция, сопровождаемая падением производства, называется стагфляцией (стагнация + инфляция).

В национальной экономике страны глубокий системный кризис 1990-х годов, вызванный развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса, обусловил высокий уровень инфляции. Наиболее высокий уровень гиперинфляции был в 1993–1994 гг., когда цены вырастали в год более чем  
в 20 раз (индекс потребительских цен в 1994 г. составил 2059% к декабрю 1993 г.). Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке были отрицательными, а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20–25 долл. США.

В результате осуществления антиинфляционных мер в стране была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских  цен снизился в 1995 г. до 34,4%,  
в 1996 г. – до 39,3%, в 2000 г. – до 20,7%, в 2005 г. – до 8%, а в 2006 г. – до 6,6%.

К концу 2005 г. номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников народного хозяйства составила 261 долл. США, а к концу 2006 г. – 306 долл. США в эквиваленте.

36. Финансы определяют как совокупность экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств, или финансовых ресурсов, через особые фонды и учреждения. Реализуются эти отношения или связи через финансовую систему – совокупность различных сфер финансовых отношений, форм и методов образования и использования фондов денежных средств. Она включает: бюджеты различных уровней; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы государства; денежные фонды предприятий, организаций, фирм, других коммерческих и некоммерческих структур; прочие специальные фонды. В организационном плане финансовая система охватывает совокупность финансовых учреждений страны.

Согласно Конституции  Республики Беларусь (ст. 132), финансово-кредитная  система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций  и граждан. На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

На уровне республики управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти – Президент  и Национальное собрание Республики Беларусь, ежегодно рассматривающие  проект бюджета страны и утверждающие его путем принятия соответствующего закона о бюджете на предстоящий  финансовый год.

Согласно Конституции  Республики Беларусь (ст. 133), бюджетная  система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Доходы бюджетов формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные  расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его  расходной частью. В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды представляют собой средства правительства и  местных властей, связанные с  финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они формируются за счет обязательных целевых отчислений. К  ним относятся Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь, Республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, Республиканский фонд содействия занятости, Республиканский дорожный фонд, Республиканский фонд охраны природы, Республиканский фонд «Энергосбережение».

Динамика и структура государственных  финансов характеризуются следующим. Основные данные консолидированного бюджета  республики (доходы, расходы и баланс бюджета в абсолютном выражении  и в процентах к ВВП) за 1990–2006 гг. показывают, что состояние государственных  финансов было достаточно стабильным, кроме 1993–1994 гг. как первых лет послереформенного  периода. Дефицит государственного бюджета республики находился в  пределах значений 2–3% к ВВП, вполне допустимых для политики финансовой стабилизации, а в 2006 г. достигнут профицит – 2,2% к ВВП.

Доля косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины и  сборы) в общих доходах консолидированного бюджета составляла не менее 42–47%, а  прямых налогов и сборов –22–23%. Такая  высокая доля налогов с оборота  безусловно обеспечивает доходы бюджета  в любых экономических условиях, даже при отсутствии реальной прибыли  предприятия, низкой рентабельности производства и невысоких реальных доходах  населения.

В развитых странах доля косвенных налогов (их состав обычно ограничен налогом на добавленную  стоимость и акцизами) в доходах  бюджета, как правило, не превышает 30%.

Государственные ресурсы (бюджетные  расходы) в последние годы распределяются следующим образом:

  • основная часть направляется на текущие расходы в форме закупки товаров и оплаты услуг – более 50%, из них около 65–70% расходуется на выплату заработной платы рабочим и служащим бюджетных организаций, оплату их командировок и служебных разъездов, оплату транспортных и коммунальных услуг для бюджетной сферы, приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
  • субсидии и текущие трансферты занимают 20–22% всех государственных расходов, из них около 7% приходится на трансферты населению, остальное – субсидии и текущие трансферты местным бюджетам и за границу;
  • доля капитальных расходов составляет немногим более 20%, из них подавляющая часть идет на капитальные вложения, доля капитальных трансфертов составляет менее 2%;
  • примерно 5–6% приходится на платежи за использование заемных средств на финансирование бюджетного дефицита и расходы по предоставлению кредитов за вычетом погашения.

Проводимая в республике политика государственных расходов способствует достижению достаточной сбалансированности государственного бюджета.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы определено, что бюджетно-налоговая  политика в указанном пятилетии  будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки  экономики, малого и среднего предпринимательства. В области налоговой политики будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.

Одними из важнейших направлений  налоговой реформы станут упрощение  налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

37. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг. определено, что основная цель социальной политики на пятилетие – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Важнейшими путями ее достижения должны стать усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики, обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, уменьшение количества малообеспеченных граждан, недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики. В качестве ориентиров государственной политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:

  • рост реальных денежных доходов на 149–156%;
  • повышение реальной заработной платы на 152–158%;
  • снижение уровня малообеспеченности в два раза;
  • совершенствование государственной адресной социальной помощи, поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей;
  • дальнейшее развитие системы пенсионного обеспечения, повышение реальной пенсии по возрасту не менее чем в 1,5 раза.

Важнейшей функцией государства остается обеспечение государственных минимальных  социальных гарантий в области оплаты труда.

В области социальной защиты населения  предполагается повышение ее эффективности, надежности, устойчивости и доступности, базирующихся на государственных социальных гарантиях и стандартах, дифференцированном и адресном подходах к социальной поддержке различных слоев населения.

38. Развитие национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется интеграционными процессами в рамках Содружества Независимых Государств. Экономики бывших республик СССР отличались высокой степенью интегрированности даже в сравнении с Европейским Союзом. В 1990 г. в межреспубликанский оборот поступало примерно 20% ВВП, тогда как в странах ЕС – лишь 14%. Из Беларуси вывозилось около 80% всей производимой промышленной продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего СССР и стран СЭВ. Это же относится и к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводческие комплексы. Поэтому Республика Беларусь была заинтересована в создании и развитии СНГ.

Информация о работе Национальная экономика