Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 16:55, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой политики.
Реализация данной цели предполагает выполнение ряда задач:
Рассмотреть содержание, инструменты налоговой политики и их применение в макроэкономических моделях.
Рассмотреть современные подходы к формированию налоговой политики: неоклассический и неокейнсианский подходы.
Изучить опыт зарубежных стран в формировании налоговой политики.
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что проблемам налогов и современной налоговой политики сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Стратегической целью налоговой политики на макроуровне должен стать вывод экономики из кризиса, формирование конкурентоспособной рыночной системы. На микроуровне необходимо обеспечение технического прогресса, роста инвестиций, ликвидации безработицы.
Налоговая политика представляет собой систему налоговых мероприятий, осуществляемых государством при формировании доходов государства и регулировании экономики. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов.
Государственная политика в области налогов должна быть продуманной и взвешенной, использующей средства и приемы современного экономического анализа. Поскольку налоговая система является частью общей экономической системы, косвенно, а в некоторых случаях напрямую оказывая воздействие на цены и другие экономические показатели, то воздействие налогов необходимо оценивать с точки зрения их прогрессивности.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства.
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой политики.
Реализация данной цели предполагает выполнение ряда задач:
Рассмотреть содержание, инструменты налоговой политики и их применение в макроэкономических моделях.
Рассмотреть современные подходы к формированию налоговой политики: неоклассический и неокейнсианский подходы.
Изучить опыт зарубежных стран в формировании налоговой политики.
Предметом данной курсовой работы является современная налоговая политика.
При написании данной работы использовались такие источники, как книга Л.П. Зеньковой «История экономических учений», В этом источнике даётся полное представление о сущности и содержании налоговой политики государства как косвенного метода регулирования экономики, изложены основные принципы формирования налоговой политики, а также наиболее полно изложены современные подходы к формированию налоговой политики. Также использовался учебник Н.Е. Заяц «Теория налогов», где хорошо описаны понятие, инструменты, содержание налоговой политики. А также при написании третьей главы данной курсовой работы использовались периодические издания, такие как журналы «Налоги Беларуси» и «Финансы, учёт, аудит».
1. СОДЕРЖАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ МОДЕЛЯХ
Налоговая политика является важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.
Налоговая политика относится к косвенным методам государственного регулирования, так как она лишь обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц и не строится на базе властно-распорядительных отношений. Одновременно налоговая политика как косвенный метод государственного регулирования более гибко воспринимается экономикой и поэтому более широко применяется в рыночных системах, чем методы прямого государственного регулирования.
Современная система налогообложения выполняет следующие функции:
1 - фискальную, т.е. поступление денежных средств в государственный бюджет и обеспечение финансирования государственных расходов;
2 - регулирующую, т.е. стимулирование развития отдельных отраслей путем дифференцированных налоговых ставок;
В свою очередь регулирующая функция делится на распределительную и стимулирующую. Первая функция предполагает перераспределение доходов юридических и физических лиц в соответствии с принятыми в обществе критериями целесообразности и социальной справедливости, вторая функция реализуется посредством представления льгот и привилегий для развития в нужном Правительству направлении.
При этом основная функция налогов - фискальная по обеспечению пополнения государственной казны, (от латинского слова fiscus - государственная казна).
Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды,
т. е. материальные условия для функционирования государства. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Выполнение государством своих экономических функций посредством налоговой политики требует формирования государственных денежных средств путем налоговых поступлений. [8, c.58]
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе принимаемых законов.
Налоги возникли в глубокой древности, при появлении товарного производства и государства, и выражают изъятие государством части валового внутреннего продукта для удовлетворения потребностей общества.[7, c.112]
Одной из главных задач налоговой политики на всех этапах ее становления является создание условий для научно-технического прогресса.
Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач.
Налоговая политика — это целенаправленное регулирование государственных расходов и налоговых поступлений для обеспечения полной занятости, стабильного уровня цен и экономического роста.
Налоговая политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства и их использованию для решения социально-экономических проблем страны. Налоговая политика предусматривает привлечение государством денежных средств, их распределение и использование для воздействия на процесс воспроизводства.
Различают дискреционную и недискреционную налоговую политику, в соответствии, с чем определяется механизм ее функционирования, формы и методы налогового регулирования.
Дискреционная налоговая политика проводится на основе решений правительства о манипулировании налоговыми ставками или структурой налогообложения. Она используется для скорейшего прекращения спада экономики и поддержания равновесного состояния. В связи с этим дискреционную политику часто называют стабилизационной политикой. В зависимости от этапа экономического цикла она может быть сдерживающей или стимулирующей. Сдерживающая налоговая политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Стимулирующая налоговая политика осуществляется в период спада общественного производства, при значительном уровне безработицы.
Недискреционная налоговая политика осуществляется независимо от решений правительства, автоматически благодаря «встречным стабилизаторам» - механизмам, работающим в режиме саморегулирования.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.[7, c.67]
Цели налоговой политики формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. Цели налоговой политики в значительной мере обусловлены также социально-экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны, международными финансовыми обязанностями государства. Поэтому при выработке налоговой политики государство преследует следующие цели:
Экономические
Фискальные
Социальные
Международные
Экономические - повышение уровня развития экономики, оживление деловой активности, стимулирование хозяйственной деятельности, ликвидация диспропорций.
Фискальные - обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций.
Социальные - обеспечение государственной политики регулирования доходов, перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп, сглаживание неравенства.
Международные - выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами.
В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития, и приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением - налоговой политикой.
В основном формы и методы налоговой политики определяются политическим строем, национальными интересами и целями, административно-
В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов экономической и финансовой политики государства.
Рассмотрим формы налоговой политики:
•Политика максимальных налогов.
• Политика экономического развития
• Политика разумных налогов
Одной из форм налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Вместе с тем экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов может не существовать, вследствие чего подобная политика может привести к резко негативным последствиям, суть которых будет состоять в следующем.
Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не остается финансовых ресурсов, что делает невозможным расширенное воспроизводство. Экономика страны с каждым годом все сильнее сползает в пропасть кризиса, падают темпы роста производства во всех отраслях.
Во-вторых, широкие масштабы приобретает массовое уклонение от налогообложения, приводящее к тому, что по большинству налогов государство собирает чуть больше половины причитающихся доходов. Практика уклонения от уплаты налогов фактически ставит под сомнение целесообразность функционирования налоговой системы.
В-третьих, массовый характер приобретает так называемая "теневая экономика", уровень производства в которой может достигать от 25 до 40%. Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не идут, как правило, на развитие производства, а переводятся на счета в зарубежных банках и "работают" на экономику других стран.
Все это в итоге может стать одной из главных причин острого финансового кризиса, последствием которого станут изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.
Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики, как следует из названия, состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики были использованы, в частности, в США в начале 80-х гг. XX в., получившей название "рейганомика".