Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 16:55, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой политики.
Реализация данной цели предполагает выполнение ряда задач:
Рассмотреть содержание, инструменты налоговой политики и их применение в макроэкономических моделях.
Рассмотреть современные подходы к формированию налоговой политики: неоклассический и неокейнсианский подходы.
Изучить опыт зарубежных стран в формировании налоговой политики.
Стандартные ставки составляют 6,35% для наемных работников и 29,9% - для работодателей и включают погашение расходов на пенсии, социальное страхование по безработице и расходы на переобучение.
Кроме основных налоговых платежей, формирующих основную часть бюджета, в стране действует ряд налогов, в основном местного значения. Налог на имущество взимается по прогрессивным ставкам от 0,2% до 2.5% в год. Его ежегодно уплачивают физические лица. Налог на наследование или дарение также взимается по прогрессивным ставкам от 8% и до 34%. Величина изъятия зависит от степени родства и полученного дохода. Налог на экономическую деятельность удерживается по фиксированным ставкам, зависящим от вида деятельности, площади, где она осуществляется, муниципальных коэффициентов я др. Его платят предприниматели. [11, c.27-29]
Все юридические лица Словении, являющиеся ее налоговыми резидентами (в т.ч. товарищества и иные организационно-правовые формы организации бизнеса, инвестиционные фонды, банки, страховые компании, государственные предприятия и т.д.), уплачивают корпоративный налог, взимаемый с совокупного мирового дохода. У нерезидентов обязанность по уплате этого налога возникает только в отношении дохода, полученного из источников на территории Словении. Освобождается от этого налога доход от осуществления некоммерческой деятельности.
В 2009г. корпоративный налог взимался по ставке 21 %, а с 2010г. взимается по ставке 20 %. Ставка в размере 10 % применяется при выполнении определенных условий компаниями, осуществляющими деятельность в специальных экономических зонах. Нулевая ставка налога применяется в отношении инвестиционных и пенсионных фондов, страховых пенсионных программ и компаний венчурного капитала.
Налогооблагаемая база корпоративного налога определяется, как принято в общемировой практике, путем вычета из выручки подтвержденных расходов, необходимых для получения прибыли. К расходам, не признаваемым для целей определения налогооблагаемой базы, относятся расходы, которые не связаны непосредственно с осуществлением предпринимательской деятельности и не вытекают из нее, имеют личный характер или не соответствуют нормальной деловой практике. К ним, среди прочего, относятся: суммы распределяемой скрытой прибыли, расходы на покрытие убытков предыдущих лет, расходы на личные цели и на принудительное взыскание налогов и сборов, проценты по займам, полученным от нерезидентов стран ЕС, если в стране президентства совокупная налоговая нагрузка составляет менее 12,5 % прибыли, а также благотворительные пожертвования.
Представительские расходы (включая подарки вне зависимости от наличия на них логотипа) и расходы на содержание совета директоров подлежат вычету из налогооблагаемой базы только в размере 50 % от их общей суммы.
Сумма списываемых безнадежных долгов, принимаемых к вычету в качестве подтвержденных расходов, не должна превышать наименьшую из следующих сумм: среднее арифметическое сумм списания за предыдущие три года или 1 % налогооблагаемого дохода за текущий налоговый период.
В Словении действует правило «тонкой капитализации», согласно которому расходами налогоплательщика (за исключением банков или страховых компаний) не признаются выплачиваемые проценты по займам, которые были предоставлены лицом, владеющим более 25 % акций или прав голосования заемщика, если хотя бы однократно в течение налогового периода сумма таких займов превысила размер собственного капитала в четыре раза.
В Словении применяется ряд льгот и стимулов для целей исчисления корпоративного налога:
- льгота по инвестированию в НИОКР: такие расходы вычитаются из налоговой базы в размере 20 % (в зависимости от местной программы льготирования до 30-40 %), но не более суммы налоговой базы;
- льгота по инвестированию в оборудование и нематериальные активы: вычитается 30 % таких расходов, но не более 30 000 евро и не более суммы налоговой базы
- налогоплательщики, нанимающие на работу инвалидов, могут вычитать из налоговой базы 50 % заработной платы таких сотрудников (70 % заработной платы людей с абсолютной физической недееспособностью и глухих), но не более суммы налоговой базы:
- если налогоплательщики нанимают студентов или практикантов для прохождения производственной практики, заработная плата таких сотрудников подлежит вычету в размере, не превышающем 20 % среднемесячной заработной платы в Словении, за каждый месяц работы;
- суммы пожертвований резидентам Словении, ЕС и ЕЭЗ (включая Княжество Лихтенштейн) в денежной или натуральной форме на гуманитарные, научные, образовательные, медицинские, спортивные, культурные, экологические, религиозные и иные аналогичные цели вычитаются в размере до 0,3 % налогооблагаемого дохода в текущем налоговом периоде. Суммы в размере 0,2 % налогооблагаемого дохода в текущем налоговом периоде подлежат вычету при осуществлении выплат на культурные цели или организациям по борьбе с природными бедствиями;
- резиденты специальных экономических зон вычитают до 50 % сумм, вложенных в новые активы, а также до 50 % заработной платы сотрудников, которые до найма в течение 5 месяцев и более были зарегистрированы в службе занятости. В Словении на настоящий момент существует одна специальная экономическая зона в порте Копере на Адриатическом побережье Словении. Как правило, налоговый период по корпоративному налогу равен календарному году, однако налогоплательщики могут выбрать налоговый период, равный их финансовому году. Авансовые платежи по данному налогу осуществляются ежемесячно. Если сумма налога составляет менее 400 евро, авансовые платежи осуществляются ежеквартально.
Компании, выплачивающие дивиденды, удерживают корпоративный налог у источника выплаты по ставке 15 %. Налог не удерживается, если получатель платежа является резидентом страны ЕС и ЕЭЗ (за исключением Княжества Лихтенштейн) и не может зачесть словенский налог в своей стране. Данный налог по ставке 15 % удерживается у источника также при выплате процентов и роялти.
С 1 января 2008г. режим тоннажного налога в качестве альтернативы корпоративному налогу могут применять судоходные компании в отношении дохода от эксплуатации судов в международных перевозках. Предприятие, выбравшее уплату тоннажного налога, должно применять эту систему не менее 10 лет, после чего возможно продление режима.
В составе объекта налогообложения подоходным налогом можно выделить следующие категории доходов: доходы от работы по найму, доходы от осуществления коммерческой деятельности, доходы от ведения сельского и лесного хозяйства, доходы от прироста капитала, а также иные дохода, начисляемые налогоплательщикам Словении.. Рассмотрение супругов или семьи в качестве единого налогоплательщика не допускается. Налоговым периодом признается календарный год.
Подоходный налог на доходы от процентов, дивидендов и прирост капитала взимается по следующим ставкам: на доходы от процентов — 20 %; на доходы от дивидендов — 20 %; на доходы от прироста капитала — 20 %, если период владения капиталом не превысил 5 лет, 15 %, если период владения капиталом составил 5-10 лет и 0 % при превышении периода владения капиталом 20 лет.
Годовую налоговую декларацию не подают налогоплательщики с облагаемым доходом менее стандартного вычета (3 051,35 евро в 2009г.) и пенсионеры, чей дополнительный доход не превышает 80 евро.
С 2008г. Налоговая администрация Словении обязана самостоятельно на основании имеющихся у нее данных составлять налоговую декларацию с указанием суммы подлежащего уплате налога и направлять ее плательщику. Если у него нет возражений, налог подлежит уплате в течение 45 дней.
Документы, подтверждающие правильность расчета уплаченного налога, должны храниться налогоплательщиком не менее 5 лет после года, к которому они относятся.
Налог на работу по контракту взимается со всех физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и нанимающих сотрудников на временную работу по контракту. Налог взимается с валовой суммы, выплачиваемой таким сотрудникам, по ставке 25 %.
Налог не уплачивается в следующих случаях:
временная работа студентов или учеников;
оказание помощи и уход за инвалидами;
оказание определенных услуг в сфере сельского хозяйства;
использование авторских прав.
Обязательные отчисления на социальное страхование производят как наниматель, так и наемный работник. Наниматель удерживает с заработной платы работника необходимую сумму и перечисляет ее ежемесячно вместе со своей частью отчислений. Индивидуальные предприниматели производят социальные отчисления самостоятельно.
В Словении существует четыре схемы социального страхования:
пенсионное страхование и страхование на случай потери трудоспособности;
страхование здоровья;
страхование по безработице;
страхование на случай декретного отпуска.
Налоговой базой обязательных отчислений на социальное страхование является валовая сумма заработной платы. Ставка налога для нанимателя и работника устанавливается в зависимости от вида схемы.
Выигрыши в лотереи, в том числе мгновенные и вещевые, бинго, пари и другие традиционные азартные игры, облагаются налогом по ставке 15 %, если сумма выигрыша превышает 300 евро. Налог удерживается организатором игры с валовой суммы выигрыша. Сумма выигрыша освобождается от подоходного налога.
Согласно законодательству Словении помимо вышеперечисленных традиционных азартных игр существуют специальные игры, организуемые в казино или игровых залах: игровые автоматы, настольные игры, карты и др. Организаторы таких игр обязаны получить лицензию.
Организаторы традиционных игр уплачивают налог в размере 5 % от валового игорного дохода (общий доход за вычетом выплаченных выигрышей) и концессионный сбор в размере 24-45 % в зависимости от вида игры.
Организаторы специальных игр уплачивают налог в размере 18 % от валового игорного дохода и концессионный сбор в размере 5-20 % в зависимости от размера валового игорного дохода.
Плательщики налога на наследство и дарение (лица, получившие имущество в виде наследства или подарка) делятся на четыре категории в зависимости от их родственных связей с умершим или дарителем:
прямые наследники и супруги;
родители, родные братья и сестры и их наследники;
дедушки и бабушки;
остальные.
Налоговой базой налога на наследство и дарение является стоимость унаследованного или подаренного имущества, которая для недвижимости составляет 80 % ее рыночной стоимости, а для движимого имущества — его полная рыночная стоимость.
Налог не уплачивают лица, относящиеся к первой категории; лица, унаследовавшие жилое помещение и проживавшие в нем вместе с умершим (при условии, что в их собственности находится только одно жилое помещение); фермеры, унаследовавшие сельскохозяйственные земли или ферму; частные юридические лица, осуществляющие гуманитарную, культурную, образовательную, благотворительную и некоторые иные виды деятельности. Недвижимое имущество стоимостью до 5 ООО евро также не подлежит налогообложению.
Налог взимается по прогрессивной шкале в зависимости от стоимости имущества и категории плательщика: категория 2 — от 5 % до 14 %, категория 3 — от 8 % до 17 %, категория 4 — от 12% до 39%.
Налог на имущество:
1)Налог на использование земель под застройку.
Налог взимается с занятых и не занятых постройками земель, принадлежащих юридическим или физическим лицам. Освобождаются от налогообложения земли и постройки, используемые вооруженными силами, церквями, посольствами и иностранными организациями, а также временные или новые постройки в течение 5 лет. Полное или частичное освобождение от уплаты налога предусмотрено для людей с низким доходом, а также в отношении земель под застройку объектами общественной инфраструктуры.
2)Налог на недвижимость.
Налогом на недвижимость облагается недвижимое имущество, в том числе здания и их части, жилые помещения, гаражи. Налог уплачивает лицо, являющееся подлинным владельцем недвижимости. Налоговой базой признается стоимость, рассчитываемая исходя из специальных критериев, утверждаемых правительством и местными органами власти.
Налоговые ставки зависят от вида недвижимости и ее стоимости. Так, налоговая ставка налога на жилые помещения колеблется в пределах 0,1-1 % от их стоимости, на недвижимость, используемую для отдыха и развлечений — 0,2-1,5 %, на коммерческие помещения—0,15-1,25 %.
Объектом налогообложения не признаются здания площадью менее 160 м2; здания, используемые в сельскохозяйственных целях; культурные и исторические памятники.
Новью, отремонтированные и восстановленные здания (если их стоимость в результате ремонта или реставрации увеличилась более "ем на 50 %) освобождаются от налогообложения на протяжении 10 лет. Если более трех членов семьи налогоплательщика проживают в его жилом помещении, ставка налога снижается на 10 % за четвертого и каждого последующего члена семьи.
Налог на морские суда взимается ежегодно с судов длиной более 5 м, принадлежащих резидентам Словении. Размер налога определяется в зависимости от длины судна и мощности двигателя. Налог уменьшается на 5 % за каждый год службы судна, но не может составлять менее 35 % суммы налога, взимаемого с аналогичного нового судна. Ряд государственных структур (полиция, таможня, вооруженные силы, морской флот и др.) и некоторые виды судов освобождаются от налогообложения.