Налоги и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой политики.
Реализация данной цели предполагает выполнение ряда задач:
 Рассмотреть содержание, инструменты налоговой политики и их применение в макроэкономических моделях.
 Рассмотреть современные подходы к формированию налоговой политики: неоклассический и неокейнсианский подходы.
 Изучить опыт зарубежных стран в формировании налоговой политики.

Работа состоит из  1 файл

введение.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)

Третья форма налоговой политики - политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ. [8, c. 185]

Налоговая политика способна влиять на совокупный спрос. Решение правительства повысить процентные ставки ведет к сокращению расходов частного сектора на инвестиции. Падение уровня инвестиционных расходов приводит к тому, что налоговая политика может сократить норму накопления. Происходит эффект смещения, который имеет место в том случае, когда возникает бюджетный дефицит и правительство вынуждено увеличивать долги для покрытия своих расходов. Рост государственных расходов повышает совокупный спрос, приводя к тому, что производство набирает тенденцию к увеличению. Но рост производства повышает процентную ставку на рынках активов и тем самым смягчает влияние налоговой политики на производство.

Налоговая политика наиболее эффективна при стабильном обменном курсе и устойчивом движении капиталов.

Расширение налоговой политики ведет к повышению процентной ставки, поэтому приводит к тому, что центральный банк вынужден увеличивать количество денег для поддержания стабильного обменного курса, укрепляя тем самым эффект расширения налоговой политики.

Налоговая политика является одной из наиболее острых проблем современного государства, а ее разработка требует решения все более сложных задач. Одна из основных причин этого – интеграция национальных экономик и всемирная конкуренция за инвестиции. В таких условиях при прочих равных факторах некоторое увеличение налогового бремени по сравнению с государствами-конкурентами порождает бегство инвестиций, соответственное уменьшение налогооблагаемой базы и конечное снижение объема средств, мобилизуемых в бюджеты различных уровней. Следовательно, одним из факторов конкурентной борьбы за перераспределение инвестиционных потоков являются государственное регулирование экономики и продуманная налоговая политика как его составляющий элемент.

Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Как уже отмечалось, она представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода.

В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Второй подход основан на том, что более высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от представляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги, представляемые обществом за счет бюджетных средств. Основной недостаток обеих концепций заключается в том, что, во-первых, определить сумму тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют. [1, c.38]

Участие государства в регулировании экономических  процессов при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговые льготы, налоговые санкции, налоговая база и др.

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка, определяющая процент налоговой базы или её части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя её, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, осуществлять налоговое регулирование. Ощутимый эффект от проведения налоговой политики достигается за счёт дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает относительную мобильность финансового законодательства, позволяет правительству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

Кроме налоговых ставок, эффективным средством реализации налоговой политики являются налоговые льготы, что связано с представлением полного или частичного освобождения от налогообложения отдельных категорий юридических и физических лиц.

Проведению эффективной налоговой политики способствует также то, что законодательство может предусматривать многочисленные и разнообразные основания предоставления налоговых льгот, связанные с видами и формами предпринимательской деятельности. Используемые в мировой практике налогообложения налоговые льготы, сложно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской активности, и оно готово стимулировать или, наоборот, дестимулировать определённые отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фундаментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозаменяющих производств, способствующих выпуску конкурентоспособной продукции для мирового рынка.

В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога, нередко устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации и другие. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства с целью стимулирования иностранных инвестиций.

Использование налоговых льгот, или преференций, является характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих органов.[8, c.203]

Формирование налоговой базы также является серьёзным инструментом налоговой политики государства, поскольку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создаёт дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства, инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Сторонники экономики предложения утверждают, что для решения экономических проблем, достижения долгосрочного неинфляционного роста необходимо воздействовать непосредственно на производство путем широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов. Значение, придаваемое в теории экономики предложения налогам, нашло отражение в кривой Лаффера. (Рис. 1.1)

Согласно кривой Лаффера увеличение налоговой ставки до уровня r0 будет обеспечивать увеличение налоговых поступлений, максимум которых достигается в R0. Однако дальнейшее увеличение налоговой ставки подорвет стимулы к производству. В итоге величина национального дохода, облагаемого налогом, будет падать так быстро, что, не смотря на рост налоговой ставки, сумма налоговых поступлений станет сокращаться.

Кривая Лаффера используется сторонниками теории экономики предложения для доказательства утверждения о том, что результатом сокращения налоговых ставок явится не уменьшение, а увеличение общих налоговых поступлений. И отсюда они делают вывод о том, что наряду со стимулированием экономического роста и деловой активности с помощью радикального облегчения налогового бремени может быть решена и проблема государственных доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1 Кривая Лаффера [1, c.198]

 

 

Сторонники теории экономики предложения, из-за расхождений с кейнсианством, дают совершенно иные рекомендации по проведению фискальной политики.

Они утверждают, что изменения в налоговой структуре, даже те, которые не влекут за собой изменения общей суммы налогов, могут оказать значительное влияние на общий уровень и структуру экономической активности. Главной переменной они считают предельные ставки, так как именно они влияют на относительные цены, стимулы и экономическое поведение индивидуумов, воздействуя на выбор и распределение ресурсов и, следовательно, на реальную экономическую активность. Поскольку изменение предельных налоговых ставок может произойти без изменения общей суммы налоговых обязательств населения, то цели экономической политики могут быть достигнуты и без изменения бюджетной позиции, т.е. образования дефицита или профицита. Поэтому альтернативу кейнсианской фискальной политике сторонники экономики предложения усматривают в сокращении предельных налоговых ставок на прибыль корпораций и личные доходы.

Эффективность снижения налогов, по утверждению сторонников теории экономики предложения, в значительной степени зависит от “набора” мероприятий фискальной политики. Так как любое мероприятие по стимулированию предложения производственных ресурсов оказывает воздействие и на совокупный спрос, то конечный результат этих мероприятий определяется взаимодействием эффекта дохода, который подразумевает возрастание доходов экономических агентов вследствие снижения налогов, и который тем самым ведет к снижению желания участвовать в производственной деятельности; и эффекта замещения, который напротив предполагает замещение досуга трудом вследствие увеличения стоимости труда. Другой важный элемент фискальной политики - снижение государственных расходов, которое должно проводиться одновременно со снижением налоговых ставок. Сокращение государственных расходов, равное по величине возможному снижению налоговых поступлений в бюджет из-за снижения налоговых ставок, оставит в распоряжении экономических агентов примерно тот же доход, что и раньше. При этом объектом при сокращении государственных расходов являются социальные расходы, так как именно их сторонники теории экономики предложения рассматривают как главный дестимулятор трудовых усилий и сбережений. По мнению сторонников экономики предложения, такая комбинация мероприятий фискальной политики должна обеспечить долговременный неинфляционный экономический рост, который и является главной целью экономической политики. [1, c. 196]

В этой главе мы рассмотрели понятие, содержание, инструменты налоговой политики. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что налоговая политика является косвенным методом государственного регулирования, а также посредством её реализации государство способно выполнять поставленные перед ним задачи. 

Также были рассмотрены цели, функции, задачи и формы налоговой политики. Исходя из вышеизложенного следует, что основными функциями налоговой политики являются фискальная и регулирующая функции.
При реализации налоговой политики государство преследует фискальные, экономические, социальные и международные цели.  Основными формами являются политика максимальных налогов, политика экономического развития и политика разумных налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К  ФОРМИРОВАНИЮ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ: НЕОКЕЙНСИАНСКИЙ И НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ

 

 

В числе основоположников неоклассического подхода следует выделить нобелевских лауреатов американского экономиста П. Самуэлъсона английского ученого Дж. Хикса (1904—1989) и американского экономиста русского происхождения В. Леонтьева (1906—2001).

Как следует из самого названия, данная концепция представляет собой дальнейшее развитие и в определенном смысле попытку «при­мирения» различных подходов к анализу основных экономических процессов, в частности к вопросам государственного регулирования экономики.

Следует отметить, что концепция, несмотря на доминирование в ней интегрирующей основы, объективно претендует на целостность в подходе к разработке широкого круга актуальнейших макро- и микроэкономических проблем. Основной методологический посыл синтеза — не противопоставлять и не отвергать, а попытаться объ­единить рациональное в различных теоретических подходах. Попытка примирения просматривается в полной мере и в отношении границ вмешательства государства в экономические процессы.

Данная концепция рассматривает возможность обеспечения мак­симальной занятости, низкого уровня инфляции и экономического роста (трех несоединимых ранее целевых ориентиров) при сочетании элементов рыночного механизма с соблюдением его принципов эко­номического либерализма и кейнсианских элементов государствен­ного регулирования, ограничивающего стихию и исправляющего несовершенство свободного рынка. Основой такого сочетания явля­ется проведение активной налоговой и денежно-кредитной политики, но не только: следует использовать антиинфляционные возможности «естественной нормы безработицы» по М. Фридмену, а также плодо­творность идеи Л. Эрхарда о вплетении принципов свободного рынка в модель «социального рыночного хозяйства».

Информация о работе Налоги и налогообложение