Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 16:55, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой политики.
Реализация данной цели предполагает выполнение ряда задач:
Рассмотреть содержание, инструменты налоговой политики и их применение в макроэкономических моделях.
Рассмотреть современные подходы к формированию налоговой политики: неоклассический и неокейнсианский подходы.
Изучить опыт зарубежных стран в формировании налоговой политики.
Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.
3. ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
Венгрия с 1 мая 2004 г. является полноправным членом Европейского союза (далее — ЕС). Основная доля валового внутреннего продукта (далее — ВВП) в Венгрии производится частным сектором. Основными международными партнерами являются Германия. Австрия, Великобритания, Италия и Франция.
Вступление в ЕС привело к необходимости гармонизации венгерской налоговой системы в соответствии с общеевропейской системой налогообложения. Однако по-прежнему Венгрия имеет достаточно высокий уровень налоговой нагрузки, а налоговая политика — фискальную направленность, ярко проявившуюся в период мирового экономического кризиса. Три главных элемента венгерской налоговой системы — прямые налоги (на прибыль корпораций и доходы физических лиц), косвенные и местные налоги. Кроме этого, компании и предприниматели платят взносы в фонды здравоохранения, пенсионного обеспечения и прочие социальные фонды.
За последнее время венгерское налоговое регулирование в целом стало соответствовать западноевропейской модели налогообложения. Вместо прежних разрозненных постановлений и распоряжений в области налогообложения действует несколько общегосударственных законов, являющихся краеугольным камнем целостной системы налогообложения, которая четко определяет весь спектр вопросов: от определения плательщиков налога и налогооблагаемой базы до порядка исчисления и уплаты налоговых платежей.
Венгрия относится к категории стран ЕС, имеющих высокий уровень налогообложения (на 3 % выше среднего уровня по сообществу). В 2008 г. уровень налоговой нагрузки к ВВП составил 40,4 % (включая фонды социального обеспечения). По сравнению со странами бывшего социалистического лагеря, недавно присоединившимися к ЕС и проводящими политику умеренного налогообложения и привлечения иностранного капитала льготным налоговым климатом, этот показатель выглядит достаточно существенным. Так, например, в 2008 г. Болгария имела уровень налогообложения в размере 33,3 % ВВП; Чехия — 36,1 %; Эстония — 32,2 %; Латвия — 28,9 %; Литва — 30,3 %; Польша — 34,3%; Румыния — 28.0 %; Словения — 37,3 % и Словакия — 29.1%
Основным источником доходов венгерского бюджета являются косвенные налоги — 39,6 % от общего объема поступающих налоговых платежей. Это объясняется достаточно высокой применяемой стандартной ставкой налога на добавленную стоимость (далее — НДС) — 25 %. Основная доля косвенных налогов приходится на НДС — 19,3 % и акцизы — 8,3 % всех налоговых поступлений. Значительный удельный вес по отношению ко всем налоговым доходам занимают прочие косвенные налоги (местные деловые налоговые доходы) и доходы от внешнеэкономической деятельности (импортные таможенные пошлины) — 12%. Прямые налоги формируют 26,3 %, а социальные налоги, приходящиеся в основном на работодателей,— 34,1 % бюджета.
Последние изменения в налоговой системе Венгрии происходили под влиянием двух центробежных факторов. Во-первых, учитывались требования ЕС к новым членам, касающиеся упрощения и гармонизации налогообложения в соответствии с общеевропейским подходом, включая, например, мероприятия по снижению налоговой нагрузки на корпорации и недискриминацию иностранного инвестора.
Во-вторых, недостаточность доходов бюджета и последствия мирового экономического и финансового кризисов вызвали необходимость пересмотра действующих ставок основных налогов в сторону их увеличения.
Так, с 1 января 2010 г. стандартная 16%-ная ставка налета с доходов корпорации (корпоративный налог) была увеличена до 19 %, с введением 10 % ставки для малых и средних предприятий. Понижены ставки личного подоходного налога, которые на сегодняшний день составляют 17 % и 32 % (по сравнению с предыдущими 18 % и 36 % ставками). С 1 июля 2010 г. стандартная норма НДС увеличена с 20 % до 25 %. Отменен 4%-ный налог, ранее взимаемый в качестве дополнительного налога с доходов для субъектов хозяйствования. Введен новый налог на предметы роскоши (квартиры, летательные аппараты, водные транспортные средства и автомобили). Понижены на 5 % общие отчисления в социальные фонды. С 2009г. веден налог на использование служебных автомобилей. Компании ежемесячно уплачивают этот налог за каждый принадлежащий им автомобиль в зависимости от объема двигателя: 7 тыс. форинтов (25 евро) с объемом двигателя менее 1 600 см3 и 15 тыс. форинтов (52 евро) — свыше.
Интересен опыт Венгрии в попытке сократить размер бюджетного дефицита путем введения нового налога на банки. Венгерская экономика понесла существенные потери в связи с мировым экономическим кризисом. Одним из условий получения помощи в размере 25 млрд. долл. США в соответствии с антикризисной кредитной линией МВФ являлось сокращение бюджетного дефицита до 3,8 % ВВП в 2010г. и обеспечение его размера не более 3 % в 2011г., а также проведение связанных с этим жестких фискальных мер. Принятые меры антикризисного характера должны обеспечить, по прогнозам экспертов, рост ВВП Венгрии на 0,6 % в 2010 г., а в 2011г. — на 2,5-2,75 %.
Одним из наиболее распространенных налогов, уплачиваемых субъектами хозяйствования в Венгрии, является корпоративный налог (налог на доходы корпораций). В соответствии с направленностью ЕС на снижение ставок прямого налогообложения корпораций в новых государствах — членах ЕС налоговая ставка в размере 18 % была введена с 1995 г. и понижена до 16 % в 2004 г. Параллельно с корпоративным налогом в венгерской налоговой системе существовал налог на сверхприбыль, взимаемый практически с аналогичной базы в размере 4 %. Таким образом, эффективная налоговая ставка на доходы корпораций составляла в общем 20 %. Помимо корпоративного налога муниципалитеты могут установить местный деловой налог (до 2 % от получаемых компанией доходов).
С 2010г. дополнительный 4%-ный налог отменен, одновременно повышена стандартная ставка кооперативного налога до 19 % и расширена налогооблагаемая база. В целом эти мероприятия привели частично к упрощению налоговой системы (вместо двух налогов взимается один) и к сокращению общего уровня налогообложения на 1 %.
Для малого и среднего бизнеса изменились правила применения пониженной 10%-ной налоговой ставки с доходов корпораций. В 2010 г. этой льготой могут воспользоваться субъекты, имеющие налогооблагаемую базу, не превышающую 250 млн. форинтов в год, а с 2011 г. потолок увеличивается до 500 млн. форинтов в год, что составляет приблизительно 1,7 млн. евро.
В соответствии с венгерским налоговым законодательством плательщиками налога считаются:
компании, зарегистрированные в соответствии с венгерским законодательством (акционерные общества, общества с ограниченной и неограниченной ответственностью, различные ассоциации и фонды);
нерезиденты — при условии осуществления предпринимательской деятельности на территории страны.
Налоговая ответственность плательщиков применяется ко всем полученным им доходам как на территории Венгрии, так и из-за рубежа.
Компании также могут воспользоваться различными налоговыми льготами в виде инвестиционных вычетов или вычетов на развитие, а также при осуществлении отдельных видов расходов, уменьшающих базу для налогообложения.
Так, инвестиционные вычеты предоставляются плательщикам, инвестирующим капитал, а отсталые регионы. Таким правом обладают компании в случаях, если:
размер капиталовложений составляет не менее 3 млрд. форинтов;
капиталовложения осуществлены в местах, определенных властями как регионы с высоким уровнем безработицы.
Налоговые вычеты на развитие предоставляются в следующих случаях:
осуществление инвестиционных проектов происходит в пределах административной юрисдикции местного самоуправления в размере не менее 1 млрд. форинтов;
проект направлен на создание сети и оказание интернет-услуг;
производства кино- и видеопродукции с инвестициями не менее 100 млн. форинтов;
создание производств, обеспечивающих новые рабочие места.
Из суммы прибыли до уплаты налога могут быть вычтены следующие расходы: до 20 % прямых затрат на исследования и разработки; при предоставлении работы ученикам профессионально-технических училищ; при приеме на работу безработного; затраты на повышение квалификации и профессиональную переподготовку (дополнительное образование) рабочих и др.
В случае если имеются какие-либо скидки на сокращение налогов, данные суммы также вычитаются из годового оборота перед расчетом налога. Порядок уплаты предусматривает уплату корпоративного налога авансовыми платежами. Размер авансового платежа определяется на основе данных за прошлый год. А для вновь создаваемой компании — на основе прогнозных данных о предполагаемой прибыли. Налоговая декларация подается ежеквартально, а для субъектов, имеющих прибыль в размере свыше 3 млн. форинтов, — ежемесячно. Уплата налога производится соответственно раз в квартал или раз в месяц 20-го числа после представления деклараций.
Доплата налога, исходя из фактического дохода, производится 20 декабря текущего года, а возврат — не позже 31 мая.
Стандартная ставка НДС периодически изменялась как в сторону увеличения, так и уменьшения. С 1 июля 2010 г. она составляет 25 % (до этого периода с 2005 г. действовала ставка в размере 20 %). Существуют также две льготные (пониженные) ставки — 18 % и 5 %.
Ставка 5 % применяется при реализации продуктов питания первой необходимости, отдельных лекарственных препаратов и книг, а также на определенные виды услуг, например проживание в гостиницах.
Вторая пониженная ставка — 18 % применяется при реализации продуктов питания, которые не входят в первую группу (мясо, полуфабриката и т.п.), а также при налогообложении определенных видов услуг.
Налогом облагается реализация товаров, работ, услуг внутри страны. Экспорт освобожден от НДС.
Подача налоговых деклараций по НДС и уплата налога — ежеквартальная. Для фирм, уплативших НДС за прошлый год более 1 млн. форинтов — ежемесячная.
Вторым по значимости косвенным налогом Венгрии является акциз. Подакцизными товарами признаются нефть, спиртные напитки, пиво, шампанские вина, продукты переработки спиртов и табачные изделия. С 1 января 2010 г. произошло дополнительное увеличение ставок акцизов в среднем на 10 % для бензина, на 7,6 % — для дизельного топлива, на 10 % —
для алкогольных напитков и 9 % — для табачной продукции.
Субъектом налогообложения выступают завод-изготовитель, организация, занимающаяся складированием, хранением и реализацией, либо частное лицо. Обязательство по уплате акциза возникает при производстве акцизного товара на территории страны или импорте последнего. Венгрия для контроля и учета акцизной продукции применяет практику использования так называемых налоговых или акцизных складов. После доставки товара на налоговый склад обязательство по уплате налога возлагается на владельца налогового склада. В случае доставки на хранение, а также при импорте подакцизных товаров непосредственно на такой склад уплата налога откладывается на период хранения товара в налоговом складе, поступления товара из импорта в налоговый склад, из налогового склада — за рубеж. Для доставки товара с отсрочкой уплаты налога необходим сопроводительный документ.
Получение лицензии на создание налоговых складов оговорено специальными условиями. Среди особых условий заслуживают упоминания наличие определенных систем учета, в том числе определенных компьютерных программ для выполнения обязательств по представлению информации в органы таможни, отсутствие долгов по налоговым и прочим государственным обязательствам, судимости у владельца склада. Имеющее лицензию лицо обязано предоставить акцизную гарантию, сумма которой для алкогольных напитков от 40 до 200 млн. форинтов, для нефти и нефтепродуктов — от 200 млн. до 2 млрд. форинтов, для табачных изделий — от 50 до 200 млн. форинтов.
Обязательство по определению и уплате налога возникает в день поступления товара в товарооборот. Акциз определяется, как правило, исходя из объема продукции.
Система подоходного налогообложения за последние годы неоднократно подвергалась изменениям с целью упрощения и достижения экономического и социального эффекта.
В настоящее время действует двухпороговая прогрессивная шкала (17% и 32 %).
Порядок уплаты подоходного налога зависит от того, является ли физическое лицо работающим по найму или предпринимателем. Уплата налога с доходов лиц, работающих по найму, производится ежемесячно работодателем не позднее 12-го числа месяца, следующего за получением дохода. В него включаются все виды полученных доходов, за исключением дивидендов, доходов в виде арендной платы от недвижимого имущества, и некоторые другие доходы, облагаемые по другим ставкам.
Предприниматели и лица свободных профессий (сюда также относятся сельхозпроизводители, арендодатели, аудиторы, представители местных самоуправлений) уплачивают налог авансовыми платежами по доходам за прошлый год ежемесячно или раз в квартал в зависимости от вида бизнеса. Налоговая база для этих категорий плательщиков определяется, как правило, как разница между полученным валовым доходом и осуществленными расходами. Плательщики могут также выбрать списание затрат в сумме 10 % стоимости полученного дохода без предоставления подтверждающих понесенные затраты документов. Доходы арендодателей облагаются по ставке 25 % от полученной арендной платы. Налоговая ставка по предпринимательскому доходу составляет, как и для компаний, 19 %. В то же время при получении дохода менее 50 млн. форинтов применяется ставка в размере 10 %.
Подача налоговых деклараций для лиц, имеющих один источник дохода, необязательна. Остальные граждане обязаны представить налоговую декларацию до 20 марта года, следующего за отчетным.
Налог для лиц, отвечающих критериям постоянного жителя в Венгрии, включает его доход, полученный в Венгрии и за границей. Нерезиденты облагаются налогом только по доходам, полученным в Венгрии. Статус постоянного жителя для целей налогообложения включает такие критерии, как наличие в собственности квартиры, постоянное место жительства семьи и осуществление расходов в Венгрии более чем 183 дней в году.