Налоги и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 16:55, курсовая работа

Описание

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой политики.
Реализация данной цели предполагает выполнение ряда задач:
 Рассмотреть содержание, инструменты налоговой политики и их применение в макроэкономических моделях.
 Рассмотреть современные подходы к формированию налоговой политики: неоклассический и неокейнсианский подходы.
 Изучить опыт зарубежных стран в формировании налоговой политики.

Работа состоит из  1 файл

введение.doc

— 273.00 Кб (Скачать документ)

Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

3.      ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

 

 

Венгрия с 1 мая 2004 г. является полноправным членом Европейского союза (да­лее — ЕС). Основная доля валового внутрен­него продукта (далее — ВВП) в Венгрии про­изводится частным сектором. Основными международными партнерами являются Гер­мания. Австрия, Великобритания, Италия и Франция.

Вступление в ЕС привело к необходимости гармонизации венгерской налоговой системы в соответствии с общеевропейской системой на­логообложения. Однако по-прежнему Венгрия имеет достаточно высокий уровень налоговой нагрузки, а налоговая политика — фискальную направленность, ярко проявившуюся в период мирового экономического кризиса. Три глав­ных элемента венгерской налоговой системы — прямые налоги (на прибыль корпораций и дохо­ды физических лиц), косвенные и местные на­логи. Кроме этого, компании и предпринима­тели платят взносы в фонды здравоохранения, пенсионного обеспечения и прочие социаль­ные фонды.

За последнее время венгерское налого­вое регулирование в целом стало соответ­ствовать западноевропейской модели нало­гообложения. Вместо прежних разрозненных постановлений и распоряжений в области на­логообложения действует несколько обще­государственных законов, являющихся крае­угольным камнем целостной системы на­логообложения, которая четко определяет весь спектр вопросов: от определения пла­тельщиков налога и налогооблагаемой базы до порядка исчисления и уплаты налоговых платежей.

Венгрия относится к категории стран ЕС, имеющих высокий уровень налогообложе­ния (на 3 % выше среднего уровня по сообще­ству). В 2008 г. уровень налоговой нагрузки к ВВП составил 40,4 % (включая фонды соци­ального обеспечения). По сравнению со стра­нами бывшего социалистического лагеря, не­давно присоединившимися к ЕС и проводя­щими политику умеренного налогообложения и привлечения иностранного капитала льгот­ным налоговым климатом, этот показатель вы­глядит достаточно существенным. Так, напри­мер, в 2008 г. Болгария имела уровень нало­гообложения в размере 33,3 % ВВП; Чехия — 36,1 %; Эстония — 32,2 %; Латвия — 28,9 %; Литва — 30,3 %; Польша — 34,3%; Румыния  — 28.0 %; Словения — 37,3 % и Словакия  — 29.1%

Основным источником доходов венгер­ского бюджета являются косвенные налоги — 39,6 % от общего объема поступающих налого­вых платежей. Это объясняется достаточно вы­сокой применяемой стандартной ставкой нало­га на добавленную стоимость (далее — НДС) — 25 %. Основная доля косвенных налогов прихо­дится на НДС — 19,3 % и акцизы — 8,3 % всех налоговых поступлений. Значительный удель­ный вес по отношению ко всем налоговым дохо­дам занимают прочие косвенные налоги (мест­ные деловые налоговые доходы) и доходы от внешнеэкономической деятельности (импорт­ные таможенные пошлины) — 12%. Прямые на­логи формируют 26,3 %, а социальные налоги, приходящиеся в основном на работодателей,— 34,1 % бюджета.

Последние изменения в налоговой системе Венгрии  происходили под влиянием двух цен­тробежных факторов. Во-первых, учитывались требования ЕС к новым членам, касающиеся упрощения и гармонизации налогообложения в соответствии с общеевропейским подходом, включая, например, мероприятия по снижению налоговой нагрузки на корпорации и недискри­минацию иностранного инвестора.

Во-вторых, недостаточность доходов бюд­жета и последствия мирового экономическо­го и финансового кризисов вызвали необходи­мость пересмотра действующих ставок основ­ных налогов в сторону их увеличения.

Так, с 1 января 2010 г. стандартная 16%-ная ставка налета с доходов корпорации (корпора­тивный налог) была увеличена до 19 %, с введе­нием 10 % ставки для малых и средних предпри­ятий. Понижены ставки личного подоходного налога, которые на сегодняшний день состав­ляют 17 % и 32 % (по сравнению с предыдущи­ми 18 % и 36 % ставками). С 1 июля 2010 г. стан­дартная норма НДС увеличена с 20 % до 25 %. Отменен 4%-ный налог, ранее взимаемый в ка­честве дополнительного налога с доходов для субъектов хозяйствования. Введен новый налог на предметы роскоши (квартиры, летательные аппараты, водные транспортные средства и ав­томобили). Понижены на 5 % общие отчисления в социальные фонды. С 2009г. веден налог на использование служебных автомобилей. Ком­пании ежемесячно уплачивают этот налог за каждый принадлежащий им автомобиль в зави­симости от объема двигателя: 7 тыс. форинтов (25 евро) с объемом двигателя менее 1 600 см3 и 15 тыс. форинтов (52 евро) — свыше.

Интересен опыт Венгрии в попытке сократить размер бюджетного дефицита путем вве­дения нового налога на банки. Венгерская эко­номика понесла существенные потери в свя­зи с мировым экономическим кризисом. Од­ним из условий получения помощи в размере 25 млрд. долл. США в соответствии с антикри­зисной кредитной линией МВФ являлось со­кращение бюджетного дефицита до 3,8 % ВВП в 2010г. и обеспечение его размера не бо­лее 3 % в 2011г., а также проведение связанных с этим жестких фискальных мер. Принятые меры антикризисного характера должны обеспечить, по прогнозам экспертов, рост ВВП Венгрии на 0,6 % в 2010 г.,  а в 2011г. — на 2,5-2,75 %.

Одним из наиболее распространенных на­логов, уплачиваемых субъектами хозяйствова­ния в Венгрии, является корпоративный налог (налог на доходы корпораций). В соот­ветствии с направленностью ЕС на снижение ставок прямого налогообложения корпораций в новых государствах — членах ЕС налоговая ставка в размере 18 % была введена с 1995 г. и понижена до 16 % в 2004 г. Параллельно с кор­поративным налогом в венгерской налоговой системе существовал налог на сверхприбыль, взимаемый практически с аналогичной базы в размере 4 %. Таким образом, эффективная на­логовая ставка на доходы корпораций состав­ляла в общем 20 %. Помимо корпоративного налога муниципалитеты могут установить мест­ный деловой налог (до 2 % от получаемых ком­панией доходов).

С 2010г. дополнительный 4%-ный налог от­менен, одновременно повышена стандартная ставка кооперативного налога до 19 % и расши­рена налогооблагаемая база. В целом эти ме­роприятия привели частично к упрощению на­логовой системы (вместо двух налогов взима­ется один) и к сокращению общего уровня на­логообложения на 1 %.

Для малого и среднего бизнеса изменились правила применения пониженной 10%-ной на­логовой ставки с доходов корпораций. В 2010 г. этой льготой могут воспользоваться субъекты, имеющие налогооблагаемую базу, не превыша­ющую 250 млн. форинтов в год, а с 2011 г. пото­лок увеличивается до 500 млн. форинтов в год, что составляет приблизительно 1,7 млн. евро.

В соответствии с венгерским налоговым законодательством плательщиками налога считаются:

            компании, зарегистрирован­ные в соответствии с венгерским законодательством (акционерные общества, общества с ограничен­ной и неограниченной ответствен­ностью, различные ассоциации и фонды);

            нерезиденты — при условии осуществления предприниматель­ской деятельности на территории страны.

Налоговая ответственность пла­тельщиков применяется ко всем по­лученным им доходам как на терри­тории Венгрии, так и из-за рубежа.

Компании также могут воспользоваться различными налоговыми льготами в виде ин­вестиционных вычетов или вычетов на разви­тие, а также при осуществлении отдельных ви­дов расходов, уменьшающих базу для налого­обложения.

Так, инвестиционные вычеты предоставля­ются плательщикам, инвестирующим капитал, а отсталые регионы. Таким правом обладают компании в случаях, если:

            размер капиталовложений составляет не менее 3 млрд. форинтов;

            капиталовложения осуществлены в ме­стах, определенных властями как регионы с высоким уровнем безработицы.

Налоговые вычеты на развитие предостав­ляются в следующих случаях:

            осуществление инвестиционных проек­тов происходит в пределах административ­ной юрисдикции местного самоуправления в размере не менее 1 млрд. форинтов;

            проект направлен на создание сети и оказание интернет-услуг;

            производства кино- и видеопродукции с инвестициями не менее 100 млн. форинтов;

            создание производств, обеспечиваю­щих новые рабочие места.

Из суммы прибыли до уплаты налога мо­гут быть вычтены следующие расходы: до 20 % прямых затрат на исследования и разработ­ки; при предоставлении работы ученикам профессионально-технических училищ; при приеме на работу безработного; затраты на по­вышение квалификации и профессиональную переподготовку (дополнительное образование) рабочих и др.

В случае если имеются какие-либо скидки на сокращение налогов, данные суммы также вычитаются из годового оборота перед рас­четом налога. Порядок уплаты предусматри­вает уплату корпоративного налога авансо­выми платежами. Размер авансового платежа определяется на основе данных за прошлый год. А для вновь создаваемой компании — на основе прогнозных данных о предполага­емой прибыли. Налоговая декларация пода­ется ежеквартально, а для субъектов, имею­щих прибыль в размере свыше 3 млн. форин­тов, — ежемесячно. Уплата налога произво­дится соответственно раз в квартал или раз в месяц 20-го числа после представления дек­лараций.

Доплата налога, исходя из фактического до­хода, производится  20 декабря текущего года, а возврат — не позже 31 мая.

Стандартная ставка НДС периодически из­менялась как в сторону увеличения, так и умень­шения. С 1 июля 2010 г. она составляет 25 % (до этого периода с 2005 г. действовала ставка в размере 20 %). Существуют также две льгот­ные (пониженные) ставки — 18 % и 5 %.

Ставка 5 % применяется при реализации продуктов питания первой необходимости, от­дельных лекарственных препаратов и книг, а также на определенные виды услуг, например проживание в гостиницах.

Вторая пониженная ставка — 18 % применя­ется при реализации продуктов питания, которые не входят в первую группу (мясо, полуфаб­риката и т.п.), а также при налогообложении определенных видов услуг.

Налогом облагается реализация товаров, работ, услуг внутри страны. Экспорт освобож­ден от НДС.

Подача налоговых деклараций по НДС и уплата налога — ежеквартальная. Для фирм, уплативших НДС за прошлый год более 1 млн. форинтов — ежемесячная.

Вторым по значимости косвенным налогом Венгрии является акциз. Подакцизными то­варами признаются нефть, спиртные напит­ки, пиво, шампанские вина, продукты перера­ботки спиртов и табачные изделия. С 1 января 2010 г. произошло дополнительное увеличение ставок акцизов в среднем на 10 % для бензина, на 7,6 % — для дизельного топлива, на 10 % —

для алкогольных напитков и 9 % — для табачной продукции.

Субъектом налогообложения выступают завод-изготовитель, организация, занимаю­щаяся складированием, хранением и реали­зацией, либо частное лицо. Обязательство по уплате акциза возникает при производстве акцизного товара на территории страны или импорте последнего. Венгрия для контроля и учета акцизной продукции применяет практи­ку использования так называемых налоговых или акцизных складов. После доставки това­ра на налоговый склад обязательство по упла­те налога возлагается на владельца налого­вого склада. В случае доставки на хранение, а также при импорте подакцизных товаров непосредственно на такой склад уплата налога откладывается на период хранения товара в налоговом складе, поступления товара из им­порта в налоговый склад, из налогового скла­да — за рубеж. Для доставки товара с отсроч­кой уплаты налога необходим сопроводитель­ный документ.

Получение лицензии на создание налоговых складов оговорено специальными условиями. Среди особых условий заслуживают упомина­ния наличие определенных систем учета, в том числе определенных компьютерных программ для выполнения обязательств по представ­лению информации в органы таможни, отсут­ствие долгов по налоговым и прочим государ­ственным обязательствам, судимости у вла­дельца склада. Имеющее лицензию лицо обя­зано предоставить акцизную гарантию, сумма которой для алкогольных напитков от 40 до 200 млн. форинтов, для нефти и нефтепро­дуктов — от 200 млн. до 2 млрд. форинтов, для табачных изделий — от 50 до 200 млн. форинтов.

Обязательство по определению и уплате на­лога возникает в день поступления товара в то­варооборот. Акциз определяется, как правило, исходя из объема продукции.

Система подоходного налогообложения за последние годы неоднократно подвергалась изменениям с целью упрощения и достижения экономического и социального эффекта.

В настоящее время действует двухпороговая прогрессивная шкала (17% и 32 %).

Порядок уплаты подоходного налога зави­сит от того, является ли физическое лицо ра­ботающим по найму или предпринимателем. Уплата налога с доходов лиц, работающих по найму, производится ежемесячно работода­телем не позднее 12-го числа месяца, следу­ющего за получением дохода. В него включа­ются все виды полученных доходов, за исклю­чением дивидендов, доходов в виде арендной платы от недвижимого имущества, и некото­рые другие доходы, облагаемые по другим ставкам.

Предприниматели и лица свободных про­фессий (сюда также относятся сельхозпроиз­водители, арендодатели, аудиторы, предста­вители местных самоуправлений) уплачивают налог авансовыми платежами по доходам за прошлый год ежемесячно или раз в квартал в зависимости от вида бизнеса. Налоговая база для этих категорий плательщиков определяет­ся, как правило, как разница между полученным валовым доходом и осуществленными расхо­дами. Плательщики могут также выбрать спи­сание затрат в сумме 10 % стоимости получен­ного дохода без предоставления подтверждаю­щих понесенные затраты документов. Доходы арендодателей облагаются по ставке 25 % от полученной арендной платы. Налоговая ставка по предпринимательскому доходу составляет, как и для компаний, 19 %. В то же время при по­лучении дохода менее 50 млн. форинтов при­меняется ставка в размере 10 %.

Подача налоговых деклараций для лиц, име­ющих один источник дохода, необязательна. Остальные граждане обязаны представить на­логовую декларацию до 20 марта года, следую­щего за отчетным.

Налог для лиц, отвечающих критериям по­стоянного жителя в Венгрии, включает его доход, полученный в Венгрии и за границей. Нерезиденты облагаются налогом только по доходам, полученным в Венгрии. Статус по­стоянного жителя для целей налогообложения включает такие критерии, как наличие в соб­ственности квартиры, постоянное место жи­тельства семьи и осуществление расходов в Венгрии более чем 183 дней в году.

Информация о работе Налоги и налогообложение