Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 16:55, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой политики.
Реализация данной цели предполагает выполнение ряда задач:
Рассмотреть содержание, инструменты налоговой политики и их применение в макроэкономических моделях.
Рассмотреть современные подходы к формированию налоговой политики: неоклассический и неокейнсианский подходы.
Изучить опыт зарубежных стран в формировании налоговой политики.
НДС взимается с оборота товаров и услуг на территории Словении, а также их приобретения в рамках ЕЭС, включая приобретение новых транспортных средств в ЕЭС и импорт товаров. С мая 2004г., когда Словения стала членом ЕС, вступили в силу все положения, регулирующие торговлю в рамках Сообщества.
Лицо должно регистрироваться в качестве плательщика НДС, если совокупная стоимость реализуемых товаров (услуг) в течение предыдущего 12-месячного периода превысила 25 000 евро. В отношении сельскохозяйственной деятельности установлен предел в размере 7 500 евро. Иностранный налогоплательщик, осуществляющий поставку товаров и услуг в Словению, подлежит регистрации вне зависимости от их стоимости.
В Словении установлены две ставки НДС - стандартная 20 % и пониженная 8,5 %, применяемая в случае реализации ряда товаров и услуг (продукты питания, животные, растения, семена, вода, медицинские препараты и медицинское оборудование, книги, газеты, журналы, удобрения, пассажирские перевозки и др.). Ставку в размере 4 % вправе применять фермеры при реализации производимой ими сельскохозяйственной продукции.
Законом о НДС предусмотрено применение двух форм освобождения от НДС - освобождение без предоставления или с предоставлением зачета ранее уплаченного НДС, а также установлен перечень товаров и услуг, на которые распространяется действие этих двух видов освобождений.
Декларация по НДС подается не позднее последнего дня месяца, следующего за налоговым периодом (календарный месяц или календарный квартал). Сумма превышения «входного» НДС над начисленным с налогооблагаемого оборота переносится на следующий налоговый период или возвращается плательщику по его заявлению в течение 60 дней после подачи декларации, а экспортерам — в течение 30 дней.
Туристы, проживающие за пределами ЕС, имеют право на возврат НДС с товаров, приобретенных в Словении (за исключением минерального топлива, алкогольных напитков и табачных изделий), если общая сумма покупок превышает 50 евро и они вывозятся за пределы ЕС в течение трех месяцев со дня приобретения.
Подакцизными товарами в Словении признаются табачные изделия, алкогольные напитки и энергоносители, а с 1 марта 2007 г. также электричество. Уплата акцизов, осуществляемая ежемесячно, контролируется таможенной администрацией. Размеры акцизов устанавливаются на единицу подакцизного товара в евро. Акцизы не взимаются с ряда товаров, включая экспортируемые и реализуемые для дипломатических и консульских целей, для международных организаций, личных нужд сотрудников дипломатических и консульских учреждений или международных организаций, для нужд вооруженных сил иностранных государств — участников международных альянсов.
Налогооблагаемым лицом признается страховая компания или иная организация, оказывающая страховые услуги на территории Словении. Обязательство по уплате налога возникает при выставлении счета на оплату страхового взноса. Налог взимается ежемесячно по ставке 6.5 % от страхового взноса или вклада. Декларация подается вне зависимости от возникновения обязательства по уплате этого налога. Освобождению подлежит обязательное страхование, страхование имущества и жизни на срок более 10 лет, страхование от несчастных случаев за границей и возобновление страховки.
Налог на передачу недвижимого имущества уплачивается лицом, отчуждающим недвижимость, по ставке 2 % налоговой базы, которой признается цена продажи. Налогоплательщик самостоятельно подает налоговую декларацию в местный налоговый орган в течение 15 дней со дня возникновения налогового обязательства.
Как член ЕС Словения применяет единое таможенное законодательство ЕС, которое, не имея внутренних таможенных пошлин, взимает их при ввозе товаров из третьих стран.
Словения также применяет Регламент Совета (ЕЭС) № 918/83 от 28 марта 1983 г., устанавливающий систему освобождений от уплаты таможенных пошлин, который позволяет при определенных условиях не взимать экспортные или импортные пошлины при ввозе товаров на территорию Словении или их экспорте.
Закон о налоговых процедурах, применяемый в Словении с 1 января 2007г., направлен на повышение степени уверенности налогоплательщиков, упрощение налоговых процедур и снижение административной нагрузки, как на плательщиков, так и на налоговую администрацию.
В рамках реализации этого закона налогоплательщикам была предоставлена возможность осуществлять предварительное согласование с налоговыми органами своих налоговых обязательств по предстоящим сделкам. Также была предусмотрена возможность самостоятельной подачи декларации как меры стимулирования добровольной уплаты налогов. Широкое распространение получило электронное сотрудничество налоговых органов с налогоплательщиками, а подача декларации по подоходному налогу была отменена ввиду того, что предварительная декларация теперь заполняется налоговыми органами и высылается плательщику для согласования. [9, c. 88-91]
В этой главе мы изучили налоговую систему Венгрии, Испании, Словении. Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный экономический феномен, тесно связанный с состоянием экономики. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По содержанию курсовой работы сделаем краткие выводы. В первой главе рассматривается понятие, содержание, инструменты налоговой политики. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что налоговая политика является косвенным методом государственного регулирования, а также посредством её реализации государство способно выполнять поставленные перед ним задачи.
Также были рассмотрены цели, функции, задачи и формы налоговой политики. Исходя из вышеизложенного следует, что основными функциями налоговой политики являются фискальная и регулирующая функции.
При реализации налоговой политики государство преследует фискальные, экономические, социальные и международные цели.
Основными формами являются политика максимальных налогов, политика экономического развития и политика разумных налогов. Однако следует заметить, что при применении той или иной формы налоговой политики необходимо учитывать показатели экономического развития государства, т.к. необдуманные действия могут привести к экономическому кризису.
В данной главе налоговая политика рассмотрена как косвенный метод государственного регулирования. Одновременно она характеризуется совокупностью экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы.
Во второй главе рассматривается неокейнсианский и неоклассический подходы к формированию налоговой политики. Согласно кейнсианскому подходу применение налогов как важного инструмента макроэкономического регулирования может стимулировать деловую и инвенстиционную активность, так как снижение налогов оставляет в распоряжение предпринимателей значительно большую часть денежных средств, чем величина снижения уровня налога. В неоклассической теории широкое развитие получили теория экономики предложения и монетаризм. Она предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозит инвенстиции, обновления и расширение производства. Предусматривается сокращение государственных расходов. По мнению сторонников данной теории лучший регулятор рынка – сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию. Поэтому следует сокращать предельные налоговые ставки,что приведет к увеличению собственных источников накопления, т. е. чистой прибыли. Теория монетаризма американского экономиста М. Фридмена предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении. Эта теория делает ставку на снижение налогов.
Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло. В развитии кейнсианской теории появились новые течения, стал возникать ее синтез с некоторыми направлениями неоклассической теории.
В третьей главе характеризуется налоговая система Венгрии, Испании, Словении. Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный экономический феномен, тесно связанный с состоянием экономики. Налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджета государства превращаются в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на все пропорции, темпы и условия функционирования экономики.
Опыт зарубежных стран вполне применим в современных условиях
Республики Беларусь, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики РБ:
1) Вследствие большого налогового давления у предприятий изымается почти вся сумма накоплений (прибыли), используется многократное обложение доходов предприятий. Все это ведет к большому скрытию доходов, стимулирует занижение прибыли и рост себестоимости продукции, сокращение инвестиций. Если использовать опыт зарубежных стран, то в данной ситуации необходимо снизить ставки налогов – НДС и налога на прибыль, а также социальных платежей с соответствующим переносом налогового бремени на физических лиц через систему акцизов, налогов на имущество и др. В целом эта мера должна повысить инвестиционную заинтересованность предприятий. Но надо учитывать, что уровень платежеспособного спроса населения падает и предлагаемые меры сократят его еще в большей степени, что отрицательно скажется на развитии производства.
2) В виду того, что инвестиционный потенциал белорусской системы налогообложения недостаточно высок, следует ввести особо льготный налоговый режим для инвестиционной деятельности, особенно для вложений в высокотехнологичные и наукоемкие отрасли.
3) использование специальных ставок налога для особо высоких, спекулятивных доходов с целью уменьшения слишком большого неравенства в распределении доходов в обществе.
4) льготное налогообложение основных продуктов потребления, определяющих необходимый минимум потребления и, соответственно, стоимость рабочей силы как например льготы по НДС для поощрения производства продуктов питания во Франции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеенко, Т.С. Макроэкономика: учеб. пособие для студ. заоч. и дистанц. форм обуч. учреждений, обеспечивающий получение высш. образ. по экон. спец./ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, В.М. Коновалов [и др. ]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2009. – 380с.
2. Алклычев, А. Теоретические аспекты функционального назначения налоговых отношений/ А. Алклычев// Экономист. – 2010. - №6. – С. 64-69.
3. Базылев, Н.И. Макроэкономика/ Н.И. Базылев. – Мн.: Соврем. шк., 2007. – 288с.
4. Букина И. Современные тенденции налогового администрирования/ И. Букина// Мировая экономика и Международные отношения. – 2009. - №7 – с 37-42.
5. Владимиров, С. О моделировании сбалансированной открытой экономики/ Сергей Владимиров// Экономика и управление. – 2010. - №1. – С. 11-21.
6. Воробьёв, В.А. Макроэкономика: учеб. пособие для вузов/ В.А. Воробьёв, А.В. Бондарь, Л.Н. Новикова; под ред. В.А. Воробьёва. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 270с.
7. Заяц, Н.Е. Теория налогов: учеб. для вузов/ Н.Е. Заяц. – Мн.: БГЭУ, 2002. - 220с.
8. Зенькова, Л.П. История экономических учений: учебное пособие/ Л.П. Зенькова [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. – Гомель: учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2010. – 416с.
9. Забайлович, И.А. Налоги в Республике Словения/ И.А.Забайлович// Налоги Беларуси. – 2011.-№2. – С. 88-91.
10. Киреева, Е.Ф. Налоговая система Венгрии/ Е.Ф.Киреева// Налоги Беларуси.-2010.-№36. – С. 77-82.
11. Киреева, Е. Налоговая система Испании/ Елена Киреева// Финансы, учёт, аудит. – 2010. №9.- с. 27-29.
12. Попова, Л.В. Налоговые системы зарубежных стран: учеб. метод. пособие/ Л.В. Попова, И.А. Дрожжина, Б.Г. Маслова. – М.: Дело и Сервис, 2008 – 368 с.
13. Пушкарёва, В.М. История финансовой мысли и политики налогов: учеб. пособие для вузов/ В.М. Пушкарёва. – М.: Финансы и статистика, 2008. - 256 с.
14. Соколов, М. Фантом в теории, или кривая Лаффера/ М. Соколов// Экономист.- 2010. - №2. – С. 45-61.
15. Тютюрюков, Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: учеб. для вузов/ Тютюрюков. – М.: Дашков и К, 2010. – 176 с.