Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 16:55, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение современной налоговой политики.
Реализация данной цели предполагает выполнение ряда задач:
Рассмотреть содержание, инструменты налоговой политики и их применение в макроэкономических моделях.
Рассмотреть современные подходы к формированию налоговой политики: неоклассический и неокейнсианский подходы.
Изучить опыт зарубежных стран в формировании налоговой политики.
Отдельные виды доходов полностью освобождены от налога: проценты по депозитам и доходам от сбережений, доходы от государственных ценных бумаг, доходы от фондовой биржи ЕС, надбавки за ученую степень и некоторые другие.
Граждане Венгрии могут также уменьшить сумму облагаемого дохода на следующие выплаты:
образование (до 18 % заработной платы при условии, что годовой доход не превышает 1 млн. форинтов);
вычеты на детей (до 4 тыс. форинтов на ребенка в месяц для многодетных семей);
отчисления в добровольные страховые фонды (до 30 % произведенных выплат);
расходы на оплату банковских кредитов для приобретения жилья;
пожертвования общественным учреждениям (до 30 % произведенных выплат) и др.
Социальные налоги включают выплаты на страхование пенсий, страхование от нетрудоспособности (медицинское страхование) и обеспечение занятости.
Совокупная ставка для работодателей составляет 27,5 % (из них 24 % направляется на пенсионную защиту, 2,5 % — на страхование от нетрудоспособности в случае болезни и 1 % — в фонд занятости). Работники также отчисляют от своих доходов социальные платежи по совокупной ставке 17 % (из них 9,5 % — на пенсионную защиту, 6 % — на медицинское страхование и 1,5 % — в фонд занятости). В случае уплаты взносов в частные пенсионные фонды общая сумма средств на пенсионную защиту распределяется следующим образом: 8 % — в частные и 1,5 % — в государственные пенсионные фонды.
Кроме налогов, формирующих основную часть венгерского бюджета, действует ряд налоговых платежей, в основном местного значения. Каждый муниципалитет в Венгрии может сам определять величину местных налогов. К этим налогам относятся, например, налоги на наследство и дарение, прочие налоги на недвижимость, потребительский налог, туристический налог и налог на предпринимательскую деятельность (деловой налег). Для некоторых из этих налогов правительство определяет максимальную величину.
Налог на наследство и дарение — норма налога составляет от 11 % до 40 %. Ставки дифференцированы в зависимости от степени родства и величины полученного наследства или подарка. Обязательство по уплате налога возникает:
♦ по всему наследству (подаркам), полученным физическими лицами непосредственно в Венгрии:
♦ по движимому имуществу, унаследованному венгерским гражданином или нерезидентом, проживающим в Венгрии, при получении наследства (подарка) за границей, если по законодательству этой страны налог не уплачивается.
При наследовании недвижимого имущества за границей налог не удерживается.
Муниципалитеты могут ввести налог на недвижимое имущество и землю. Максимальный размер налога регулируется государством и составляет 900 форинтов в год за квадратный метр для зданий, 200 форинтов в год за квадратный метр для земельных участков, или не более 3 % рыночной стоимости активов. При передаче (реализации) недвижимого имущества уплачивается 10%-ный налог от стоимости сделки непосредственно покупателем.
Налог на предпринимательскую деятельность (деловой налог). Уплачивают субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Налог уплачивается не в налоговое управление, а в местные органы управления — местные в соответствии с местом, где территориально зарегистрирована фирма или осуществляется предпринимательская деятельность. Ставка данного налога — максимум 2 %. Нередко встречаются управы, которые устанавливают ставку налога не более 0,5 %. Налогооблагаемой базой являются полученные доходы за минусом осуществленных расходов.
Налог на предметы роскоши. Введен с 1 января 2010г. на дорогостоящие активы, включая квартиры, самолеты, яхты и автомобили. Налоговая система в Венгрии предусматривает льготы по этому налогу в форме вычитания (сокращение налогооблагаемого дохода по отдельным видам имущества, например, при покупке жилья) либо в форме прямого кредита 8 вице снижения налога, подлежащего оплате (налоговая скидка). [10, c.77-82]
Налоговая система Испании по-настоящему стала создаваться лишь в постфранкистский период и в дальнейшем изменялась в соответствии с требованиями Европейского союза. В 1992г. в стране был создан единый налоговый орган – Государственное налоговое агентство, объединившее ряд разрозненных налоговых подразделений. Агентство имеет статус юридического лица и право оставлять себе 18% от суммы собранных налогов. Всем плательщикам налогов – физическим лицам и юридическим присвоен конкретный идентификационный номер.
Несмотря на то, что Испания – государство унитарное, его налоговая система сформирована под влиянием деления на самостоятельные субъекты – 17 автономных территорий (с различной степенью свободы в вопросах установления и взимания налогов), включающих 56 провинций. Этим обусловлено разграничение налогов на федеральные, региональные и местные, что позволяет обеспечивать сочетание государственных интересов с интересами областей и даже провинций.
На уровне центрального правительства взимаются прямые налоги на доходы физических лиц (личный подоходный налог) и юридических лиц (корпоративный налог), НДС и акцизы. Автономные территории Испании имеют разные права в сфере налогового регулирования. К примеру, Наварра и Страна Басков обладают большей автономией в сфере налогообложения, чем остальные области. Правительствам этих территорий дано право самостоятельно вводить различные виды региональных и местных налогов. Так, на региональном уровне взимается налог на игорный бизнес (с казино, других игровых заведений), налоги на систему водоснабжения и канализации. Отдельная группа регионов, включая Каталонию, имеет полномочия лишь регулировать налоговые ставки.
А третья группа регионов, куда входит, например, Андалусия, вообще не имеет права проводить самостоятельную налоговую политику. Эти территории строго следуют федеральным законам в области налогообложения. Особый налоговый режим предусмотрен для юрисдикции Канарских островов.
Основным муниципальным (местным) налогом является налог на экономическую (предпринимательскую) деятельность субъектов хозяйствования. Он исчисляется с учётом ряда условий: вида деятельности, метража занимаемого предпринимателем помещения, места расположения предприятия, величины энергопотребления и т.п.
Муниципальные образования также собирают налог на автотранспорт (100-150 евро в год), налог на возрастающую стоимость земельных участков, на строительство зданий общественной значимости, на вывоз мусора и др. Следует отметить, что вводить дополнительные муниципальные налоги можно только с разрешения вышестоящих органов управления – правительств автономных территорий, имеющих на это право.
В последние годы в Испании существенно расширилась самостоятельность автономных территорий. За местными и региональными бюджетами закреплена более весомая доля собираемых налоговых платежей. Региональные правительства получают отчисления от общей суммы собираемых ими налогов в следующих пропорций: 33% - личного подоходного налога; 35% - НДС; 40% - акцизов от углеводородов, табака, пива и алкоголя; 100% акцизного сбора - от электричества и регистрации автомобилей. Налоги на наследование и дарение, регистрационные сборы и сборы от лотерей и прочих азартных игр полностью закреплены за территориальными властями.
Испания относится к странам Евросоюза с умеренным уровнем налогообложения (ниже на 4 процентных пункта среднего по сообществу). Максимальное значение уровня налогообложения - 37,1% - было выявлено в 2007 году, последнем предкризисном. Мировой экономический и финансовый кризис существенно повлиял на доходы испанского правительства. Уровень налогообложения в процентах к ВВП в 2008 г. составил немногим более 33%.
Структура доходных источников в Испании в последние годы практически не меняется. Уровень социальных платежей, прямых и косвенных налогов в валовом внутреннем продукте составляет соответственно 12,3, 11,2 и 10,2%. Здесь самый низкий уровень косвенного налогообложения по сравнению с другими странами ЕС (примерно на 3,6 процентных пункта ниже среднего). Это объясняется достаточно низкой стандартной ставкой НДС (16%) и двумя действующими льготными тарифами, которые охватывают существенный объем потребляемых товаров и услуг. Прямые и социальные налоги на один процентный пункт ниже и на 1.3 процентных пункта выше, чем средние значения этих показателей по ЕС.
Дефицит бюджета и последствия мирового кризиса вызвали необходимость пересмотра действующих ставок и правил налогообложения. Изменения, произошедшие в налоговой системе, отразились в Законе о бюджете на 2010г.
С января 2010г. стандартная 30-процентная ставка налога с доходов корпорации (корпоративный налог) была уменьшена до 20% для малых и средних предприятий. Фиксированная 18-процентная ставка подоходного налога, уплачиваемая со сбережений, была изменена на двухпороговую прогрессивную шкалу налогообложения: 19% взимается за доход до 6000 евро и 21% - за доход, превышающий эту величину.
Одним из наиболее распространенных налогов, уплачиваемых субъектами хозяйствования в Испании, является корпоративным налог (налог на доходы корпораций). В соответствии с общемировыми тенденциями снижения ставок прямого налогообложения корпораций, налоговая ставка была уменьшена здесь с 35% до 32,5% в 2007г. я до 30% в 2008 г. Для малого и среднего бизнеса (с товарооборотом меньше чем 8 миллионов евро) применялась пониженная 25-процентная налоговая ставка. Последние изменения налогового законодательств, позволяют уменьшить налогообложение прибыли до 20% на период 2009-2011 гг. для компаний, численностью работников не превышающей 25 человек и товарооборотом ниже 5 миллионов евро. Такая норма была принята с целью поддержания занятости населения и сдерживания роста безработицы.
Налоговая система Испания позволяет налогоплательщику пользоваться разнообразными льготами по корпоративному налогу. Но при этом общая сумма льгот не может превышать 35% от начисленного налога.
Законодательство поощряет налоговыми льготами инвестиционную деятельности компаний как в собственные; основные средства, так и в определенные отрасли экономики. Льгота выражается в предоставлении скидки с общей суммы корпоративного налога. Так, при инвестировании всей прибыли в основной капитал компания может получить налоговую скидку в размере 5% (если доля инвестированной в основные средства прибыли меньше 100% пропорционально снижается скидка), в кинопромышленность - 25%, в культуру, образование, профессиональную подготовку - от 5 до 10%. Декларации по корпоративному налогу подаются в налоговый орган раз в год - к 1 июля года, следующего за отчетным.
Стандартная ставка НДС с 1-го июля 2010г. составляет в Испании 18% (ранее - 16%), действуют две льготные ставки – 8% и 4%.
Ставка 4% применяется при реализации товаров и услуг необходимости (хлеб, зерно, молоко, яйца, фрукты, овощи, книги, газеты, лекарства, муниципальное жилье, машины для инвалидов).
Вторая пониженная ставка – 8% - применяется в отношении реализации продуктов питания, которые не входят в первую группу, а также при налогообложении транспортных и гостиничных услуг, группы продтоваров, всевозможных спортивных и культурных мероприятий, профессиональной деятельности театров, музеев, выставок. Некоторые услуги, например, страховые и финансовые, медицинские, в сфере образования и т.д., освобождены от НДС.
Налогом облагается реализация товаров, работ, услуг внутри страны. Экспорт от НДС освобожден.
Подача налоговых деклараций по НДС и уплата налога производятся ежеквартально. Фирмы, имеющие годовой товарооборот свыше 6 миллионов евро, делают это ежемесячно.
Вторым по значимости косвенным налогом Испании являются акцизы. Перечень объектов налогообложения соответствует мировой практике: алкогольные напитки, табачные изделия, топливо, автомобили и т.д.
Система подоходного налогообложения за последние годы, неоднократно упрощалась и совершенствовалась с целью повышения экономического и социального эффекта. С 2007 года она уменьшена с пяти до четырех порогов изъятий.
Примерно треть собранного автономными территориями налога остается в местных бюджетах, остальная сумма поступает в бюджет центрального правительства.
Сбережения граждан облагаются налогом по двум ставкам – 19% и 21%, в зависимости от суммы дохода.
В контексте мер, принятых для облегчения последствий глобального финансового кризиса, в Испании возросли как величина необлагаемого налогом личного дохода, так и размеры различных налоговых скидок. Начиная с 2010 года, каждый испанец имеет право уменьшить полученный им годовой доход на 5 151 евро. Для пожилых людей (старше 65 лет) и иждивенцев эта сумма еще больше.
Дополнительная налоговая ежемесячная скидка в размере 400 евро предоставлена работающим не по найму налогоплательщикам для повышения их покупательной способности. Налоговые вычеты включают отчисления на профсоюзные взносы я на дополнительное социальное страхование в сумме, не превышающей 5°» от полученного дохода.
Вычеты предоставляются при оплате лечения и приобретении медикаментов, при покупке недвижимости (не более 2% от ее стоимости) и в некоторых других случаях. Не облагаются налогами выигрыши в лотерее, одноразовые пособия при увольнении с работы, а также разные пособия по болезни и стипендии, выдаваемые государством. С дивидендов до 1500 евро ежегодно личный подоходный налог не уплачивается. Подоходный налог платится как семейной парой, так и индивидуально. В первом случае подается семейная декларация на общую сумму дохода с правом на все скидки и вычеты.
В Испании для каждой профессиональной категории работающих применяются различные минимальные и максимальные суммы, с которых взимаются налоги на социальное обеспечение. Начиная с 2010 года. Максимальная ежемесячная сумма, с которой удерживается социальный налог, составляет 3198 евро. Минимальная зависит от типа работы и колеблется в пределах от 738 до 1031 евро в месяц.