Независимость БР от органов власти. Факторы независимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание

Проблема независимости центрального банка в разных государствах решается неодинаково.
Степень независимости центральных банков в различных странах различна. Вместе с тем, как отмечается авторами, которые занимались обобщением зарубежного опыта, к концу XX века в мире явно обозначилась тенденция к усилению независимости центральных банков от других органов государственной власти и управления.
Причем, что интересно, степень независимости центрального банка всегда обратно пропорциональна коэффициенту инфляции. А отсюда следует вывод, что финансы домашних хозяйств устойчивее в той стране, в которой центральный банк обладает большей независимостью по отношению к другим властям.
Таков зарубежный опыт, который как раз и приемлем для гражданского общества.

Содержание

1. 4. Независимость БР от органов власти. Факторы независимости...................................................................................................2
2. 14.Статус, задачи и функции расчетно-кассовых центров.......6
3. 24.Задачи и сфера воздействия денежно-кредитной политики БР.
Сущность денежно – кредитной политики.......................................6
4. 34.Депозитные операции БР.........................................................22
5. 44. Агенты валютного контроля, их полномочия и функции.....25
6. 54.Порядок выдачи лицензии КО...................................................28
7. 64.Планирование инспекционных проверок, права и обязанности участников инспекции в период проверки......................................................30
8. 74.Источники внешних займов и взаимодействие БР с международными валютно-кредитными организациями............................32
9. Список литературы........................................................................42

Работа состоит из  1 файл

ОДЦБ.docx

— 87.01 Кб (Скачать документ)

Таким образом, можно прийти к выводу, что обеспечение  экономического роста при низкой инфляции, безусловно, является высшей целью денежно – кредитной  политики. Текущая же денежно –  кредитная политика направлена на более  доступные цели, которые подразделяются на тактические (достижимые путём каждодневных операций на открытом рынке) и промежуточных (регулирующие значение ключевых переменных). В совокупности высшие задачи, промежуточные  и тактические цели образуют иерархическую  структуру, где на каждом определённом уровне происходит корректировка соответствующей  цели для обеспечения выполнения важной задачи. Конечные цели реализуются  денежно – кредитной политикой  как одним из направлений экономической  политики в целом, наряду с фискальной и внешнеэкономической.

 

Теория  денег

 

В основе денежно  – кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег  на состояние экономики в целом.

Среди экономистов  ведутся споры, обусловленные двумя  подходами: к кейнсеанской теории и  монетаризмом.

Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство  государства в экономическую  жизнь. Кейнс верил в саморегулирующийся денежный механизм и считал, что  для обеспечения нормального  роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство  извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не сможет. Это, в частности  выражается в безработице, инфляции, частых экономических рисках.

Кейнс утверждал, что размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами  платёжеспособного спроса. В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса и его составляющих на спрос.

По его  мнению, для увеличения инвестиций, которые играют решающую роль в расширении платёжеспособного спроса необходимо:

1. Снизить  проценты на кредиты, и предприниматели  будут вкладывать денежные средства  не в ценные бумаги, а в развитие  производства.

2. Стимулировать  эффективный спрос за счёт  увеличения государственных расходов. Инвестиций и закупки товаров. 

3. Перераспределение  расходов в пользу социальных  групп, получающих наиболее низкие  доходы для увеличения спроса  этих социальных групп.

В итоге, по мнению Кейнса, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократиться безработица. Рассматривая два инструмента регулирования  спроса – денежно – кредитный  и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно – кредитный  способ регулирования). Значит, главное  внимание следует уделять не снижению процентной ставки, а бюджетной политике, в том числе тех расходов самого государства, которые стимулируют  инвестиции фирм.

На 70 – е  годы приходит кризис кейнсианства. Над  идеями этой школы берут верх идеи монетаризма, главным теоретиком которого являлся Милтон Фридман, известный  американский экономист.

Монетаризм  – это наука о деньгах и  их роли в процессе воспроизводства. Это целостная теория, представляющая собой специфический подход к  регулированию экономики с помощью  денежно – кредитных инструментов. На первый план выдвигается стабильная эмиссия денег независимо от экономического положения и состояния коньюктуры. Объём денежной массы становится главным объектом денежно – кредитной  политики. Монетаристы считают, что  рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеет место  диспропорция, то это происходит, прежде всего, в результате внешнего вмешательства. Также необходимо сокращение до минимума государственных регуляторов, исключение или снижение роли налогового, бюджетного регулирования. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную  жизнь, должны служить «денежные  импульсы», денежная эмиссия.

Фридман исходил  из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения должен обеспечиваться стабильностью цен.

Таким образом, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту, и чтобы  обеспечить соответствие между спросом  и предложением, необходимо проводить  курс на постоянное увеличение денег  в обращении. Таким образом, основная мысль монетаризма заключается в том, что государственное регулирование должно ограничиться контролем над денежным обращением.

Нужно отметить следующие доводы, говорящие в  пользу денежно – кредитного регулирования  при оказании воздействия на экономику  страны в целом:

1. Быстрота  и гибкость по сравнению с  фискальной политикой, применение  которой может быть отложено  не долгое время из – за  обсуждения в законодательных  органах. В то время как ЦБ  и другие органы, регулирующие  кредитно – денежную сферу,  могут ежедневно принимать решения  о покупке – продаже ценных  бумаг и тем самым влиять  на денежное предложение и  процентную ставку.

2. В развитых  странах данная политика изолирована  от политического давления, кроме  того, она по своей природе  мягче, чем фискальная политика  и действует тоньше и потому  представляется более приемлемой  в политическом отношении.

Но существует и ряд негативных моментов:

1. Политика  дорогих денег, если её проводить  энергично, действительно способна  понизить резервы коммерческих  банков до точки, в которой  банки вынуждены ограничить объём  кредитов. А это означает ограничение  предложения денег. Политика дешёвых  денег может обеспечить коммерческим  банкам необходимые резервы, то  есть возможность предоставления  ссуд, однако она не в состоянии  гарантировать, что банки действительно  выдадут ссуду и предложение  денег увеличится. Данное явление  называется цикличной асимметрией,  причём она может оказаться  серьёзной помехой денежно –  кредитного регулирования во  время депрессии. В более нормальные  периоды увеличение избыточных  резервов ведёт к предоставлению  дополнительных кредитов и, тем  самым, к росту денежного предложения.

2. Скорость  обращения денег имеет тенденцию  меняться в направлении, противоположном  предложению денег, тем самым,  тормозя или ликвидируя изменения  в предложении денег, вызванные  политикой, то есть когда предложение  денег ограничивается, скорость  обращения денег склонна к  возрастанию. И наоборот, когда  принимаются политические меры  для увеличения предложения денег  в период спада, весьма вероятно  падение скорости обращения денег.

Итак, необходимо отметить, что современные модели денежной политики базируются и на кейнсеанских и на монетаристских идеях, так как каждая из данных теорий имеет как ряд положительных, так и ряд отрицательных моментов. И одной из основных задач государства  считается нахождение оптимального сочетания методов регулирования  исходя из двух подходов и сущности денег.

 

Методы  денежно – кредитной политики

 

Денежно –  кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия или  политика дешёвых денег), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная  рестрикция или политика дорогих  денег). В условиях падения производства, снижения цен и увеличения безработицы  центральные банки пытаются оживить  коньюктуру путём:

1. покупки  ценных бумаг на открытом рынке  у населения и коммерческих  банков;

2. понижения  учётной ставки;

3. понижение  нормативов по резервным отчислениям.

В результате проведённых мер увеличатся избыточные резервы коммерческих банков. Так  как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения  коммерческими банками путём  кредитования, то можно ожидать, что  предложение денег в стране возрастёт. Увеличение денежного предложения  понизит процентную ставку, вызывая  рост инвестиций и увеличение чистого  равновесного национального продукта. Из выше указанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешёвым и легко  доступным с тем, чтобы увеличить  объём совокупных расходов и занятость.

В ситуации, когда экономика сталкивается с  излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы. ЦБ должен попытаться понизить общие расходы путём  ограничения или сокращения предложения  денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Для этого ЦБ должен:

1. продавать  государственные облигации на  открытом рынке;

2. увеличить  резервную норму, что автоматически  освобождает коммерческие банки  от избыточных резервов;

3. поднять  учётную ставку.

В результате проведения политики дорогих денег  банки обнаруживают, что их резервы  слишком малы, чтобы удовлетворить  предписываемый законом резервной  норме, то есть их текущий счёт слишком  велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных  резервах, банкам следует сохранить  свои текущие счета, воздержавшись  от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого  денежное предложение сократиться, вызывая повышение нормы процента, что сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая  инфляцию. Цель данной политики заключается  в ограничении предложения денег, то есть снижение доступности кредита  и увеличения издержек для сдерживания  инфляционного давления.

Методы денежно  – кредитной политики – это  способы воздействия на ориентиры  денежно – кредитной политики, осуществляемые посредством применения определённых инструментов денежно  – кредитной политики. В то время  как инструменты денежно –  кредитной политики – это тесно  связанные с целевыми ориентирами денежно – кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия ЦБ как органа денежно – кредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

Все методы денежно – кредитной политики используются в единой системе и, в свою очередь, делятся на две  группы: общие, влияющие на рынок ссудных  капиталов в целом, и селективные (выборочные), предназначенные для  регулирования конкретных видов  кредита или кредитования отдельных  отраслей, крупных фирм.

Охарактеризуем  общие методы денежно – кредитной  политики:

1. Учётная  политика. При выдаче кредитов  банки устанавливают цену за  пользование деньгами – она  называется учётной ставкой. Учётные  ставки коммерческих банков зависят  от учётной ставки ЦБ, по которой  он предоставляет краткосрочные  кредиты коммерческим банкам. Если  Центральный банк повышает ставку, то коммерческим банкам также  приходится удорожать кредиты,  и волна ограничений прокатывается  по всей цепочке взаимосвязей. Эта мера может сковывать инфляционный  поток, но при этом угнетающе  воздействовать на деловую активность. Удешевление кредита ведёт, как  правило, к дополнительному притоку  денег в сферу обращения. Манипулирование  базисной ставкой является давним  и традиционным рычагом воздействия  ЦБ на предложение денег. Однако  зависимость здесь не всегда  прямая: расширение и удешевление  денежных продаж (кредитов) ЦБ отнюдь  не означает, что коммерческие  банки будут их незамедлительно  использовать, - многое зависит от  коньюктуру и прогнозов. Свои  коррективы могут внести изменения  в скорости обращения денег.  В настоящее время за рубежом  учётная ставка колеблется в  достаточно широких пределах  – от 2 до 15%, отражая как общие  тенденции экономического развития, и циклические колебания коньюктуры. Но в целом значение этого  метода регулирования по сравнению  с другими существенно снизилось.

2. Процентная  ставка. Набеги инфляционных волн, и соответствующее поведение  коммерческих банков победили  учёных исследовать взаимосвязи  между инфляционным процессом  и процентными ставками. Исходный  тезис Ирвинга Фишера гласил: предполагаемый рост инфляции  приводит к соответствующему  росту процентной ставки, так  же как и, наоборот, прогноз  снижения инфляции сдерживает  рост процентной ставки; исходя  из этого, можно прогнозировать  изменение валютного курса. Изменение  валютного курса определяется  разницей между уровнями номинальных  процентных ставок стран –  партнёров. Более высокий, чем  у партнёра темп инфляции, ведёт,  принимая во внимание фактор  ожиданий, к повышению процентной  ставки, что, однако, обесценивающее  воздействует на стоимость данной  национальной валюты при совпадении  с партнёрской. Если также принять  во внимание ситуацию на мировом  финансовом рынке, то процентная ставка внутри страны, условно говоря, должна равняться процентной ставке за рубежом плюс процент обмена национальной валюты.

3. Операции  на открытом рынке. В странах  с развитым рынком ценных бумаг  наиболее распространенным методом  денежно – кредитного регулирования  являются операции на открытом  рынке, которые влияют на деятельность  коммерческих банков через объём  имеющихся у них ресурсов. Если  ЦБ продаёт ценные бумаги на  открытом рынке, а коммерческие  банки их покупают, то ресурсы  последних и соответственно их  возможности предоставления ссуды  клиентам уменьшаются. Это приводит  к сокращению денежной массы  в обращении и повышению ссудного  процента. Покупая ценные бумаги  на рынке у коммерческих банков, ЦБ предоставляет им дополнительные  ресурсы, расширяет их возможности  по выдаче ссуд. Операции на  открытом рынке способствуют  регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса  ценных государственных бумаг.

Для регулирования  краткосрочных процентных ставок традиционно  применяются операции ЦБ с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и  ведёт к повышению рыночных ставок процента. Если ЦБ не желает допускать  увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них ценные краткосрочные  бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным  средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции ЦБ с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких  обязательств ЦБ вызывает повышение  их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая  определяется отношением суммы купонного  дохода по облигации к её рыночному  курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к  снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций ЦБ на открытом рынке вызывает падение  их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля  – продажа ценных бумаг оказывает  влияние на процентные ставки через  расширение или ограничение банковской наличности.

Информация о работе Независимость БР от органов власти. Факторы независимости