Независимость БР от органов власти. Факторы независимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание

Проблема независимости центрального банка в разных государствах решается неодинаково.
Степень независимости центральных банков в различных странах различна. Вместе с тем, как отмечается авторами, которые занимались обобщением зарубежного опыта, к концу XX века в мире явно обозначилась тенденция к усилению независимости центральных банков от других органов государственной власти и управления.
Причем, что интересно, степень независимости центрального банка всегда обратно пропорциональна коэффициенту инфляции. А отсюда следует вывод, что финансы домашних хозяйств устойчивее в той стране, в которой центральный банк обладает большей независимостью по отношению к другим властям.
Таков зарубежный опыт, который как раз и приемлем для гражданского общества.

Содержание

1. 4. Независимость БР от органов власти. Факторы независимости...................................................................................................2
2. 14.Статус, задачи и функции расчетно-кассовых центров.......6
3. 24.Задачи и сфера воздействия денежно-кредитной политики БР.
Сущность денежно – кредитной политики.......................................6
4. 34.Депозитные операции БР.........................................................22
5. 44. Агенты валютного контроля, их полномочия и функции.....25
6. 54.Порядок выдачи лицензии КО...................................................28
7. 64.Планирование инспекционных проверок, права и обязанности участников инспекции в период проверки......................................................30
8. 74.Источники внешних займов и взаимодействие БР с международными валютно-кредитными организациями............................32
9. Список литературы........................................................................42

Работа состоит из  1 файл

ОДЦБ.docx

— 87.01 Кб (Скачать документ)

Операции  с ценными бумагами представляют собой основу регулирующей деятельности ФРС США. На эти сделки приходится примерно 4/5 годового оборота ФРС.

4. Установление  норм обязательных резервов. Посредством  изменения норматива резервных  средств банк регулирует объёмы  выдаваемых коммерческими банками  кредитов и возможности осуществления  ими депозитной эмиссии.

Повышение нормы  обязательных резервов не означает, что  большая часть банковских средств  «заморожена» на счетах ЦБ и не может  использоваться коммерческими банками  для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведёт к расширению банковских кредитов и денежной массы к снижению рыночного процента. Впервые данный метод применили в США в 1933 г. В отличие от операций на открытом рынке и учётной политики этот механизм денежно – кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово – экономическую систему в целом.

К селективным  методам денежно – кредитной  политики относятся следующие:

1. Контроль  по отдельным видам кредитов. Он часто практикуется в отношении  кредитов под залог ценных  биржевых бумаг, потребительских  ссуд на покупку товаров в  рассрочку, ипотечного кредита.  Регулирование потребительского  кредита обычно вводится в  периоды напряжения на рынке  ссудных капиталов, когда государство  стремится перераспределить их  в пользу отдельных отраслей  или ограничить общий объём  потребительского спроса.

2. Регулирование  риска и ликвидности банковских  операций. В многочисленных правительственных  положениях и документах (законах,  актах, инструкциях, директивах, указаниях и т. д.), регулирующих  операционную деятельность банков, основное внимание уделяется  риску, и ликвидности банковских  операций Государственный контроль  за риском усилится в последние  два десятилетия. Характерно, что  риск банковской деятельности  определяется не через оценку  финансового положения должников,  а через соотношение выданных  кредитов и суммы собственных  средств банка.

Применяемые ЦБ инструменты денежно – кредитной  политики имеют критерии эффективности. К числу таких критериев относятся:

● гибкость, т. е. возможность манёвра в процессе применения данного инструмента;

● возвратность, т. е. возможность проведения обратной операции;

● скорость;

● соответствие получаемых результатов поставленным целям.

Итак, несмотря на то, что использование инструментов денежно – кредитной политики, их результативность отражает направленность деятельности государства на экономическую  ситуацию в стране, к сожалению, эффективность  денежно – кредитной политики не всегда находится в зависимости  от применяемых инструментов. Например, снижение ставки рефинансирования в  настоящее время способствует снижению ставок по кредитам. Тем не менее, для  достижения целей экономической  политики ЦБ применяет те инструменты  денежно – кредитного регулирования, которые будут более способствовать созданию благоприятной ситуации.

Основными методами денежно – кредитной политики являются:

● учётная  и процентная ставка;

● операции на открытом рынке;

● установление норм обязательных резервов.

Использование данных методов помогает ЦБ регулировать денежно – кредитную сферу  и воздействовать на неё необходимым  образом на данном экономическом  этапе.

 

Теоретические подходы к денежно – кредитной  политике

 

С помощью  названных инструментов ЦБ реализует  цели денежно – кредитной политики: поддержание на определённом уровне денежной массы (жёсткая монетарная политика) или ставки процента (гибкая монетарная политика).

Выбор вариантов  денежно – кредитной политики зависит от причин изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги связан с инфляционными  процессами, уместной будет жёсткая  политика поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных  изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки, связанной непосредственно с  инвестиционной.

Очевидно, что  ЦБ не в состоянии одновременно фиксировать  денежную систему и процентную ставку. Например, для поддержания относительной  устойчивой ставки при увеличении спроса на деньги банк вынужден будет расширять  предложение денег, чтобы сбить  давление вверх на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

Денежно –  кредитная политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев  зависит эффективность политики в целом. Можно выделить четыре звена  передаточного механизма денежно  – кредитной политики:

1. изменение  величины реального предложения  денег в результате пересмотра  ЦБ соответствующей политики;

2. изменение  процентной ставки на денежном  рынке;

3. реакция  совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;

4. изменение  объёма выпуска в ответ на  изменение совокупного спроса (совокупных  расходов).

Однако реакция  денежного рынка зависит от характера  спроса на деньги. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению  процентной ставки, то результатом  увеличения денежной массы станет незначительное изменение ставки. И наоборот, если спрос на деньги слабо реагирует  на процентную ставку, то увеличение предложения  денег приведёт к существенному  падению ставки.

Очевидно, что  нарушения в любом звене передаточного  механизма могут привести к снижению или даже отсутствию, каких –  либо результатов денежно – кредитной политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объёмом выпуска. Эти нарушения в работе передаточного механизма денежно – кредитной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, когда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько с процентной ставкой на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожиданиями инвесторов.

В целом денежно  – кредитная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем:

1. избыточные  резервы, проявляющиеся в результате  политики «дешёвых денег», могут  не использоваться банками для  расширения предложения денежных  ресурсов;

2. вызванное  денежно – кредитной политикой  изменение денежного предложения  может быть частично компенсировано  изменением скорости обращения  денег.

В результате руководящие органы банковской системы  сталкиваются с дилеммой в области  денежно – кредитной политики: они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. В период после Второй мировой войны направление  денежно – кредитной политики переместилось со стабилизации процентных ставок на контроль за денежным предложением, а затем денежно – кредитная  политика стала более прагматической.

Таким образом, как уже известно, первоочередной задачей государственного сектора  является стабилизация экономики, для  этого необходимо обеспечение экономического роста и сведение инфляции к минимуму. Государство стремится к этому, проводя фискальную и денежно  – кредитную политику. Целью денежно  – кредитной политики является контроль над денежной массой и уровнем  ссудного процента. Это осуществляется для регулирования денежного  предложения в стране.

Центральным звеном денежной политики государства  является ЦБ (ФРС – в США, ЦБ –  в РФ). Именно он своими действиями и  проводит денежную политику. В мировой  практике основными инструментами  регулирования денежно – кредитной  политики ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и величина обязательных резервов; также ЦБ разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность  банков.

 

Современная денежно – кредитная политика России

 

Зависимость российской экономики от внешнеэкономической  коньюктуры и продолжение структурных  преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно – кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.

Главные задачи в данной области определены в  ежегодно разрабатываемых ЦБ РФ основных направлениях денежно – кредитной  политики и совместных заявлениях Правительства  РФ и ЦБ РФ об экономической политике.

В целях повышения  эффективности денежно – кредитной  политики Банк России продолжает работу по развитию инструментов регулирования  ликвидности, которые в зависимости  от ситуации в денежно – кредитной  сфере будут активно использоваться как для предоставления ликвидности  кредитным организациям, так и  для стерилизации свободных денежных средств.

В настоящее  время действия Банка России направлены на дальнейшую унификацию различных  схем и механизмов рефинансирования. Продолжается тенденция к повышению  доступности внутридневных кредитов и кредитов «овернайт» путём расширения круга региональных контрагентов.

Для предоставления кредитным организациям возможности  эффективно управлять собственной  ликвидностью ЦБ проводит политику рефинансирования путём:

1. Операции  предоставления ломбардных кредитов (краткосрочная выдача кредитов  под залог вещей или ценных  бумаг) Банка России по фиксированной  процентной ставке на срок  до 7 дней.

2. Предоставление  кредитным организациям возможности  использования системы электронных  торгов, Московской межбанковской  валютной биржи для получения  ломбардных кредитов Банка России.

3. Включения  в Ломбардный список высоколиквидных  ценных бумаг крупнейших российских  эмитентов, имеющих относительно  высокий рейтинг.

4. Активизации  операции по покупке ценных  государственных бумаг без обязательства  обратного выкупа.

Происходит  продолжение использования в  необходимых случаях депозитных операций с кредитными организациями  – резидентами в валюте РФ для  регулирования уровня ликвидных  средств банковской системы в  краткосрочном и среднесрочном  периодах. В первую очередь рассматриваются  вопросы о внедрении Системы  электронных торгов Московской межбанковской  валютной биржи для проведения депозитных операций на условии «до востребования». Банк России предполагает совершенствование механизма обязательного резервирования.

Регулирование процентных ставок по собственным операциям  Банка России является одним из важных инструментов денежно – кредитной  политики. В условиях меняющейся внешнеэкономической  коньюктуры важной задачей процентной политики является сглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам, нормированным в национальной и  иностранной валютах, что должно предотвращать дополнительный приток или отток капитала при различных  тенденциях в платёжном балансе  и удерживать стоимость кредитных  ресурсов на доступном для реального  сектора уровне.

Переход к  регулярному выпуску облигаций  Банка России (ОБР) и целенаправленное формирование ёмкого и ликвидного рынка  ОБР позволяет в определённой мере усиливать влияние процентных ставок по операциям Банка России на достижение целей денежно –  кредитной политики. Изменение процентных ставок по операциям Банка России должно содействовать с одной  стороны, стерилизации свободной ликвидности  в необходимых объёмах, а с  другой стороны – ограничению  роста рыночных процентных ставок.

Также регулирование  осуществляется посредством нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными учреждениями и коммерческими банками (резервные  требования). По законодательству нормативы  обязательных резервов в России не могут превышать 20% обязательств кредитной  организации и могут быть дифференцированы для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении  нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в  бесспорном порядке с корреспондентского счёта кредитной организации, открытого  в Банке России, сумму недовнесённых  средств, а также взыскать с кредитной  организации в судебном порядке  штраф в размере, установленном  Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную  исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

Информация о работе Независимость БР от органов власти. Факторы независимости