Независимость БР от органов власти. Факторы независимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание

Проблема независимости центрального банка в разных государствах решается неодинаково.
Степень независимости центральных банков в различных странах различна. Вместе с тем, как отмечается авторами, которые занимались обобщением зарубежного опыта, к концу XX века в мире явно обозначилась тенденция к усилению независимости центральных банков от других органов государственной власти и управления.
Причем, что интересно, степень независимости центрального банка всегда обратно пропорциональна коэффициенту инфляции. А отсюда следует вывод, что финансы домашних хозяйств устойчивее в той стране, в которой центральный банк обладает большей независимостью по отношению к другим властям.
Таков зарубежный опыт, который как раз и приемлем для гражданского общества.

Содержание

1. 4. Независимость БР от органов власти. Факторы независимости...................................................................................................2
2. 14.Статус, задачи и функции расчетно-кассовых центров.......6
3. 24.Задачи и сфера воздействия денежно-кредитной политики БР.
Сущность денежно – кредитной политики.......................................6
4. 34.Депозитные операции БР.........................................................22
5. 44. Агенты валютного контроля, их полномочия и функции.....25
6. 54.Порядок выдачи лицензии КО...................................................28
7. 64.Планирование инспекционных проверок, права и обязанности участников инспекции в период проверки......................................................30
8. 74.Источники внешних займов и взаимодействие БР с международными валютно-кредитными организациями............................32
9. Список литературы........................................................................42

Работа состоит из  1 файл

ОДЦБ.docx

— 87.01 Кб (Скачать документ)

Также ЦБ России используется такой инструмент регулирования  денежно – кредитной сферы  как операции на открытом рынке. Под  операциями на открытом рынке понимаются купля – продажа Банком России казначейских векселей, государственных  облигаций, прочих ценных государственных  бумаг, облигаций Банка России, а  также краткосрочные операции с  указанными ценными бумагами с совершением  позднее обратной сделки.

Кроме того, ЦБ РФ использует учётную ставку в  качестве инструмента регулирования  денежно – кредитной сферы. Таким  образом, в ситуации дальнейшего снижения инфляции, проведения сбалансированной денежно – кредитной политики, а также конкурентного развития системы финансового посредничества в условиях снижающихся рисков и роста информационной прозрачности заёмщиков, можно прогнозировать дальнейшее постепенное понижение рыночных процентных ставок по кредитам предприятиям нефинансового сектора экономики. В то же время, по – видимому, сохранится дифференциация кредитных ставок по регионам, обусловленная различным уровнем развития региональных рынков банковских услуг и неодинаковым качеством их конкурентной среды.

Таким образом, Банком России используются такие инструменты  как операции на открытом рынке, установление нормы обязательного резерва, учётная  ставка, регулирование валютного  курса, регулярный выпуск облигаций  Банка России, депозитные операции с кредитными организациями.

 

 

 

Проблемы  регулирования денежно – кредитной  политики в России

 

Необходимо  отметить, что в соответствии с  Федеральным законом «О Банке  России» цели банка заключаются  в следующем:

1.«защита  и обеспечение устойчивости рубля»;

2.«развитие  и укрепление банковской системы  Российской Федерации»;

3.«обеспечение  эффективного и бесперебойного  функционирования платёжной системы».

Но Фетисов  Г. Г. отмечал, что ЦБ РФ реально преследует лишь первую цель. Он проанализировал  проект центробанковского отчёта, направленного  в Государственную Думу. В нём  отмечалось, что основные цели и  принципы денежно – кредитной  политики Банка России определялись задачей последовательного снижения уровня инфляции и поддержание стабильности государственной валюты. Между тем  ясно, что развитие и укрепление банковской системы, не менее важны, особенно в преддверии вступления России в ВТО и в условиях резкой либерализации  валютного регулирования. Сведение целей монетарной политики к обеспечению  устойчивости рубля заведомо сужает спектр тех проблем развития денежно  – кредитной системы и экономике  в целом, которые подлежат решению  методами монетарного регулирования. Наряду с достижением так называемого  антиинфляционного эффекта был  практически подавлен кредитный  потенциал российских банков, в том  числе Банка России, в формировании условий социально – экономического развития страны. Сложилась парадоксальная ситуация, когда денежно – кредитная  политика реализуется по всему комплексу  собственного инструментария в режиме независимости от состояния спада или подъёма экономики. Национальные интересы в области денежного обращения на региональном уровне и проблемы отношений, возникающие на фоне глубоких социально – экономических различий регионов, не находят должного отражения в реализации денежно – кредитной политики.

В обобщённом виде критические оценки монетарной политики, проводимой ЦБ и Правительством России, сводятся к следующим положениям:

1. Основными  факторами формирования коньюктуры  российского межбанковского кредитного  рынка стали значительный приток  экспортной валютной выручки  на внутренний рынок и обусловленное  им укрепление рубля. Но органы  монетарного регулирования не  использовали уникально благоприятную  для России коньюктуру на мировых  энерго – сырьевых рынках и  беспрецедентый приток в страну  иностранного капитала для форсирования  инвестиций в развитие российской  экономики. Вместо финансирования  внутреннего инвестиционного спроса  Банк России увеличил низкодоходные  вложения в ценные бумаги США  и других государств.

2. Регулирование  Банком России развитие денежно  – кредитной и валютной сфер  с помощью экономических нормативов  – ставки рефинансирования и  ставки по привлекаемым средствам,  нормативов обязательных резервов  – имеет чрезвычайно формальный  характер.

3. Уровень  валютного курса (падение или  укрепление) рубля, отражая состояние  национальной экономики и коньюктуры  мирового рынка, в денежной  и бюджетной политике используется  в качестве основного средства  перераспределения доходов и  регулирования финансовых и денежных  пропорций. Но нельзя, управляя  уровнем валютного курса рубля,  влиять на перераспределение  внутренних финансовых ресурсов, и тем более обеспечивать стабильность  национальной денежной системы.  При этом важно понимание того, что тенденции обесценения или  укрепления курса рубля к доллару  – не что иное, как ухудшение  болезненного состояния экономики,  признак её неразвитости. Преобладание  в денежно – кредитной политике  инструментов регулирования денежного  и валютного рынков означает, что кредитная система страны  не получает со стороны государства  финансовой и денежно – кредитной  политики должного импульса развития.

В отчётах  ЦБ РФ и в основных направлениях денежно – кредитной политики, ежегодно рассматриваемых при подготовке и утверждении бюджетных законов, отсутствует интегральная оценка эффективности  проводимой денежно – кредитной  политики в России, и нет соответствующих  целевых приоритетов на среднесрочную  перспективу. Направления денежно  – кредитной политики противоречивы: с одной стороны, они способствуют экономическому развитию и росту (снижение инфляции, стабилизация и предсказуемость  курсовой политики, тенденция к снижению ставки рефинансирования), с другой – тормозят экономический рост и  не способствуют перераспределению  банковского капитала на нужды реального сектора и кредитование населения. Этому препятствует политика «положительной» ставки рефинансирования, размещение до 85% валютных резервов за рубежом, целенаправленное ограничение ликвидности коммерческих банков, использование ресурсов ЦБ РФ в приоритетном погашении внешнего долга, неэффективность контроля за масштабным вывозом капитала за рубеж.

Неизменность  ограничения курса денежно –  кредитной политики локальной целью  – устойчивого снижения инфляции и поддерживания её на низком уровне в отсутствии глобальной цели структурно – отраслевых преобразований определила низкую эффективность инструментов денежно – кредитной политики в развитии экономики.

Издержки  подобной политики высоки, и преодоление  противоречий возможно двумя способами:

1. По средством  значительного укрепления номинального  курса рубля с соответствующим  увеличением импорта. Подобную (например, 20%) ревальвацию можно проводить  только как однократную и при  принятии Банком России обязательства  приобретать весь избыток иностранной  валюты по установленному курсу  (чтобы избежать паники и сброса  населением запасов наличных  долларов). В случае проведения  постепенной ревальвации возникает  опасность широкомасштабного притока  из – за рубежа спекулятивного  капитала с целью последующего  вывоза иностранной валюты, приобретённой  по более низкому курсу.

2. На основе  некоторого повышения темпов  инфляции при снижении ставки  рефинансирования и уменьшении  масштабов стерилизации упомянутых  мероприятий. В подобном случае  произойдёт ускорение роста эффективного  рубля, однако снижение процентных  ставок и медленная девальвация  рубля уменьшат и приток спекулятивного  капитала извне, и скорость  дедолларизации инвестиционных  инструментов. Это путь является  предпочтительным, так как он  позволяет избежать накопления  «инфляционного навеса», а главное  – избыточного притока спекулятивного  капитала.

Формирование  отвечающей современным требованиям  банковской системы является совершенно необходимым и актуальным для  российской экономики. Уровень развития банковской системы в регионах становиться  если не главным, то одним из ключевых элементов экономического роста. Без  комплексного подхода к решению  экономических проблем, учёта социально  – экономических особенностей развития регионов РФ, различий в объёмах  предлагаемых регионами банковских услуг нельзя добиться создания эффективной  банковской системы, способствующей всестороннему  и динамичному развитию государства.

Таким образом, целью денежно – кредитной  политики России в условиях не достижения Банком России главной задачи своей  деятельности – стабильного экономического роста, основу которого составляет не коньюктура мировых рынков, а конкурентность и привлекательность отечественной экономики, должно быть обеспечение целенаправленного, эффективного и устойчивого развития и функционирования социальной, экономической и экологической сфер страны. На основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов. Имея представленную формулировку генеральной цели денежно – кредитной политики, можно выделить следующие направления (цели второго уровня):

● политика обеспечения оптимальной монетаризации;

● курсовая политика;

● депозитная политика;

● кредитная  политика;

● платежно-расчетная  политика;

● политика обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы;

● политика обеспечения надёжности и устойчивости денежно – кредитной системы.

Осуществление денежно – кредитной политики как раз и должна проводиться  в рамках предложенной генеральной  цели и выделенных направлений.

 

Таким образом, в данной работе согласно главной  цели, поставленной во введении, был  проведён анализ денежно – кредитной  политики, можно сделать следующие  выводы:

1. Денежно  – кредитная политика является  совокупностью мероприятий денежной  политики, определяющей изменение  денежной массы, и кредитной  политики, направленной на регулирование  объёма кредитов, уровня процентных  ставок и других показателей  рынка ссудных капиталов. Её  цель заключается в регулировании  экономики посредством воздействия  на состояние денежного обращения  и кредита, ограничения роста  денежной массы в обращении  и ослаблении инфляционных процессов.  В то время как двуединой  задачей денежно – кредитной  политики является поддержание  стабильной покупательной способности  национальной валюты по отношению  к товарам и услугам, обращающимся  на внутреннем рынке, так и  товарам и услугам, обращающимся  на мировом рынке.

2. Современные  модели денежно – кредитной  политики базируются и на кейнсеанских  и на монетаристских идеях,  так как каждая из данных  теорий имеет как ряд положительных,  так и ряд негативных моментов. И одной из основных задач  государства считается нахождение  оптимального сочетания методов  регулирования исходя из двух  подходов к сущности денег.

3. Основными  методами денежно – кредитной  политики являются:

учётная и  процентная ставка, операции на открытом рынке, установление норм обязательных резервов. Использование данных методов  помогает ЦБ регулировать денежно –  кредитную сферу и воздействовать на неё необходимым образом на данном этапе.

4. С помощью  вышеназванных инструментов ЦБ  реализует цели денежно – кредитной  политики: поддержание на определённом  уровне денежной массы (жёсткая  монетарная политика) или ставки  процента (гибкая монетарная политика), потому что, как удалось выяснить, реализация двух этих целей  не может быть осуществлена  одновременно. Соответственно, высшие  органы власти государства совместно  с ЦБ должны выбрать необходимую  на данном этапе денежно –  кредитную политику.

5. Банком  России в основном используются  такие инструменты как: операции  на открытом рынке, установление  нормы обязательного резерва,  учётная ставка, регулирование валютного  курса, регулярный выпуск облигаций  Банка России, депозитные операции  с кредитными организациями. Но  их использование Банком России  имеет свои особенности. Продолжается  работа по развитию инструментов  регулирования ликвидности, которая  в зависимости от ситуации  в денежно – кредитной сфере  будет активно использоваться  как для предоставления ликвидности  кредитным организациям, так и  для стерилизации свободных денежных  средств.

6. К основным  проблемам денежно – кредитного  регулирования относятся:

● Неэффективное  использование коньюктуры на мировых  энерго – сырьевых рынках и беспрецедентный  приток в страну иностранного капитала;

● Регулирование  Банком России развитие денежно –  кредитной и валютной сфер с помощью  экономических нормативов – ставки рефинансирования и ставки по привлекаемым средствам, нормативов обязательных резервов – имеет чрезвычайно формальный характер;

● Преобладание в денежно – кредитной политике инструментов регулирования денежного  и валютного рынков.

Целью денежно  – кредитной политики России в  условиях не достижения Банком России главной задачи своей деятельности – стабильного экономического роста, основу которого составляет не коньюктура мировых рынков, а обеспечение  целенаправленного, эффективного и  устойчивого развития и функционирования социальной, экономической и экологической  сфер страны на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных  ресурсов. Для достижения главной  цели денежно – кредитной политики необходимо найти оптимальное сочетание  всех инструментов и проанализировать все возможные последствия их использования.

 

 

34.Депозитные операции  БР.

В соответствии со статьями 4 и 46 Федерального закона "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России проводит операции по привлечению депозитов кредитных организаций в целях регулирования ликвидности банковской системы. Депозитные операции проводятся в соответствии с Положением Банка России от 5 ноября 2002 года № 203-П "О порядке проведения Центральным Банком Российской Федерации депозитных операций с кредитными организациями в валюте Российской Федерации" (с изменениями).   

 В настоящее время Банк  России проводит следующие виды  депозитных операций с кредитными  организациями-резидентами Российской  Федерации в валюте Российской  Федерации: по фиксированным процентным  ставкам и по процентным ставкам,  определенным на аукционной основе /депозитные аукционы/.   

Информация о работе Независимость БР от органов власти. Факторы независимости