Независимость БР от органов власти. Факторы независимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание

Проблема независимости центрального банка в разных государствах решается неодинаково.
Степень независимости центральных банков в различных странах различна. Вместе с тем, как отмечается авторами, которые занимались обобщением зарубежного опыта, к концу XX века в мире явно обозначилась тенденция к усилению независимости центральных банков от других органов государственной власти и управления.
Причем, что интересно, степень независимости центрального банка всегда обратно пропорциональна коэффициенту инфляции. А отсюда следует вывод, что финансы домашних хозяйств устойчивее в той стране, в которой центральный банк обладает большей независимостью по отношению к другим властям.
Таков зарубежный опыт, который как раз и приемлем для гражданского общества.

Содержание

1. 4. Независимость БР от органов власти. Факторы независимости...................................................................................................2
2. 14.Статус, задачи и функции расчетно-кассовых центров.......6
3. 24.Задачи и сфера воздействия денежно-кредитной политики БР.
Сущность денежно – кредитной политики.......................................6
4. 34.Депозитные операции БР.........................................................22
5. 44. Агенты валютного контроля, их полномочия и функции.....25
6. 54.Порядок выдачи лицензии КО...................................................28
7. 64.Планирование инспекционных проверок, права и обязанности участников инспекции в период проверки......................................................30
8. 74.Источники внешних займов и взаимодействие БР с международными валютно-кредитными организациями............................32
9. Список литературы........................................................................42

Работа состоит из  1 файл

ОДЦБ.docx

— 87.01 Кб (Скачать документ)

Справка: государственный внутренний долг на конец 1996 года составлял 372 трлн. руб.

Иногда правительство может  гарантировать безусловное погашение  займа, выпущенного нижестоящим  органом власти или управления, и  даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную  ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого  случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными хозяйственными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг  вопрос их погашения должен согласовываться  с Министерством финансов или  Правительством РФ (закон "О государственном  внутреннем долге РФ" ст.2 ч.5).

Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента "О  мерах по урегулированию внутреннего  валютного долга бывшего Союза  ССР", где предусмотрено, что погашение  задолженности Внешэкономбанка  физическим лицам осуществляется с 1 июля 1993 г. по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в  пределах средств, имеющихся на их счетах.

Для обеспечения выплаты задолженности  физическим лицам-резидентам бывшего  Союза ССР использовать: средства республиканского бюджета РФ; 100 процентов  валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства  РФ на погашение обязательств перед  физическими лицами; средства от реализации активов бывшего Союза ССР, как  это предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов Союза ССР от 28 мая 1992 г. (протокол № 11).

Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими  предприятиями, организациями, в том  числе учреждениями банка, было поручено Минфину РФ совместно с Центральным  банком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем  выпуска государственных облигаций  в иностранной валюте на следующих  основных условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа - доллары  США; процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций - от 1 года до 15 лет (Ст. 3 Указа Президента "О  мерах по урегулированию внутреннего  валютного долга").

В результате 14 марта 1993 г. был выпущен  внутренний государственный валютный облигационный заем, по которому владельцам счетов во Внешэкономбанке на основании  специальных условий должны быть выданы в определенные сроки облигации  указанного займа (Постановление Совета Министров - Правительства РФ № 222 "Об утверждении условий выпуска  внутреннего государственного валютного  облигационного займа"). В условиях выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа  указаны форма и валюта выпуска, которыми являются облигации в долларах США; дата выпуска - 14 мая 1993 г. Указаны  сроки погашения, последний из которых  наступает 14 мая 2008 г. Закреплено, что  все эти отношения освобождены  от налогообложения. Определены права  держателей в отношении погашения  облигаций, где держатель имеет  право заявлять требования к их погашению, закреплен орган, где будут и  в дальнейшем печататься все уведомления  в отношении облигаций, это "Российская газета" и "Известия".

Таким образом, государство полностью  берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного  долга.

Справка: государственный долг по облигациям внутреннего государственного валютного займа на конец 1996 года составлял 60 трлн. руб.

Выступая на международной конференции "Налоги России сегодня и завтра" 24 ноября 1997 года начальник департамента ценных бумаг и финансового рынка  Министерства Финансов РФ Белла Златкис  заявила, что чистый доход государства  от операций с государственными ценными  бумагами составил с начала 1997 года 41 трлн. руб. 20 трлн. рублей из этих средств  были направлены в бюджет, остальную  часть составили расходы по обслуживанию внутреннего госдолга. В течение  этого года население вложило  в государственные ценные бумаги 6 трлн. руб. (примерно 1 млрд. USD) (по данным ИНТЕРФАКС-АФИ).

Особый интерес в области  государственного кредита представляет международный государственный  кредит, где государство выступает  на мировом финансовом рынке как  в роли заемщика, так и кредитора. Внешняя задолженность страны на 1 января 1997 г. составляла 126 млрд. долларов.

В отношении международного государственного кредита действует федеральный  закон: "О государственных внешних  заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям".

По этому Закону государственными внешними заимствованиями РФ являются привлекаемые из иностранных источников кредиты (займы).

Государственные внешние заимствования  РФ формируют государственный внешний  долг РФ.

Государственные кредиты, предоставляемые  РФ иностранным государствам, их юридическим  лицам и международным организациям формируют государственные внешние (зарубежные) активы РФ.

Заимствование и кредиты осуществляются на основе международных договоров  Правительством РФ или от имени российских юридических лиц, если они действуют  по уполномочию Правительства РФ, оформленному в виде его постановления. Законом установлен предельный размер государственных внешних заимствований  и предоставляемых РФ государственных  кредитов. В частности, предельный размер государственных внешних заимствований  РФ, как правило, не превышает годовой  объем платежей по обслуживанию и  выплате долга РФ. Предельный размер предоставляемых кредитов определяется соответствующей расходной статьей  федерального бюджета на текущий  год.

Учет и регистрация заимствований  и предоставляемых кредитов находится  в ведении Минфина РФ, а их порядок  определяется Правительством РФ.

Внешние долги России - в преобладающей  части наследие бывшего Советского Союза. На международной кредитной  арене СССР выступал одновременно как  должник, и как кредитор, однако с  большой и неблагоприятной асимметрией  в геополитическом и валютном плане.

Из-за хронической нехватки свободно конвертируемой валюты для оплаты импорта  дефицитных товаров и услуг из стран Запада (оборудование, технологии, продовольствие) Советский Союз постоянно  прибегал к заимствованиям в этих странах. Основная особенность западных кредитов: они привлекались и погашались на обычных рыночных условиях, причем исключительно в денежной форме - в свободно конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов.

В свою очередь, СССР сам предоставлял внешние кредиты многим зарубежным государствам (список должников включает более 50 стран), исходя, главным образом, из политических привязанностей и военно-стратегических соображений. Важнейшая особенность  советских кредитов загранице: они  предоставлялись в товарной форме (поставки оборудования, топлива, большого количества вооружений), на очень льготных условиях (на 10 - 15 лет из 2,5 - 4% годовых) с погашением в большинстве случаев  тоже в товарной форме продукцией местного производства. Таким образом, названные сферы функционирования Советского Союза как международного должника и международного кредитора  были жестко разделены, из-за чего результаты предоставления советских кредитов (проценты и погашение) практически  не могли использоваться для выполнения обязательств по полученным западным кредитам.

Преобладающая доля долгов Западу, унаследованных Россией от СССР, возникла во время  горбачевской перестройки, особенно в  ее последние годы. За период 1985 - 1991 гг. общая сумма внешнего долга  СССР западным странам возросла почти  в три раза - с 22,5 до 65,3 млрд долларов.

Рост задолженности Западу продолжился  и при российских властях: за счет начисления процентов по советским  долгам, которые фактически перестали  погашать, и за счет новых кредитов, в том числе международных  валютно-финансовых организаций. В  настоящее время внешний долг России западным кредиторам приближается к 95 млрд дол. Наряду с Мексикой и  Бразилией Россия входит теперь в  тройку крупнейших мировых должников.

Круг западных кредиторов России достаточно велик - в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный  валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский  банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран - Германии (крупнейший кредитор). Италии, США. Франции. Австрии. Японии.

Нынешние российские долги Западу включают четыре категории.

Первая и самая большая - задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба - особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран - международных кредиторов.

Вторая группа - это кредиты, предоставленные  коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без  государственных гарантий. Задолженность  по таким кредитам регулируется так  называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной  основе.

Третью группу образует задолженность  различным западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным  с поставкой товаров и оказанием  услуг.

Четвертую группу - долги международным  валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).

Унаследованные Россией долги  имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли, главным образом, из среднесрочных и краткосрочных  кредитов, и их основная масса подлежала  погашению в 1992 - 1995 гг. Благодаря  децентрализации внешнеэкономических  связей главные источники валюты, требуемой для оплаты долгов, рассредоточились между негосударственными структурами, тогда как ответственность должников  по-прежнему сохранялась за центральной  властью.

Тем не менее России пришлось включиться в процесс так называемой "реструктуризации долга", т.е. урегулирования и официального переоформления кредитов, полученных Советским Союзом на западных рынках, - прямой отказ от их возврата или неплатежи явочным порядком грозили полной изоляцией от любого из международных кредитных источников. Что же касается западных кредиторов, то все рычаги управления процессом были на их стороне, а это открывало возможность превратить "реструктуризацию" в еще один канал влияния на Россию.

В ходе соответствующих переговоров, российской стороне очень хотелось добиться списания хотя бы некоторой  части задолженности. Однако западные страны на прощение долга не пошли  и согласились лишь с вариантом  отсрочки погашения, хотя и довольно длительной. Не исключено, что эта  льгота по срокам связана с тем, что  неплатежи России по кредитным обязательством СССР фактически компенсируются широкой  утечкой валюты за рубеж по негосударственным  каналам. Таким путем валютные средства все равно возвращаются в коммерческие банки западных стран, но только в  другой форме.

Более других продвинулось урегулирование задолженности официальным кредиторам, объединенным в Парижском клубе. После частичных временных отсрочек, оформленных в 1993 -1994 гг., в апреле 1996 г. было заключено генеральное  соглашение относительно погашения  кредитов, предоставленных бывшему  Советскому Союзу коммерческими  банками из 19 западных стран под  государственные гарантии или с  государственной страховой защитой. Главные условия соглашения: сумма  реструктурируемого долга - около 38 млрд. дол., общий срок погашения -25 лет (до 2020 года); предусматривается 6-летний льготный период, когда погашению подлежат только начисленные проценты. На основании  этих общих положений с каждой страной, представленной в Парижском  клубе, заключаются специальные  двусторонние межправительственные соглашения, где должны фиксироваться конкретные суммы задолженности и сроки  ее погашения.

Совсем недавно, 7 октября 1997 года, Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов подписали в Москве соглашение о  реструктуризации внешней задолженности  СССР зарубежным коммерческим банкам. Сумма основного долга составляет 24 млрд. долларов, процентные платежи - 8,3 млрд. долларов. Внешэкономбанку  предоставляется отсрочка в погашении  долгов на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течении которого выплачиваются  лишь проценты, причем по достаточно льготной ставке LIBOR+13/16. Только часть будет  осуществлена деньгами. Другая часть  выплачивается процентными облигациями (IANs).

Справка: по состоянию на конец 1996 года государственный внешний долг России составлял 126 млрд. долларов.

Договоренности с Парижским  и Лондонским клубами снимают  остроту проблем внешнего долга  и означают для России определенный успех и том смысле, что избавляет  ее от репутации международного банкрота. Но этот успех вряд ли стоит переоценивать, ибо ранг надежного заемщика названными акциями автоматически не обеспечивается. Полученный Россией от некоторых  агентств кредитный рейтинг, о котором  так много говорят как о  пропуске на международный рынок  капиталов, на самом деле весьма невысок. Россия, поставленная этим рейтингом  в один ряд с Польшей и Мексикой, располагается ближе к концу, нежели к началу соответствующего реестра  стран-заемщиков.

Безусловно, России теперь будет несколько  легче привлекать кредиты из-за рубежа, в которых она остро нуждается  и еще долго будет нуждаться. Однако западные страны, рассчитавшие условия погашения старых долгов таким образом, чтобы не помешать выполнению обязательств по новым кредитам, будут пристально следить за поведением России на международных рынках, оказывая существенное влияние на размеры  и каналы заимствований, если не полностью  их определяя. Тем более. что главными источниками новых кредитов будут  средства официальных кредиторов и  международных валютно-финансовых организаций, поскольку банковские и фирменные кредиты российским заемщикам не предоставляются и  вряд ли будут предоставляться в  ближайшем будущем, по крайней мере, до урегулирования коммерческой задолженности.

Информация о работе Независимость БР от органов власти. Факторы независимости