Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:03, курсовая работа
Проблема независимости центрального банка в разных государствах решается неодинаково.
Степень независимости центральных банков в различных странах различна. Вместе с тем, как отмечается авторами, которые занимались обобщением зарубежного опыта, к концу XX века в мире явно обозначилась тенденция к усилению независимости центральных банков от других органов государственной власти и управления.
Причем, что интересно, степень независимости центрального банка всегда обратно пропорциональна коэффициенту инфляции. А отсюда следует вывод, что финансы домашних хозяйств устойчивее в той стране, в которой центральный банк обладает большей независимостью по отношению к другим властям.
Таков зарубежный опыт, который как раз и приемлем для гражданского общества.
1. 4. Независимость БР от органов власти. Факторы независимости...................................................................................................2
2. 14.Статус, задачи и функции расчетно-кассовых центров.......6
3. 24.Задачи и сфера воздействия денежно-кредитной политики БР.
Сущность денежно – кредитной политики.......................................6
4. 34.Депозитные операции БР.........................................................22
5. 44. Агенты валютного контроля, их полномочия и функции.....25
6. 54.Порядок выдачи лицензии КО...................................................28
7. 64.Планирование инспекционных проверок, права и обязанности участников инспекции в период проверки......................................................30
8. 74.Источники внешних займов и взаимодействие БР с международными валютно-кредитными организациями............................32
9. Список литературы........................................................................42
Справка: государственный внутренний долг на конец 1996 года составлял 372 трлн. руб.
Иногда правительство может
гарантировать безусловное
Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента "О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР", где предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с 1 июля 1993 г. по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.
Для обеспечения выплаты
Для обеспечения правопреемства РФ
по обязательствам СССР перед российскими
предприятиями, организациями, в том
числе учреждениями банка, было поручено
Минфину РФ совместно с Центральным
банком РФ и Внешэкономбанком переоформить
указанные обязательства путем
выпуска государственных
В результате 14 марта 1993 г. был выпущен
внутренний государственный валютный
облигационный заем, по которому владельцам
счетов во Внешэкономбанке на основании
специальных условий должны быть
выданы в определенные сроки облигации
указанного займа (Постановление Совета
Министров - Правительства РФ № 222 "Об
утверждении условий выпуска
внутреннего государственного валютного
облигационного займа"). В условиях
выпуска внутреннего
Таким образом, государство полностью
берет на себя ответственность по
погашению внутреннего
Справка: государственный долг по облигациям внутреннего государственного валютного займа на конец 1996 года составлял 60 трлн. руб.
Выступая на международной конференции "Налоги России сегодня и завтра" 24 ноября 1997 года начальник департамента ценных бумаг и финансового рынка Министерства Финансов РФ Белла Златкис заявила, что чистый доход государства от операций с государственными ценными бумагами составил с начала 1997 года 41 трлн. руб. 20 трлн. рублей из этих средств были направлены в бюджет, остальную часть составили расходы по обслуживанию внутреннего госдолга. В течение этого года население вложило в государственные ценные бумаги 6 трлн. руб. (примерно 1 млрд. USD) (по данным ИНТЕРФАКС-АФИ).
Особый интерес в области государственного кредита представляет международный государственный кредит, где государство выступает на мировом финансовом рынке как в роли заемщика, так и кредитора. Внешняя задолженность страны на 1 января 1997 г. составляла 126 млрд. долларов.
В отношении международного государственного кредита действует федеральный закон: "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям".
По этому Закону государственными внешними заимствованиями РФ являются привлекаемые из иностранных источников кредиты (займы).
Государственные внешние заимствования
РФ формируют государственный
Государственные кредиты, предоставляемые
РФ иностранным государствам, их юридическим
лицам и международным
Заимствование и кредиты осуществляются
на основе международных договоров
Правительством РФ или от имени российских
юридических лиц, если они действуют
по уполномочию Правительства РФ,
оформленному в виде его постановления.
Законом установлен предельный размер
государственных внешних
Учет и регистрация
Внешние долги России - в преобладающей
части наследие бывшего Советского
Союза. На международной кредитной
арене СССР выступал одновременно как
должник, и как кредитор, однако с
большой и неблагоприятной
Из-за хронической нехватки свободно конвертируемой валюты для оплаты импорта дефицитных товаров и услуг из стран Запада (оборудование, технологии, продовольствие) Советский Союз постоянно прибегал к заимствованиям в этих странах. Основная особенность западных кредитов: они привлекались и погашались на обычных рыночных условиях, причем исключительно в денежной форме - в свободно конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов.
В свою очередь, СССР сам предоставлял
внешние кредиты многим зарубежным
государствам (список должников включает
более 50 стран), исходя, главным образом,
из политических привязанностей и военно-стратегических
соображений. Важнейшая особенность
советских кредитов загранице: они
предоставлялись в товарной форме
(поставки оборудования, топлива, большого
количества вооружений), на очень льготных
условиях (на 10 - 15 лет из 2,5 - 4% годовых)
с погашением в большинстве случаев
тоже в товарной форме продукцией
местного производства. Таким образом,
названные сферы
Преобладающая доля долгов Западу, унаследованных Россией от СССР, возникла во время горбачевской перестройки, особенно в ее последние годы. За период 1985 - 1991 гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в три раза - с 22,5 до 65,3 млрд долларов.
Рост задолженности Западу продолжился и при российских властях: за счет начисления процентов по советским долгам, которые фактически перестали погашать, и за счет новых кредитов, в том числе международных валютно-финансовых организаций. В настоящее время внешний долг России западным кредиторам приближается к 95 млрд дол. Наряду с Мексикой и Бразилией Россия входит теперь в тройку крупнейших мировых должников.
Круг западных кредиторов России достаточно велик - в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран - Германии (крупнейший кредитор). Италии, США. Франции. Австрии. Японии.
Нынешние российские долги Западу включают четыре категории.
Первая и самая большая - задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба - особого координирующего органа, в который входят официальные представители основных стран - международных кредиторов.
Вторая группа - это кредиты, предоставленные коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без государственных гарантий. Задолженность по таким кредитам регулируется так называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной основе.
Третью группу образует задолженность
различным западным коммерческим структурам
по фирменным кредитам, связанным
с поставкой товаров и
Четвертую группу - долги международным валютно-финансовым организациям (МВФ, МБРР, ЕБРР).
Унаследованные Россией долги
имели крайне неблагоприятную структуру.
Они состояли, главным образом, из
среднесрочных и краткосрочных
кредитов, и их основная масса подлежала
погашению в 1992 - 1995 гг. Благодаря
децентрализации
Тем не менее России пришлось включиться в процесс так называемой "реструктуризации долга", т.е. урегулирования и официального переоформления кредитов, полученных Советским Союзом на западных рынках, - прямой отказ от их возврата или неплатежи явочным порядком грозили полной изоляцией от любого из международных кредитных источников. Что же касается западных кредиторов, то все рычаги управления процессом были на их стороне, а это открывало возможность превратить "реструктуризацию" в еще один канал влияния на Россию.
В ходе соответствующих переговоров, российской стороне очень хотелось добиться списания хотя бы некоторой части задолженности. Однако западные страны на прощение долга не пошли и согласились лишь с вариантом отсрочки погашения, хотя и довольно длительной. Не исключено, что эта льгота по срокам связана с тем, что неплатежи России по кредитным обязательством СССР фактически компенсируются широкой утечкой валюты за рубеж по негосударственным каналам. Таким путем валютные средства все равно возвращаются в коммерческие банки западных стран, но только в другой форме.
Более других продвинулось урегулирование
задолженности официальным
Совсем недавно, 7 октября 1997 года,
Внешэкономбанк и Лондонский клуб банков-кредиторов
подписали в Москве соглашение о
реструктуризации внешней задолженности
СССР зарубежным коммерческим банкам.
Сумма основного долга
Справка: по состоянию на конец 1996 года государственный внешний долг России составлял 126 млрд. долларов.
Договоренности с Парижским и Лондонским клубами снимают остроту проблем внешнего долга и означают для России определенный успех и том смысле, что избавляет ее от репутации международного банкрота. Но этот успех вряд ли стоит переоценивать, ибо ранг надежного заемщика названными акциями автоматически не обеспечивается. Полученный Россией от некоторых агентств кредитный рейтинг, о котором так много говорят как о пропуске на международный рынок капиталов, на самом деле весьма невысок. Россия, поставленная этим рейтингом в один ряд с Польшей и Мексикой, располагается ближе к концу, нежели к началу соответствующего реестра стран-заемщиков.
Безусловно, России теперь будет несколько
легче привлекать кредиты из-за рубежа,
в которых она остро нуждается
и еще долго будет нуждаться.
Однако западные страны, рассчитавшие
условия погашения старых долгов
таким образом, чтобы не помешать
выполнению обязательств по новым кредитам,
будут пристально следить за поведением
России на международных рынках, оказывая
существенное влияние на размеры
и каналы заимствований, если не полностью
их определяя. Тем более. что главными
источниками новых кредитов будут
средства официальных кредиторов и
международных валютно-
Информация о работе Независимость БР от органов власти. Факторы независимости