Независимость БР от органов власти. Факторы независимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание

Проблема независимости центрального банка в разных государствах решается неодинаково.
Степень независимости центральных банков в различных странах различна. Вместе с тем, как отмечается авторами, которые занимались обобщением зарубежного опыта, к концу XX века в мире явно обозначилась тенденция к усилению независимости центральных банков от других органов государственной власти и управления.
Причем, что интересно, степень независимости центрального банка всегда обратно пропорциональна коэффициенту инфляции. А отсюда следует вывод, что финансы домашних хозяйств устойчивее в той стране, в которой центральный банк обладает большей независимостью по отношению к другим властям.
Таков зарубежный опыт, который как раз и приемлем для гражданского общества.

Содержание

1. 4. Независимость БР от органов власти. Факторы независимости...................................................................................................2
2. 14.Статус, задачи и функции расчетно-кассовых центров.......6
3. 24.Задачи и сфера воздействия денежно-кредитной политики БР.
Сущность денежно – кредитной политики.......................................6
4. 34.Депозитные операции БР.........................................................22
5. 44. Агенты валютного контроля, их полномочия и функции.....25
6. 54.Порядок выдачи лицензии КО...................................................28
7. 64.Планирование инспекционных проверок, права и обязанности участников инспекции в период проверки......................................................30
8. 74.Источники внешних займов и взаимодействие БР с международными валютно-кредитными организациями............................32
9. Список литературы........................................................................42

Работа состоит из  1 файл

ОДЦБ.docx

— 87.01 Кб (Скачать документ)

Банк, желающий расширять свою деятельность, должен получить дополнительные лицензии, для чего ему необходимо:

а) быть в течение последних 6 месяцев финансово устойчивым;

б) выполнять резервные требования Банка России;

в) не иметь долгов перед бюджетами и внебюджетными фондами;

г) иметь адекватную организационную структуру, в том числе службу внутреннего контроля;

д) иметь сотрудников, отвечающих квалификационным требованиям ЦБ;

е) соблюдать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для ведения банковских операций.

Если эти условия соблюдаются, то действующему банку для расширения его деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий:

  • на ведение операций в рублях и иностранных валютах (если до этого банк имел только лицензию вида I);
  • на работу с драгоценными металлами (если банк до этого не получил такую лицензию отдельно или одновременно с лицензией вида II). Как и в случае с вновь создаваемым банком, данная лицензия может быть выдана действующему банку при наличии или одновременно с лицензией вида II;
  • лицензия на привлечение во вклады денег (рублей) физических лиц. Данная лицензия могла быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет1;
  • лицензия на привлечение во вклады денег физических лиц (рублей и иностранных валют). Такая лицензия могла быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет, при наличии у него лицензии вида II или одновременно с ней;
  • генеральная лицензия, которая может быть выдана банку, с даты регистрации которого прошло не менее двух лет, имеющему перечисленные выше лицензии на ведение всех банковских операций в рублях и иностранных валютах и выполняющему установленные Банком России требования к размеру собственного капитала. Наличие лицензии вида III не является обязательным условием получения генеральной лицензии. Только банк с генеральной лицензией может (дополнительно к правам, предоставляемым в лицензиях I—V) открывать дочернюю организацию и/или филиал на территории иностранного государства. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Собственный капитала банка, ходатайствующего о получении генеральной лицензии, должен быть не менее суммы, эквивалентной 3 млн эвро.

Сейчас действует правило (ст. 62 и 63 Закона о Центральном банке), в соответствии с которым норматив минимально необходимого размера собственного капитала для действующего банка  должен предъявляться только к такому функционирующему банку, который либо желает создать дочернюю организацию  и/или открыть филиал на территории иностранного государства, либо собирается стать дочерним банком иностранного банка. Однако количественно этот норматив не отличается от норматива для вновь  учреждаемого банка.

При рассмотрении вопроса о выдаче банку генеральной  лицензии в нем проводится комплексная  инспекционная проверка или принимаются  во внимание результаты инспекционной  проверки, если она была завершена  не ранее чем за 3 месяца до представления  ходатайства о выдаче данной лицензии.

64.Планирование инспекционных  проверок, права и обязанности   участников инспекции в период  проверки.

Центробанк собирается кардинально  изменить подход к банковским проверкам: 200 крупнейших кредитно-финансовых структур в РФ ожидает практически тотальный  контроль в режиме он-лайн.

О новой программе центрального регулятора по выявлению и устранению банковских рисков журналистам деловой  газеты «Коммерсант» рассказал Владимир Сафронов, руководитель ГИКО (Главная  инспекция кредитных организаций). По его словам, ЦБ теперь сможет реагировать  на выявленные нарушения мгновенно, в процессе проведения ревизии. Это  позволит с одной стороны, существенно  уменьшить возможности недобросовестных банков, стремящихся ввести в заблуждение  представителей центрального регулятора, а с другой стороны, увеличит шансы  на выживание добросовестных кредитных  организаций в случае форс-мажора или допущения ними непреднамеренных ошибок.

Новый подход, который подразумевает   изменение схемы взаимодействия во время проверки между подразделениями органов инспектирования и дистанционного надзора, был утверждён руководством ЦБ в конце марта текущего года. Основная идея новой модели состоит в том, что теперь информация от проверяющих будет поступать не после завершения ревизии, а в ходе её, благодаря чему надзорные сотрудники смогут требовать устранения ошибок не после проверки, а во время проведения контроля. Как надеются сотрудники Центробанка, устранение временного интервала между непосредственной ревизией и реакцией надзорных органов позволит предупредить использование банками схем диверсификации плохих активов в «хорошие». Такое «переупаковывание», как показывает практика, позволяет недобросовестным финансовым организациям без реального улучшения качества активов уклоняться от санкций регулятора,  что впоследствии может привести к их банкротству с самими печальными последствиями для кредиторов и вкладчиков.

Изменение схемы и порядка взаимодействия между контрольными подразделениями  будет осуществляться на двух уровнях:  в центральном аппарате и в территориальных управлениях. Новая модель предполагает, что в ходе ревизии рабочая группа будет направлять всю информацию в региональную инспекцию, которая в свою очередь, будет перенаправлять  сведения о полученных результатах проверки в главную и межрегиональную инспекции. Одновременно все материалы будут также предоставляться в подразделения центрального аппарата – в надзорное подразделение территориального управления и в департамент банковского надзора. Как отмечает Владимир Сафронов, обмен информацией будет происходить фактически мгновенно, а дополнительное дублирование позволит избежать потери данных на местах.

Если в ходе ревизии сотрудниками контрольных ведомств будет выявлена критическая масса проблем, то представители  инспекции и дистанционного надзора  будут проводить с руководством кредитной организации совещание, в процессе которого должны быть определены оперативные способы улучшения  ситуации. Все необходимые действия должны быть предприняты ещё в  ходе проведения проверки.  При этом информация о том - как проходит процесс исправления, будет поступать и в территориальные органы, и в центральный аппарат, что позволит своевременно установить эффективность и реальность выбранных мер.

Участники финансового рынка считают, что такой подход нужно было ввести уже давно, поскольку как они  отмечают, критическая ситуация в  банках зачастую является запоздалой реакцией регулятора. Так, эксперты напоминают, что нередко из-за наличия временного интервала между выявлением нарушений  и ответной реакцией надзорных органов  банки умело «исправляют» свои прорехи. В качестве наглядного примера приводится «погашение» плохих кредитов и замена их «хорошими», а также «продажа»  несуществующих ценных бумаг, деньги от которых якобы «вложены в бизнес». Благодаря таким схемам нерадивые  банки получают возможность вывести  оставшиеся у них активы.

Новая модель проверки позволит Центробанку  своевременно получать полезную информацию: и в том случае, если руководство  кредитной организации непреднамеренно допустило ошибку и готово её исправлять, и в том, если банк действует  предумышленно, регулятор предупреждён, а значит, шансы, что время не будет упущено, повышаются. Таким образом, нововведение позволит ЦБ всегда быть в курсе того, что реально происходит в банковском секторе.

Эксперты отмечают, что новая  модель инспектирования будет полезной для банкиров, которые реально  настроены исправлять ошибки, допущенные во время банковской деятельности, поскольку предложенный регулятором  подход позволяет существенно сократить  период неопределённости между началом  проверки и получением ответа от надзорных  органов. Ведь раньше, даже зная о претензиях со стороны проверяющих, банкиры  не могли определить – в каком  объёме необходимо создавать дополнительные резервы на возможные потери и  насколько сильным при этом будет  влияние на капитал, отмечает директор департамента банковского аудита аудиторско-консалтинговой компании ФБК Алексей Терехов.

 

74.Источники  внешних займов и взаимодействие  БР с международными валютно-кредитными  организациями.

 

В настоящее время государственный  кредит регулируется Законом "О государственном  внутреннем долге Российской Федерации". По этому закону государственным  внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства  бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых  лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут  быть в форме:

* кредитов, полученных Правительством  РФ;

* государственных займов, осуществляемых  посредством выпуска ценных бумаг  от имени Правительства РФ;

* других долговых обязательств, гарантированных Правительством  РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта  деятельность называется управление государственным  долгом.

Обслуживание государственного внутреннего  долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего  долга осуществляется с помощью  операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными  и исполнительными органами государственной  власти.

В соответствии с Законом "О государственном  внутреннем долге РФ" (ст. 6), Правительство  РФ публикует ежегодно, не позднее  мая текущего года, сведения о состоянии  государственного внутреннего долга  за предыдущий финансовый год.

В соответствии с постановлением Правительства  РФ от 5 августа 1992 года № 549 "О государственном  выигрышном займе 1982 года и выпуске  российского выигрышного займа 1992 года" были выпущены ОРВВЗ 1992 года сроком на 10 лет специально для населения.

10 августа 1995 г. в соответствии  с Законом РФ "О государственном  внутреннем долге Российской  Федерации" в целях активного  привлечения средств населения  для финансовой стабилизации  российской экономики и обеспечения  гарантий сохранности сбережений  населения Правительство РФ выпустило  постановление № 812 "О Генеральных  условиях выпуска и обращения  облигаций государственного сберегательного  займа Российской Федерации"  согласно которому в 1995-1996 годах  был выпущен государственный  сберегательный заем в объеме 11 трлн. рублей десятью сериями.  В 1997 году было выпущено 11 серий  ОГСЗ в соответствии с Генеральными  условиями выпуска и обращения  облигаций государственного сберегательного  займа Российской Федерации от 24 января 1997 г. № 73 "О выпуске  и обращении облигаций государственных  сберегательных займов Российской  Федерации".

Для развития финансового рынка  в России, достижения финансовой стабилизации, покрытия бюджетного дефицита очень  большое значение имеют следующие  основные положения генеральных  условий:

а) эмитентом облигаций государственного займа от имени Российской Федерации  выступает Министерство финансов РФ;

б) владельцами облигаций государственного сберегательного займа РФ могут  быть юридические и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами, если иное не предусмотрено условиями  отдельных выпусков;

в) являясь государственными ценными  бумагами на предъявителя, предоставляют  право их владельцам на получение  процентного дохода, превышающего уровень  доходности по другим видам государственных  ценных бумаг и получение номинальной  стоимости облигаций при их погашении.

Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной ставке по облигациям федеральных  займов с переменным купонным доходом (ОФЗ) за аналогичный по продолжительности  период.

Таким образом, облигации государственного сберегательного займа РФ, выпущенные в документарной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя и составляют весомую  конкуренцию негосударственным ценным бумагам, эмитируемым негосударственными финансовыми фондами.

В соответствии с Законом РФ "О  государственном внутреннем долге  Российской Федерации" на основании  Постановления Правительства РФ №107 от 08.02.93 "О выпуске государственных  краткосрочных облигаций" были выпущены государственные краткосрочные  бескупонные облигации (ГКО). Эмитентом  ГКО от имени РФ выступает Министерство Финансов РФ. Владельцами могут быть юридические и физические лица. Облигации  являются именными государственными ценными  бумагами и выпускаются в безбумажной  форме в валюте РФ номиналом в 1 млн. руб., их учет осуществляется по счетам "Депо". Государственный бескупонные  краткосрочные облигации размещаются  с дисконтом. Доходом по ГКО считается  разница между ценой реализации (погашения) и ценой покупки.

В 1995 году на основании постановления  Правительства РФ от 15 мая 1995 года № 458 "О генеральных условиях выпуска  и обращения облигаций федеральных  займов с переменным купоном" в  соответствии с Законом РФ "О  государственном внутреннем долге  Российской Федерации" были выпущены облигации федерального займа (ОФЗ). В отличие от ГКО, ОФЗ являются именными купонными облигациями  и предоставляют право их владельцам на получение номинальной стоимости  облигации при ее погашении и  на получении купонного дохода в  виде процента к номинальной стоимости  облигации. Купонный доход определяется на основе доходности по ГКО. Выплата  купонного дохода осуществляется владельцам облигаций, которые являются депонентами  счетов "депо" на дату выплаты  купонного дохода.

Информация о работе Независимость БР от органов власти. Факторы независимости