Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:29, курсовая работа
Цель работы. Провести анализ оценки конкурентной среды нефтехимической отрасли.
Задачи. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
- изучить сущность и современные модели конкурирующих рынков;
- определить влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов;
- рассмотреть специфику отраслевой конкуренции;
- дать технико-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ деятельности конкурентов на рынке сырья;
- провести анализ экономической оценки структуры рынка нефтепродуктов;
-изучить разработку мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции нефтепереработки.
Введение
1. Теоретические аспекты конкурентных отношений в нефтехимической отрасли
1.1 Сущность и современные модели конкурирующих рынков
1.2 Влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов
1.3 Специфика отраслевой конкуренции
2. Экономический анализ и оценка конкурентной среды ОАО "ТАИФ-НК"
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ деятельности конкурентов на рынке сырья
2.3 Экономическая оценка структуры рынка нефтепродуктов
3. Способы повышения конкурентоспособности продукции нефтепереработки
Заключение
Список использованных источников и литературы
МиНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«тюменский государственный нефтегазовый университет»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Введение
1. Теоретические аспекты
конкурентных отношений в
1.1 Сущность и современные модели конкурирующих рынков
1.2 Влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов
1.3 Специфика отраслевой конкуренции
2. Экономический анализ и оценка конкурентной среды ОАО "ТАИФ-НК"
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ деятельности конкурентов на рынке сырья
2.3 Экономическая оценка структуры рынка нефтепродуктов
3. Способы повышения
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Актуальность темы. Основоположники классической политической экономии рассматривали конкуренцию, как обязательный атрибут рынка. Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVIII в. Адамом Смитом в его знаменитом принципе "невидимой руки". А.Смит обратил внимание на разницу между субъективными устремлениями производителей и объективными результатами их деятельности. Каждый предприниматель, преследуя собственный интерес, одновременно реализует и интересы всего общества. Механизмом, который вынуждает производителей следовать указаниям "невидимой руки" служит конкуренция.
Любые диспропорции в экономике оборачиваются либо излишками, либо дефицитами. Конкуренция приводит к банкротству предприятия, занятые производством излишней для рынка продукции. Соответственно сокращается объем выпуска ненужных на рынке товаров и услуг. Предприятия, выпускающие дефицитную продукцию, оказываются как бы "вне конкуренции". Производители такой продукции получают возможность быстрого наращивания продаж, а значит, и устранения дефицита.
Конкуренция является избирательным и гибким механизмом. Избирательность проявляется в том, что от сокращения спроса на товар или услугу наибольшие трудности испытывают неэффективные предприятия, производители некачественной продукции и т.п. Конкурентоспособные предприятия могут даже в трудное время процветать, поскольку к ним отходят сегменты рынка, ранее контролировавшиеся разорившимися конкурентами.
Гибкость механизма
Таким образом, в соответствии
с принципом "невидимой руки"
конкуренция выступает
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно она отсутствовала во многих странах и отраслях. Рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Рост конкуренции сдерживался непосредственным вмешательством правительств и картелей. Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющиеся, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.
Сегодня ни одна серьезная компания не может обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая фирма пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.
Развитие рыночных отношений
в российской экономике сопровождается
ужесточением конкуренции на внешних
и внутренних рынках. В таких условиях
конкурентоспособность
Степень научной разработанности проблемы. Методологической и теоретической основой дипломной работы послужили: системный подход к исследуемому объекту и предмету, положения трудов ученых и специалистов, научно-методические материалы, периодические издания.
К числу отечественных авторов, которые посвятили свои труды изучению исследования конкурентной среды нефтехимической отрасли, относятся следующие ученые: С.Б. Авдашева, Г.А. Васильев, А.Ф. Барышев, А.А. Груздев, Ю.М. Касюк, Д.И. Долгов, К. Баскаев, А.Н. Булкатов, А. Цыганов и др.
В современных условиях хозяйствования
конкурентоспособность
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная разработанность вопросов обусловили выбор темы дипломной работы, ее цель, предмет и содержание.
Цель работы. Провести анализ оценки конкурентной среды нефтехимической отрасли.
Задачи. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
- изучить сущность и
современные модели
- определить влияние
- рассмотреть специфику отраслевой конкуренции;
- дать технико-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ деятельности конкурентов на рынке сырья;
- провести анализ экономической
оценки структуры рынка
-изучить разработку
Объект исследования. Объектом исследования являются нефтехимические предприятия РФ в условиях конкурентной среды.
Предмет исследования. Предметом исследования является процесс определения конкурентной среды и конкурентных преимуществ предприятий нефтехимической отрасли.
Информационной базой
исследования являются отчетные данные
нефтехимических предприятий
Структура работы. Данная дипломная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованных источников и приложение.
1. Теоретические аспекты
конкурентных отношений в
1.1 Сущность и современные модели конкурирующих рынков
Рынок является важнейшей составной частью экономической сферы страны, а также всего мирового хозяйства, в связи с чем изучение рынка и рыночных отношений представляет насущную потребность. Особенно актуально научное познание рыночных отношений для современной России, поскольку альтернатива им не просматривается и они жизненно необходимы для нашей страны как в перспективном плане, так и с позиции сегодняшнего дня.
Сущность рынка как
системы отношений необходимо раскрывать
с позиции трактовки его в
качестве продукта общественного разделения
труда и экономического обособления,
отражающего особую форму общественного
хозяйства. Обособление и складывающаяся
на этой основе хозяйственная
Являясь атрибутом рынка,
конкуренция естественно
Конкурентность рынка определяется теми границами, в рамках которых отдельные фирмы способные влиять на рынок, то есть на условия реализации своей продукции, прежде всего на цены. Чем меньше отдельные фирмы влияют на рынок, где они реализуют свою продукцию тот более конкурентным считается рынок. Высочайшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма на него не влияет совсем. Это возможно лишь в случае если на рынке товаров действует так много фирм, что любая из них в частности никак не может повлиять на цену товара, и воспринимает ее как такую, что определяется рыночным спросом и предложением. Такой рынок называется целиком конкурентным. А фирмы, которые действуют в условиях целиком конкурентного рынка, не ведут между собою конкурентной борьбы.
Если же отдельные фирмы имеют возможность влиять на условия реализации своей продукции (в первую очередь на цены), то они ведут между собою конкурентную борьбу, но рынок, где эта возможность реализуется, целиком конкурентной уже не считается [13,с.220].
Конкуренция (от лат. Concuro – сталкивание) является важнейшим механизмом рыночной экономики, которая, с одной стороны, выражается в борьбе между производственными, коммерческими и другими фирмами за лучшие возможности получения прибыли и наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг, а с другой – служит регулятором пропорционального развития товарного хозяйства, осуществляет его самонастройку, формирует в конечном итоге структуру и объем товаров, обращающихся на рынках [2,с.150].
Наличие конкурентной среды – это первое и главное условие эффективного функционирования рынка.
Конкурентная среда –
это сложившиеся условия, определяемые
структурными и поведенческими показателями
и характеризующие степень
Конкурентная среда региона
определяется типом конкуренции
и институциональной структурой
рынка, развитием различных
Конкуренция, вытесняя с рынков и, соответственно, из производственной деятельности наиболее слабых хозяйствующих субъектов, способствует концентрации и централизации производства, повышению его эффективности, производительности труда, снижению материалоемкости, капиталоемкости, энергоемкости и, в целом, издержек производства.
Формирование современного
рынка и его главного механизма
– конкуренции – это длительный
исторический процесс, связанный с
ростом разделения труда и хозяйственным
обособлением производителей, развитием
форм собственности, правовых отношений,
с традициями, обычаями, национальными
особенностями в сфере купли-
Также в научном языке существует два различных понимания термина "конкуренция":
-Конкуренция как
-Конкуренция как способ взаимодействия фирм на рынке (конкурентная борьба, ценовая и неценовая конкуренция)
Термины, используемые для обозначения различных типов рыночных структур, пришли из греческого языка и характеризуют:
- с одной стороны,
- с другой стороны, их численность [5,с.304].
В микроэкономике обобщаются наиболее типичные рыночные структуры (модели рынка) и исследуются поведение фирм-производителей, приводящие к получению ими наибольших выгод –получения максимума прибыли. В основе этих обобщений вырабатываются конкретные рекомендации, имеющие важное прикладное значение в выборе стратегии поведения фирмы в тех или иных конкретных рыночных условиях.
Объектом анализа конкуренции выступает отрасль, т.е. группа конкурентов, производящих товары (услуги) и непосредственно соперничающие друг с другом. Целью анализа является выявление конкурентных преимуществ фирмы и выбор стратегии конкуренции [2,с.3].
В зависимости от степени
совершенства конкуренции выделяют
различные типы рынков, для каждого
из которых свойственно