Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:29, курсовая работа
Цель работы. Провести анализ оценки конкурентной среды нефтехимической отрасли.
Задачи. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
- изучить сущность и современные модели конкурирующих рынков;
- определить влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов;
- рассмотреть специфику отраслевой конкуренции;
- дать технико-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ деятельности конкурентов на рынке сырья;
- провести анализ экономической оценки структуры рынка нефтепродуктов;
-изучить разработку мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции нефтепереработки.
Введение
1. Теоретические аспекты конкурентных отношений в нефтехимической отрасли
1.1 Сущность и современные модели конкурирующих рынков
1.2 Влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов
1.3 Специфика отраслевой конкуренции
2. Экономический анализ и оценка конкурентной среды ОАО "ТАИФ-НК"
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ деятельности конкурентов на рынке сырья
2.3 Экономическая оценка структуры рынка нефтепродуктов
3. Способы повышения конкурентоспособности продукции нефтепереработки
Заключение
Список использованных источников и литературы
Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственный контроль экономической концентрации в соответствии с главой 7 Федерального Закона "О защите конкуренции".
Деятельность Федеральной антимонопольной регламентируют 49 правовых актов, изданных в различные годы. Наиболее важными из них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий.
Антимонопольная политика в
европейских странах в большей
мере направлена на регулирование уже
сложившихся монополий
Для государственной
Кроме регулирования цен
определенную пользу – особенно в
нашей стране - может принести и
реформирование структуры естественных
монополий. Дело в том, что в России
в рамках единой корпорации часто
объединяется как производство естественно-монопольных
благ, так и производство таких
благ, которые эффективней
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока на стадии становления и требует радикального совершенствования.
На рынке нефтепродуктов
практика ценового преимущества не работает
– нефтяные компании, по официальной
версии, прибегают к согласованным
действиям в ценовой политике.
При этом актуализируются усилия
Федеральной антимонопольной
К факту, что разные продавцы держат очень близкие цены можно относиться по-разному. Скорее всего, одинаковые цены являются признаком конкуренции, а не монопольного сговора. В самом деле, продающиеся на рядом расположенных заправках топливо не может сильно различаться по цене. Так не бывает. Владельцам АЗС не нужно специально договариваться о сближении цен – на это существует рынок. Он и выравнивает цены. На предпринимателе, который этого не понимает, рынок поставит крест. То, что оптовые поставщики повышают цены одновременно – это тоже еще не свидетельство сговора, так как на их действия оказывают влияния одни и те же факторы, среди которых инфляция, сезонность, изменение акцизов, удорожание транспорта и т. д. Шаблонно обвинять предпринимателей в ценовом сговоре, не вполне корректно. На то нужны специальные основания и доказательства. Таким образом, нами предложен вариант научного объяснения одинаковости цен на моторное топливо и фактов их синхронного повышения, отличный от известного ФАС.
Очевидно, что ценовая
динамика на рынке нефтепродуктов определяется
экономическим циклом воспроизводства
и растущей потребностью в высококачественном
моторном топливе. Впрочем, следует
отметить и то, что на формирование
экономической конъюнктуры
Известно, что возмещение
основного капитала за счет амортизации
почти во всех случаях связано
с модернизацией техники, которая
представляет текущую ступень научно-
На рынке нефтепродуктов конкуренцию наиболее целесообразно, на наш взгляд, связывать с определение типа отраслевого рынка и со степенью близости к федеральным властным структурам, что обеспечивают нефтяным компаниям конкурентные преимущества. Следовательно, важнейшим для рынка нефтепродуктов фактором, определяющим конкуренцию и управляющим ею, является государственная политика.
Отечественный рынок нефтепродуктов – это рынок продавца с несовершенной конкуренцией, на регулирование цен которого государство оказывает весьма слабое влияние. Товары на данном рынке хорошо взаимозаменяемы вследствие своей однородности. Бензин и моторное масло обладают конкурентными преимуществами или недостатками только по сравнению с другими аналогичными товарами, предлагаемыми на рынке нефтепродуктов. Если такой альтернативы нет, то бензин, в отличие от масла, все равно будет куплен, даже на невзрачной и "подозрительной" заправке. В целом же при обретении нефтепродуктов потребителю важны не они сами по себе, а степень комфортности условий работы двигателя внутреннего сгорания автомобиля. При этом надпись на канистре с маслом "Hergestellt in Deutschland" для потребителя эквивалента надписи "Высокое качество" [22,с.200].
В свете сказанного в будущем аналитиками известной компании по исследованию рынков РосБизнесКонсалтинг (РБС) прогнозируется рост производства моторных топлив, соответствующих более высоким экологическим стандартам, при этом в период до 2015 года ожидается опережающий рост потребления дизельного топлива по сравнению с автомобильным бензином. В структуре продукции, выпускаемой российскими НПЗ, наибольший удельный вес имеет дизельное топливо – более 31%. Именно производство дизельного топлива в течение 2001-2008 гг. развивалось наиболее динамично – почти на 30%. При этом объемы выпуска автомобильного бензина все еще недостаточно велики (в пределах 15-17%). Но темпы роста выглядят довольно впечатляюще – на 28% за 2001-2008гг.
Как отмечается в исследование компании РБК "Нефтеперерабатывающая отрасль России и рынок нефтепродуктов", за январь-декабрь 2007 года было выработано автомобильных бензинов на 725,9 тыс. тонн больше, чем за соответствующий период 2006 года или 102,1%, в том числе А-76(80) – 9016 тыс. тонн или 25,7% от общей выработки, АИ-92 и выше – 26005 тыс. тонн или 74,3%. За 12 месяцев 2007 года дизельного топлива было выработано на 2 088,8 тыс. тонн больше, чем за соответствующий период 2006 года или 103,3%, в том числе с содержанием серы до 0,05% - 22,2%, с содержанием серы от 0,05% до 0,2% - 72,8%, с содержанием серы 0,5 и выше – 5,0%
Оценивая определенную информативность таких обзоров, следующие замечания. Во-первых, нередко в официальных данных используется только часть показателей, отражающих экономическую конъюнктуру. Значительное число таких показателей вынуждает исследователей всегда ограничивать их круг. Следовательно, и анализ будет не всесторонним. Неучтенные показатели могут значимо характеризовать экономическую конъюнктуру и ее динамику, но исследовать об этом знать не будет. В результате неполноты анализа растет риск принятия неправильного предпринимательского решения. Так, например, из приведенных данных не следует вывод о том, что в ближайшие время в нефтеперерабатывающей отрасли России может наступить кризис.
Во-вторых, при исследовании
экономической конъюнктуры
В создавшихся в российской
нефтепереработке условиях длительное
наращивание объемов
В- третьих, использование относительных величин, выраженных в процентах, в качестве показателей состояния и динамики экономической конъюнктуры может дать искаженное представление о них.
Ранжирование исследуемых факторов по степени их влияния на рынок нефтепродуктов привело нас к следующим результатам:
- соперничество ВИНКов между собой за долю рынка;
- влияние государства на рынок нефтепродуктов;
- способность крупных поставщиков нефтепродуктов "договариваться" .
1.3 Специфика отраслевой конкуренции
Сегодня в России сложилась уникальная стратегическая и экономическая ситуация, которая в ближайшие годы позволит совершить значительный рывок в развитии нефтепереработки и нефтехимии. Модернизация отрасли даст возможность сократить экспорт нефтяного сырья и увеличить производство качественных нефтепродуктов, обладающих высокой добавочной стоимостью, и тем самым ускорит развитие экономики России в целом.
В настоящее время наблюдаются позитивные сдвиги в нефтеперерабатывающей промышленности. Интенсивное развитие нефтяной отрасли (за счет переработки) вместо существующего экстенсивного (добыча и продажа нефти) – это единственный и неизбежный путь экономической трансформации цепочки создания добавочной стоимости нефтепродуктов.
Связано это с тем, что в дальнейшем в своей хозяйственной деятельности собственники нефти и газового конденсата будут экономически зависеть от способов эффективной переработки сырья и реализации полученных продуктов.
Небольшая глубина переработки
нефти на существующих в России нефтеперерабатывающих
заводах (НПЗ) не соответствует мировым
показателям, что ведет к достаточно
высокой себестоимости
Размещение предприятий нефтепереработки в России предопределено особенностями развития данной отрасли в СССР. Так, большинство нефтеперерабатывающих заводов на территории России были построены в период с конца 40-х до середины 60-х годов, когда выбор площадок строительства новых заводов осуществлялся с целью приближения мест производства нефтепродуктов к районам их концентрированного потребления: в Рязанской, Ярославской, Горьковской, Ленинградской областях, Краснодарском крае и в Сибири. Учитывая, что до конца 60-х годов Урал и Поволжье являлись крупнейшими центрам и добычи нефтяного сырья, в этих регионах увеличилась концентрация нефтеперерабатывающих производств: были построены новые заводы в Башкирии, в Самарской и Пермской областях. После 1966 года и до начала 90-х годов было построено 7 нефтеперерабатывающих заводов: на территории России – Ачинский НПЗ, остальные 6 – на территории стран нынешнего СНГ (в Лисичанске, Мозыре, Мажейкяе, Чарджоу, Чимкенте, Павлодаре). Данный фактор отражал объективную необходимость приближения нефтепереработки к регионам, испытывающим дефицит нефтепродуктов. Кроме того, в 1979 году в ОАО "Нижнекамскнефтехим" была организована переработка нефти для обеспечения потребности в сырье нефтехимического производства [38,с.20].
В настоящее время основная
нагрузка по обеспечению внутренних
потребностей России в нефтепродуктах
приходится на 27 нефтеперерабатывающих
заводов, мощность которых по первичной
переработке составляет около 264 млн.
тонн в год. В связи с тем, что
большинство НПЗ введены в
действие в период 1940–1960-х годов,
сегодня в стране ощущается нехватка
современных
По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации,в 2002–2007 годах динамика первичной переработки нефти в нефтеперерабатывающей промышленности России характеризовалась следующими показателями: Доля России в мировом объеме нефтепереработки составляет около 7%. Объем переработки нефти в 2007 году составил 228,6 млн. тонн, суммарная мощность по первичной переработке нефти на 31.12.2007 – 264 млн. тонн в год, средняя загрузка по процессам первичной переработки нефти в целом по заводам России составила 86,6%, что на 7,6% превышает загрузку 2006 года. Использование мощностей по вторичным процессам остается низким: каталитический крекинг – 63–65%, коксование – 71%, каталитический риформинг – 49%, гидроочистка топлив – 57%, производство масел – 60%, производство битумов – 40%. Таким образом, глубина переработки нефти на предприятиях России не соответствует мировым показателям (85–95%) и составляет 71,7%, а по 13 заводам она находится в пределах 59–66%. Данный фактор ведет к продаже основных получаемых нефтепродуктов на внешнем рынке по заниженным ценам, что напрямую влияет на результативность работы НПЗ и обуславливает необходимость создания новых производств по глубокой переработке нефти [42,с.25].
Качественная переработка
газового конденсата в России в начале
XXI века практически отсутствует, кроме
крайне неэффективной переработки
в смеси с нефтью. Вместе с тем,
большое содержание конденсата в
добываемом газе предоставляет добывающим
компаниям возможность
Сегодня экономика России
и Республики Татарстан испытывает
существенную потребность в современных
производствах по переработке газового
конденсата. Следовательно, реализация
Обществом инвестиционного
В каждой стране макроэкономический рости благосостояние населения в значительной мере зависят от уровня развития базовых отраслей экономики. Для Республики Татарстан– одного из старейших нефтедобывающих регионов России – это, прежде всего, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность [34].