Оценка и повышение конкурентоспособности нефтехимической промышленности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание

Цель работы. Провести анализ оценки конкурентной среды нефтехимической отрасли.
Задачи. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
- изучить сущность и современные модели конкурирующих рынков;
- определить влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов;
- рассмотреть специфику отраслевой конкуренции;
- дать технико-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ деятельности конкурентов на рынке сырья;
- провести анализ экономической оценки структуры рынка нефтепродуктов;
-изучить разработку мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции нефтепереработки.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты конкурентных отношений в нефтехимической отрасли
1.1 Сущность и современные модели конкурирующих рынков
1.2 Влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов
1.3 Специфика отраслевой конкуренции
2. Экономический анализ и оценка конкурентной среды ОАО "ТАИФ-НК"
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ деятельности конкурентов на рынке сырья
2.3 Экономическая оценка структуры рынка нефтепродуктов
3. Способы повышения конкурентоспособности продукции нефтепереработки
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 104.25 Кб (Скачать документ)

Федеральная антимонопольная  служба осуществляет государственный  контроль экономической концентрации в соответствии с главой 7 Федерального Закона "О защите конкуренции".

Деятельность Федеральной антимонопольной регламентируют 49 правовых актов, изданных в различные годы. Наиболее важными из них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий.

Антимонопольная политика в  европейских странах в большей  мере направлена на регулирование уже  сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.

Для государственной антимонопольной  политики США, прежде всего, и безусловно, характерна такая позиция, в соответствии с которой совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею "благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю".

Кроме регулирования цен  определенную пользу – особенно в  нашей стране - может принести и  реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто  объединяется как производство естественно-монопольных  благ, так и производство таких  благ, которые эффективней изготовлять  в конкурентных условиях. Это объединение  носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую  сферу национальной экономики.

В целом система антимонопольного регулирования в России находится  пока на стадии становления и требует  радикального совершенствования.

На рынке нефтепродуктов практика ценового преимущества не работает – нефтяные компании, по официальной  версии, прибегают к согласованным  действиям в ценовой политике. При этом актуализируются усилия Федеральной антимонопольной службы.

К факту, что разные продавцы держат очень близкие цены можно  относиться по-разному. Скорее всего, одинаковые цены являются признаком конкуренции, а не монопольного сговора. В самом  деле, продающиеся на рядом расположенных заправках топливо не может сильно различаться по цене. Так не бывает. Владельцам АЗС не нужно специально договариваться о сближении цен – на это существует рынок. Он и выравнивает цены. На предпринимателе, который этого не понимает, рынок поставит крест. То, что оптовые поставщики повышают цены одновременно – это тоже еще не свидетельство сговора, так как на их действия оказывают влияния одни и те же факторы, среди которых инфляция, сезонность, изменение акцизов, удорожание транспорта и т. д. Шаблонно обвинять предпринимателей в ценовом сговоре, не вполне корректно. На то нужны специальные основания и доказательства. Таким образом, нами предложен вариант научного объяснения одинаковости цен на моторное топливо и фактов их синхронного повышения, отличный от известного ФАС.

Очевидно, что ценовая  динамика на рынке нефтепродуктов определяется экономическим циклом воспроизводства  и растущей потребностью в высококачественном моторном топливе. Впрочем, следует  отметить и то, что на формирование экономической конъюнктуры влияют также такие внутренние факторы, как высокая степень изношенности основных производственных фондов отрасли (отдачи от них перешагнула нижний допустимый передел) и огромной долей  прибыли, изымаемой в государственный  бюджет. Это препятствует работе экономического механизма среднесрочного цикла, связанного с процессами возмещения основного капитала.

Известно, что возмещение основного капитала за счет амортизации  почти во всех случаях связано  с модернизацией техники, которая  представляет текущую ступень научно-технического прогресса и развития производительных сил. Характер этого движения в исследуемой  отрасли, условия ведения предпринимательской  деятельности в ней в значительной мере определяются финансовыми изъятиями  государства для латания дыр  в социальной сфере, датирования  ряда регионов и т.п.

На рынке нефтепродуктов конкуренцию наиболее целесообразно, на наш взгляд, связывать с определение  типа отраслевого рынка и со степенью близости к федеральным властным структурам, что обеспечивают нефтяным компаниям конкурентные преимущества. Следовательно, важнейшим для рынка  нефтепродуктов фактором, определяющим конкуренцию и управляющим ею, является государственная политика.

Отечественный рынок нефтепродуктов – это рынок продавца с несовершенной  конкуренцией, на регулирование цен  которого государство оказывает  весьма слабое влияние. Товары на данном рынке хорошо взаимозаменяемы вследствие своей однородности. Бензин и моторное масло обладают конкурентными преимуществами или недостатками только по сравнению  с другими аналогичными товарами, предлагаемыми на рынке нефтепродуктов. Если такой альтернативы нет, то бензин, в отличие от масла, все равно  будет куплен, даже на невзрачной и "подозрительной" заправке. В целом  же при обретении нефтепродуктов потребителю важны не они сами по себе, а степень комфортности условий работы двигателя внутреннего сгорания автомобиля. При этом надпись на канистре с маслом "Hergestellt in Deutschland" для потребителя эквивалента надписи "Высокое качество" [22,с.200].

В свете сказанного в будущем  аналитиками известной компании по исследованию рынков РосБизнесКонсалтинг (РБС) прогнозируется рост производства моторных топлив, соответствующих более высоким экологическим стандартам, при этом в период до 2015 года ожидается опережающий рост потребления дизельного топлива по сравнению с автомобильным бензином. В структуре продукции, выпускаемой российскими НПЗ, наибольший удельный вес имеет дизельное топливо – более 31%. Именно производство дизельного топлива в течение 2001-2008 гг. развивалось наиболее динамично – почти на 30%. При этом объемы выпуска автомобильного бензина все еще недостаточно велики (в пределах 15-17%). Но темпы роста выглядят довольно впечатляюще – на 28% за 2001-2008гг.

Как отмечается в исследование компании РБК "Нефтеперерабатывающая  отрасль России и рынок нефтепродуктов", за январь-декабрь 2007 года было выработано автомобильных бензинов на 725,9 тыс. тонн больше, чем за соответствующий  период 2006 года или 102,1%, в том числе  А-76(80) – 9016 тыс. тонн или 25,7% от общей  выработки, АИ-92 и выше – 26005 тыс. тонн или 74,3%. За 12 месяцев 2007 года дизельного топлива было выработано на 2 088,8 тыс. тонн больше, чем за соответствующий период 2006 года или 103,3%, в том числе с содержанием серы до 0,05% - 22,2%, с содержанием серы от 0,05% до 0,2% - 72,8%, с содержанием серы 0,5 и выше – 5,0%

Оценивая определенную информативность  таких обзоров, следующие замечания. Во-первых, нередко в официальных  данных используется только часть показателей, отражающих экономическую конъюнктуру. Значительное число таких показателей  вынуждает исследователей всегда ограничивать их круг. Следовательно, и анализ будет  не всесторонним. Неучтенные показатели могут значимо характеризовать  экономическую конъюнктуру и  ее динамику, но исследовать об этом знать не будет. В результате неполноты анализа растет риск принятия неправильного предпринимательского решения. Так, например, из приведенных данных не следует вывод о том, что в ближайшие время в нефтеперерабатывающей отрасли России может наступить кризис.

Во-вторых, при исследовании экономической конъюнктуры нужно  стараться непросто давать динамику изменения ее показателей по принципу "было.., стало…", но и установить взаимосвязи между показателями, а также определяющие их факторы.

В создавшихся в российской нефтепереработке условиях длительное наращивание объемов производства нефтепродуктов невозможно без инвестирования в основной капитал. Тем более, что после 2010 г. в структуре потребления моторного топлива непременно увеличится спрос на высококачественное сорта топлива, соответствующие стандартам ЕВРО-4 и ЕВРО-5.

В- третьих, использование  относительных величин, выраженных в процентах, в качестве показателей  состояния и динамики экономической  конъюнктуры может дать искаженное представление о них.

Ранжирование исследуемых  факторов по степени их влияния на рынок нефтепродуктов привело нас  к следующим результатам:

- соперничество ВИНКов между собой за долю рынка;

- влияние государства  на рынок нефтепродуктов;

- способность крупных  поставщиков нефтепродуктов "договариваться" .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                        

1.3 Специфика отраслевой  конкуренции

 

Сегодня в России сложилась  уникальная стратегическая и экономическая  ситуация, которая в ближайшие  годы позволит совершить значительный рывок в развитии нефтепереработки и нефтехимии. Модернизация отрасли  даст возможность сократить экспорт  нефтяного сырья и увеличить  производство качественных нефтепродуктов, обладающих высокой добавочной стоимостью, и тем самым ускорит развитие экономики России в целом.

В настоящее время наблюдаются  позитивные сдвиги в нефтеперерабатывающей  промышленности. Интенсивное развитие нефтяной отрасли (за счет переработки) вместо существующего экстенсивного (добыча и продажа нефти) – это единственный и неизбежный путь экономической трансформации цепочки создания добавочной стоимости нефтепродуктов.

Связано это с тем, что  в дальнейшем в своей хозяйственной  деятельности собственники нефти и  газового конденсата будут экономически зависеть от способов эффективной переработки  сырья и реализации полученных продуктов.

Небольшая глубина переработки  нефти на существующих в России нефтеперерабатывающих  заводах (НПЗ) не соответствует мировым  показателям, что ведет к достаточно высокой себестоимости производимых нефтепродуктов [18 с. 28].

Размещение предприятий  нефтепереработки в России предопределено особенностями развития данной отрасли  в СССР. Так, большинство нефтеперерабатывающих заводов на территории России были построены в период с конца 40-х до середины 60-х годов, когда выбор площадок строительства новых заводов осуществлялся с целью приближения мест производства нефтепродуктов к районам их концентрированного потребления: в Рязанской, Ярославской, Горьковской, Ленинградской областях, Краснодарском крае и в Сибири. Учитывая, что до конца 60-х годов Урал и Поволжье являлись крупнейшими центрам и добычи нефтяного сырья, в этих регионах увеличилась концентрация нефтеперерабатывающих производств: были построены новые заводы в Башкирии, в Самарской и Пермской областях. После 1966 года и до начала 90-х годов было построено 7 нефтеперерабатывающих заводов: на территории России – Ачинский НПЗ, остальные 6 – на территории стран нынешнего СНГ (в Лисичанске, Мозыре, Мажейкяе, Чарджоу, Чимкенте, Павлодаре). Данный фактор отражал объективную необходимость приближения нефтепереработки к регионам, испытывающим дефицит нефтепродуктов. Кроме того, в 1979 году в ОАО "Нижнекамскнефтехим" была организована переработка нефти для обеспечения потребности в сырье нефтехимического производства [38,с.20].

В настоящее время основная нагрузка по обеспечению внутренних потребностей России в нефтепродуктах приходится на 27 нефтеперерабатывающих  заводов, мощность которых по первичной  переработке составляет около 264 млн. тонн в год. В связи с тем, что  большинство НПЗ введены в  действие в период 1940–1960-х годов, сегодня в стране ощущается нехватка современных нефтеперерабатывающих  производств. Используемые технологии переработки устарели, качество производимых нефтепродуктов не соответствует современным  потребностям растущей экономики России и экспортным критериям. Кроме того, малотоннажные установки (мини-НПЗ) характеризуются невысокой эффективностью и могут быть использованы только для решения локальных проблем обеспечения нефтепродуктами отдаленных регионов [19 с. 35].

По данным Федеральной  службы государственной статистики Российской Федерации,в 2002–2007 годах динамика первичной переработки нефти в нефтеперерабатывающей промышленности России характеризовалась следующими показателями: Доля России в мировом объеме нефтепереработки составляет около 7%. Объем переработки нефти в 2007 году составил 228,6 млн. тонн, суммарная мощность по первичной переработке нефти на 31.12.2007 – 264 млн. тонн в год, средняя загрузка по процессам первичной переработки нефти в целом по заводам России составила 86,6%, что на 7,6% превышает загрузку 2006 года. Использование мощностей по вторичным процессам остается низким: каталитический крекинг – 63–65%, коксование – 71%, каталитический риформинг – 49%, гидроочистка топлив – 57%, производство масел – 60%, производство битумов – 40%. Таким образом, глубина переработки нефти на предприятиях России не соответствует мировым показателям (85–95%) и составляет 71,7%, а по 13 заводам она находится в пределах 59–66%. Данный фактор ведет к продаже основных получаемых нефтепродуктов на внешнем рынке по заниженным ценам, что напрямую влияет на результативность работы НПЗ и обуславливает необходимость создания новых производств по глубокой переработке нефти [42,с.25].

Качественная переработка  газового конденсата в России в начале XXI века практически отсутствует, кроме  крайне неэффективной переработки  в смеси с нефтью. Вместе с тем, большое содержание конденсата в  добываемом газе предоставляет добывающим компаниям возможность относиться к газовому конденсату как к полноценному сырью. Строительство "дешевых" и компактных установок по переработке конденсата в России, с минимальными затратами на операции по производству продукции, с получением высоколиквидных и пользующихся повышенным спросом продуктов – значимое инвестиционное направление на ближайшие 5–10 лет.

Сегодня экономика России и Республики Татарстан испытывает существенную потребность в современных  производствах по переработке газового конденсата. Следовательно, реализация Обществом инвестиционного проекта "Нефтеперерабатывающий комплекс ОАО "ТАИФ-НК" в г. Нижнекамск" является образцом решения многих вышеперечисленных экономических и технологических проблем нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли республики и России в целом.

В каждой стране макроэкономический рости благосостояние населения в значительной мере зависят от уровня развития базовых отраслей экономики. Для Республики Татарстан– одного из старейших нефтедобывающих регионов России – это, прежде всего, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность [34].

Информация о работе Оценка и повышение конкурентоспособности нефтехимической промышленности Российской Федерации