Оценка и повышение конкурентоспособности нефтехимической промышленности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание

Цель работы. Провести анализ оценки конкурентной среды нефтехимической отрасли.
Задачи. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
- изучить сущность и современные модели конкурирующих рынков;
- определить влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов;
- рассмотреть специфику отраслевой конкуренции;
- дать технико-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ деятельности конкурентов на рынке сырья;
- провести анализ экономической оценки структуры рынка нефтепродуктов;
-изучить разработку мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции нефтепереработки.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты конкурентных отношений в нефтехимической отрасли
1.1 Сущность и современные модели конкурирующих рынков
1.2 Влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов
1.3 Специфика отраслевой конкуренции
2. Экономический анализ и оценка конкурентной среды ОАО "ТАИФ-НК"
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ деятельности конкурентов на рынке сырья
2.3 Экономическая оценка структуры рынка нефтепродуктов
3. Способы повышения конкурентоспособности продукции нефтепереработки
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 104.25 Кб (Скачать документ)

Рынок совершенной конкуренции. Для него характерно то, что в  борьбе за внимание и деньги покупателей  сталкиваются между собой множество  производителей однотипных товаров. При  этом ни один из них не обладает контролем  над такой долей рынка, которая  позволяет ему навязывать остальным  выгодные ему условия сбыта.

При такой конкуренции  рыночное равновесие достигается в  результате массовых сделок продавцов  и покупателей, которые не могут  навязать друг другу свою волю и  вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены. В такой ситуации достоинства рыночных механизмов проявляется  наиболее полно.

Таким идентичным, или стандартизированным, товаром может быть, например, пшеница, кукуруза, сахар, акции компании. Это означает, что все продавцы таких товаров предлагают практически одинаковый продукт; разница в потребительских свойствах отсутствует. Поэтому покупателю не стоит утруждать себя выяснением отличий в качестве, свойствах — их фактически нет. А для продавца становится практически бессмысленным вести неценовую конкуренцию. Каждый из продавцов при этом не в состоянии повлиять на цену товара, складывающуюся на рынке. Продавец на таком рынке является "ценополучателем".

Выделим основные характеристики совершенной конкуренции:

-многочисленность участников  обмена — продавцов и покупателей;

- тождественная, стандартизированная  продукция. Этому требованию могут  отвечать только простые товары, примеры которых ранее были  названы;

-свободный доступ к  рынкам новых продавцов и возможность  такого же свободного выхода  с них. Если посмотреть на  эту проблему несколько шире, то можно отметить, что препятствиями  для входа новых субъектов  в любую отрасль могут быть: технологические, ресурсные, финансовые, законодательные ограничения. Например, сложность технологии и необходимость  большого стартового капитала  характерны для многих производств  в машиностроении, металлургии, нефтепереработке, что резко сужает число возможных  претендентов на появление в  этих отраслях. В то же время  большинство сфер, например сельскохозяйственного  производства, не имеют таких  сложных условий входа для  новых производителей;

-наличие полной информации у участников обмена. Покупатели должны иметь сведения об имеющихся продавцах, их ценах, других условиях реализации. Экономические субъекты должны располагать примерно одинаковым объемом информации о рынке [41с.123].

Рынок монополистической  конкуренции. Экономисты говорят о  возникновении монополистической  конкуренции, если:

- на рынке имеется много  конкурирующих фирм;

- для удовлетворения одной  и той же потребности эти  фирмы предлагают различающиеся  между собой товары;

- каждая фирма имеет  некоторую возможность влиять  на цену, по которой она продает  свои товары;

- существующие фирмы не  могут преградить вход на рынок  новым конкурентам.

Характерными примерами  таких товарных рынков являются рынки  продуктов питания, одежды, мебели и  т.д.

На таком рынке монополистическая  власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности  товара и в предложении ее на рынок  по самостоятельно назначенной цене, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения и возможности диктовать рыночную цену.

Соперничающие субъекты могут  использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции:

-Возможность применения  последних, в отличие от условий  чистой

конкуренции, связана с дифференциацией продукта.

-Конкуренты предлагают  его разновидности, стремясь убедить  покупателя в превосходстве своих  спецификаций товара.

-Совершенствования качества  продукта, условий его продажи,  дизайна, упаковки, активной рекламы  и т.д

-Различные соглашения  между конкурентами по ограничению  конкуренции, например по проведению  согласованной ценовой политики, являются практически малоосуществимыми. Все дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников;

-Сохраняются возможности  относительно легкого вступления  в отрасль новых производителей. По сравнению с чистой конкуренцией  трудности возрастают, но не намного.  Масштабы стартового капитала, уровень  технологической сложности не  ставят непреодолимых барьеров  для проникновения в отрасль  новых конкурентов.

Рынок олигополии. Существуют рынки, на которых, как правило, действует  относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где  число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять  в виде некоторого ориентира.

Примерами такой конкурентной ситуации в Украине могут быть рынки бытовых холодильников, стиральных машин, сигарет, магнитофонов, локальные  рынки ряда товаров и услуг  в городах.

Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.

К основным характеристикам  олигополистической конкуренции можно  отнести:

-немногочисленность конкурентов.  Каждый из них обладает обычно

довольно большой долей  рынка какого-то товара или услуги;

-предложение стандартизированных  или дифференцированных товаров.  Ряд промышленных товаров, таких,  например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными  продуктами и обычно предлагаются  в условиях олигополистической  конкуренции. Дифференцированными  товарами на олигополистических  рынках могут быть, к примеру,  автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия  - олигополисты — это обычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабное производство;

-сложность входа в отрасль  новых предприятие. Здесь уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами на вступление в отрасль встают очень серьезные проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности "ветеранов" разными способами препятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно;

-наличие стимулов к  слиянию, сговорам, направленным  на снижение или устранение  конкуренции. Слияние конкурентов  позволяет получить большую долю  рынка, в большей степени использовать  эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже своей продукции  (это можно делать с меньшими  удельными издержками), так и "на  входе" — при решении проблем,  ресурсного обеспечения (закупка  крупных партий ресурсов по  низшим ценам).

Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов  ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву  для подобных стремлений.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая  конкуренция. Но ценовые методы соперничества  обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены  будут адекватно отвечать, иначе  обнаружится слишком большая  потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера.

Поэтому ценовые методы здесь  могут принести кратковременный  эффект.

Для этого рынка характерно производство одинаковых или сходных  товаров небольшим числом крупных  фирм, которые конкурируют между  собой. При этом каждая фирма может  оказывать существенное влияние  на цены, по которым продаются ее товары.

Ситуация олигополии возникает  обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб возникает  обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. Экономически рациональный масштаб этих производств  оказывается таким, что все нужды  рынка могут быть удовлетворены  несколькими фирмами.

Автомобильные фирмы США: "Форд", "Дженерал Моторс" и "Крайслер".

Рынок монополии. Монополия  — фирма (ситуация на рынке, на котором  действует такая фирма), действующая  в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар или оказывающая  услуги, не имеющие близких заменителей). На таком рынке для покупателя складывается самые худшие условия. При чистой монополии возможности  покупателя торговаться становится крайне ограниченными, поскольку альтернативного  изготовителя (продавца) просто не существует. Обычная коммерческая стратегия  монополиста – навязывание покупателям  завышенных уровне цен.

В большинстве развитых стран  мира государство ведет борьбу с  проявлениями монополизма на рынке.

Сердцевиной антимонопольного регулирования являются ограничением власти фирм-монополистов в навязывании  покупателям своих уровней цен и защита конкуренции .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.1 - Признаки четырех  рыночных структур.

Тип рынка

Число фирм

Свобода выхода

Тип продукции

примеры

Совершенная конкуренция

Множество

неограничеа

Однородный (недефференцированный)

Торговцы овощами на рынке

Монополистическая конкуренция

Много ограничено

неограничено

дифференцированный

Услуги, ,рестораны

Олигополия

немного

ограничено

Дифференцированный / недифференцированный

Автомобили, электроприборы

монополия

одна

Ограничено или совершенно блокирована

Уникальный

Локальные поставщики воды, газа и электричества во многих странах


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Влияние государственной  политики на рынок нефтепродуктов

 

Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  конкуренции на товарных рынках и  на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также  изданию в пределах своей компетенции  индивидуальных правовых актов в  установленной сфере деятельности.

Постановлением правительства  РФ от 20 февраля 2006 г. №94 "О федеральном  органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере  размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для  федеральных государственных" Федеральная  антимонопольная служба уполномочена осуществлять контроль в сфере размещения заказов, за размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  по государственному оборонному заказу, контроль над которыми осуществляет Федеральная служба по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.Функции и полномочия ФАС России в сфере контроля над размещением госзаказов определены Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" [1].

Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) является осуществление  функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в  сфере рекламы, а также принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере.

К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся  предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или  нанести вред здоровью граждан; защита от недобросовестной конкуренции в  области рекламы; привлечение субъектов  рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе; взаимодействие с органами саморегулирования рекламы [41,с.123].

Основными функциями Федеральной  антимонопольной службы являются:

-надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон "О защите конкуренции № 135-ФЗ" от 26 июля 2006 г.);

-надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;

-надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 г.);

-надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок;

-надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в федеральный закон "О рекламе";

Работа ФАС России в  сфере контроля над деятельностью  естественных монополий направлена на обеспечение равного доступа  к товарам и услугам, которые  они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная  служба стремится к повышению  прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия  для роста объемов товаров  и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС  России тесно координирует с Федеральной  службой по тарифам [26 с. 213].

Информация о работе Оценка и повышение конкурентоспособности нефтехимической промышленности Российской Федерации