Оценка и повышение конкурентоспособности нефтехимической промышленности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание

Цель работы. Провести анализ оценки конкурентной среды нефтехимической отрасли.
Задачи. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
- изучить сущность и современные модели конкурирующих рынков;
- определить влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов;
- рассмотреть специфику отраслевой конкуренции;
- дать технико-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ деятельности конкурентов на рынке сырья;
- провести анализ экономической оценки структуры рынка нефтепродуктов;
-изучить разработку мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции нефтепереработки.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты конкурентных отношений в нефтехимической отрасли
1.1 Сущность и современные модели конкурирующих рынков
1.2 Влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов
1.3 Специфика отраслевой конкуренции
2. Экономический анализ и оценка конкурентной среды ОАО "ТАИФ-НК"
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ деятельности конкурентов на рынке сырья
2.3 Экономическая оценка структуры рынка нефтепродуктов
3. Способы повышения конкурентоспособности продукции нефтепереработки
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 104.25 Кб (Скачать документ)

На протяжении многих лет  предприятие является лидером отрасли  по разведочному, эксплуатационному  бурению и вводу в эксплуатацию новых добывающих скважин.

Одним из значимых конкурентных преимуществ предприятия является наличие в его составе мощных сервисных подразделений, которые обеспечивают высокую эффективность внедрения передовых технологий нефтегазодобычи. Нефть поставляется как на российские нефтеперерабатывающие заводы, так и за рубеж - в страны СНГ и Западной Европы.

В 2003 г. начато строительство  комплекса глубокой переработки  нефти на базе гидрокрекинга мазута. Это стратегически важный проект компании "Сургутнефтегаз". С пуском этого комплекса глубина переработки нефти достигнет 75 %.

После завершения строительства  гидрокрекинга будет реализован проект каталитического крекинга. Одновременно рассматривается возможность строительства второй очереди комплекса глубокой переработки нефти с широким внедрением процессов нефтехимии. Таким образом, к 2011 г. глубина переработки нефти достигнет 92-95 % и КИНЕФ станет обладать всем необходимым набором технологических процессов для высокоэффективного производства. Основные рынки сбыта компании - регионы Северо-Запада России. В настоящее время розничная сеть Сургутнефтегаза представлена 6 торговыми компаниями: "Калининграднефтепродукт", "Киришиавтосервис", "Леннефтепродукт", "Новгороднефтепродукт", "Псковнефтепродукт", "Тверьнефтепродукт". На конец 2008 года торговые компании располагают 307 АЗС, большая часть которых представляет собой современные автозаправочные комплексы с широким спектром услуг. Сбытовые предприятия имеют 28 нефтебаз для хранения топлива.

Выгодное географическое положение сбытовых предприятий  определяется близостью к нефтеперерабатывающему заводу компании, а также благодаря  пролегающим по территории деятельности междугородным и международным  трассам с большими потоками автомобильного транспорта.

Предприятие развивается  и строит планы, следуя тенденциям мировой  нефтепереработки и исходя из жизненной  необходимости. В технической политике КИНЕФ всегда были и остаются приоритетными  вопросы совершенствования процессов, модернизации и технического перевооружения производства, а конечной целью - дальнейшее повышение качества продукции [32].

Сегодня ТАИФ-НК, являясь "сердцем" нефтепереработки в республике, выпускает  всю гамму высококачественных нефтепродуктов. Суммарная мощность компании по сырью - 8 млн тонн в год: проектная мощность установки первичной перегонки нефти – 7 млн тонн и установки перегонки газового конденсата – 1 млн тонн в год.

Данные мощности переработки  нефти и газового конденсата позволяют  полностью обеспечить сырьем этиленовое и, частично, каучуковое направления  нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан в рамках Группы компаний ТАИФ, куда входят такие предприятия, как ОАО "Нижнекамскнефтехим" и ОАО "Казаньоргсинтез".

По итогам 2007 года произведено  товарной продукции на 65,4 млрд рублей. В сопоставимых ценах объем выпуска товарной продукции к уровню 2006 года составил 106,3%. Реализовано продукции и услуг на сумму 64,6 млрд рублей. Доля экспорта в реализованной продукции составила 55%. Получена чистая прибыль в размере 4,58 млрд рублей. Рентабельность затрат по чистой прибыли составила 8,0%.

В отчетном году продолжилось строительство новых и модернизация имеющихся производств.

Достигнуты значительные результаты по увеличению глубины переработки  нефти. Запуск битумной установки, узла приготовления и хранения реактивного  топлива, узла отгрузки тяжелого газойля  каталитического крекинга и установки  сероочистки пропан-пропиленовой фракции, бутан-бутиленовой фракции и легкого  бензина каткрекинга направлен на получение окисленных битумов, авиационного керосина марок РТ и автомобильных бензинов, отвечающих мировым стандартам качества. Все это позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции и добиться глубины нефтепереработки 70,66%. Начата реализация нового проекта строительства комплекса по переработке тяжелых нефтяных остатков. Основной целью данного проекта является получение более востребованных на рынке "светлых" нефтепродуктов из менее ценных тяжелых остатков нефтеперерабатывающего производства. При этом глубина переработки нефти составит более 95%.

В отчетном году ОАО "ТАИФ-НК" переработано 7672 тыс. тн сырья, в том числе 6 987 тыс. тн нефти и 685 тыс. тн газового конденсата.

В состав экспортной группы товарной продукции ОАО "ТАИФ-НК" вошли: автомобильные бензины – 236,1 тыс. тн; дизельное топливо – 873,6 тыс. тн.; мазут – 1 336,3 тыс. тн, вакуумный газойль – 628,6 тыс. тн.

Загрузка производственных мощностей ОАО "ТАИФ-НК" по первичной  переработке нефти в 2008 г. составила 95,9 %. При этом, по итогам года, установка  первичной переработки нефти  ЭЛОУ-АВТ-7 была загружена на 99,8%, установка  по переработке газового конденсата – на 68,2%.

По итогам 2008 года ОАО "ТАИФ-НК" м произведено товарной продукции  на 89,1 млрд. рублей. В сопоставимых ценах  рост объемов выпуска товарной продукции  по сравнению с уровнем 2007 года составил 106%. Реализовано продукции и услуг  на сумму 89,1 млрд. рублей. Доля экспорта в реализованной продукции составила 49%. Получена чистая прибыль в размере 5,3 млрд. рублей. Рентабельность затрат по чистой прибыли составила 6,7% (Приложение Б) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Экономическая оценка  структуры рынка нефтепродуктов

 

Научное направление изучения структуры и организации рынков рассматривает концентрацию рыночной власти и ее влияния на конкурентную среду как на национальном, так и на региональном рынках. Представителями этой школы были разработаны методы определения размеров рынков и географических границ рынков, изучена система факторов, определяющих структуру рынка, которые послужили основой для анализа конкурентной среды отраслевых рынков.

Количественными показателями, наиболее часто применяемыми для  оценки структуры товарного рынка, являются:

- численность продавцов,  действующих на данном рынке;

- степень однородности  выпускаемой продукции;

- доли, занимаемые продавцами  на данном рынке;

- показатели рыночной  концентрации.

Численность продавцов, действующая  на товарном рынке, позволяет определить, к какому типу структуры относится  изучаемый отраслевой рынок: монополии, олигополии, монополистической конкуренции  либо чистой конкуренции. Характеристика степени дифференциации выпускаемой  продукции от товаров конкурентов  наиболее важна для выявления  того, к какому типу олигополии относится  отраслевой рынок: недифференцированной олигополии, когда выпускаемые отраслевыми  предприятиями отвары должны соответствовать  строго определенным стандартам качества, либо дифференцированной олигополии, наиболее часто встречающейся на рынке потребительских товаров.

Рыночная доля отражает результаты конкурентной борьбы и показывает степень  доминирования предприятия на рынке. Большая доля на рынке недифференцированной олигополии означает, что фирма-лидер  вследствие действия эффекта масштаба и эффекта опыта работает на рынке  с наименьшими издержками и определяет степень рентабельности по всей отрасли  посредством контроля над уровнем  цен на рынке. Таким образом, исследование рыночных долей конкурентов позволяет  выявить распределение сил конкурентной борьбе [39 с.35].

Анализ структуры рынка, согласно классическим представлениям теории отраслевых рынков, целесообразно  начинать с определения параметров, характеризующих степень монополизации, уровень конкуренции между производителями.

Показатели рыночной концентрации позволяют реализовать предварительную  оценку степени монополизации рынка, равномерности или неравномерности  присутствия на нем хозяйствующих  субъектов, степени их контроля над  производством и реализацией  продукции. В нашем случае для  проведения анализа понадобятся  коэффициент рыночной концентрации, индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как процентное отношение  реализации продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации на данном товарном рынке. В качестве основы для расчета  рыночной доли продавца помимо традиционного  объема продаж может использоваться численность занятых, величина активов  или величина добавленной стоимости  фирмы к суммарному значению данного  показателя для рынка в целом.

 

 

где CR – индекс концентрации k продавцов (производителей), %; 

- доля продаж i – го продавца в объеме реализации рынка, %;

k – число крупнейших хозяйствующих субъектов (фирм) на рынке, взятых для расчетов коэффициента.

Коэффициент рыночной концентрации является обязательным для статистического  мониторинга состояния рынка  в большинстве промышленно развитых стран мира, причем в разных странах  рассчитываются доли разного числа  предприятий.

Одним из недостатков показателя концентрации CR являются его "нечувствительность" к различным вариантам распределения  долей между конкурентами. Кроме  того, это дискретный показатель, характеризующий  изучаемую совокупность лишь в одной  определенной точке, и он не отражает весь спектр данных. Поэтому, хотя CR и  продолжает оставаться самым популярным показателем, в статистической практике в последние годы стали все  шире использоваться другие индексы, характеризующие  уровень концентрации в целом  для рассматриваемой совокупности предприятий [24,с. 50].

Равномерность распределения  долей и соотношение размеров отдельных субъектов между собой  оценивают относительные измерители концентрации. Чем более неравномерно распределены доли между предприятиями, тем заметнее тенденция к снижению конкуренции и росту монополизации  рынка. Наиболее адекватная характеристика уровня монополизации осуществляется путем расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана (HHI).

Этот показатель рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем  предприятиями.

 

HHI =   (2.2)

 

где HHI – индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана;

У- доля фирмы n на рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля-Хиршмана выделяют три типа рынков:

1 тип – высококонцентрированные  рынки:

При 70%<CK3< I 00%; 2000< HHI < 10000;

2 тип – умеренно концентрированные  рынки:

При 45% < CK3 <70%; 1000 < HHI < 2000;

3 тип – низкоконцентрированные рынки:

При CK3 < 45%; HHI < 1000.

С целью определения интенсивности  конкурентных отношений на рынках сбыта  продукции нефтепереработки, воспользуемся  методикой оценки амплитуды колебаний долей рынка.

Амплитуда колебаний долей  рынка, определяется как сумма модуля изменения долей рынка всех производителей:

 

А = 0,5 (2.3)

 

где  - доля рынка фирмы в i в j году;

А – амплитуда колебаний  долей рынка.

Большая амплитуда колебаний  будет показывать скорость перераспределения  долей рынка между основными  производителями. В то время низкая амплитуда будет свидетельствовать  об отсутствии необходимой конкуренции  между производителями.

Для измерения степени  неравенства размеров фирм, действующих  на рынке, используется показатель дисперсии  рыночных долей:

 
 

(2.4)

 

где - дисперсия; 

- доля фирмы на рынке;  

- среднеарифметическая доля  фирм на рынке, равная 1/n;

n – число фирм на рынке.

При равных долях участников рынка показатель дисперсии будет  равен 0. таким образом, показатель характеризует  в большей степени не уровень  концентрации, а степень отклонения от среднеарифметической доли рынка [39, с. 52].

Вычислим по формуле (2.1) и  по данным таблицы 2.4, коэффициент рыночной концентрации на рынке производства автомобильного бензина.

На рынке производства автобензина РФ в 2006 году крупными производителями  являются : Лукойл (12,9%), ТНК-ВР (11,3), Газпром нефть – Омский НПЗ (10,17%), Уфимские заводы (14,14%);

 

CR-4 = 0,129 + 0,113 + 0,102 + 0,141 = 0,485 (48,5%)

 

В 2007 году крупными производителями  были Роснефть (18,23%), Лукойл (14,13%), ТНК-ВР (11,06%), Уфимские заводы (13,98%);

 

СR-4 = 0,182 + 0,141 + 0,111 + 0,140 = 0,574 (57,4%)

 

В 2008 году крупными производителями  были Роснефть (17,5%), Лукойл (15,25%), ТНК-ВР (11,10%), Газпром-нефть (10,10%) и Уфимские заводы (14,2%).

 

CR-5 = 0,175 + 0,152 + 0,111 + 0,101 + 0,142 = 0,681 (68,1%)

 

Рассчитаем индекс Херфиндаля –Хиршмана для рынка автомобильного бензина. Для этого мы воспользуемся данными таблицы 2.4 и формулой (2.2):

 

2006:  11,30+ +10,17 + 6,18 + 6,18 + 14,14 + 6,15 + 6,28 + 0,79 = 882,27;

2007: 18,23 + 14,13 + 6,26 + 11,06 + 8,76 + 9,93 + 6,52 + 6,52 + 13,98 + 6,56 + 6,09+  = 1230,77;

2008: 17,5 + 15,25 + 6,52 + 11,10 + 8,75 + 10,10 + 6,38+ 6,39 + 14,2 + 6,08 + 6,00 + 1,76  = 936,04;

Информация о работе Оценка и повышение конкурентоспособности нефтехимической промышленности Российской Федерации