Оценка и повышение конкурентоспособности нефтехимической промышленности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:29, курсовая работа

Описание

Цель работы. Провести анализ оценки конкурентной среды нефтехимической отрасли.
Задачи. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие основные задачи:
- изучить сущность и современные модели конкурирующих рынков;
- определить влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов;
- рассмотреть специфику отраслевой конкуренции;
- дать технико-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ деятельности конкурентов на рынке сырья;
- провести анализ экономической оценки структуры рынка нефтепродуктов;
-изучить разработку мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции нефтепереработки.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты конкурентных отношений в нефтехимической отрасли
1.1 Сущность и современные модели конкурирующих рынков
1.2 Влияние государственной политики на рынок нефтепродуктов
1.3 Специфика отраслевой конкуренции
2. Экономический анализ и оценка конкурентной среды ОАО "ТАИФ-НК"
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ деятельности конкурентов на рынке сырья
2.3 Экономическая оценка структуры рынка нефтепродуктов
3. Способы повышения конкурентоспособности продукции нефтепереработки
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 104.25 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 – Товарная продукция  ОАО "ТАИФ-НК" в 2006-2008 годах

Наименование

2006

2007

2008

Количество (m)

Удельный вес, %

Количество (m)

Удельный вес, %

Количество (m)

Удельный вес, %

Мазут

2 137 511

30,7

1 959 429

27,1

1 871 598

25,2

Дизельное топливо

1 807 924

25,9

1 714 843

23,7

1 918 103

25,8

Бензин прямогонный

1 188 555

17,1

1 238 844

17,1

1 333 858

17,9

Вакуумный газойль

866 959

12,4

690 873

9,6

662 055

8,9

Автомобильные бензины

272 275

3,9

488 692

6,8

627 050

8,4

Топливо печное бытовое

280 943

4,0

413 575

5,7

382 318

5,1

Керосин

292 680

4,2

384 093

5,3

268 959

3,6

Битум дорожный

-

-

60 386

0,8

75 202

1,0

Прочая продукция

121 586

1,7

280 677

3,9

295 228

4,0

Итого

6 968 432

100,0

7 231 412

100,0

7 434371

100,0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По итогам 2008 г. Обществом  произведено товарной продукции  на 89,1 млрд рублей.

В сопоставимых ценах рост объемов выпуска товарной продукции  по сравнению с уровнем 2007 г. составил 106 %. Реализовано продукции и услуг  на сумму 89,1 млрд рублей. Доля экспорта в реализованной продукции составила 49 %. Получена чистая прибыль в размере 5,3 млрд рублей. Рентабельность затрат по чистой прибыли составила 6,7 % [17, с. 27].

Рынок нефтепродуктов относится  к недифференцированному рынку, поскольку НПЗ должны производить  топливо в соответствии с существующими  едиными для всех предприятий  стандартами. Основными товарными  продуктами, производимыми на НПЗ, являются следующие виды топлива: бензин, керосин, дизельное топливо, мазут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2- Основные технико-экономические  показатели деятельности ОАО "ТАИФ-НК"

Наименование

Ед. изм.

2006

2007

2008

Выпуск товарной продукции

млн р.

54 877

65 358

89 131

Реализация продукции, всего

млн р.

55 465

64 621

89 149

В т.ч. реализация на экспорт

млн р.

29 016

35 241

43 793

Затраты на 1 руб. товарной продукции

коп

88

83

80

Прибыль до уплаты процентов, налогов, вычета амортизации (EBITDA)

млн р.

5 598

9 168

10 695

Налоги начисленные

Млн р.

5 994

10 393

15 888

Прибыль до налогооблажения

Млн р.

2 613

6 086

7 100

Чистая прибыль

Млн р.

1 954

4 582

5 272

Рентабельность затрат по чистой прибыли

%

3,8

8,0

6,7

Освоенные капитальные вложения (без НДС)

Млн р.

1 732

8 732

2 027

Чистые активы

Млн р.

1 440

5 436

16 557

Среднесписочная численность  работающих

Чел.

2 428

2 616

2 718


 

Рассмотрим  структуру производства и реализации автомобильных бензинов российскими НПЗ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3 – Реализация автомобильных  бензинов НПЗ России на внутреннем рынке в 2006-2008 г.г, т. тн.

Нефтеперерабатывающий завод

2006

2007

2008

Отклонение

2006/2007

2007/2008

Роснефть

737,9

6400,5

6268,0

5662,6

-132,5

Лукойл

4450,8

4963,0

5454,0

512,2

491,0

Сургут-КИНЕФ

2309,8

2198,1

2333,6

-111,7

135,5

ТНК-ВР

3876,5

3883,8

3968

7,3

84,2

Рязанская НПК

3085,0

3078,0

3126,8

-7

48,8

ГАЗПРОМ нефть – Омский НПЗ

3487,2

3488,6

3610,4

1,4

121,8

Славнефть

2122,0

2289,3

2283,7

167,3

-5,6

Ярославнефтеоргсинтез

2122,0

2289,3

2283,7

167,3

-5,6

Уфимские заводы

4848,8

4909,7

5102,3

60,9

192,6

Московский НПЗ

2112,0

2305,4

2175,2

193,4

37,2

Газпром

2156,4

2138,0

2145,2

-18,4

7,2

ТАИФ-НК

272,3

489,1

627,5

216,8

138,4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из представленных данных, объем потребления бензина  в России колеблются в пределах 2-5%. В 2007 году наблюдаем снижение объемов  потребления бензина. Вызвано это  ростом цен на сырую нефть. Мы видим, что в 2008 году рост потребления бензина  немного увеличился, преимущественно  за счет увеличения количества автотранспорта, находящегося в личном пользовании. Парк легковых автомобилей возрастает. Если в 2001 году он составлял 21,2 млн. шт, то в 2009 году он составил 30-32 млн. шт, в том числе иностранного производства в 2001 году 4,6 млн. шт в 2009 году 7-8 млн. шт.

Однако даже в случае быстрого роста потребления бензина на внутреннем рынке значительным резервом характеризуется экспорт автобензина. Экспорт российской нефти в страны дальнего зарубежья в 2008 году составил 203,091 млн. тн (4,967 млн. барр в сутки), что на 6,2 % ниже показателя 2007 года. Экспорт нефтепродуктов для большинства НПЗ находящихся в центре России, менее рентабелен по сравнению с реализацией на внутренний рынке. Поэтому в случае роста потребления автобензина в России нефтяные компании без ущерба для себя сократят экспорт и переориентацию сбытовую политику [39,с.39].

Из таблицы 2.3 видно, что  лидером производства автомобильных  бензинов на российском рынке является Роснефть. Показатели Роснефти в 2006 году очень отличаются от показателей 2007 и 2008 года. Если в 2006 году он составлял 737,9 тыс. тн, то в 2007 году он увеличился на 5662,6 тыс. тн (16,08%) и составил 6400,5 тыс. тн. В 2008 году показатель сократился на (-132,5) тыс. тн и составил 6268,0 тыс. тн. Резкое увеличение показателей Роснефти связано с введением в производство усовершенственного оборудования, с использованием новых технологий, вовлечением капитала. Лукойл находится на втором месте, показатели которого в 2006 году составили 4450,8 тыс. тн, в 2007 году объем производства составил 4963,0 тыс. тн, что выше на 512,2 тыс. тн по сравнению с 2006 годом и составил 1,23%. В 2008 году объем производства составил 5454,0 тыс. тн, что выше по сравнению с 2007 годом на 491,0 тыс. тн (1,12%), а по сравнению с 2006 годом на 1003,2 тыс. тн (2,35%).

Высокий показатель и у  Уфимских заводов, в 2008 году он составил 5102,3 тыс. тн: это Ново-Уфимский НПЗ (1440,7 тыс.тн), Уфанефтехим (2035,5 тыс.тн), Уфимский НПЗ (1545,9 тыс.тн).

В 2006 году объем производства автомобильного бензина составил 4848,8 тыс. тн, а в 2007 году объем производства составил 4909,7 тыс. тн, что выше на 60,9 тыс. тн по сравнению с 2006 годом и составил 0,04%. В 2008 году объем производства составил 5102,3 тыс. тн, что выше по сравнению с 2007 годом на 193,6 тыс. тн (0,02%), а по сравнению с 2006 годом на 253,5 тыс. тн (0,06%).

Что касается предприятия  ТАИФ-НК объем производства автомобильного бензина в 2006 году составил 272,3 тыс. тн, а в 2007 году объем производства составил 489,1, что выше на 216,8 тыс. тн по сравнению с 2006 годом и это составило 0,6%. В 2008 году объем производства составил уже 627,5 тыс. тн, что выше по сравнению с 2007 годом на 350,7 тыс. тн (0,36%), а по сравнению с 2006 г. на 355,2 тыс. тн (0,96%).

Для оценки уровня конкуренции  актуальностью является динамика распределения  долей рынка предприятий на российском рынке сбыта бензинов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ деятельности  конкурентов на рынке сырья

 

Проведя анализ рынка нефтепродуктов были выявлены самые крупные игроки на нем.

Лукойл является одной из крупнейших мировых вертикально-интегрированных компаний, занимающейся добычей и переработкой нефти и газа, производством нефтепродуктов и продуктов нефтехимии. В основных сферах своей деятельности Компания занимает лидирующие позиции на российском и мировом рынках:

- 1,1% общемировых запасов  нефти и 2,3% общемировой добычи  нефти

-18% общероссийской добычи  нефти и 19% общероссийской переработки  нефти

Крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с ежегодным оборотом более 107 млрд. долл. и чистой прибылью более 9,1 млрд. долл.

Компания, акции которой  занимают второе место по объемам  торгов среди акций иностранных  компаний, торгуемых на Лондонской фондовой бирже (IOB), по результатам 2008 г.

Лидер среди российских компаний по информационной открытости и прозрачности. Первая российская компания, акции  которой получили полный листинг  на Лондонской фондовой бирже. Единственная частная российская нефтяная компания, в акционерном капитале которой  доминируют миноритарные акционеры.

Крупнейший налогоплательщик РФ. Общая сумма налогов, выплаченных  в 2008 г., - более 38 млрд. долл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НК "Роснефть" располагает  мощной и развитой инфраструктурой  для реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке. Компания владеет сетью сбытовых обществ, занимающихся оптовой и  розничной продажей нефтепродуктов, оказанием услуг по хранению, транспортировке  и перевалке.

На внутреннем рынке в 2008 году было реализовано 19,82 млн. тн. нефтепродуктов, что на 10,4% больше по сравнению с 2007 годом. В структуре реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке 30,4% приходится на бензин, 35,8% – на дизельное топливо, 13,0% – на мазут, 5,6% – на керосин.

Оптовые продажи нефтепродуктов составили 15,76 млн. тн. Оптовые покупатели нефтепродуктов НК "Роснефть" – это независимые трейдеры и крупные конечные потребители (в том числе бюджетные организации, включая Министерство обороны). Основными видами продукции, поставляемой оптовым покупателям, являются топочный мазут, дизельное и авиационное топливо [31].

ООО "Сургутнефтегаз-Кинеф" единственный нефтеперерабатывающий завод на Северо-Западе России, производит все виды топлива, продукцию, пользующуюся большим спросом в нефтехимической и лакокрасочной промышленности, на предприятиях бытовой химии и в строительной индустрии. Установленная мощность по переработке нефти составляет 19,8 млн. тонн в год.

Товарную номенклатуру предприятия  составляют неэтилированные автомобильные  бензины, дизельные топлива, топливо  для реактивных двигателей, мазуты, нефтяные битумы, углеводородные сжиженные  газы, нефтяная ароматика и растворители, полиалкилбензол, линейный алкилбензол, АБСК (алкилбензолсульфоновая кислота), нефтяные парафины, серная кислота, сера, кровельные материалы. Завод производит около 80 наименований нефтепродуктов. Они конкурентоспособны, высококачественны и экологичны. География рынка сбыта продукции чрезвычайно широка: основные направления - Северо-западный регион РФ, Западная и Восточная Европа [10, с.11].

В ходе модернизации реконструировано 8 крупных производственных объектов. Благодаря этому с 2005г. появилась  возможность производства дизельного топлива с содержанием серы 50 ppm. С 2006 г. стал возможен выпуск автомобильных бензинов по спецификациям Евро-4. Начало производства экологически чистых топлив было положено в 1996 году производством дизельного топлива с содержанием серы 500 ppm, что на тот момент составляло 14,7% от общего выпуска данной продукции. В настоящее время достигнутый уровень производства позволяет вырабатывать низкосернистое дизельное топливо, которое составляет более 60% от всего объема выпускаемого дизельного топлива.

ООО "Сургутнефтегаз-Кинеф" стремится построить компанию мирового уровня с высокими конкурентными преимуществами, новым качественным уровнем в сфере деятельности. КИНЕФ как структурное подразделение компании выполняет эту же стратегическую задачу – повышение эффективности производства с выходом на рынок Европы с нефтепродуктами, отвечающими самым высоким требованиям к экологическим и эксплуатационным свойствам.

С этой целью ведется работа по реализации проекта комплекса  глубокой переработки нефти керосино-дизельного варианта, с вводом в строй которого из 4,8 млн. тн. мазута будет производиться 2,8 млн. тн. светлых нефтепродуктов. При этом содержание серы в производимом дизельном топливе снизится и будет составлять менее 10 ррm. Строительство комплекса идет полным ходом. Финансирование ведется за счет средств ОАО "Сургутнефтегаз".

Информация о работе Оценка и повышение конкурентоспособности нефтехимической промышленности Российской Федерации