Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:56, дипломная работа
Цель работы: исследование организации и управления сбытовой деятельностью на Частном унитарном предприятии «Универсал Бобруйск» «Белорусское общество глухих» и разработка направлений совершенствования организации сбыта на предприятии.
Введение 5
1 Теоретические основы организации и управления сбытовой деятельностью на предприятии 8
1.1 Содержание организации и управления сбытом продукции на предприятии 8
1.2 Формирование сбытовой деятельности предприятия 14
1.3 Показатели эффективности сбытовой деятельности предприятия 18
2 Анализ организации и управления сбытовой деятельностью на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ организации сбытовой деятельности на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 32
2.3 Анализ эффективности сбытовой деятельности на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 42
3 Пути совершенствования организации сбыта продукции на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 49
3.1 Предложения по совершенствованию системы сбыта продукции и созданию отдела сбыта на предприятии 49
3.2 Построение модели выбора экспортной стратегии ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 59
3.3 Применение информационных технологий для прогнозирования сбыта на предприятии 67
Заключение 73
Список использованных источников 78
Приложение А Структура управления ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 81
Приложение Б Отчет о прибылях и убытках ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2009 год 82
Приложение В Отчет о прибылях и убытках ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2010 год 84
Приложение Г Отчет о затратах на производство продукции ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2009 год 86
Приложение Д Отчет о затратах на производство продукции ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» за 2010 год 91
Приложение Е SWOT-анализ ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» 96
Приложение Ж Результаты расчетов коэффициентов многофакторной модели 97
Таблица 3.2.7 - Матрица превосходства стратегий ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ»
Стратегия |
1 |
3 |
5 |
7 | ||||
1 |
Ph<= |
56,7 |
Ph>= |
61,6 |
Ph>= |
62,6 | ||
3 |
Ph>= |
56,7 |
Ph>= |
60,0 |
Ph>= |
60,8 | ||
5 |
Ph<= |
61,6 |
Ph<= |
60,0 |
Ph>= |
74,0 | ||
7 |
Ph<= |
62,6 |
Ph<= |
60,8 |
Ph<= |
74,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Стратегии, расположенные в крайнем левом столбце таблицы 3.2.7, превосходят стратегии, расположенные в крайней верхней строке, если выполняется условие, находящееся на пересечении соответствующей строки и столбца. Так, формула 3.22 определяет условие, при котором стратегия 5 превосходит стратегию 7. В таблице 3.2.7 это условие расположено на пересечении строки для стратегии 5 и столбца для стратегии 7.
Матрицу (таблица 3.2.7) можно использовать для определения зависимости между каким-либо параметром модели (в данном случае — это Ph) и наиболее привлекательной стратегией. С помощью матрицы можно для любого значения Ph проранжировать стратегии по величине прибыли.
Модель, представленная выше, требует не очень много исходных данных, большинство из которых доступны предприятию, но позволяет при этом:
- выбрать наиболее
- определить, при каком уровне инвестиций, связанных с выходом на внешние рынки, экспорт перестает быть выгодным;
- определить, как будет изменяться
величина прибыли избранной
- проранжировать экспортные стратегии по величине прибыли при непрерывном изменении какого-либо из исходных параметров.
Таким образом, наиболее прибыльной экспортной стратегией признана стратегия продажи продукции высокого качества по низкой цене, несмотря на то, что она является второй по величине прибыли. Лидером по расчетам была стратегия продажи на внутреннем и внешнем рынках продукции низкого качества по низкой цене, но расчетом величины прибыли, приходящейся на единицу продукции высокого и низкого качества, данная стратегия была отвергнута. Экономический эффект реализации стратегии продажи продукции высокого качества по низкой цене на ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» будет равен 38098,9 тыс. р. (таблица 3.2.3) или 38,1 млн р.
Целью данного анализа является построение прогноза объемов сбыта продукции на следующий временной промежуток методом многофакторного корреляционно-регрессивного анализа. Наибольшее влияние на исследуемый показатель (объем сбыта продукции) оказывают такие факторы как:
- коэффициент сезонности (обозначим Х1);
- эффективность одной денежной единицы израсходованной на рекламные мероприятия (Х2);
- доля рынка (Х3);
- цена единицы продукции (Х4);
- эффективность одной денежной единицы израсходованной на стимулирование сбыта (Х5).
Рассмотрим применение корреляционно-регрессионного анализа для прогнозирования сбыта на примере товара народного потребления ЧУП «Универсал Бобруйск» «БелОГ» — корзины для белья.
Исходные данные для построения модели приведены в таблице 3.3.1.
Таблица 3.3.1 - Исходные данные для построения модели прогнозирования сбыта
Период |
Объем сбыта продук-ции, шт. |
Коэффи-циент сезон-ности |
Эффективность одной денежной единицы израс-ходованной на рекламные мероприятия |
Доля рынка |
Цена единицы продукции, тыс. р. |
Эффективность одной денежной единицы израс-ходованной на стимулиро-вание сбыта |
T |
Y |
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
Х5 |
2007 г. |
697 |
1,28 |
0,22 |
0,06 |
73 |
0,52 |
2008 г. |
549 |
1,05 |
0,1 |
0,03 |
74 |
0,26 |
2009 г. |
1030 |
1,04 |
0,04 |
0,04 |
71 |
-0,05 |
2010 г. |
598 |
0,99 |
-0,43 |
0,05 |
68 |
-0,95 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
Рассчитаем показатели статистической значимости:
1) среднее арифметическое значение признака по формулам
,
(3.23)
(3.24)
где , - средние арифметические значения признаков;
n – количество временных промежутков, n = 4;
Хi, Yi - значение i-го признака.
2) дисперсию по формулам
(3.25)
(3.26)
где - дисперсия (среднее из квадратичных отклонений индивидуальных значений признаков от средней арифметической).
3) среднеквадратическое
(3.27)
(3.28)
где - среднеквадратическое отклонение.
4) коэффициент вариации выражает колебание ряда в процентах
где - коэффициент вариации.
Результаты расчетов представлены в таблице 3.3.2.
Проанализировав данные таблицы 3.3.2 можно сделать следующий вывод: значение коэффициента вариации, равное 26,11 %, показывает, что значения объема сбыта продукции отклоняются от средней величины отчетного периода на 26,11 %; значения коэффициента сезонности — на 10,28 %, значения эффективности одной денежной единицы израсходованной на рекламные мероприятия — на 1014,4 %; значения доли рынка — на 24,85 %; значения цены единицы продукции — на 3,20 %, значения эффективности одной денежной единицы израсходованной на стимулирование сбыта — на 1008,6 %.
Таблица 3.3.2 - Результаты расчетов
T |
Y |
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
Х5 |
2007 г. |
697,00 |
1,2800 |
0,2200 |
0,0600 |
73,0000 |
0,5200 |
2008 г. |
549,00 |
1,0500 |
0,1000 |
0,0300 |
74,0000 |
0,2600 |
2009 г. |
1030,00 |
1,0400 |
0,0400 |
0,0400 |
71,0000 |
-0,0500 |
2010 г. |
598,00 |
0,9900 |
-0,4300 |
0,0500 |
68,0000 |
-0,9500 |
Среднее арифметическое |
718,50 |
1,0900 |
-0,0175 |
0,0450 |
71,5000 |
-0,0550 |
Дисперсия |
35186,25 |
0,0126 |
0,0609 |
0,0001 |
0,0005 |
0,3077 |
Среднее квадратическое отклонение |
187,58 |
0,1100 |
0,2500 |
0,0100 |
0,0200 |
0,5500 |
Коэффициент вариации |
26,11 |
10,2800 |
-1410,4000 |
24,8500 |
3,2000 |
-1008,6000 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Для того чтобы провести проверку исследуемых факторов на мультиколлениарность необходимо рассчитать коэффициенты корреляции по следующим формулам
(3.30)
(3.31)
Расчет произведем с помощью электронных таблиц Excel.
Результаты расчетов оформляем в виде таблицы 3.3.3.
Таблица 3.3.3 - Результат проверки исследуемых факторов на мультиколлениарность
Y |
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
Х5 | |
Y |
1,000000 |
- |
- |
- |
- |
- |
X1 |
-0,009870 |
1,000000 |
- |
- |
- |
- |
X2 |
0,230005 |
0,712474 |
1,000000 |
- |
- |
- |
X3 |
0,007152 |
0,638724 |
-0,049830 |
1,000000 |
- |
- |
X4 |
-0,110520 |
0,545414 |
0,912862 |
-0,292770 |
1,000000 |
- |
Х5 |
0,104871 |
0,747853 |
0,991569 |
-0,024190 |
0,940171 |
10000 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.
На основании данных таблицы 3.3.3 можно заключить, что наибольшую связь с объемом сбыта продукции имеет такой факторный признак как эффективность одной денежной единицы израсходованной на рекламные мероприятия (r = 0,23).
Следующим по значению парного коэффициента корреляции объема сбыта продукции является такой фактор как цена единицы продукции (r = - 0,11); коэффициент парной корреляции между эффективностью одной денежной единицы израсходованной на стимулирование сбыта и объемом сбыта составляет 0,10; коэффициент парной корреляции между долей рынка и объемом сбыта составляет 0,007, а между коэффициентом сезонности и объемом сбыта составляет минус 0,01.
Таким образом, можно говорить о достаточно слабой связи межу объемом сбыта продукции и анализируемыми факторами.
Многофакторная модель имеет вид
Y = а0 + а1 Х1 + а2 Х2 + а3 Х3 + а4 Х4 + а5 Х5, (3.32)
где а0, а1, а2, а3, а4, а5 - коэффициенты многофакторной модели, которые необходимо найти.
Найдем коэффициенты а0, а1, а2, а3, а4, а5 с помощью табличного процессора Excel. Результаты расчетов оформляем в виде таблицы Ж.1 приложения Ж. С учетом полученных коэффициентов
а0 = 66,9, а1 = 557,2, а2 = 6141,7, а3 = 0, а4 = 0, а5 = - 2758,3.
Тогда многофакторная модель будет иметь вид
Y = 66,9 + 557,2 Х1 + 6141,7 Х2 – 2758,3 Х5.
В таблице 3.3.4 представлен прогноз объемов сбыта корзин для белья на 2011—2016 годы по многофакторной модели Y = 66,9 + 557,2 Х1 + 6141,7 Х2 – 2758,3 Х5.
Таблица 3.3.4 - Прогноз объемов сбыта корзин для белья на 2011—2016 годы по многофакторной модели
Период |
Коэффициент сезонности |
Эффективность одной денежной единицы израсходован-ной на рекламные мероприятия |
Эффективность одной денежной единицы израсходованной на стиму-лирование сбыта |
Объем сбыта продукции, шт. |
T |
X1 |
X2 |
Х5 |
Y |
2007 г. |
1,28 |
0,22 |
0,52 |
697 |
2008 г. |
1,05 |
0,10 |
0,26 |
549 |
2009 г. |
1,04 |
0,04 |
-0,05 |
1030 |
2010 г. |
0,99 |
-0,43 |
-0,95 |
598 |
2011 г. |
0,87 |
-0,52 |
-1,24 |
764 |
2012 г. |
0,78 |
-0,72 |
-1,71 |
783 |
2013 г. |
0,69 |
-0,92 |
-2,18 |
801 |
2014 г. |
0,61 |
-1,12 |
-2,65 |
820 |
2015 г. |
0,52 |
-1,32 |
-3,12 |
838 |
2016 г. |
0,43 |
-1,53 |
-3,60 |
856 |
Информация о работе Организация и управление сбытовой деятельностью