Особенности проведения аудиторских проверок в страховании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – более глубокое исследование методики аудиторской проверки страховщиков и ее роли для эффективной деятельности страховых организаций. При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучение роли и значения аудиторских проверок;
рассмотрение организационных вопросов аудита страховщиков;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 5
1 Организационные аспекты аудиторской деятельности в страховании …. .6
1.1 Организационные вопросы аудита страховщиков……………………….. 6
1.2 Особенности аудита страховых организаций………….. ………………. 9
2. Организация аудита страховой компании ………………………………..17
2.1 Краткая характеристика аудиторской фирмы, проводящей аудит страховой компании Росгосстрах …………………………………………… 17
2.2 Планирование аудита страховой компании ….…………………………. 21
2.3 Аудит учредительных документов страховой организации. ………..…27
2.4 Методика аудита доходов и расходов и формирования страховых резервов и их размещения …………………………………………………… 30
2.5 Методика аудита финансовых результатов и налоговых расчетов страховой фирмы …………………………………………………………….. 36
3 Результаты аудиторской проверки ……………………………………….. 42
Заключение ……………………………………………………………………45
Список использованных источников ……………………………………….. 47
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая аудит страховой организации.docx

— 121.12 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Специальность 060500                                      Кафедра Бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

Аудит

На тему «Особенности проведения аудиторских проверок в страховании»

 

 

 

 

 

 

2009

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение  ……………………………………………………………………….. 5               

1 Организационные аспекты аудиторской деятельности в страховании …. .6

1.1 Организационные вопросы аудита страховщиков……………………….. 6

1.2 Особенности аудита страховых организаций………….. ……………….   9

2. Организация аудита страховой компании ………………………………..17

2.1 Краткая  характеристика аудиторской фирмы,  проводящей аудит страховой компании  Росгосстрах ……………………………………………  17

2.2 Планирование аудита страховой компании ….…………………………. 21

2.3  Аудит учредительных документов страховой организации. ………..…27

2.4 Методика аудита доходов и расходов и формирования страховых резервов и их размещения …………………………………………………… 30

2.5 Методика аудита финансовых результатов и налоговых расчетов страховой фирмы …………………………………………………………….. 36

3 Результаты аудиторской проверки  ……………………………………….. 42

Заключение  ……………………………………………………………………45

Список использованных источников ……………………………………….. 47

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В курсовой работе рассматриваются  общие вопросы организации аудита страховых организаций.

Особенностью страхования  как вида деятельности является то, что она направлена на защиту имущественных  интересов социальных субъектов - отдельных  граждан, групп лиц, коллективов, предприятий  и организаций, общества и целом, нарушаемых в результате воздействия  непредвиденных негативных природных, хозяйственных и социальных явлений. Без страхования невозможно представить  развитие рынка и рыночных отношений, так как рынок потенциально содержит в себе риск. Риск двух лиц - страхователя и страховщика.

Аудит страховых организаций относится к специфической сфере аудиторской деятельности, так как за работой страховых компаний надзирает Федеральная служба страхового надзора Министрества РФ, а сама деятельность компаний регулируется актуарными расчетами.

Страховщик в данной ситуации выступает гарантом защиты страхователя от постигших его неудач вследствие таких объективных причин как, землетрясения, наводнения, засухи, пожары, неудачные  вложения капитала, банкротства, преступления, несчастные случаи, болезни, приводящие к утрате имущества, здоровья или  жизни.

В курсовой работе рассматриваются  общие вопросы организации аудита учета страховых организаций, а также некоторые вопросы проверки специфики страхования..

Актуальность исследования обусловлена значительной ролью  аудиторских проверок в деятельности страховщиков.

Цель курсовой работы –  более глубокое исследование методики аудиторской проверки страховщиков и ее роли для эффективной деятельности страховых организаций. При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:

  • изучение роли и значения аудиторских проверок;
  • рассмотрение организационных вопросов аудита страховщиков;
  • исследование особенностей аудита страховщиков;
  • исследование аналитических приемов и методов в ходе аудита страховщиков;
  • рассмотрение результатов аудита.

В качестве объекта исследования выбрана страховая компания Росгосстрах.

Основными методами исследования послужили методы монографического исследования, табличный, метод относительных  показателей и другие.

При написании работы использовались труды российских экономистов, статьи, монографии.

 

1 Организационные  аспекты аудиторской деятельности  в страховании

 

1.1 Организационные вопросы аудита страховщиков

 

Современный аудит - это особая организационная форма  контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, и даже экономики условно-рыночной, переходного типа, которая уже сложилась в России. Говоря другими словами, современный аудит - это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка. В этом и состоит его определяющая особенность.

Целью аудита является выражение  мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения  бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Согласно Закону «Об аудиторской деятельности» ежегодной обязательной аудиторской проверке ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности подлежат страховые организации или общества взаимного страхования.

Организация аудита в области  страхования имеет общую нормативную  базу и общие вопросы в плане  подготовки и оформелния документации. Однако в аудиторских процедурах имеются сушественные различия, присуще  только страховому аудиту.

Рассмотрим организационные  вопросы подготовки аудиторской  проверки. 

Прежде всего, необходимо отметить, что каждое физическое лицо, желающее заниматься аудиторской деятельностью обязано пройти аттестацию на право осуществления аудиторской деятельности. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты в области аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков) и в других областях.

Как можно видеть, уже  на этапе аттестации аудитор должен решить в какой сфере деятельности он будет специализироваться на аудиторских проверках. Аудиторы, имеющие соответствующий тип квалификационного аттестата, имеют право на аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков).

Аудиторский контроль строится на договорной основе. В условиях рыночной экономики в отдельных организациях получили распространение такие негативные явления, как мошенничество, недобросовестность, экономические преступления в виде сокрытия доходов и налогов, допущения умышленных ошибок при проведении финансово-хозяйственных операций и т.п.

В этих условиях одна из важнейших  задач любой организации – вдумчивый и тщательный выбор клиента. Здесь крайне необходимо проявлять разборчивость, с тем, чтобы не нанести ущерб репутации аудиторам и аудиторской фирме.

Поэтому, прежде чем приступить к проверке, аудиторская фирма  вступает в контакт с будущим  клиентом.

Построение любых взаимоотношений  между организациями начинается с обращений и преддоговорной переписки. То есть, одна сторона обращается с официальной просьбой об оказании ему аудиторских услуг, а вторая сторона отказывается, или выражает согласие на оказание таких услуг.

При получении предложения  от экономического субъекта на проведение аудита аудиторская фирма осуществляет предварительное знакомство с клиентом и оценивает возможности предлагаемой работы. В случае согласия с принятием  на себя обязательств по ее выполнению аудиторская фирма направляет страховой организации письмо-обязательство о согласии на проведение аудита.

Качество проведения аудиторской  проверки, бесконфликтные взаимоотношения  с клиентом во многом зависят от того, какой договор на проведение аудита будет заключен.

Договор является основным документом на проведение аудита.

Предмет договора всегда индивидуализирован и представляет завершенный труд исполнителя. Выполняя принятую на себя по договору работу, аудитор сохраняет  самостоятельность, которая выражается в том, что он сам организует свою работу, планирует и определяет методы и приемы проверки.

Любая аудиторская проверка начинается:

- с ознакомления со страховой организацией;

- далее заключается договор  на проведение аудиторской проверки  и составляется письмо-обязательство  аудитора перед клиентом;

- составляется план проведения  аудита и рабочая программа;

- изучаются учредительные  документы и отчетность страховщика;

- далее осуществляется  аудит показателей отчетности  или аудиторская проверка, которая  начинается с планирования и  знакомства с системой учета;

- по окончанию аудита  производится обзор выполнения  плана и аудиторских процедур;

- на последнем этапе  аудитор должен написать заключение, передать все материалы проверки  страховщику, который должен до написания заключения устранить все выявленные недостатки.

Успешное выполнение задач  организации аудиторской деятельности невозможно без строгого соблюдения принципов проведения аудита.

Основополагающий подход к аудиторской проверке заключается  в последовательности и необходимости  проведения аудита в определенном порядке.

Проверка должна отвечать определенному набору требований и  состоять из определенных этапов, приведенных на рисуноке 1:

- планирование;

- сбор аудиторских доказательств;

- завершение аудита.

 

 

     

Понимание деятельности

страховщика

   

Знакомство со страховой фирмой

   

   

Знакомство с системой бухгалтерского учета

Планирование

     
     

Знакомство с системой

внутреннего контроля

       

     

Оценка существенности и  аудиторских рисков

         

     

Подготовка общего плана  и программы аудита

         

     

Тестирование 

Средств контроля

Сбор аудиторских доказательств

       
 

Проведение аудиторских  процедур по существу

 

Проверка оборотов и 

сальдо по счетам

     

   

Аналитические

Процедуры

         

     

Оформление рабочей документации и проверка аудиторского файла

Завершение 

аудита

       
 

Формирование мнения аудитора и подготовка итоговых документов

 

Подготовка письменной информации для клиента

     

   

Подготовка аудитор-ского заключения


 

Рисунок 1 -  Схема проведения аудиторской проверки в страховании

 

На первом этапе аудитор  предварительно знакомится со страховщиком, оформляет свои отношения с организацией договором, рассчитывает уровень существенности предстоящей проверки, изучает и оценивает систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации страховщика, оценивает аудиторские риски, готовит общий план и программу проверки, что можно видеть на схеме, приведенной на рисунке 1.

На втором этапе аудитор  производит сбор аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские  процедуры.

На третьем этапе аудитор  должен завершить подготовку рабочей  документации, подготовить письменную информацию руководству страховой организации по результатам аудита, сформулировать по результатам аудита свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности проверенного экономического субъекта и подготовить по установленной форме аудиторское заключение.

Аудитору необходимо самостоятельно выработать определенную последовательность проведения аудиторской проверки после  предварительного знакомства со страховой фирмой. В каждом конкретном случае учитываются особенности аудируемого лица.

 

1.2 Особенности аудита страховых организаций

 

Перестройка и реформа экономики дала толчок развитию страхового дела в России. Растет количество страховых компаний. На сегодняшний день положение несколько стабилизировалось. Страховые фонды играют все большую роль в распределении и перераспределении фондов денежных средств страны наряду с бюджетом, внебюджетными фондами и банковскими кредитами. Они все больше участвуют в формировании структуры использования валового национального продукта и создания на этой основе целевых ресурсов различного направления.

Одной из крупнейши страховых  компаний России является Росгосстрах. Данная страховая компания оказывает  существенное влияние на формирование страхового рынка.

Российская государственная страховая  компания имеет богатую историю и многолетний успешный опыт работы. Образованная в феврале 1992 года, она стала правопреемником Госстраха РСФСР, который был создан в 1921 году. Развитие российского рынка страховых услуг в значительной степени определялось деятельностью Госстраха, а затем Росгосстраха.

В июле 2003 года после поэтапной приватизации пакет в 75 процентов минус одна акция ОАО "Росгосстрах" приобрели отечественные инвесторы. Государство по-прежнему сохраняет блокирующий пакет акций, что обеспечивает компании дополнительную надежность. Кроме того, через участие в деятельности Росгосстраха как системообразующей компании государство воздействует на формирование целой отрасли экономики страны.

Информация о работе Особенности проведения аудиторских проверок в страховании