Особенности проведения аудиторских проверок в страховании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 23:12, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – более глубокое исследование методики аудиторской проверки страховщиков и ее роли для эффективной деятельности страховых организаций. При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
изучение роли и значения аудиторских проверок;
рассмотрение организационных вопросов аудита страховщиков;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….. 5
1 Организационные аспекты аудиторской деятельности в страховании …. .6
1.1 Организационные вопросы аудита страховщиков……………………….. 6
1.2 Особенности аудита страховых организаций………….. ………………. 9
2. Организация аудита страховой компании ………………………………..17
2.1 Краткая характеристика аудиторской фирмы, проводящей аудит страховой компании Росгосстрах …………………………………………… 17
2.2 Планирование аудита страховой компании ….…………………………. 21
2.3 Аудит учредительных документов страховой организации. ………..…27
2.4 Методика аудита доходов и расходов и формирования страховых резервов и их размещения …………………………………………………… 30
2.5 Методика аудита финансовых результатов и налоговых расчетов страховой фирмы …………………………………………………………….. 36
3 Результаты аудиторской проверки ……………………………………….. 42
Заключение ……………………………………………………………………45
Список использованных источников ……………………………………….. 47
Приложения

Работа состоит из  1 файл

курсовая аудит страховой организации.docx

— 121.12 Кб (Скачать документ)

- страховые взносы, переданные в перестрахование;

- возмещения доли страховых выплат по договорам, принятым в перестрахование;

- комиссионные вознаграждения и тантьемы, уплаченные по операциям перестрахования;

- расходы на аренду основных фондов, включая их отдельные части, используемые для осуществления страховой деятельности; ж) расходы на ведение дела;

- другие затраты, связанные со страховой деятельностью.

Правомерность и обоснованность каждого  из названных видов расходов требует  тщательной проверки при осуществлении  контроля за деятельностью страховой  организации.

Многие страховые организации  не имеют собственных зданий и  несут большие затраты по аренде нежилых помещений. Эти затраты  могут быть отнесены на себестоимость  страховых услуг лишь при наличии  соответствующего договора с арендодателем, имеющим право на предоставление имущества в аренду. Кроме того, договор аренды, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной  регистрации и считается заключенным  лишь с момента такой регистрации.

В состав расходов на ведение дела страховщиков входят как общие затраты, характерные для всех отраслей хозяйства (оплата труда и начисления на нее, расходы на рекламу, командировки и  т.д.), так и специфические, обусловленные  особенностями страховой деятельности.

Основания для осуществления и  порядок отражения общих расходов в страховых компаниях такие  же, как и в других предпринимательских  структурах. Вместе с тем имеется  и некоторая специфика, в частности  в определении предельной величины некоторых расходов. Так, страховщики  для расчета предельных размеров представительских расходов и расходов на рекламу вместо показателя «объем выручки от реализации продукции (работ, услуг)» используют показатель выручки  страховщика и прочих поступлений от страховой деятельности. Однако в целом контроль общих расходов в страховых организациях аналогичен их проверке у других экономических субъектов.

К характерным для страховщиков расходам относятся следующие:

- комиссионные вознаграждения, уплаченные за оказание услуг страхового агента и страхового брокера;

- возмещения при наличии подтверждающих документов страховым агентам расходов по проезду от места жительства до местонахождения страховщика и обратно в дни, установленные для явки, и по вызову администрации и компенсации страховым агентам расходов по проезду на участке работы;

- оплата предприятиям, учреждениям, организациям или отдельным физическим лицам за оказанные ими услуги, связанные со страховой деятельностью, в том числе:

- оплата услуг предприятий, учреждений  и организаций за выполнение  ими письменных поручений работников  по перечислению страховых взносов  из заработной платы путем  безналичных расчетов;

- оплата услуг учреждений здравоохранения,  других предприятий, учреждений  и организаций по выдаче справок,  статистических данных, заключений  и т.п.;

- оплата услуг (комиссионные  вознаграждения) специалистов (экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов, адвокатов, сотрудников детективных агентств и других), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат) расходы на изготовление страховых свидетельств, бланков строгой отчетности, квитанций и т.п.; д) оплата консультационных и информационных услуг, а также аудиторских услуг, оказанных с целью подтверждения годового бухгалтерского отчета и в соответствии с другими требованиями законодательства; е) расходы на публикацию годового баланса и счета прибыли и убытков.

В ходе проверки контролируются правильность определения состава расходов на ведение дела и обоснованность отнесения  этих расходов на себестоимость страховых  услуг. Для этого аудитор обязательно  должен проверить наличие оправдательных первичных документов, подтверждающих все произведенные расходы, правильность их оформления.

Например, осуществляя контроль расчетов со страховыми агентами и брокерами, устанавливается наличие юридических  оснований для начисления и оплаты комиссионного вознаграждения, т.е. надлежащим образом оформленного договора или контракта, утвержденного страховщиком положения о выплате комиссионного  вознаграждения страховым агентам  и т.д. Здесь же проверяется правильность исчисления комиссионного вознаграждения по заключенным и оплаченным договорам.

В целях исследования страхового рынка  компании часто заключают договоры на оказание маркетинговых услуг  и расходы, связанные с оплатой  этих услуг, как правило, включаются в себестоимость. Однако следует  иметь в виду, что если изучение рынка проводится на длительную перспективу, то в этом случае затраты следует  рассматривать как долгосрочные инвестиции и, соответственно, на себестоимость  они не могут быть отнесены.

Правильный расчет страховых резервов имеет большое значение как с  позиций обеспечения страховщиком предстоящих выплат, так и с  точки зрения определения достоверных  финансовых результатов, приложение Д.

В начале проверки устанавливается  наличие у страховщика документов, на основании которых формируются  резервы. К таким документам относятся  положения об образовании резервов по страхованию жизни и по видам  иным, чем страхование жизни, положение  о формировании и использовании  резерва предупредительных мероприятий  и т.д.

В процессе проверки необходимо уделить  достаточно времени контролю правильности формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование  жизни. Эти резервы включают технические  и резерв предупредительных мероприятий (РПМ). В свою очередь технические  резервы состоят из обязательных — резерва незаработанной премии (РНП) и двух резервов убытков: заявленных, но неурегулированных убытков (РЗУ); произошедших, но незаявленных убытков (РПНУ) и дополнительных - резерва  катастроф, резерва колебаний убыточности  и других видов, которые страховщик может образовывать по согласованию с органом страхового надзора.

Прежде всего, проверяется факт формирования всех обязательных резервов. Практика показывает, что некоторые  страховые организации в силу разных причин (по незнанию, для уменьшения балансового убытка от своей деятельности и т.п.) отказываются от образования  обязательных резервов (чаще всего РПНУ), что ставит под угрозу возможность исполнения страховщиками взятых на себя обязательств.

Расчет страховых резервов должен производиться исходя из данных, отраженных в журнале учета заключенных  договоров страхования и журнале  учета убытков. Поэтому необходимо проконтролировать их наличие и  правильность ведения. Аудиторские  проверки показывают, что часто в  журналах заполняются не все предусмотренные  графы, они содержат неполную информацию, так как ведутся с временными перерывами, а нередко и вовсе  отсутствуют. Все это затрудняет проверку обоснованности и правильности формирования того или иного резерва.

Основой для расчета обязательных технических резервов (кроме РЗУ) является базовая страховая премия (БСП). Проверка правильности ее определения - важная часть работы аудиторов. БСП  равна страховой брутто- премии, поступившей в отчетном периоде, за минусом фактически выплаченного (начисленного) комиссионного вознаграждения за заключение договоров страхования и суммы средств, направленных в резерв предупредительных мероприятий и в фонд пожарной безопасности. Страховщики иногда неправильно определяют БСП (при ее расчете берут вместо поступившей премии начисленную, не исключают отчисления в РПМ и т.п.) или вместо БСП используют брутто- премию в целом. В обоих случаях завышается исходная база, и следовательно, величина страховых резервов.

Резерв незаработанной премии представляет собой базовую страховую премию, поступившую по договору страхования, действовавшему в отчетном периоде, и относящуюся к периоду действия договора страхования, выходящему за пределы  отчетного периода.

При проверке правильности определения  РНП следует обратить внимание на:

- правомерность отнесения того  или иного договора страхования  к соответствующей учетной группе (иногда страховщики договоры  страхования финансовых рисков  относят к первой учетной группе, что неверно);

- последовательность соблюдения  выбранной методики расчета;

- срок страхования, который указывается  при расчете резерва. Иногда  страховщики в целях завышения  РНП увеличивают срок страхования  по договору, включают в расчет  договоры, которые на отчетную  дату уже закончились и, следовательно,  резервы по ним формироваться  не должны.

В процессе аудита следует проверить  обоснованность формирования резерва (наличие всех документов, относящих к договорам, по которым заявлены, но не урегулированы убытки), правильность его образования именно в таком размере. Иногда встречаются случаи включения в РЗУ сумм, которые при расторжении договора страхования страховщик предполагает вернуть страхователю. В данной ситуации у страховой организации нет оснований для резервирования средств, так как РЗУ формируется для урегулирования убытков, возникших в связи со страховыми случаями, к которым досрочное прекращение договора не относится. Других проблем при образовании этого резерва обычно не возникает, лишь иногда страховщики забывают его увеличить на расходы по урегулированию убытка.

Наиболее распространенным нарушением при формировании РПМ является отчисления в него по видам страхования, в  структуре тарифной ставки которых  такие расходы не заложены или  в размере, отличном от предусмотренного тарифом.

В заключении аудитору необходимо проверить достоверность отражения  в бухгалтерском учете высвобождения  ранее начисленных и образования  вновь созданных страховых резервов, правильность определения изменения  резервов при формировании финансовых результатов.

В составе годового бухгалтерского отчета предусмотрен отчет Ф.№7-страховщик «Отчет о размещении страховых резервов»  и Ф.№8-страховщик «Отчет о страховых  резервах по видам страхования иным, чем страхование жизни».

Проверка данных отчетов  предполагает как анализ применяемых  методов формирования резервов и  их размещения, так и соответствия фактически созданных резервов их заданным показателям.

 

2.5 Методика аудита финансовых результатов и налоговых расчетов страховой фирмы

 

Конечный финансовый результат  деятельности страховщиков слагается  из доходов от проведения страховых  и перестраховочных операций, а также  поступлений от нестраховых операций, не запрещенных действующим законодательством, уменьшенных на сумму расходов по всем названным операциям.

Финансовый результат (прибыль  или убыток) является обобщающим качественным показателем деятельности страховой  организации. Он определяется сальдовым  методом и находит отражение  в отчете о прибылях и убытках  и балансе страховщика.

Аудит финансовых результатов, таким образом, сводится к аудиту доходов и расходов, из которых  складывается прибыль или убыток от работы страховой компании.

Не менее важным является контроль за точностью определения  налогооблагаемых баз для исчисления налогов, а также за правильностью  расчета сумм налогов и своевременностью их уплаты.

В целом страховые компании платят те же налоги, что и другие юридические лица, однако специфика  страховой деятельности обусловливает  некоторые особенности, в частности, при определении базы исчисления того или иного налога.

Рассмотрим особенности  аудита НДС в страховых организациях.

Учетная политика является основным внутренним документом, устанавливающим  особенности бухгалтерского и налогового учета конкретной организации. Учетная  политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и  распределения, а также учета  иных необходимых для целей налогообложения  показателей финансово-хозяйственной  деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

По НДС в п. 12 ст. 167 НК РФ прямо указано на обязательное утверждение и применение налогоплательщиком принятой учетной политики. Однако в НК РФ ничего не говорится о  том, должна ли учетная политика по каждому налогу утверждаться как  отдельный документ или надо составлять единый документ по всем налогам. Следовательно, страховая организация в этом вопросе может поступать так, как считает нужным.

НК РФ предусмотрено несколько  способов учета доходов и (или) расходов, определения налоговой базы и  исчисления тех или иных налогов  и сборов в РФ. Вместе с тем  организация обязана произвести выбор только одного способа и  закрепить его в учетной политике.

Однако на практике далеко не все страховые организации  соблюдают требование п. 2 ст. 11 НК РФ при составлении своей учетной  политики для целей налогового учета, в части учета НДС. Вместо того чтобы выбрать один из двух порядков учета НДС (общий порядок, установленный  для всех налогоплательщиков п. 4 ст. 170 НК РФ, либо особый порядок, предусмотренный  п. 5 ст. 170 НК РФ для банков, страховых  организаций и негосударственных  пенсионных фондов), страховые организации  устанавливают в своей учетной  политике некий третий вариант, сочетающий в себе оба порядка.

Информация о работе Особенности проведения аудиторских проверок в страховании