Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:07, лекция
Жизнь человеческого общества связана с непрерывным потреблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким образом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потребности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей.
1. Экономика и микроэкономика
2. Виды выбора как предмет микроэкономики
3. Метод микроэкономики
Вопрос 1. Жизнь человеческого общества связана с непрерывным
потреблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким образом
человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и
производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство
связано с наличием ресурсов производства. Желание, потребности людей растут
быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся
потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки.
Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы
удовлетворить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация
постоянная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях
редкости и посвящает свои усилия наука под названием экономика.
Экономика (ойкос, номос) – это наука, изучающая выборы, которые люди
совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих потребностей,
следовательно, предметом экономики являются не деньки, не материальные блага, а
люди, их действия, их выборы.
Изучая экономику наблюдаем (различаем) в ней две ветви: микроэкономику и
макроэкономику.
Макроэкономика – это раздел экономики, изучающий крупномасштабные
экономические явления, в основе которых лежат микроэкономические процессы,
происходящие на уровне хозяйствующих субъектов.
Микроэкономика – это раздел экономики, изучающий выборы, совершаемые
малыми экономическими единицами (фирмами, предпринимателями, отдельными
госструктурами) в условиях редкости
Вопрос 2. Предметом микроэкономики, следовательно, являются выборы,
совершаемые малыми экономическими единицами. Система выборов сводится к четырём
выборам:
- что
- как
- кто
- для кого
«Что» - означает выбор, какие товары и услуги возможно и
необходимо производить. При решении выбора «что» всегда существует альтернатива
типа «либо. либо.». Классическая альтернатива – «либо масло, либо
пушки». Кривая производственных возможностей при выборе «что».
Альтернативность выбора «что» связана с ограниченностью
производительных ресурсов. Они делятся на 3 категории:
- труд (рабочая сила
- капитал
- природные ресурсы
Труд – это рабочая сила, рассматриваемая, как совокупность способностей
(физических, умственных, нервных) человека к труду.
Капитал – это средство производства, деньги, производственная
инфраструктура, которые созданы людьми и используются ими в производственном
процессе.
Природные ресурсы – это всё то, что используется (или может быть
использовано) в производстве в натуральном состоянии без конструктивной
переработки (пахотная земля, полезные ископаемые, древесина, лес, биомасса в
воде, рыбные запасы).
Поскольку производство всегда альтернативно, то в условиях редкости ресурсов,
производство любого данного товара здесь и в это время влечёт за собой потерю
возможностей производить
находит своё выражение в понятии «альтернативная стоимость».
Альтернативная стоимость товара или услуги – это стоимость, измеренная с
точки зрения потерянной возможности заниматься наилучшей из доступных
альтернативных деятельностей, требующих того же времени или тех же ресурсов.
Выбор «как» производить характеризуется тем, что в любом
производстве всегда есть n-ое число вариантов его организации. Выбор «
как» всегда связан с проблемой эффективности производства.
Экономическая эффективность – это ситуация, в которой при наличных
производственных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести
большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести
некое количество другого товара.
Производительные ресурсы плюс знания образуют производственный потенциал
(фирмы, региона, Украины и т.д.).
В выборе «как» с производственной деятельностью связаны инвестиции
и предпринимательство.
Инвестиции – это увеличение объёма капитала и его технологическое
совершенствование, осуществляемое людьми с целью повышения эффективности
производства.
Предпринимательство – это процесс поиска новых возможностей
использования новых технологий и новых сфер вложения капитала в целях
повышения эффективности производства.
Выбор «кто» и какую роботу должен выполнять связан с организацией
производства, построенного на разделении, кооперации и комбинировании труда.
Высшее достижение в разделении, кооперации и комбинировании труда достигается
в результате научной организации труда.
«Для кого» - есть два аспекта: для кого производятся товары и
услуги, распределение произведённого продукта по стоимости, т.е. выбор «
для кого» связан с распределением произведённой вновь созданной
стоимости. Проблемой «для кого» и эффективности производства посвящает свои
усилия научная школа праксеологии. Лозунг: больше производить чтобы
лучше распределять, и лучше распределять чтобы больше производить.
Все микроэкономические выборы осуществляются в двух основных способах
координации действий миллионов людей в рамках двух моделей.
Первая модель – иерархическая модель выбора, характеризуется тем, что
индивидуальные действия людей, а следовательно и их выборы подчинены указаниям,
инструкциям и распоряжениям центральной власти.
Вторая модель – модель стихийного порядка. В этой модели индивидуумы
приспосабливают свои действия и выборы реальным условиям, основываясь на
информации и стимулах своего непосредственного окружения.
Вопрос 3. Основной метод всех экономических дисциплин: метод
материалистической диалектики. Это означает, что все экономические процессы
рассматриваются как реально существующие, т.е. материалистические и они
рассматриваются в диалектике, в зарождении, в развитии и умирании.
Специфические методы микроэкономики:
- метод моделирования (связь фактов и ожидаемых результатов)
- метод построения графиков (графическая интерпретация, кривая
производственных возможностей)
- эконометрический
метод (т.е. метод анализа
- метод построения прогнозов (т.е. на базе реалий строить какие-то
модели, прогнозировать будущее развитие)
- метод разработки экономической тактики (ценовая политика фирмы)
16 Февраля 1999 г.
Тема: РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
1.
Рынок представляет собой совокупность отношений обмена, организованны по
законности товарного
Рынок категория синтетическая, включающая в себя такие важные категории как:
- стоимость, цена, спрос и предложение, конъюнктура, государственное
регулирование.
Рынок не терпит администрирования, он имеет собственную организацию, в основу
которого положено индикативное планирование.
Основные функции рынка:
- обеспечение связи между производителями и потребителями;
- обеспечение
пропорциональности в
производства;
-
признание общественно
товаров;
- формирование цены товара в процессе взаимодействия спроса и
предложения, как выражение предельной полезности данного товара;
-
стимулирование издержек
- ускорение НТП.
Рынок выступает в двух формах:
- рынок продавца (рынок производителя) - характеризуется
монополизмом производителя, хроническим дефицитом всего и вся,
неудовлетворенным спросом потребителя, низким качеством товаров и услуг,
ростом цен, разгулом спекуляции, развитием инфляции;
-
рынок покупателя
производителей, олигополизацией рынка, демонополизацией рынка,
бездефицитностью, занятостью всех ниш рынка, высоким качеством, дизайном
товаров,
устойчивостью денежного
Если рынок продавца, в целях его регуляции требует жесткого
государственного администрирования, то рынок покупателя нормально
функционирует в условиях легкого государственного косвенного регулирования.
Рыночная система, как само регулируемая система не застрахована от своего
поражения, которое называется фиаско рынка.
Фиаско рынка - ситуация, при которой рынок не в состоянии координировать
процессы экономического выбора, таким образом, чтобы обеспечить эффективное
использование ресурсов.
Причины фиаско рынка:
- внешние эффекты - это эффекты, которые не находят свое отражение в цене блага;
- возрастание общественного блага;
- недостаточная конкуренция.
2.
Рыночная система - представляет собой ассоциации свободных
товаропроизводителей, работающих в условиях экономической свободы и риска,
самостоятельно избирающих контрагентов производственной деятельности,
самостоятельно определяющие объемы производства, самостоятельно
распоряжающиеся собственными доходами и расходами, численностью занятых и
оплаты труда.
Основные характеристики рыночной системы:
- углубление
общественного разделения
- высокая степень развития общественных отношений;
- денежная форма обменных отношений;
- высокий уровень развития частных предприятий;
- высоко развитая технология;
- косвенное,
регулирующее воздействия
Основные принципы рынка:
- свобода
предпринимательства (
интерес);
- свобода профессионального выбора (заинтересованность собственника
ресурсов);
- свобода потребительского выбора (выгода потребителя в рамках
предельной полезности товаров и услуг);
- свобода экономических интересов;
- максимизация прибыли, достигаемая путем минимизации расходов на
внедрения новых технологий, роста производительности труда;
- максимизация доходов владельцев ресурсных факторов производства;
- максимизация выгоды покупателя в процессе потребительского выбора;
- конкуренция как состязательность всех участников рынка;
- система рыночных цен, как стимул, и как координатор рыночного
процесса.
Наиболее общими элементами рыночной системы является рыночная структура,
состоящая из:
- рынок средств производства;
- рынок
капиталов, рынок
бумаг;
- рынок рабочей силы, теневой рынок (криминальный).
Рыночная инфраструктура:
- коммерческая, банковская система;
- биржевая система;
- страховая система;
- аукционы, ярмарки, выставки, рекламные агентства, коммерческие
информационные центры, аудиторские компании, холдинги;
- уровень
и состояние общественного
- государственное регулирование.
3.
Стимулы и принципы экономической системы весьма эффективны, но не идеальны,
т.е. имеется:
- неизбежность инфляционных процессов;
- неизбежность безработицы;
- усиление неравенства в распределение доходов;
- сужение сферы общественного блага;
Перечисленные недостатки могут также обусловить фиаско рынка, поэтому в
условиях рынка существует объективная необходимость внешнего регулирующего
вмешательства государства в рыночные процессы.
Однако существуют две концепции:
- классическая концепция саморегулирующегося рынка. Однако теория
саморегулирующегося рынка получила приговор в 30-е годы 20 века (мировая
депрессия);
- государственное
регулирование экономики (
Кейнсом):
Два вида методов:
- прямые
(размещение государственных
цен на услуги, тарифы, жесткое установление заказов);
- косвенные (финансово-кредитные рычаги).
Государство должно осуществлять:
- структурную политику;
- инвестиционную политику;
- инновационную политику; ценовую политику; маркетинговая политика;
политика денежных доходов;
- политика формирования фондов; политика изменения структуры
расходов населения;
- финансовая политика и налоги.