Предмет и метод микроэкономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 14:07, лекция

Описание

Жизнь человеческого общества связана с непрерывным потреблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким образом человечество всегда находится в противоречивом единстве потребления и производства. Потребление связано с осознанными желаниями людей, производство связано с наличием ресурсов производства. Желание, потребности людей растут быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся потребностей.

Содержание

1. Экономика и микроэкономика
2. Виды выбора как предмет микроэкономики
3. Метод микроэкономики

Работа состоит из  1 файл

микроэкономика лекций.doc

— 614.00 Кб (Скачать документ)

Предмет и метод микроэкономики

  

1.       Экономика  и

микроэкономика

 

2.       Виды  выбора как предмет микроэкономики

 

3.       Метод  микроэкономики

 

     Вопрос 1. Жизнь человеческого общества связана с непрерывным

потреблением, но потреблять можно только то, что произведено, таким образом

человечество всегда находится  в противоречивом единстве потребления  и

производства. Потребление связано  с осознанными желаниями людей, производство

связано с наличием ресурсов производства. Желание, потребности людей растут

быстро, постоянно и безгранично. Всё это происходит в силу закона возвышающихся

потребностей. Ресурсы всегда ограничены, т.е. они редки.

     Редкость – это ситуация, когда ресурсов недостаточно, чтобы

удовлетворить желание всех и каждого. Поскольку редкость – ситуация

постоянная, постольку изучению редкости и деятельности людей в условиях

редкости и посвящает свои усилия наука под названием экономика.

     Экономика (ойкос, номос) – это наука, изучающая выборы, которые люди

совершают, используя редкие ресурсы для удовлетворения своих потребностей,

следовательно, предметом экономики  являются не деньки, не материальные блага, а

люди, их действия, их выборы.

Изучая экономику наблюдаем (различаем) в ней две ветви: микроэкономику и

макроэкономику.

     Макроэкономика – это раздел экономики, изучающий крупномасштабные

экономические явления, в основе которых  лежат микроэкономические процессы,

происходящие на уровне хозяйствующих  субъектов.

     Микроэкономика – это раздел экономики, изучающий выборы, совершаемые

малыми экономическими единицами (фирмами, предпринимателями, отдельными

госструктурами) в условиях редкости

     Вопрос 2. Предметом микроэкономики, следовательно, являются выборы,

совершаемые малыми экономическими единицами. Система выборов сводится к четырём

выборам:

-          что

-          как

-          кто

-          для  кого

«Что» - означает выбор, какие товары и услуги возможно и

необходимо производить. При решении  выбора «что» всегда существует альтернатива

типа «либо. либо.». Классическая альтернатива – «либо масло, либо

пушки». Кривая производственных возможностей при выборе «что».

    

Альтернативность выбора «что» связана с ограниченностью

производительных ресурсов. Они делятся на 3 категории:

-          труд (рабочая  сила

-          капитал

-          природные  ресурсы

     Труд – это рабочая сила, рассматриваемая, как совокупность способностей

(физических, умственных, нервных)  человека к труду.

     Капитал – это средство производства, деньги, производственная

инфраструктура, которые созданы людьми и используются ими в производственном

процессе.

     Природные ресурсы – это всё то, что используется (или может быть

использовано) в производстве в натуральном состоянии без конструктивной

переработки (пахотная земля, полезные ископаемые, древесина, лес, биомасса в

воде, рыбные запасы).

Поскольку производство всегда альтернативно, то в условиях редкости ресурсов,

производство любого данного товара здесь и в это время влечёт за собой потерю

возможностей производить другой товар там и в это время. Такая ситуация

находит своё выражение в понятии  «альтернативная стоимость».

     Альтернативная стоимость товара или услуги – это стоимость, измеренная с

точки зрения потерянной возможности  заниматься наилучшей из доступных

альтернативных деятельностей, требующих  того же времени или тех же ресурсов.

Выбор «как» производить характеризуется тем, что в любом

производстве всегда есть n-ое число вариантов его организации. Выбор «

как» всегда связан с проблемой эффективности производства.

     Экономическая эффективность – это ситуация, в которой при наличных

производственных ресурсах и существующем уровне знаний невозможно произвести

большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести

некое количество другого товара.

Производительные ресурсы плюс знания образуют производственный потенциал

(фирмы, региона, Украины и  т.д.).

В выборе «как» с производственной деятельностью связаны инвестиции

и предпринимательство.

     Инвестиции – это увеличение объёма капитала и его технологическое

совершенствование, осуществляемое людьми с целью повышения эффективности

производства.

     Предпринимательство – это процесс поиска новых возможностей

использования новых технологий и новых сфер вложения капитала в целях

повышения эффективности производства.

Выбор «кто» и какую роботу должен выполнять связан с организацией

производства, построенного на разделении, кооперации и комбинировании труда.

Высшее достижение в разделении, кооперации и комбинировании труда  достигается

в результате научной организации  труда.

«Для кого» - есть два аспекта: для кого производятся товары и

услуги, распределение произведённого продукта по стоимости, т.е. выбор «

для кого» связан с распределением произведённой вновь созданной

стоимости. Проблемой «для кого» и эффективности производства посвящает свои

усилия научная школа праксеологии. Лозунг: больше производить чтобы

лучше распределять, и лучше распределять чтобы больше производить.

Все микроэкономические выборы осуществляются в двух основных способах

координации действий миллионов людей  в рамках двух моделей.

     Первая модель – иерархическая модель выбора, характеризуется тем, что

индивидуальные действия людей, а следовательно и их выборы подчинены указаниям,

инструкциям и распоряжениям центральной  власти.

     Вторая модель – модель стихийного порядка. В этой модели индивидуумы

приспосабливают свои действия и выборы реальным условиям, основываясь на

информации и стимулах своего непосредственного окружения.

     Вопрос 3. Основной метод всех экономических дисциплин: метод

материалистической диалектики. Это означает, что все экономические процессы

рассматриваются как реально существующие, т.е. материалистические и они

рассматриваются в диалектике, в  зарождении, в развитии и умирании.

     Специфические методы микроэкономики:

-          метод  моделирования (связь фактов и  ожидаемых результатов)

-          метод  построения графиков (графическая  интерпретация, кривая

производственных возможностей)

-          эконометрический  метод (т.е. метод анализа статистических  данных)

-          метод  построения прогнозов (т.е. на  базе реалий строить какие-то

модели, прогнозировать будущее развитие)

-          метод  разработки экономической тактики (ценовая политика фирмы)

16 Февраля 1999 г.

    

Лекция №2

 Тема: РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

1.       Понятие  рынка и его основные функции.

 

2.       Рыночная  экономика ее принципы и элементы.

 

3.

Государственное регулирование  рынка.

 

     1.

     Рынок представляет собой совокупность отношений обмена, организованны по

законности товарного производства и товарно-денежного обращения.

Рынок категория синтетическая, включающая в себя такие важные категории как:

- стоимость, цена, спрос и предложение,  конъюнктура, государственное

регулирование.

Рынок не терпит администрирования, он имеет собственную организацию, в основу

которого положено индикативное планирование.

Основные функции рынка:

-          обеспечение  связи между производителями  и потребителями;

-          обеспечение  пропорциональности в структуре  общественного

производства;

-          признание общественно необходимых  затрат труда на производство

товаров;

-          формирование цены товара в процессе взаимодействия спроса и

предложения, как выражение предельной полезности данного товара;

-          стимулирование издержек производства;

-          ускорение НТП.

Рынок выступает в двух формах:

-          рынок продавца (рынок производителя) - характеризуется

монополизмом  производителя, хроническим дефицитом  всего и вся,

неудовлетворенным спросом потребителя, низким качеством  товаров и услуг,

ростом  цен, разгулом спекуляции, развитием инфляции;

-          рынок покупателя характеризуется свободной конкуренцией

производителей, олигополизацией рынка, демонополизацией рынка,

бездефицитностью, занятостью всех ниш рынка, высоким качеством, дизайном

товаров, устойчивостью денежного обращения, стабильностью цен.

Если рынок продавца, в целях его регуляции требует жесткого

государственного администрирования, то рынок покупателя нормально

функционирует в условиях легкого государственного косвенного регулирования.

Рыночная система, как само регулируемая система не застрахована от своего

поражения, которое называется фиаско рынка.

     Фиаско рынка - ситуация, при которой рынок не в состоянии координировать

процессы экономического выбора, таким  образом, чтобы обеспечить эффективное

использование ресурсов.

Причины фиаско рынка:

- внешние эффекты - это эффекты, которые не находят свое отражение в цене блага;

-          возрастание  общественного блага;

-          недостаточная  конкуренция.

     2.

     Рыночная  система - представляет собой ассоциации свободных

товаропроизводителей, работающих в условиях экономической свободы и риска,

самостоятельно избирающих контрагентов производственной деятельности,

самостоятельно определяющие объемы производства, самостоятельно

распоряжающиеся собственными доходами и расходами, численностью занятых и

оплаты труда.

Основные характеристики рыночной системы:

-          углубление  общественного разделения труда;

-          высокая  степень развития общественных  отношений;

-          денежная  форма обменных отношений;

-          высокий  уровень развития частных предприятий;

-          высоко  развитая технология;

-          косвенное,  регулирующее воздействия государства.

Основные принципы рынка:

-          свобода  предпринимательства (заинтересован  частный экономический

интерес);

-          свобода  профессионального выбора (заинтересованность собственника

ресурсов);

-          свобода  потребительского выбора (выгода  потребителя в рамках

предельной полезности товаров и услуг);

-          свобода  экономических интересов;

-          максимизация  прибыли, достигаемая путем минимизации расходов на

внедрения новых технологий, роста производительности труда;

-          максимизация  доходов владельцев ресурсных  факторов производства;

-          максимизация  выгоды покупателя в процессе  потребительского выбора;

-          конкуренция как состязательность всех участников рынка;

-          система  рыночных цен, как стимул, и  как координатор рыночного

процесса.

Наиболее общими элементами рыночной системы является рыночная структура,

состоящая из:

-          рынок  средств производства;

-          рынок  капиталов, рынок интеллектуального  продукта, рынок ценных

бумаг;

-          рынок  рабочей силы, теневой рынок (криминальный).

Рыночная инфраструктура:

-          коммерческая, банковская система;

-          биржевая  система;

-          страховая  система;

-          аукционы, ярмарки, выставки, рекламные агентства,  коммерческие

информационные центры, аудиторские компании, холдинги;

-          уровень  и состояние общественного сознания;

-          государственное  регулирование.

     3.

Стимулы и принципы экономической  системы весьма эффективны, но не идеальны,

т.е. имеется:

-          неизбежность  инфляционных процессов;

-          неизбежность  безработицы;

-          усиление  неравенства в распределение  доходов;

-          сужение сферы общественного блага;

Перечисленные недостатки могут также  обусловить фиаско рынка, поэтому в

условиях рынка существует объективная  необходимость внешнего регулирующего

вмешательства государства в рыночные процессы.

Однако существуют две концепции:

-          классическая  концепция саморегулирующегося  рынка. Однако теория

саморегулирующегося рынка получила приговор в 30-е годы 20 века (мировая

депрессия);

-          государственное  регулирование экономики (теория  разработана Д.

Кейнсом):

Два вида методов:

-          прямые (размещение государственных заказов,  жесткое установление

цен на услуги, тарифы, жесткое установление заказов);

-          косвенные  (финансово-кредитные рычаги).

Государство должно осуществлять:

-          структурную политику;

-          инвестиционную  политику;

-          инновационную  политику; ценовую политику; маркетинговая  политика;

политика денежных доходов;

-          политика  формирования фондов; политика изменения  структуры

расходов населения;

-          финансовая политика и налоги.

    

Тема3. Основы анализа  спроса и предложения.

 

1.       Спрос  и

предложение.

 

2.       Взаимодействие  спроса и предложения.

 

3.

Эластичность спроса и предложения.

Информация о работе Предмет и метод микроэкономики