Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:38, дипломная работа
Республика Башкортостан является крупным регионом развитого сельскохозяйственного производства. По объему валовой продукции сельского хозяйства по многолетним показателям она занимает первое место в округе и четвертое – в Российской Федерации. Так, при удельном весе около 3,7% сельскохозяйственных угодий республики в общероссийском показателе, производство валовой продукции составляет от 4 до 5 %.
Введение 3
Глава 1. Переходный период и особенности реформирования агропромышленного комплекса РБ 7
1.1 Понятие переходной экономики 7
1.2 Основные черты экономических реформ в Республике Башкортостан 14
1.3 Место и роль сельскохозяйственной отрасли в экономике Республики Башкортостан и проблемы реформирования АПК РБ 19
Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса РБ в курсе преподавания экономики в школе". 32
2.1 Программа школьного экономического образования. Место "Агропромышленного комплекса" в программе. 32
2.2 Методика преподавания темы "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан" на примере урока в 11 классе средней школы 50
Заключение 59
Содержание
Введение 3
Глава 1. Переходный период и особенности реформирования агропромышленного комплекса РБ 7
1.1 Понятие переходной экономики 7
1.2 Основные черты экономических
реформ в Республике
1.3 Место и роль
Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса РБ в курсе преподавания экономики в школе". 32
2.1 Программа школьного
экономического образования.
2.2 Методика преподавания темы "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан" на примере урока в 11 классе средней школы 50
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение 1. 65
Приложение 2 66
Введение
Республика Башкортостан
является крупным регионом развитого
сельскохозяйственного
В Башкортостане более семи миллионов гектаров земельных угодий, из них около пяти миллионов гектаров занимают пашни. В республике функционируют различные формы хозяйствования.
Если по производству картофеля республика занимает второе место, то по поголовью крупного рогатого скота и лошадей, производству молока, товарного меда она уверенно занимает первую позицию не только в округе, но и в РФ. Так же по производству сельскохозяйственной продукции республика стоит на третьем месте в РФ и на втором – в округе.
Агропромышленный комплекс
Республики Башкортостан на современном
этапе развития – это сложная
социально-экономическая
В республике ведется активная
государственная поддержка
Но существует так же немало проблем, требующих большого внимания.
Несмотря на относительно большую площадь, по сравнению с соседями, в частности, с республикой Татарстан, Башкортостан заметно отстает по многим таким показателям, как объем сельскохозяйственной продукции, количество фермерских хозяйств, по площадям, обрабатывающимся по ресурсосберегающим технологиям, поголовье КРС. Если валовый сбор зерна в Татарстане за 2011 год составил 5,2 млн.тонн, то в Башкортостане этот показатель равняется 3,2 млн.тоннам. По инвестиционной привлекательности республика Татарстан так же лидирует по сравнению с Башкирией.
Агропромышленный комплекс республики продолжает функционировать в условиях недостаточной обеспеченности сельхозтехники, высокой степени их износа, что ведет к нарушениям агротехнологий, снижению объемов производства продукции растениеводства и животноводства, повышению её себестоимости.
Немаловажной проблемой
являются нехватка сушильных мощностей,
крытых токов, очистительной техники.
Остро стоит проблема перевода растениеводства
на современные ресурсо- и почвосберегающие
технологии, которые в условиях республики
способны обеспечить существенное сокращение
парка техники, экономию времени
на проведение технологических операций,
снижение производственных затрат. Также
необходимо оптимизировать структуру
посевных площадей, изменить объемы производства
отдельных видов
Одной из важных проблем является нехватка трудовых ресурсов необходимой квалификации.
Наличие квалифицированных
кадров, непосредственно знакомых с
существующими проблемами в селе,
обладающих перспективными идеями, заинтересованных
в эффективном функционировании
агропромышленного комплекса
Актуальность исследования
заключается в том, чтобы выявить
причины неэффективного использования
имеющихся в республике ресурсов
и выяснить причины отставания от
соседних регионов по некоторым показателям,
обладая при этом рядом преимуществ.
Актуальность дипломной работы также
заключается и в том, чтобы
в курсе преподавания экономики
в школах, особенно сельских, отразить
эти существующие проблемы и пути
их решения, особенности развития, характерные
черты, перспективные направления
республики. Развить у учеников интерес
к сельскому хозяйству и
Агропромышленный комплекс, будучи приоритетным национальным проектом республики, может привлечь интерес учеников к данной сфере, послужить толчком для поступления в будущем в сельскохозяйственные вузы, вернуться в село и трудиться во благо району.
Экономические исследования в аграрной науке представлены трудами отечественных ученых экономистов: И.Т. Посошкова, А.Т. Болотова, М.Г. Павлова, Я.А. Линовского, М.Г. Павлова, А.И. Скворцова, В.В. Докучаева, С.Ю. Витте, Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, Н.И. Вавилова, В.П. Кузьмина, К.А. Тимерязева, Н.М. Тулайнова, В.Г. Венжера и других.
В ходе экономических реформ активизировались исследования, посвященные эффективному направлению развития аграрного сектора экономики. Исследованию условий и проблем устойчивого развития сельского хозяйства и его отраслей посвящены работы Н.Г. Арсланова, В.Р. Боева, О.Е. Вальтера, У.Г. Гусманова, В.И. Иванова, А.С. Кириленко, В.В. Кузнецова, В.И. Кушлина, Г.С. Лисичкина, Ю.А. Лысенко, А. Маннеля, Р.М. Мухамеджанова, А.В. Петрикова, П.Д. Половинкина, Н.И. Поповой, Б.И. Смагина, Ю.С. Сокурова, И.Г. Ушачева, К.Г. Шульмейстера, М.М. Юзбашева и многих других.
Цель дипломной работы
– выявление причин неэффективного
использования имеющихся в
Для этого в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
1. изучение понятия переходной экономики;
2. выявление основных черт экономических реформ в РБ в переходный период, в сравнении с соседними регионами;
3. Определение места и
роли сельскохозяйственной
4. Выявление проблем
5. Определение места теме
"Агропромышленный комплекс" в
школьной образовательной
6. Разработка методики
преподавания данной темы, опираясь
на выявленные проблемы
Объектом исследования в данной дипломной работе является школа и образовательный процесс.
Предмет исследования в дипломной работе – проблемы агропромышленного комплекса и установление путей их решения в ходе образовательного процесса в разделе, посвященной данной теме.
Теоретической и методологической
базой дипломного исследования послужили
труды отечественных и
Глава 1. Переходный период и особенности реформирования агропромышленного комплекса РБ
1.1 Понятие переходной экономики
Переходная экономика
представляет собой особое состояние
экономической системы, ее функционирование
в период перехода общества от одной
экономической системы к
К основным свойствам переходной экономики относятся:
1. Она должна сформировать
основу новой экономической
2. Многоукладность.
3. Неустойчивость развития
как ее внутреннее свойство. Классическая
политическая экономия, К. Маркс,
Н. Кондратьев исходят из
4. Относительная длительность преобразований, являющаяся следствием естественных, не зависящих от политической власти, факторов: известной инерционности.
В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза России с 24 июня 1994 года Россия отнесена к странам с переходным типом экономики. В основе этих критериев лежит соотношение административных и рыночных методов управления экономикой.
Первыми работами, направленными на исследование теории переходной экономики стали учебные пособия под редакцией В.В. Радаева и А.В. Бузгалина, Кисилевой Е.А. и Чепурина М.Н. (1996), монографические исследования Аукционека С.П., Бузгалина А.В., Колганова А. (1994), вышедщее позднее учебное пособие под редакцией Абалкина Л.И. и др.
Выделяют два основных направления преобразований в переходной экономике: формирование рыночной системы и преобразование структуры народного хозяйства.
Формирование рынка включает три основных элемента:
1. Либерализация экономики
– это система мер,
2. Структурные преобразования
– это ряд мер и действий,
направленных на распределение
ресурсов и повышение
3. Институциональные
К методам решения задач переходного периода относятся:
1. Стабилизационная политика,
направленная на сокращение
1. либерализацию цен;
2. минимизацию госбюджета
путем коммерциализации
3. удорожание кредита (до 210% ставки ЦБ);
4. введение внутренней конвертируемости национальной валюты.
2. Преобразование форм собственности:
1. приватизация и реституция;
2. стимулирование развития частного сектора.
3. Изменение структуры экономики:
4. антимонопольная политика;
5. механизм банкротства;
6. интеграция в мировой рынок.
Преобразование структуры
народного хозяйства, в свою очередь,
не может быть осуществлено только
рыночными методами. Необходима целенаправленная
деятельность государства по созданию
новой структуры экономики, ликвидации
отживших отраслей и производств, а
также преобразованию основных звеньев
экономики. Изменение структуры
народного хозяйства требует
осуществления эффективной
Историческая
1991-1993 гг. – крах административной
системы, становление основ
1994-1995 гг. – этап протекционистской политики;
1996-1997 гг. – финансовая
стабилизация, реструктуризация предприятий,
сокращение падения
1998-1999 гг. – финансовый кризис, с привлекшими последствиями;
2000 г. – постепенный
переход к экономическому