Проблема развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в курсе преподавания экономики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:38, дипломная работа

Описание

Республика Башкортостан является крупным регионом развитого сельскохозяйственного производства. По объему валовой продукции сельского хозяйства по многолетним показателям она занимает первое место в округе и четвертое – в Российской Федерации. Так, при удельном весе около 3,7% сельскохозяйственных угодий республики в общероссийском показателе, производство валовой продукции составляет от 4 до 5 %.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Переходный период и особенности реформирования агропромышленного комплекса РБ 7

1.1 Понятие переходной экономики 7

1.2 Основные черты экономических реформ в Республике Башкортостан 14

1.3 Место и роль сельскохозяйственной отрасли в экономике Республики Башкортостан и проблемы реформирования АПК РБ 19

Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса РБ в курсе преподавания экономики в школе". 32

2.1 Программа школьного экономического образования. Место "Агропромышленного комплекса" в программе. 32

2.2 Методика преподавания темы "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан" на примере урока в 11 классе средней школы 50

Заключение 59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа на тему.docx

— 75.12 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 3

 

Глава 1. Переходный период и  особенности реформирования агропромышленного  комплекса РБ 7

 

1.1 Понятие переходной  экономики 7

 

1.2 Основные черты экономических  реформ в Республике Башкортостан 14

 

1.3 Место и роль сельскохозяйственной  отрасли в экономике Республики  Башкортостан и проблемы реформирования  АПК РБ 19

 

Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики  в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса  РБ в курсе преподавания экономики  в школе". 32

 

2.1 Программа школьного  экономического образования. Место  "Агропромышленного комплекса"  в программе. 32

 

2.2 Методика преподавания  темы "Агропромышленный комплекс  Республики Башкортостан" на примере  урока в 11 классе средней школы  50

 

Заключение 59

 

Список литературы 62

 

Приложение 1. 65

 

Приложение 2 66

Введение

 

Республика Башкортостан является крупным регионом развитого  сельскохозяйственного производства. По объему валовой продукции сельского  хозяйства по многолетним показателям  она занимает первое место в округе и четвертое – в Российской Федерации. Так, при удельном весе около 3,7% сельскохозяйственных угодий республики в общероссийском показателе, производство валовой продукции составляет от 4 до 5 %.

 

В Башкортостане более  семи миллионов гектаров земельных  угодий, из них около пяти миллионов  гектаров занимают пашни. В республике функционируют различные формы  хозяйствования.

 

Если по производству картофеля  республика занимает второе место, то по поголовью крупного рогатого скота  и лошадей, производству молока, товарного  меда она уверенно занимает первую позицию не только в округе, но и  в РФ. Так же по производству сельскохозяйственной продукции республика стоит на третьем  месте в РФ и на втором – в  округе.

 

Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан на современном  этапе развития – это сложная  социально-экономическая система, в  рамках которой достигается организационно-производственное единство процессов обеспечения  средствами производства, непосредственное производство сельскохозяйственного  сырья и продуктов, их переработка  в продукты конечного потребления  и доведение их до потребителя.

 

В республике ведется активная государственная поддержка агропромышленного  комплекса в виде выплат компенсаций  и субсидий, предоставления кредитов, землеустройства и повышения  плодородия почвы, обеспечения личных хозяйств сельскохозяйственной техникой.

 

Но существует так же немало проблем, требующих большого внимания.

 

Несмотря на относительно большую площадь, по сравнению с  соседями, в частности, с республикой  Татарстан, Башкортостан заметно отстает  по многим таким показателям, как  объем сельскохозяйственной продукции, количество фермерских хозяйств, по площадям, обрабатывающимся по ресурсосберегающим технологиям, поголовье КРС. Если валовый  сбор зерна в Татарстане за 2011 год  составил 5,2 млн.тонн, то в Башкортостане  этот показатель равняется 3,2 млн.тоннам. По инвестиционной привлекательности  республика Татарстан так же лидирует по сравнению с Башкирией.

 

Агропромышленный комплекс республики продолжает функционировать  в условиях недостаточной обеспеченности сельхозтехники, высокой степени  их износа, что ведет к нарушениям агротехнологий, снижению объемов производства продукции растениеводства и  животноводства, повышению её себестоимости.

 

Немаловажной проблемой  являются нехватка сушильных мощностей, крытых токов, очистительной техники. Остро стоит проблема перевода растениеводства  на современные ресурсо- и почвосберегающие технологии, которые в условиях республики способны обеспечить существенное сокращение парка техники, экономию времени  на проведение технологических операций, снижение производственных затрат. Также  необходимо оптимизировать структуру  посевных площадей, изменить объемы производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, в соответствии со спросом  на рынке.

 

Одной из важных проблем является нехватка трудовых ресурсов необходимой  квалификации.

 

Наличие квалифицированных  кадров, непосредственно знакомых с  существующими проблемами в селе, обладающих перспективными идеями, заинтересованных в эффективном функционировании агропромышленного комплекса республики – одно из главных условий решения  назревших проблем.

 

Актуальность исследования заключается в том, чтобы выявить  причины неэффективного использования  имеющихся в республике ресурсов и выяснить причины отставания от соседних регионов по некоторым показателям, обладая при этом рядом преимуществ. Актуальность дипломной работы также  заключается и в том, чтобы  в курсе преподавания экономики  в школах, особенно сельских, отразить эти существующие проблемы и пути их решения, особенности развития, характерные  черты, перспективные направления  республики. Развить у учеников интерес  к сельскому хозяйству и сформировать чувство патриотизма по отношению  к своей республике. Обучение будет  проходить плодотворно и эффективно, если у учащихся будет интерес  к данной теме и они смогут на реальных примерах понять суть изучаемого.

 

Агропромышленный комплекс, будучи приоритетным национальным проектом республики, может привлечь интерес  учеников к данной сфере, послужить  толчком для поступления в  будущем в сельскохозяйственные вузы, вернуться в село и трудиться  во благо району.

 

Экономические исследования в аграрной науке представлены трудами  отечественных ученых экономистов: И.Т. Посошкова, А.Т. Болотова, М.Г. Павлова, Я.А. Линовского, М.Г. Павлова, А.И. Скворцова, В.В. Докучаева, С.Ю. Витте, Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, Н.И. Вавилова, В.П. Кузьмина, К.А. Тимерязева, Н.М. Тулайнова, В.Г. Венжера  и других.

 

В ходе экономических реформ активизировались исследования, посвященные  эффективному направлению развития аграрного сектора экономики. Исследованию условий и проблем устойчивого  развития сельского хозяйства и  его отраслей посвящены работы Н.Г. Арсланова, В.Р. Боева, О.Е. Вальтера, У.Г. Гусманова, В.И. Иванова, А.С. Кириленко, В.В. Кузнецова, В.И. Кушлина, Г.С. Лисичкина, Ю.А. Лысенко, А. Маннеля, Р.М. Мухамеджанова, А.В. Петрикова, П.Д. Половинкина, Н.И. Поповой, Б.И. Смагина, Ю.С. Сокурова, И.Г. Ушачева, К.Г. Шульмейстера, М.М. Юзбашева и многих других.

 

Цель дипломной работы – выявление причин неэффективного использования имеющихся в республике ресурсов, выяснение причин отставания от соседних регионов по некоторым  показателям и отражение проблем  агропромышленного комплекса в  ходе преподавания экономики в школьном курсе.

 

Для этого в дипломной  работе были поставлены следующие задачи:

 

1. изучение понятия переходной  экономики;

 

2. выявление основных черт  экономических реформ в РБ  в переходный период, в сравнении  с соседними регионами;

 

3. Определение места и  роли сельскохозяйственной отрасли  в экономике РБ;

 

4. Выявление проблем реформирования  АПК РБ;

 

5. Определение места теме "Агропромышленный комплекс" в  школьной образовательной программе;

 

6. Разработка методики  преподавания данной темы, опираясь  на выявленные проблемы агропромышленного  комплекса.

 

Объектом исследования в  данной дипломной работе является школа  и образовательный процесс.

 

Предмет исследования в дипломной  работе – проблемы агропромышленного  комплекса и установление путей  их решения в ходе образовательного процесса в разделе, посвященной  данной теме.

 

Теоретической и методологической базой дипломного исследования послужили  труды отечественных и зарубежных ученых, связанные с исследуемым  вопросом. В дипломной работе использованы законодательные и нормативные  акты по вопросам реформирования сельского  хозяйства, материалы периодических  изданий и статистические данные, характеризующие состояние АПК  в Республике Башкортостан. Кроме  выше перечисленного при написании  дипломной работы использовалась педагогическая литература.

Глава 1. Переходный период и  особенности реформирования агропромышленного  комплекса РБ

1.1 Понятие переходной  экономики

 

Переходная экономика  представляет собой особое состояние  экономической системы, ее функционирование в период перехода общества от одной  экономической системы к другой. Переходный период – это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит  в новое, качественно иное состояние  в связи с кардинальными реформами  экономической системы.

 

К основным свойствам переходной экономики относятся:

 

1. Она должна сформировать  основу новой экономической системы.  Это понятие включает установившиеся  в экономике формы хозяйственных  связей или тип координации  деятельности между субъектами  экономики.

 

2. Многоукладность. Экономический  уклад – это особый тип экономических  отношений, существующий наряду  с другими отношениями. Любая  экономика имеет различные типы  экономического уклада, которые  характеризуются различными формами  собственности, интересами и способами  ведения хозяйства. Преодоление  многоукладности в основе экономике  является одной из главных  целей переходной экономики.

 

3. Неустойчивость развития  как ее внутреннее свойство. Классическая  политическая экономия, К. Маркс,  Н. Кондратьев исходят из устойчивости  экономической системы, маржинализм  ставит ее в центр внимания  экономической теории, изучающей  зрелое состояние рыночной экономической  системы. "Переходные процессы  … являются неравновесными, их  характеризует нелинейность, стохастический, вероятностный характер развития".

 

4. Относительная длительность  преобразований, являющаяся следствием  естественных, не зависящих от  политической власти, факторов: известной  инерционности.

 

В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза России с 24 июня 1994 года Россия отнесена к странам  с переходным типом экономики. В  основе этих критериев лежит соотношение  административных и рыночных методов  управления экономикой.

 

Первыми работами, направленными  на исследование теории переходной экономики  стали учебные пособия под  редакцией В.В. Радаева и А.В. Бузгалина, Кисилевой Е.А. и Чепурина М.Н. (1996), монографические исследования Аукционека С.П., Бузгалина А.В., Колганова А. (1994), вышедщее позднее учебное пособие  под редакцией Абалкина Л.И. и  др.

 

Выделяют два основных направления преобразований в переходной экономике: формирование рыночной системы  и преобразование структуры народного  хозяйства.

 

Формирование рынка включает три основных элемента:

 

1. Либерализация экономики  – это система мер, направленных  на освобождение от ограничений  огосударствленной экономики, создание  условий для свободного движения  цен, рыночного обращения товаров  и услуг, предпринимательства,  а также открытости экономики.

 

2. Структурные преобразования  – это ряд мер и действий, направленных на распределение  ресурсов и повышение эффективности  их использования.

 

3. Институциональные преобразования  – это создание условий для  действия рыночной системы путем  преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций  и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления  народным хозяйством.

 

К методам решения задач  переходного периода относятся:

 

1. Стабилизационная политика, направленная на сокращение инфляции  и насыщение рынка. Она включает:

 

1. либерализацию цен;

 

2. минимизацию госбюджета  путем коммерциализации деятельности  госпредприятий;

 

3. удорожание кредита (до 210% ставки ЦБ);

 

4. введение внутренней  конвертируемости национальной  валюты.

 

2. Преобразование форм  собственности:

 

1. приватизация и реституция;

 

2. стимулирование развития  частного сектора.

 

3. Изменение структуры  экономики:

 

4. антимонопольная политика;

 

5. механизм банкротства;

 

6. интеграция в мировой  рынок.

 

Преобразование структуры  народного хозяйства, в свою очередь, не может быть осуществлено только рыночными методами. Необходима целенаправленная деятельность государства по созданию новой структуры экономики, ликвидации отживших отраслей и производств, а  также преобразованию основных звеньев  экономики. Изменение структуры  народного хозяйства требует  осуществления эффективной промышленной политики, которая предполагает, что  путем целенаправленных действий государство  синхронизирует процесс рыночных преобразований и преобразование структуры экономики.

 

Историческая последовательность этапов переходной экономики была следующей:

 

1991-1993 гг. – крах административной  системы, становление основ рыночной  экономики;

 

1994-1995 гг. – этап протекционистской  политики;

 

1996-1997 гг. – финансовая  стабилизация, реструктуризация предприятий,  сокращение падения производства;

 

1998-1999 гг. – финансовый  кризис, с привлекшими последствиями;

 

2000 г. – постепенный  переход к экономическому росту.

Информация о работе Проблема развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в курсе преподавания экономики в школе