Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:38, дипломная работа
Республика Башкортостан является крупным регионом развитого сельскохозяйственного производства. По объему валовой продукции сельского хозяйства по многолетним показателям она занимает первое место в округе и четвертое – в Российской Федерации. Так, при удельном весе около 3,7% сельскохозяйственных угодий республики в общероссийском показателе, производство валовой продукции составляет от 4 до 5 %.
Введение 3
Глава 1. Переходный период и особенности реформирования агропромышленного комплекса РБ 7
1.1 Понятие переходной экономики 7
1.2 Основные черты экономических реформ в Республике Башкортостан 14
1.3 Место и роль сельскохозяйственной отрасли в экономике Республики Башкортостан и проблемы реформирования АПК РБ 19
Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса РБ в курсе преподавания экономики в школе". 32
2.1 Программа школьного экономического образования. Место "Агропромышленного комплекса" в программе. 32
2.2 Методика преподавания темы "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан" на примере урока в 11 классе средней школы 50
Заключение 59
Состояние агропромышленного комплекса в переходный период.
СССР и РСФСР к 1990 году резко отстали от ведущих западных стран по продуктивности сельского хозяйства. рис.1
Необходимость реформ агропродовольственного сектора к началу 1990 года была обусловлена двумя основными проблемами, которые требовали коренного изменения основ существующей системы:
Во-первых, нехватка внешних
экономических стимулов деятельности
предприятий, обусловленная
Во-вторых, отсутствие мотивации труда внутри хозяйств. Особенность аграрного производства заключается в том, что основные технологические процессы в нем плохо поддаются индустриализации в силу высокой степени зависимости от природного фактора. Работник, выполняющий те или иные операции, должен хорошо представлять всю технологическую цепочку, быть заинтересованным в конечном результате производства. Критериев качественного выполнения функций для основных сельскохозяйственных процессов нет. Соответственно, в этих условиях не работает ни стимул оплаты труда, ни стимул конечного дохода всего предприятия, что означает низкий уровень мотивации работника.
Таблица 1. Продуктивность сельского хозяйства по странам.
Мир в среднем
Западная Европа
США
Канада
РСФСР
СССР
Урожайность зерновых, ц/га
1979
17,8
27,9
31,6
21,1
15,7
13,7
1989
26,5
45,8
44,8
21,2
18,9
16,1
1989 к 1970, %
1,18
Надои молока на одну корову, кг/год
1970
1932
3269
44,23
32,56
2110
2328
1989
2127
4059
65,33
58,06
2555
2773
1989 к 1970, %
0
1,9
Источник: Народное хозяйство СССР в 1985 году; Народное хозяйство СССР в 1990 году. World agriculture / Trends and indicators / 1970-1989.
В этих условиях были сформированы первоочередные цели аграрной реформы:
1. реорганизация колхозов и совхозов;
2. развитие предпринимательства;
3. создание условий для привлечения в аграрный сектор иностранных инвестиций.
В России выделяют следующие этапы аграрной политики:
Первый этап (1991–1994 годы) Россия, как почти все страны с переходной экономикой, начала с либерализации цен, ликвидации системы госзакупок в аграрном секторе, отмены обязательных планов производства для сельхозпредприятий, субсидий и льгот для сельского хозяйства. Сельское хозяйство погружалось в рынок, а руководители отрасли столкнулись с многочисленными проблемами, которые невозможно было решить традиционными методами централизованно планируемой экономики. В результате агропродовольственная политика формировалась ad hoc, в режиме пожарной команды, с возникавшими проблемами боролись спонтанно, зачастую используя инструментарий предыдущей экономической парадигмы.
Довольно долго после
либерализации правительство
На втором этапе (1994–1998 годы)
эйфорию либерализации стал вытеснять
аграрный протекционизм. Россия ввела
минимальные гарантированные
С развитием реформ руководители страны все больше понимали, как функционируют рынки. Сельхозпроизводители приобретали опыт работы в рыночных условиях, осознали собственные интересы, стали самоорганизовываться в лоббирующие организации. Достигнутая к 1997 году относительная финансовая стабилизация сыграла заметную роль в переходе к третьему этапу (1998–2005 годы) агропродовольственной политики. Правительство стало применять комплексные меры с более ясными целями. Поэтому протекционизм начал расти, а вслед за ним – и доля расходов на сельское хозяйство в бюджете.
На четвертом этапе (с 2006 года) продолжали расти аграрный бюджет и торговый протекционизм. В руководстве страны созрело представление о том, что нужно более серьезно поддерживать масштабные инвестиции в аграрный сектор и защищать внутренний рынок от импорта. В 2006 году аграрный сектор впервые был назван в числе приоритетов развития страны, что было закреплено в Национальном проекте. В конце декабря того же года были приняты Закон "О развитии сельского хозяйства" и введенная им Госпрограмма развития сектора на 5 лет.
Современное состояние и
перспективы развития российского
аграрного сектора во многом определяются
резко возросшей
1.2 Основные черты экономических
реформ в Республике
Социально-экономические реформы в Башкортостане в 1990-е гг. по охвату, характеру и глубине определялись:
а) общим ходом реформ в Российской Федерации;
б) самостоятельно принимаемыми решениями республики в условиях обретения ею экономического суверенитета. В связи с этим анализ современного состояния экономики Республики Башкортостан и хода ее реформирования необходимо осуществлять путем оценки развития событий на каждом из названных уровней и степени их взаимного сочетания.
Характер рыночных реформ в России не мог не иметь определяющего значения в отношении преобразований в экономике Республики Башкортостан. Ее нахождение в едином политическом, правовом и социально-экономическом пространстве России в указанный период обусловило то, что все негативные моменты рыночных преобразований в России в значительной мере отрицательно повлияли на ход реформ и в нашей республике.
Сложившаяся за годы Советской власти структура государственных и кооперативных предприятий в агропромышленном комплексе не была приспособлена к рыночным отношениям и ориентировалась на государственные закупки, снабжение, регулируемые цены.
Новый этап политического и социально-экономического развития страны создало большие проблемы и для АПК. Положение села осложнилось тем, что был взят курс на "либерализацию" цен, формирование многоукладности, внедрение рыночных отношений.
Российские реформы сильно ударили по экономике колхозов и совхозов. Росла задолженность по кредитам на горюче-смазочные материалы, остро стала проблема заработной платы в хозяйствах. Прослеживалась тенденция к тому, что у населения в ряде сел техники стало больше, чем в крупных коллективных объединениях. Технический парк разрушался. Такие работы как внесение минеральных удобрений, мелиорация, семеноводство, селекционные опыты в животноводстве были резко сокращены или даже прекратились.
В переходный период из сельскохозяйственного оборота республики были выведены свыше 26 млн. га земли, или 22% всех посевных площадей РФ, уменьшилось поголовье крупного рогатого скота в 2 раза, свиней 2,3 раза, овец и коз в 4 раза.
Одной из задач аграрной реформы
стало создание иной структуры, больше
отвечающей требованиям рыночной экономики,
базирующейся на самостоятельных
Выбранная стратегия ориентировалось
на целостное развитие республики,
с опорой, прежде всего, на собственные
ресурсы и системы
При реализации своего варианта реформирования агропромышленного комплекса, республика опиралась на следующие принципы:
- сочетание саморегулирования
рынка с активным
- равноправное участие
на рынке субъектов всех форм
собственности, при условии,
- этапность экономических
преобразований, как наиболее успешный
метод адаптации
- социальное развитие
сельских районов, повышение
В результате этих преобразований
удалось избежать глубокого спада
экономики и создать
За 1991-2002 годы в республики
сложилась многоукладная
В районах вновь стали
создаваться Машинно-
В целях преодоления аграрного кризиса Президентом, Советом Федерации и Правительством России были предприняты множество законодательных и директивных мер. За последние 9 лет было принято 42 закона, 34 указа Президента и 152 постановления Правительства.
Сельскохозяйственным
За 1994-1999 годы было поставлено по федеральному лизингу 1794 единицы техники, по республиканскому лизингу 604 единицы.
С 2001 года осуществляется поставка сельскохозяйственной техники и племенного скота через через ОАО "Росагролизинг". За это время в республику завезено более 1000 единиц техники на сумму 1,1 млрд. рублей и 3135 голов племенного скота на сумму 126,6 млн. рублей.
С 2007 года в Республике Башкортостан
идёт создание системы сельскохозяйственного
консультирования. На сегодняшний день
в республике действуют 53 районных
информационно-консультационных центра.
Координацию их деятельности осуществляет
Министерство сельского хозяйства
Республики Башкортостан через Центр
сельскохозяйственного
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и Госпрограммы в 2007-2009 годах была оказана значительная поддержка АПК Республики Башкортостан как из федерального бюджета, так и из бюджета Республики Башкортостан.
В 2007 году расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан составили 10 592,3 млн.рублей (с учетом средств, выделенных на развитие социальной инфраструктуры, бюджетные кредиты, увеличение уставного фонда, ФЦП "Социальное развитие села"), в 2008 году – 15 879,7 млн.рублей, в 2009 году – 14 991,3 млн.рублей. Увеличение объема государственной поддержки АПК в 2009 году по сравнению с 2007 годом составило 4 339,0 млн.рублей (или 41,5 процента).
В силу неблагоприятной
1.3 Место и роль
Республика Башкортостан
является крупным регионом развитого
сельскохозяйственного
Среди форм хозяйствования функционируют более одной тысячи сельскохозяйственных организаций, 4414 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, около 580 тысяч личных подсобных хозяйств. За последние годы наблюдаются тенденции, как увеличения, так и снижения удельного веса по отдельным видам продукции внутри категорий производителей (приложение).