Проблема развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в курсе преподавания экономики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:38, дипломная работа

Описание

Республика Башкортостан является крупным регионом развитого сельскохозяйственного производства. По объему валовой продукции сельского хозяйства по многолетним показателям она занимает первое место в округе и четвертое – в Российской Федерации. Так, при удельном весе около 3,7% сельскохозяйственных угодий республики в общероссийском показателе, производство валовой продукции составляет от 4 до 5 %.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Переходный период и особенности реформирования агропромышленного комплекса РБ 7

1.1 Понятие переходной экономики 7

1.2 Основные черты экономических реформ в Республике Башкортостан 14

1.3 Место и роль сельскохозяйственной отрасли в экономике Республики Башкортостан и проблемы реформирования АПК РБ 19

Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса РБ в курсе преподавания экономики в школе". 32

2.1 Программа школьного экономического образования. Место "Агропромышленного комплекса" в программе. 32

2.2 Методика преподавания темы "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан" на примере урока в 11 классе средней школы 50

Заключение 59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа на тему.docx

— 75.12 Кб (Скачать документ)

 

Состояние агропромышленного  комплекса в переходный период.

 

СССР и РСФСР к 1990 году резко отстали от ведущих западных стран по продуктивности сельского  хозяйства. рис.1

 

Необходимость реформ агропродовольственного сектора к началу 1990 года была обусловлена  двумя основными проблемами, которые  требовали коренного изменения  основ существующей системы:

 

Во-первых, нехватка внешних  экономических стимулов деятельности предприятий, обусловленная нечувствительностью  предприятий к рыночным регуляторам  из-за плановой дисциплины и административного  контроля.

 

Во-вторых, отсутствие мотивации  труда внутри хозяйств. Особенность  аграрного производства заключается  в том, что основные технологические  процессы в нем плохо поддаются  индустриализации в силу высокой  степени зависимости от природного фактора. Работник, выполняющий те или  иные операции, должен хорошо представлять всю технологическую цепочку, быть заинтересованным в конечном результате производства. Критериев качественного  выполнения функций для основных сельскохозяйственных процессов нет. Соответственно, в этих условиях не работает ни стимул оплаты труда, ни стимул конечного дохода всего предприятия, что означает низкий уровень мотивации  работника.

 

Таблица 1. Продуктивность сельского  хозяйства по странам. 

Мир в среднем 

Западная Европа 

США 

Канада 

РСФСР 

СССР

 

Урожайность зерновых, ц/га      

 

1979 

17,8 

27,9 

31,6 

21,1 

15,7 

13,7

 

1989 

26,5 

45,8 

44,8 

21,2 

18,9 

16,1

 

1989 к 1970, %      

1,18

 

Надои молока на одну корову, кг/год      

 

1970 

1932 

3269 

44,23 

32,56 

2110 

2328

 

1989 

2127 

4059 

65,33 

58,06 

2555 

2773

 

1989 к 1970, % 

0     

1,9

 

 

Источник: Народное хозяйство  СССР в 1985 году; Народное хозяйство  СССР в 1990 году. World agriculture / Trends and indicators / 1970-1989.

 

В этих условиях были сформированы первоочередные цели аграрной реформы:

 

1. реорганизация колхозов  и совхозов;

 

2. развитие предпринимательства;

 

3. создание условий для  привлечения в аграрный сектор  иностранных инвестиций.

 

В России выделяют следующие  этапы аграрной политики:

 

Первый этап (1991–1994 годы) Россия, как почти все страны с  переходной экономикой, начала с либерализации  цен, ликвидации системы госзакупок в аграрном секторе, отмены обязательных планов производства для сельхозпредприятий, субсидий и льгот для сельского  хозяйства. Сельское хозяйство погружалось  в рынок, а руководители отрасли  столкнулись с многочисленными  проблемами, которые невозможно было решить традиционными методами централизованно  планируемой экономики. В результате агропродовольственная политика формировалась ad hoc, в режиме пожарной команды, с  возникавшими проблемами боролись спонтанно, зачастую используя инструментарий предыдущей экономической парадигмы.

 

Довольно долго после  либерализации правительство пыталось контролировать цены на многие продукты, продолжало торговую политику экономики  продовольственного дефицита, субсидируя импорт некоторых продовольственных  товаров и ограничивая экспорт, особенно зерна. Страна получала продовольственную  гуманитарную помощь.

 

На втором этапе (1994–1998 годы) эйфорию либерализации стал вытеснять  аграрный протекционизм. Россия ввела  минимальные гарантированные цены, импортные тарифы и квоты, экспортные субсидии. Эта политика еще находилась под влиянием предыдущей парадигмы. Например, минимальные гарантированные  цены устанавливались выше фактических  рыночных (то есть на неэффективном  уровне) и не использовались для  рыночных интервенций. Было создано  Агентство по регулированию аграрного  рынка. Производственные затраты стали  активно компенсироваться сельхозпроизводителям.

 

С развитием реформ руководители страны все больше понимали, как  функционируют рынки. Сельхозпроизводители приобретали опыт работы в рыночных условиях, осознали собственные интересы, стали самоорганизовываться в лоббирующие  организации. Достигнутая к 1997 году относительная финансовая стабилизация сыграла заметную роль в переходе к третьему этапу (1998–2005 годы) агропродовольственной  политики. Правительство стало применять  комплексные меры с более ясными целями. Поэтому протекционизм начал  расти, а вслед за ним – и  доля расходов на сельское хозяйство  в бюджете.

 

На четвертом этапе (с 2006 года) продолжали расти аграрный бюджет и торговый протекционизм. В руководстве  страны созрело представление о  том, что нужно более серьезно поддерживать масштабные инвестиции в  аграрный сектор и защищать внутренний рынок от импорта. В 2006 году аграрный сектор впервые был назван в числе  приоритетов развития страны, что  было закреплено в Национальном проекте. В конце декабря того же года были приняты Закон "О развитии сельского  хозяйства" и введенная им Госпрограмма развития сектора на 5 лет.

 

Современное состояние и  перспективы развития российского  аграрного сектора во многом определяются резко возросшей нестабильностью  мировых аграрных рынков, стремлением  восстановить протекционизм, а также  глобальным экономическим кризисом. Россия стала частью мировых рынков, и их влияние на внутренние проблемы неизбежно. Тем не менее можно  утверждать, что переходный период в аграрном секторе завершен, сектор не свободен от недостатков, но вполне конкурентоспособен.

1.2 Основные черты экономических  реформ в Республике Башкортостан

 

Социально-экономические  реформы в Башкортостане в 1990-е  гг. по охвату, характеру и глубине  определялись:

 

а) общим ходом реформ в  Российской Федерации;

 

б) самостоятельно принимаемыми решениями республики в условиях обретения ею экономического суверенитета. В связи с этим анализ современного состояния экономики Республики Башкортостан и хода ее реформирования необходимо осуществлять путем оценки развития событий на каждом из названных  уровней и степени их взаимного  сочетания.

 

Характер рыночных реформ в России не мог не иметь определяющего  значения в отношении преобразований в экономике Республики Башкортостан. Ее нахождение в едином политическом, правовом и социально-экономическом  пространстве России в указанный  период обусловило то, что все негативные моменты рыночных преобразований в  России в значительной мере отрицательно повлияли на ход реформ и в нашей  республике.

 

Сложившаяся за годы Советской  власти структура государственных  и кооперативных предприятий  в агропромышленном комплексе не была приспособлена к рыночным отношениям и ориентировалась на государственные  закупки, снабжение, регулируемые цены.

 

Новый этап политического  и социально-экономического развития страны создало большие проблемы и для АПК. Положение села осложнилось  тем, что был взят курс на "либерализацию" цен, формирование многоукладности, внедрение  рыночных отношений.

 

Российские реформы сильно ударили по экономике колхозов и  совхозов. Росла задолженность по кредитам на горюче-смазочные материалы, остро стала проблема заработной платы в хозяйствах. Прослеживалась тенденция к тому, что у населения  в ряде сел техники стало больше, чем в крупных коллективных объединениях. Технический парк разрушался. Такие  работы как внесение минеральных  удобрений, мелиорация, семеноводство, селекционные опыты в животноводстве были резко сокращены или даже прекратились.

 

В переходный период из сельскохозяйственного  оборота республики были выведены свыше 26 млн. га земли, или 22% всех посевных площадей РФ, уменьшилось поголовье крупного рогатого скота в 2 раза, свиней 2,3 раза, овец и коз в 4 раза.

 

Одной из задач аграрной реформы  стало создание иной структуры, больше отвечающей требованиям рыночной экономики, базирующейся на самостоятельных товаропроизводителях и рыночных механизмах их взаимодействия. Остро стала необходимость выбора стратегии и путей дальнейшего  социально-экономического развития.

 

Выбранная стратегия ориентировалось  на целостное развитие республики, с опорой, прежде всего, на собственные  ресурсы и системы жизнеобеспечения. Поэтапное преобразование планово-распределительной  централизованной экономики в рыночную экономику, отказ от "шоковой терапии", сохранение определенного уровня социальных гарантий для населения с одновременным  укреплением социальной сферы, соответствующей  современным условиям.

 

При реализации своего варианта реформирования агропромышленного  комплекса, республика опиралась на следующие принципы:

 

- сочетание саморегулирования  рынка с активным государственным  участием;

 

- равноправное участие  на рынке субъектов всех форм  собственности, при условии, что  они являются собственниками  реализуемой продукции, услуг  и полученных доходов;

 

- этапность экономических  преобразований, как наиболее успешный  метод адаптации сельскохозяйственных  товаропроизводителей к рыночным  условиям хозяйствования;

 

- социальное развитие  сельских районов, повышение уровня  жизни населения, его социальная  защита в период проведения  экономических реформ стали приоритетными  в деятельности государственных  органов республики.

 

В результате этих преобразований удалось избежать глубокого спада  экономики и создать предпосылки  по обеспечению экономической устойчивости в республики. В то время, как объем  сельскохозяйственной продукции снизился за 1990-2000 годы на более чем 43%, то по Башкирии эти цифры составили 23%.

 

За 1991-2002 годы в республики сложилась многоукладная экономика. В результате преобразований АПК  новые формирования в системе  крупно-товарного производства стали  основной формой хозяйствования, так  же повышалась доля негосударственных  структур в объемах производства сельскохозяйственной продукции.

 

В районах вновь стали  создаваться Машинно-технологические  станции (МТС), обслуживающие близлежащие  хозяйства на платной основе. В 1999 году к уборке урожая были привлечены 234 комбайна "Кейс" и "Нью-Холланд". В этом же году указом республики Башкортостан была одобрена инициатива машиностроительных организаций республики по созданию на их базе сервисного обслуживания сельхозтехники. К производству сельскохозяйственных машин, оборудования подключились "Башсельмаш", Стерлитамакский завод "Строймаш", Стерлитамакский машиностроительный завод, Туймазинский завод автобетоновозов, "Туймазыхиммаш", "Нефаз", концерн "Инмаш", УМПО и др.

 

В целях преодоления аграрного  кризиса Президентом, Советом Федерации  и Правительством России были предприняты  множество законодательных и  директивных мер. За последние 9 лет  было принято 42 закона, 34 указа Президента и 152 постановления Правительства.

 

Сельскохозяйственным предприятиям республики выделялись целевые дотации, субсидии и горюче-смазочные материалы  на условиях товарного кредита. Сохранялись  льготы по налогооблажению и оплате электроэнергии, используемой на производственные цели. Был образован лизинговый фонд и специальный фонд льготного  кредитования, предоставлялись отсрочки оплаты по различным платежам. Менялись таможенные тарифы, направленные на защиту внутреннего продовольственного рынка.

 

За 1994-1999 годы было поставлено по федеральному лизингу 1794 единицы  техники, по республиканскому лизингу 604 единицы.

 

С 2001 года осуществляется поставка сельскохозяйственной техники и  племенного скота через через  ОАО "Росагролизинг". За это время  в республику завезено более 1000 единиц техники на сумму 1,1 млрд. рублей и 3135 голов племенного скота на сумму 126,6 млн. рублей.

 

С 2007 года в Республике Башкортостан идёт создание системы сельскохозяйственного  консультирования. На сегодняшний день в республике действуют 53 районных информационно-консультационных центра. Координацию их деятельности осуществляет Министерство сельского хозяйства  Республики Башкортостан через Центр  сельскохозяйственного консультирования Республики Башкортостан.

 

В рамках реализации приоритетного  национального проекта "Развитие АПК" и Госпрограммы в 2007-2009 годах  была оказана значительная поддержка  АПК Республики Башкортостан как  из федерального бюджета, так и из бюджета Республики Башкортостан.

 

В 2007 году расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан составили 10 592,3 млн.рублей (с учетом средств, выделенных на развитие социальной инфраструктуры, бюджетные кредиты, увеличение уставного  фонда, ФЦП "Социальное развитие села"), в 2008 году – 15 879,7 млн.рублей, в 2009 году – 14 991,3 млн.рублей. Увеличение объема государственной поддержки АПК  в 2009 году по сравнению с 2007 годом  составило 4 339,0 млн.рублей (или 41,5 процента).

 

В силу неблагоприятной макроэкономической ситуация и слабого освоения аграриями  рыночных методов организации производства и управления, агропромышленный комплекс республики продолжает функционировать  в условиях недостаточной обеспеченности средствами механизации, высокой степени  их износа и нехватки трудовых ресурсов необходимой квалификации.

1.3 Место и роль сельскохозяйственной  отрасли в экономике Республики  Башкортостан и проблемы реформирования  АПК РБ

 

Республика Башкортостан является крупным регионом развитого  сельскохозяйственного производства. По объему валовой продукции сельского  хозяйства по многолетним показателям  она занимает первое место в округе и четвертое – в Российской Федерации. Так, при удельном весе около 3,7% сельскохозяйственных угодий республики в общероссийском показателе, производство валовой продукции составляет от 4 до 5 %.

 

Среди форм хозяйствования функционируют  более одной тысячи сельскохозяйственных организаций, 4414 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, около 580 тысяч личных подсобных  хозяйств. За последние годы наблюдаются  тенденции, как увеличения, так и снижения удельного веса по отдельным видам продукции внутри категорий производителей (приложение).

Информация о работе Проблема развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в курсе преподавания экономики в школе