Проблема развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в курсе преподавания экономики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 05:38, дипломная работа

Описание

Республика Башкортостан является крупным регионом развитого сельскохозяйственного производства. По объему валовой продукции сельского хозяйства по многолетним показателям она занимает первое место в округе и четвертое – в Российской Федерации. Так, при удельном весе около 3,7% сельскохозяйственных угодий республики в общероссийском показателе, производство валовой продукции составляет от 4 до 5 %.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Переходный период и особенности реформирования агропромышленного комплекса РБ 7

1.1 Понятие переходной экономики 7

1.2 Основные черты экономических реформ в Республике Башкортостан 14

1.3 Место и роль сельскохозяйственной отрасли в экономике Республики Башкортостан и проблемы реформирования АПК РБ 19

Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса РБ в курсе преподавания экономики в школе". 32

2.1 Программа школьного экономического образования. Место "Агропромышленного комплекса" в программе. 32

2.2 Методика преподавания темы "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан" на примере урока в 11 классе средней школы 50

Заключение 59

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа на тему.docx

— 75.12 Кб (Скачать документ)

 

(Слайд 3)

 

За счет бюджетных средств, выделенных Правительством Республики Башкортостан на приобретение племенных  животных на основе лизинга, сельхозтоваропроизводителями завезено 8900 голов крупного рогатого скота, 347 голов свиней, 558 голов овец, 404 головы лошадей из регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья.

 

Обеспечение роста объемов  производства пищевых продуктов  и удовлетворение потребности населения  республики в продовольственных  товарах в среднесрочной перспективе  определены в республиканской программе  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. За время действия этой программы введено в эксплуатацию 29 животноводческих комплексов. Их общая  вместимость – более 13 тысяч голов  крупного рогатого скота. Всего этот план предполагает реконструкцию и  модернизацию 41 объекта.

 

На  начало  2010 года поголовье  свиней во всех категориях хозяйств составило 595,6 тысяч голов. Свиноводством занимаются сельхозпредприятия в 44 районах республики. Наибольшее поголовье свиней в Стерлитамакском, Белебеевском, Мелеузовском, Илишевском, Янаульском, Дуванском районах. Аграрии республики отдают предпочтение таким породам как крупная белая, дюрок, ландрас и йоркшир.

 

(Слайд 4)

 

В 2012 году планируется реконструкция  и модернизация второй очереди АПК "Максимовский" в Стерлитамакском  и Аургазинском районах. Планируется  ввод второй очереди "БашАгро". Переработкой мяса в промышленных масштабах займется ГУСП совхоз "Рощинский". ФГУ "Управление "Башмелиоводхоз" планирует строительство  свинокомплекса на 12 тыс. голов в  год в Хайбуллинском районе. Все  эти меры позволят обеспечить качественной свининой не только рынок республики, но и соседние области, что в конечном итоге ведет к поддержке местных  производителей и вытеснению импортного мяса с отечественного рынка.

 

Дальнейшее социально-экономическое  развитие аграрной экономики Республики Башкортостан во многом зависит от уровня реализации приоритетных национальных проектов. Итоги 2011 г. свидетельствуют  о значительных изменениях в аграрной сфере республики.

 

В тоже время, перед агропромышленным комплексом республики стоит ряд  проблем по дальнейшему развитию и повышению экономической эффективности, при решении которых основным условием является связь науки с  производством.

 

Сегодня появляется спрос  на консультационные услуги. Тем более, когда роль наших управлений и  отделов сегодня сводится к административным функциям. Должен отметить, что в  республике создана и функционирует  информационно-консультационная служба АПК. Координатором этого направления  по республике является Центр сельскохозяйственного  консультирования, в 27 районах имеются  информационно-консультационные центры.

 

Информационно-консультационная служба должна в будущем стать  проводником всего нового, локомотивом  всех инноваций, что есть в АПК, способствовать постоянному техническому и технологическому обновлению агропромышленного производства. И, кроме того, предоставлять актуальную информацию по всем вопросам, связанным  с производством и реализацией  продукции, экономическому и юридическому сопровождению деятельности сельхоз-товаропоизводителей  всех форм собственности.

 

Научное обеспечение стабилизации и развития агропромышленного комплекса  в рыночных условиях – это выработка  и реализация приоритетных направлений  исследований и повышение роли науки, сохранение и развитие научно-технического потенциала страны, переориентация агропромышленного  производства на инновационный, наукоемкий путь. Роль науки в сложившихся кризисных условиях заключается в выявлении и выработке мер по устранению негативных тенденций в функционировании отрасли, выработке государственной стратегии развития агропромышленного комплекса и мер по активизации аграрной политики государства, получении результатов научных исследований в соответствии с потребностями производства, инновационной деятельности на основе научно-технических достижений. Наука является важнейшим ресурсом национальной и продовольственной безопасности, фактором влияния на технологический уровень развития агропромышленного производства.

 

Наряду с этим, оценивая состояние аграрной науки в целом, следует отметить что, отдельные  опытно-производственные и учебные  хозяйства наших высших, научно-исследовательских, средних учебных заведений не отвечают сегодняшним современным  требованиям и по развитию не отличаются от рядовых товарных хозяйств республики.

 

С учетом этого, основными  задачами научных исследований должны быть фундаментальные исследования по: (Слайд 5)

 

1.             разработке и реализации энергосберегающих  технологий возделывания сельскохозяйственных  культур в отраслях растениеводства  и кормопроизводства;

 

2.             выращиванию семян многолетних,  однолетних трав высоких репродукций;

 

3.             научному обоснованию и разработке  технологий создания культурных  специализированных пастбищ, обеспечивающих  производство дешевых кормов  в летний период;

 

4.             усилению селекционно-племенной  работы маточного поголовья для  получения здорового молодняка  для сохранения и разведения  генофонда местного скота;

 

5.             внедрению современных информационных  технологий, баз данных и прикладных  компьютерных программ в агропромышленном  комплексе;

 

6.             развитию инновационных проектов  и др.

 

Реализация всего вышеперечисленного позволит сформировать эффективную  систему научного обеспечения развития агропромышленного производства Российской Федерации на перспективу с целью дальнейшего укрепления агропромышленного комплекса, достижения продовольственной безопасности страны в новых условиях хозяйствования.

 

Вопросы учителя для обсуждения лекции:

 

1.Каков современный уровень  развития сельского хозяйства  в Республике Башкортостан?

 

2. Какие основные целевые  программы действуют в республике?

 

3. Опишите планы руководства  республики в рамках развития  животноводства в Башкортостане?

 

4.Каковы основные проблемы  в АПК республики?

 

5.Что нужно сделать,  чтобы сельское хозяйство республики  развивалось динамично?

 

6. Готовы ли Вы посвятить  себя работе в АПК республики?

 

Учитель: Спасибо за интересную беседу. А теперь немного поиграем. Давайте разделимся на 4 группы.

 

Представьте себя молодыми специалистами, приехавшим в село с населением 200человек  

 

Ваша задача в группах  составить список вопросов благодаря  которым Вы установите состояние  хозяйства, уровень работоспособности  населения села и предложите способы  преодоления существующих проблем. На размышление Вам дается 7 минут.

 

Учитель: А теперь проведем небольшую проверочную работу. Узнаем, как Вы усвоили материал урока.

 

Сейчас я раздам Вам  карточки с заданиями. На выполнение задания у Вас 5 минут. (Карточки в  приложении 2) Учитель раздает 3 вида карточек в шахматном порядке  и засекает время на выполнение самостоятельной  работы

 

Ровно через 5 минут учитель  собирает карточки и работы учащихся

 

3. Подведение итогов урока

 

(3мин) 

Учитель: А теперь подведем итог нашего урока. Что Вы узнали на сегодняшнем занятии?

 

Ученики встают и поочереди  формулируют выводы по теме урока

 

4. Домашнее задание 

 А теперь запишем  домашнее задание. Придумайте  интересную проблемную ситуацию  в сфере АПК и предложите  наиболее интересное и выгодное  решение.

 

Увидимся на следующем  уроке. Удачи.

 

Заключение

 

Стратегия реформирования российского  общества, реализация национальных проектов "Развитие АПК", "Образование", "Здравоохранение", "Доступное  и комфортное жилье" отвечают социальным ожиданиям и потребностям людей  в качественном изменении жизни, в ее обновлении, преодолении многих кризисных явлений и устранении их причин.

 

Становление России как передовой  цивилизованной европейской страны невозможно без развитого аграрного  сектора, ведущая роль в создании которого принадлежит нынешним выпускникам  сельских школ. А значит, возрастает роль сельской школы в подъеме  экономики и социальном развитии села, в обеспечении психологической, социальной и профессиональной готовности выпускников школ к реформированию аграрного сектора и социальной сферы села.

 

Общеизвестно: интеллектуальный, экономический, культурный, духовный потенциал  российского села XXI века во многом определит нынешняя молодежь. Развитие сельской России зависит от вклада сельской молодежи в модернизацию сельского  хозяйства и социальное развитие села.

 

Республика Башкортостан является крупным регионом развитого  сельскохозяйственного производства. По объему валовой продукции сельского  хозяйства по многолетним показателям  она занимает первое место в округе и четвертое – в Российской Федерации. В силу неблагоприятной  макроэкономической ситуация и слабого  освоения аграриями рыночных методов  организации производства и управления, агропромышленный комплекс республики продолжает функционировать в условиях недостаточной обеспеченности средствами механизации, высокой степени их износа и нехватки трудовых ресурсов необходимой квалификации.

 

В регионе успешно действуют  государственные программы. В ходе написания дипломной работы нами установлено, что необхоимо продолжать реализацию уже действующих программ по развитию АПК и участвовать  в новых программах. Так успешной реализации восьмилетней аграрной стратегии  должна способствовать и специальная  программа "Начинающий фермер", стартующая с 2012 года. Ее бюджет – 2 млрд. рублей. Средства начинающим фермерам будут выделяться на конкурсной основе по заявлениям. Правда, на 1,7 тыс. мест участников заявления  уже подали 15 тыс. человек. И ажиотаж  этот понятен: первоначально участникам программы будут выделены 1,5 млн. рублей на покупку средств производства и 250 тыс. рублей на обустройство быта.

 

В АПК Республики Башкортостан были выявлены ряд проблем, требующих  безотлагательного решения. Одной  из острых проблем в республике является обеспечение рентабельности сельскохозяйственных предприятий. Остро стоит проблема конкурентоспособности АПК в  Республике Башкортостан на российском и мировом рынке. Помимо всего  вышесказанного необходимо подчеркнуть  факт нехватки высококвалифицированных  кадров.

 

В условиях современного развития АПК республики необходимо большое  внимание уделять экономическому образованию  в школах. Важно помнить, что взаимосвязи  предмета "Экономика" с другими  учебными дисциплинами осуществляются посредством комплекса блоков, нацеленных на развитие навыков обучения, на формирование физического и нравственного  развития личности, на развития и использование  творческих способностей человека в  областях эстетики и культуры.

 

Внедрение предмета "Экономика" нацелено не только на обеспечение  экономической подготовки школьников, на воспитание рационального потребителя  и производителя, но также и на формирование комплекса экономически значимых качеств личности, позволяющих  самостоятельно принимать экономические решения, грамотно выстраивать жизненную стратегию.

 

Для того, чтобы обеспечить сферу АПК республики профессиональными  кадрами необходимо готовить квалифицированных  специалистов со школьной скамьи. Именно поэтому очень важно, чтобы в  школах преподавался курс экономики. В  рамках школьной программы по экономике  необходимо много внимания уделять  проблемам АПК и возможным  методам их преодоления. К сожалению, большинство современных школьных программ по курсу экономики в  Республики Башкортостан не уделяют  должного внимания проблемам АПК. В  программах отсутствую проработанные  задания при помощи которых школьник сможет увидеть не только экономические  проблемы села, но и сможет продумать  самостоятельно варианты их преодоления.

 

Список литературы

 

Нормативно-правовые акты:

 

1. О Федеральной целевой  программе "Социальное развитие  села до 2012 года". Постановление  Правительства Российской Федерации  от 3.12.2010 № 858 // Парламентская газета. 2010. № 127.

 

Учебная и научная литература:

 

2. Гордеев А.В. Основные  направления агропроизводственной  политики правительства на 2001-2010 г.- М.: Норма, 2008.

 

3. Экономика переходного  периода. Очерки экономической  политики посткоммунистической  России (1991–1997). М.: ИЭПП, 1998. Гл. 15 Институциональные  реформы в агропромышленном комплексе.

 

4. Ямалов М.Б. Башкортостан  индустриальный.- Уфа: Восточный  университет, 2001.- с.104.

 

5. Заславская Т.И Социально-демографическое  развитие села: Региональный анализ. М.:Норма, 2008.-с.123

 

6. Дерябина М. Сельскохозяйственная  кооперация. М.: 2010.- с.110

 

Периодические издания и  интернет-источники:

 

7. Воробьев И. Факторы  устойчивого развития сельскохозяйственного  производства. //Экономист – М.:2001, №7, с.19

 

8. Галия Набиева, ИА "Башинформ"

 

9. Елисеев А. Рынок зерноуборочных  комбайнов в России: многообещающие  перспективы// Аграрное обозрение,  №5, 2011 г.

 

10. Из интервью президента  РБ Р.З. Хамитова ИА "Башинформ"

 

11. Инвестиционный паспорт  республики Башкортостан

 

12. Инновационная деятельность  в аграрном секторе экономики  России / Под ред. И.Г. Ушачева,  И.Т. Трубилина, Е.С. Оглоблина,  И.С. Санду. М.: КолосС, 2007.

 

13. Информационно-аналитические  материалы, посвященные проблемам  развития АПК РБ на современном  этапе. Информационный бюллетень  №4 (10)- Уфа, 2000.- 84 с.

Информация о работе Проблема развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в курсе преподавания экономики в школе